Меню

Вышиваем иконы рушники покровцы картины



Рушник на божницу или икону

Рушником-набожником (божником) издревле украшали иконы, он должен был покрывать все иконы, висевшие в «красном» углу.

Обязательно «божницы» вывешивали двух видов — праздничные и будничные.

По словам старожилов, рушниками заворачивали библию, так как никогда её не брали голыми руками.

Основными цветами таких рушников были красный и чёрный, но все-таки преобладал монохромный — красный.

Интересна, на мой взгляд, и довольна полезная, информация из книги Л. С. Лаврентьевой «БОЖЬЕ ПОЛОТЕНЦЕ» (по материалам коллекций МАЭ РАН):

«Православная традиция украшать домашние иконы полотенцами получила достаточно широкое распространение у русских.

Эти полотенца известны под разными названиями: божник, божье полотенце, набожник, пелена для богов, накутник, накрючник, рушник, платок.

В данной работе мы остановимся на следующих трех:

1) божье полотенце как предмет убранства дома, красного угла, иконы;

2) божье полотенце как предмет домашнего женского ремесла, выполненного исключительно ручными способами: шитье иглой и разные виды художественных работ — узорное плетение, вязание крючком и на коклюшках, вышивание, аппликация (басмой, позументом, лентами);

3) христианские сюжеты вышивки и их происхождение на полотенцах данного типа.

На территории расселения русских существовало несколько приемов украшения икон полотенцами.
Иконы украшали длинными, узкими полотенцами с вышивкой вдоль одной стороны и на концах или только на концах.

Полотенце могли сшивать двумя сторонами полотнища, оставляя прорезь посередине для надевания рушника на икону или несколько икон.
Иногда одним полотенцем накрывали до шести и более икон, так, чтобы богато вышитые концы полотенец свисали ниже икон.

Традиционно ширина полотенца была 36–38 см, длина 200–400 см.
Иногда их шили из более узкой или более широкой ткани. Ширина некоторых полотенец доходила до 40–41 см, а длина — до 700 см. Такие
полотенца назывались стеновые, т. к. максимальная мера длины холста равнялась длине стены избы.

Существовала традиция завешивать иконы и занавеской из двух полотнищ, также украшенных вышивкой:
В основе подобных представлений лежат как ветхозаветное понимание закрытости Царствия Небесного, наступившего после грехопадения Адама и Евы, так и новозаветное — в час крестной смерти Христа завеса в храме, закрывавшая Святая святых, разорвалась надвое.

Согласно народным представлениям, завешивать иконы в доме следует для того, чтобы святые образа не могли «видеть» греховные дела людей.

Эти домашние традиции, несомненно, связаны с уподоблением закрытого занавесами красного угла алтарной части храма, скрытой от глаз верующих.
Такая занавеска называлась набожник или обвеска.
Во время молитвы набожник раздвигался.
Похожее на набожник прямоугольное полотно, сшитое из двух кусков белого тонкого холста, укрепляли в красном углу и под образами, что соответствовало церковной традиции подвешивать под особо чтимые иконы пелены.
Часто такое украшение красного угла называли накутник.

Рекомендации по устройству красного угла, где размещались иконы, мы находим в Домострое [Домострой 1994: 155] :
«Каждому христианину нужно в доме своем, во всех комнатах, по старшинству развесить на стенах святые и честные образа, на иконах написанные, их украсив, и поставить светильники, в которых во время молебствия перед святыми образами возжигаются свечи, а после служения — гасятся, закрываются занавеской от грязи и пыли, строго ради порядка и для сохранности , а образы святых расставляются по старшинству».

Церковь и сегодня предписывает, каким образом надо располагать иконы в доме, и требует от православного человека такого же отношения к домашним иконам, как и к иконам в храме, поскольку храм и дом рассматриваются как модель Вселенной.

В первую очередь необходимо иметь в доме иконы Спасителя и Божией Матери.

