Меню

Венчание царя шапкой мономаха



История царской шапки.

ВЕНÉЦ, древнейший символ славы и величия. Его истоки – языческие венки из цветов, употреблявшиеся в праздничных и др. ритуальных обрядах разных народов. Со времён Древней Греции и Древнего Рима пошла традиция возлагать венок из ветвей лавра и оливы (по латыни – corona) на голову человека, достигшего высшего пика славы – победителя в Олимпийских играх, поэта-победителя в творческом состязании, отличившегося на войне полководца и победителя-императора, а также верховного лица в государстве (этот венец был не только символом власти, но и символом божественности её носителя). В поздние годы Римской империи венец был непременным атрибутом императорской власти. Со временем слово «венец» стало символическим обозначением миссии её носителя (царский венец), аллегорией судьбы (мученический венец), оценкой высшего достижения (венец творения) и т.п.

До 17 века слово «венец» на Руси не употреблялось. Но по своему символическому значению венцом являлась древнерусская «княжья шапка»; роль венца в 10–13 веках играл парадный, нередко украшенный золотом, эмалью и чеканкой шлем князя-воина; такую роль играли наиболее древние, носившиеся князьями в торжественных случаях, головные повязки в виде шнура с украшениями (в том числе вислыми).

Царские шапки были разнообразны. Так, у царя Ивана IV после его Казанского похода 1552 появилась так называемая Казанская шапка.Как и ханский трон, получивший позже название «Трона Бориса Годунова», она была изготовлена татарскими мастерами и привезена Иваном Грозным из Казани. Вместе с Шапкой Мономаха Казанская шапка – вторая из самых старых царских шапок (до 17 века), сохранившихся до наших дней.

Запасной головной убор русских монархов. Шапка была изготовлена примерно в 1553 году для Ивана Грозного сразу после покорения и присоединения Казанского ханства к Русскому государству и упрочения титула Казанского царя. Есть версия, что её изготовили ювелиры покоренного ханства. В ее производстве использовались золото, серебро, рубины, изумруды, жемчуг, мех. Венчает шапку жёлтый сапфир в 90 каратов. Кстати, в современном гербе Казани именно этот головной убор венчает щит.В 1627 в мастерских Московского Кремля под присмотром думного дьяка Е. Телепнева для царя Михаила Федоровича была изготовлена царская шапка Большого наряда (она же Астраханская шапка) – одна из самых больших из сохранившихся царских шапок (высота 30 см).

Астраханской же шапкой она названа в честь покорения Астраханского ханства. Двухъярусный венец имеет массивный металлический корпус, к нижней части внешнего каркаса добавлена диадема с восемью зубцами. Внизу к короне присоединен соболиный мех, традиционное для такого типа корон — «шапок». Шапка украшена 177 камушками и жемчужинами. Сегодня эта корона венчает герб Астрахани.В 1684 для царя Ивана Алексеевича была сшита шапка из алтабаса – похожей на парчу дорогой ткани (отсюда название – Алтабасная шапка), из неё сделана тулья. Она же имеет название и Сибирская.

Для того чтобы шапка не заминалась и сохраняла форму, ее укрепили изнутри на каркасе из гладких серебряных дуг. На чуть мерцающем фоне ткани четко читается узор из ажурных золотых запоя, расцвеченных яркими эмалями и драгоценными камнями. В описи 1702 года шапка оценивается в 909 рублей.

На тулье – узор из ажурных золотых запон, расцвеченных эмалями и драгоценными камнями. Некоторые из этих запон были сняты, как утверждают источники, с несохранившейся Алмазной шапки царя Фёдора Алексеевича. Все упомянутые царские шапки хранятся ныне в Оружейной палате Московского Кремля.

Цари Иван V Алексеевич и Пётр I Алексеевич имели по собственной Алмазной шапке.Запасной головной убор Ивана V. Был рассчитан для повседневного использования. Шапка также была богато убрана драгметаллами и алмазами, часть из которых Иван перенес на свою любимую Сибирскую шапку.Первый венец царя Петра. В этом головном уборе примечательно то, что по высоте и окружности она значительно уступала аналогичной «алмазной шапке» старшего брата Петра – Ивана V. После поездки в заморские страны и знакомства с местной модой Петр стеснялся носить на людях этот венец. Видимо, считал немодным.
Обе были изготовлены в 1680 в мастерских Московского Кремля. Их тульи сплошь покрыты алмазами. Шапка малолетнего Петра несколько меньше. Оба царя – Иван и Пётр – стали последними, кто был венчан на царство «царской шапкой».Запасная шапка (копия) Мономаха. Тоже предназначалась для головы Петра. Судя по всему, надевал он ее один раз – на «дуэтное» венчание на царство в 1682 году вместе с братом Иваном – на том, правда, был оригинал шапки Мономаха. Запасной головной убор значительно легче подлинника – около 700 грамм. Но для Петра Алексеевича, видимо, все равно была тяжела, поскольку надевал он ее один единственный раз.