Если есть возможность разместить в доме большее количество икон, то можно дополнить домашний иконостас иконами особо чтимых святых, именными иконами, т. е. иконами святых небесных покровителей членов семьи, иконами праздников и т. д.

При этом икона Спасителя должна находиться в правой стороне, а икона Богородицы — в левой.

Вышивать полотенца и платки начинали девочки старшего возраста, а девушки помимо прядения занимались «художественным рукоделием, главным образом, вязанием и вышиванием».

Девушки должны были подготовить подарки возлюбленным, приданое и материал для свадебных даров, обязательным условием девичьего рукоделия была изобразительность, или, по-народному, украсы.

Вышивали полотенца для своей свадьбы и других ритуальных надобностей в будущей брачной жизни. Большую часть полотенец девушка вышивала сама, часть полотенец ей отдавала мать, иногда она обращалась и за помощью к подругам, родственникам или односельчанам.

Читайте также:  Кроссовки под рубашку женскую

После сватовства и таких обрядов, как сговор, рукобитье, богомолье, жизнь просватанной девушки резко менялась.
Ее жизнь как бы замирала, наступала символическая смерть. К невесте предъявлялись очень жесткие требования, похожие на те, что соблюдались во время поста.

Известно, что многочисленные требования поста соблюдались и при изготовлении обыденных полотенец.
Немаловажную роль здесь играла и девственность невесты. Во все времена непременным условием для участниц храмового шитья, от учениц до учительниц, была их девственная чистота. Именно девушки в возрасте невест начинали приобщаться к церкви, присутствовать при богослужении.

Опираясь на многочисленные исследования по этой теме, можно смело сказать, что, вышивая полотенце, рукодельница четко представляла назначение этой вещи: делалось ли оно на икону, дарилось ли на свадьбе, по случаю рождения ребенка, а также по случаю болезни, эпидемии, пропажи скота и т. п.
Многие полотенца, которые вышивались по какому-либо случаю, продолжали свою жизнь в храме.

На полотенце использовали домотканое тонкое, хорошо отбеленное полотно, портно из льна — в северных и центральных областях и из
конопли и льна — в южных областях.

Как правило, вышивку выполняли на отдельном куске полотна.

Уже во второй половине XVII в. в Москве производился миткаль, который красили в красный и вишневый цвета.

С XVIII в. возникает производство кумача в Поволжье.

Но в крестьянском обиходе широкое употребление хлопчатобумажных тканей начинается с конца XVIII — начала XIX века.
Это были в основном привозные кумач, китайка, особенно популярные в народе.

Концы полотенец украшали полосами кумача, коленкора, миткаля, кисеею и кружевом.

По кумачевому концу вышивали тамбуром или крестом по канве.

Вышивка на полотенцах чаще всего была монохромной. Преобладал красный цвет, символизирующий огонь, солнце.

Известна символика красного цвета и его предметных воплощений в магических обрядах, связанных с предохранительной, оберегающей и
очистительной магией, лечением и т. п.

Древние традиции имеет и орнаментация полотенец (рушников).

Лингвистический анализ показал, что термины, связанные с названиями вышивки и ее рисунка («узоры», «украсы», «вычуры») семантически
восходят к терминам, обозначающим «свет», «небо», «солнце».

Самым распространенным сюжетом вышивки на полотенцах божниках были храмы — церкви.

Другой не менее распространенный сюжет в вышивке божников — растущее из вазона или вообще цветущее дерево, на котором размещены стилизованные птицы.»

Источник

Вышиваем иконы, рушники, покровцы, картины

В книге подробно рассказано, о различных тканях, нитках, бисере, бусинах, стеклярусе, камнях, стразах, паетках, жемчуге. Какие они бывают и для каких видов вышивки используются.

Также, подробно рассказано об инструментах, которые понадобятся при вышивании ( иглы, пяльца или рамки, подрамники, витейки, ножницы, карандаши, мел, калька, миллиметровка, наперсток, шило).

Еще из книги вы узнаете какие существуют виды декоративных швов, как вышивать гладью, как вышивать бисером по канве, как вышивать жемчугом и многое другое.

Содержание:
Вступление

Раздел 1. Материалы и инструменты для вышивания
1.1. Ткани для вышивания
1.2. Нити для вышивания
1.3. Бисер, бусины, стеклярус, пайетки, жемчуг, камни, стразы, канитель
1.4. Необходимые инструменты для вышивания
1.5. Таблица соответствия цветов мулине
1.6. Начало и завершение работы над вышивкой. Общие сведения

Раздел 2. Виды декоративных шпон
2.1. Вышивание по канве, счетные швы
2.2. Свободные декоративные швы
2.3. Вышивка бисером, стеклярусом, пайетками, жемчугом
2.4. Техника золотного шитья
2.5. Техника вышивания шнуром
2.6. Шитье канителью

Раздел 3. Вышитые иконы и шжронцы
3.1. Вышитые иконы
3.2. Вышитые покровцы

Раздел 4. Вышитые картины
Фрагмент картины «Рождение Венеры»
Вышитая картина со щенком «Я вас так люблю!»
Натюрморт с фруктами
Вышитый гладью пион
Фрагмент картины Альфонса Мухи (реклама шампанского «Светлая звезда»)
Пейзаж «Осенний»
Натюрморт «Розы»

Раздел 5. Свадебные рушники
Рушник под ноги молодым
Божники, или рушники для икон
Рушник для иконы с образом Богородицы
«Союзный» рушник
Рушник под каравай, или «хлебосольный»
Народные приметы для вышивания свадебных рушников
Заключение

Источник

Вышиваем иконы, рушники, покровцы, картины. Волшебная вышивка бисером и нитями

Наниашвили И., Соцкова А.

  • Автор: Наниашвили И., Соцкова А.
  • ISBN: 978-5-9910-1731-2
  • Издательство: ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга»
  • Год: 2011
  • Код товара: 23092
  • Кол-во страниц: 64
  • Переплет: Твердый
  • Формат: 70х100/16
  • Наличие: в наличии
Читайте также:  Узор для реглана круговыми спицами схема

Подписаться на снижение цены

Вы решились вышивать икону и уже взяли иглу в руки? Принимая важное решение вышивать икону, следует осознать всю ответственность перед такой работой. Какую бы технику вышивания вы не выбрали, главное, с какими чувствами и мыслями вы будете работать. Данное издание поможет вам создать достойные иконы. В книге собрана вся необходимая информация о том, какие материалы и инструменты использовать при вышивании и какие существуют техники вышивания. Сделана подборка вышитых бисером и крестиком икон.

Доставка в пункты выдачи заказов (самовывоз):

Стоимость от 110 рублей.

Бесплатная доставка при заказе от 1450 рублей! (кроме отдаленных населенных пунктов и Дальнего Востока)

Оплата наличными при получении и предоплата банковскими картами и другими электронными средствами платежа.

Курьерская доставка (до адреса):

Стоимость от 190 рублей до 500 рублей.

Оплата наличными при получении и предоплата банковскими картами и другими электронными средствами платежа.

Выгодная стоимость доставки при заказе от 1450 рублей!

Доставка Почтой РФ:

Согласно тарифам Почты РФ.

Только предоплата банковскими картами и другими электронными средствами платежа.

Выгодная стоимость доставки при заказе от 1450 рублей!

Вышиваем иконы, рушники, покровцы, картины. Волшебная вышивка бисером и нитями

Вы решились вышивать икону и уже взяли иглу в руки? Принимая важное решение вышивать икону, следует осознать всю ответственность перед такой работой. Какую бы технику вышивания вы не выбрали, главное, с какими чувствами и мыслями вы будете работать. Данное издание поможет вам создать достойные иконы. В книге собрана вся необходимая информация о том, какие материалы и инструменты использовать при вышивании и какие существуют техники вышивания. Сделана подборка вышитых бисером и крестиком икон.