В 1721 Пётр I принял титул императора, и в дальнейшем все русские императоры венчались на царство короной.

В имперскую эпоху лавровый венец как символ величия использовался в изобразительном искусстве и в художественной литературе. Русских императоров нередко изображали не в короне, а с лавровым венком на голове, например, венком украшено чело Петра I на Медном всаднике и чело Екатерины II на памятнике в Екатерининском садике в Петербурге. На том же памятнике Екатерина также держит лавровый венок в руке, словно готовясь возложить его на достойного славы героя.

Читайте также:  Какие чулки носить с сапогами

Императорские короны до 1917 в символическом смысле продолжали называть венцами, причём не только в литературе, публицистике и т.п., но нередко и в официальных бумагах.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Шапка Мономаха: описание, история и значение

Шапка Мономаха- золотая шапка великих князей и царей, один из символов самодержавия в России. Другое название шапки Мономаха- корона Великих Московских князей.

Описание Шапки Мономаха

Шапка Мономаха хранится в настоящее время в Москве в Оружейной палате.

Это её самый древний памятник (конец 13- начало 14 века), настоящее сокровище Московского Кремля.

Вес шапки Мономаха 993,66 грамм (без меха 698 грамм).

Дорогой венец состоит из восьми золотых пластин и затянут изысканным кружевом. Тонкими нитями неведомый мастер сплел прелестный узор из остроконечных звезд и нежного, мягких очертаний цветка лотоса. Если внимательно вглядеться в орнамент, покажется, будто он покрыт едва уловимым глазу слоем золота.

Крупные зеленые изумруды, синие сапфиры, красные рубины и турмалины, нежно мерцающий круглый и продолговатый жемчуг выложены в венце в строго определенном порядке. Низ шапки широким мягким обручем стянул блестящий мех соболя.

Царская Шапка Мономаха.конец 13- начало 14 века. Оружейная палата Московского Кремля.

История происхождения и значение

Почему шапка названа Мономаховой? Кто изготовил ее и как она попала в русскую сокровищницу? Ученые пока не могут ответить на все вопросы.

Впервые некая “золотая шапка” упоминается в начале 14-го столетия в “духовной грамоте” ( то есть завещании) Московского князя Ивана Калиты (1284 или 1288 — 1340 гг.). Для русского народа это был век Возрождения после многолетней борьбы с монголо- татарским игом.

Именно тогда началось объединение княжеств вокруг Москвы- крупного ремесленного центра, по местоположению менее уязвимого для врагов. Возвышению будущей столицы способствовала и умелая политика московских князей.

В 1325 году Москву получает в удел внук Александра Невского Иван Калита. Тонкий дипломат, умный,рачительный хозяин, он сумел добиться звания великого князя. И с тех пор оно твердо закрепилось за его наследниками. Митрополит Петр перенес в этот город свою кафедру из Владимира.

К концу 14-го века вера в Москву и силу единства была настолько сильна, что русские полки вышли на Куликово поле и одержали победу.

Через 100 лет после Куликовской битвы великий князь Иван III, дед Ивана IV Грозного, стоял во главе уже сплоченного и сильного государства. “Изумленная Европа, в начале царствования Ивана III едва ли подозревавшая о существовании Московии, затиснутой между Литвой и татарами, была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на ее восточных границах”- писал Карл Маркс.

Между тем в середине 15-го века пала под натиском турок столица византийской империи Константинополь. Женившись на византийской принцессе, Иван III утвердил для своего обширного государства герб её родины: двуглавого орла. Русский правитель как бы желал подчеркнуть: Москва- наследница Византии.

Но хотя Иван III и называл себя царем, официально он по традиции носил титул великого князя, то есть старшего в княжеском роду.

Как освободиться от веками сложившихся привычек и преданий? Противопоставить им другие предания.