Источник

Вышиваем крестиком узоры рушников

Если вы давно хотели вышить узоры рушников, то я расскажу, как это делается. На самом деле, все можно легко сделать. Обязательно ознакомьтесь с моим мастер-классом!

Время работы: несколько часов.

  • иголка для вышивки,
  • мулине,
  • ножницы,
  • смываемая ручка или маркер для нанесения эскиза,
  • схема узора,
  • полотно для рушника.

Иголку лучше выбирать толстую, для работы с мулине. Я предпочитаю для этого с ушком посередине. Мулине в 2 или 3 сложения в зависимости от плотности ткани и размеров крестиков. Схема узора для вышивки выбирается символическая, если вы планируете делать рушник для подходящего повода. Самобытное полотенце обычно делают из плотного хлопка, льна или иной ткани для счетной вышивки.

Для наглядности я буду делать вышивку на канве, используя ее вместо счетной ткани для крестиков.

Достаточно долго можно перечислять праздники и торжества, где используются рушники. Схемы вышивки крестом меняются в зависимости от предназначения этого отреза ткани. Основными поводами для создания рушника были свадьба, крестины, помолвка молодоженов.

Немного для понимания

Рушник считается самобытным полотенцем для обрядов разного характера. Так, на свадьбах могли быть до нескольких десятков полотенец: ими укрывали лошадей, переносили иконы и каравай, молодожены связывались по рукам как символ крепкого союза. Поэтому сложно в одном предложении описать внешний вид и правила вышивки на рушнике.

Для икон делали отрезы в основном с растительными мотивами. Орнамент должен находиться под наклоном. Например, гроздья и листья винограда не висят, а лежат на боку. Лилия, дубовые листья и желуди часто использовались для божника (так называют маленький отрез, которым покрывали иконы).

В Загсе новобрачные по традиции стоят на полотне. Он так и называется — свадебный рушник, где присутствует вышивка голубей. Они олицетворяют жениха и невесту. В церкви используется венчальный рушник.

После венчания родители должны встретить брачующихся караваем, который выносят на полотенце с вышивкой цветов, листьев, птиц. Хлебосольное полотенце для достатка и согласия между молодыми.

Кстати, еще одна интересная традиция, когда священник в церкви связывает полотенцем руки пары. Для него характерна вышивка фразы «Совет да Любовь», птиц, обручальных колец (их изображение появляется на рушниках примерно в советское время). Считалось, такой обряд соединяет новобрачных до конца жизни.

Существуют еще и поминальные рушники. Вышивка означала место для хранения души усопшего, устанавливалась связь с покойником. Такие отрезы оставляли на крестах на могиле, в церкви.

Теперь вы примерно понимаете, почему к свадьбам готовят несколько десятков рушников. Кстати, остались ли у вас воспоминания, как бабушки украшали дом самодельными полотенцами с вышивкой?

Читайте также:  Что такое рушник для чего он нужен

Основные правила для вышивальщицы

Считается важным соблюдать следующие особенности рушника в зависимости от его назначения:

  1. Мотивы. Здесь стоит разбираться в символике вашей местности, чтобы не перепутать.
  2. Размеры полотенец. Если иконы достаточно обернуть небольшим отрезком полотна, то при заключении брака молодые должны обеими ногами помещаться на белой части рушника.
  3. Пропорции вышивки и чистой ткани.

Самое главное, при создании нельзя сшивать полотенце из нескольких кусков ткани. Используется только цельное полотно.

В теории размер отреза должен быть кратен 7. Бытует мнение, что длина полотенца кратна росту вышивальщицы. Хотя первое предположение встречается намного чаще.

Ткацкие фабрики для продажи выпускают рушники примерно 2 метра длиной и 50 см шириной (примерно, видимо, соблюдают кратность).

При вышивке свадебного рушника под ноги важно, чтобы молодожены помещались полностью на ткани.

Вышивка занимает от четверти на каждой половине по краям. Второй вариант, когда только треть полотна посередине остается белой, остальное заполняется орнаментами.

Внимательно следите за красивой изнаночной стороной. Следует делать двустороннюю вышивку или аккуратные параллельные стежки.

На заметку. Если создаете полотенце «с нуля», то не забудьте обработать кромку ткани. Для этого делается подгиб в 1-2 сложения и прихватывается через крестик. На лицевой стороне получается пунктирная линия из стежков.

Классическая техника крестиком, но современные рукодельницы прибегают к глади, тамбурной вышивке. Некоторые используют мережку. Хотя исторически считается, что нельзя делать узоры с дырками: такой же дырявой станет семейная жизнь.

На заметку. Вообще существует целый перечень правил вышивки рушников. Например, начинать в четверг, нельзя рукодельничать ночью, запрещается стирать. И целый перечень подобных условий. То есть рукодельницы делали ритуальный предмет, несущий в себе божественную силу и защиту от негатива.

Цветовое решение классически красный орнамент, черно-красный, с зелеными прожилками. Иногда использовали синие нитки. Если досконально разбираться, то вы сочетаете символизм в изображении и цветовой гамме.

Порядок работы

Собираю все необходимые материалы и инструменты на рабочем месте. Схему предварительно распечатываю на принтере, чтобы орнамент был перед глазами.

Вышивка рушника начинается с середины полотна. Узор должен быть симметричным, поэтому прочерчиваю центральную линию на схеме и канве.

Если узор шьется одним цветом, то сначала определитесь с порядком: столбцами, рядами или участками вышивки. Попробуйте выделить основные части орнамента для удобства.

На заметку. Посетите экскурсию в музей культуры вашего народа. Обратите внимание на вышитые рушники. Часто встречается несколько рядов с различными символическими изображениями. Так, в одном изделии можно совместить образы мужской силы, женской удачи для продления рода, благополучия в семье и так далее. Поэтому рассчитывайте ширину узора и размещайте все необходимые элементы и орнаменты.

Следите, чтобы изнанка имела презентабельный вид, поэтому крепить нить стоит невидимым способом, например, микростежком. Далее двигайтесь по узору крестиком или в той технике, что выбрали.

Заполняйте полотно последовательно. Начинайте из середины, двигаясь до конца ткани. Затем опять из центра к краю.

Некоторые орнаменты идут не только горизонтально, но обрамляемой рамкой заворачивают на длину рушника. На этом моменте важно красиво выполнить поворот узора, чтобы не было незавершенных вышиваемых фигур.

Кстати, ведь никто не заставляет вас следовать строго одному повторяемому рисунку. Совместите несколько разных фрагментов в единую композицию.

Двухцветные схемы лучше всего вышивать по очереди. Сначала заполняете красными стежками.

После этого дорабатываете черные крестики на узоре.

Считается, что нельзя исправлять на вышивке рушника погрешности и недочеты. Это сама жизнь вам ставит препятствия на пути. Но скептики отнесут такую позицию к разряду вымышленных моментов. Поэтому оставляю данный вопрос на ваше усмотрение.

Исторически сложилось так, что каждая девушка еще с юных лет начинает готовить рушник к свадьбе. Закладывает в мотивы все пожелания на семейную жизнь. Сегодня подобные культурные предметы находятся в свободной продаже, изготавливаются на фабриках. Хотя традиции обязывают создавать рушники самостоятельно, бесплатно, чтобы вложить в них магическую силу для оберега. Думать и решать вам, каким путем пойдете: соблюдая традиции и правила или покупая в ближайшем торговом центре.

Буду рада, если материал помог разобраться в создании и вышивке рушников. Оставляйте комментарии, пожелания и советы.

Источник