Великий князь Владимир II Всеволодович Мономах. Портрет из Царского титулярника. 1672 г.

В конце 15-го века в Москве написаны знаменитые “Сказания о князьях Владимирских”, в которых сообщалось о происхождении русских правителей от византийских императоров. Тогда же появилась легенда, согласно которой киевскому князю Владимиру Мономаху его дед византийский император Константин Мономах подарил знаки царской власти и среди них знаменитую шапку.

Да, такая легенда была нужна. Воссоединение не всегда происходило с согласия удельных князей. Новгород, Тверь, Рязань, происхождением более древние, чем Москва, сами претендовали на звание главного города, а для своего князя — на титул государя.

Легенда же подтверждала преемственность власти московских князей от византийских монархов и, значит, ее законность и неоспоримость.

Иван IV Грозный

Мономахов трон Ивана Грозного. 1551 г. Успенский Собор.Москва.

Предание не только повторялось в летописях и всевозможных сборниках, но также получило изобразительное воплощение. В 1551 году в Успенском соборе Московского Кремля установили новое моленное место царю Ивану Грозному. Оно называлось “мономаховым троном”, и не случайно. На деревянных стенках трона в двенадцати клеймах были вырезаны сцены из “Сказаний о князьях Владимирских”.

Вот киевский князь Владимир Мономах со своей дружиной направляется в поход во Фракию. Его войска штурмом овладевают одним городом за другим. Русская дружина берет в полон жителей Фракии. Император Константин, напуганный таким сокрушительным ударом, созывает совет. Влиятельнейшие вельможи принимают решение выполнить требования Владимира, вставшего под стенами города. Константин отсылает князю знаки царской власти, и среди них венец. Удовлетворенный Владимир в Киеве венчается на царство этим венцом.

Само время делает легенду священной. В течение трех столетий никто и не подумал усомниться в ее достоверности. А на самом деле имела ли шапка Мономаха отношение к византийскому монарху и киевскому князю 12-го века Владимиру Мономаху?

В 19-ом веке небывало возрос интерес к отечественной истории и культуре. Тщательно изучались и получали новое осмысление древние памятники. Тогда-то и возникли горячие споры о происхождении заветной короны русских правителей.

Читайте также:  Модные шапки детям спицами

Во-первых, путем простого сопоставления дат жизни доказали, что шапка не являлась подарком Константина Владимиру Мономаху. Византийский император умер, когда русскому князю было всего два года. Значит, легендарный поход во Фракию — чистейший вымысел.

Откуда же попал на Русь царственный венец? Этот вопрос до сих пор окончательно не решен.

Одни исследователи считали, что Мономахов венец византийской работы. Узор шапки кажется как бы слегка смазанным тончайшим слоем золота. Такую скань умели делать только в Византии.

Другие ученые утверждали, что шапка арабского происхождения. Однако самым убедительным кажется мнение выдающегося русского археолога 19-го века А.А.Спицына, посвятившего шапке Мономаха большое исследование.

Археолог Спицын А.А. (1858-1931 гг.)

Узор венца — туго закрученные в спираль завитки, звезда и лотос. Изображение лотоса из Индии перешло в орнамент Китая, а затем в Среднюю Азию. Самой близкой аналогией цветку на венце А.А.Спицын считал узор золотого украшения, найденного в 1902 году в Бухаре: те же мягкие очертания, изящный плавный рисунок.

Отрицая византийское происхождение шапки, исследователь настаивает на том, что это произведение восточного искусства, скорее всего 13-14-х веков и имеет много общего с изделиями Золотой орды.

А.А.Спицын предполагает, что шапка подарена московскому князю Ивану Калите золотоордынским ханом.

Мог ли хан сделать князю дорогой подарок? Отношения порабощенной Руси с угнетавшей ее Ордой складывались сложно. В условиях жестокого ига нужно было отстаивать свои интересы, копить силы для будущего освобождения.

В это время национальными героями стали князья- заступники за своих людей и за землю русскую. Это были князья- воины, павшие в неравном бою с пришельцами, и князья- страстотерпцы, мученически погибшие, не поклонившиеся язычникам и не приняв тем самым условий власти при захватчиках.

Позднее сформировался особый тип князя- политика, терпеливого и выдержанного по отношению к завоевателям и облегчавшего участь своего народа. Таким и был Иван Калита. Мудрые и влиятельные русские князья заставляли ханов считаться с собой. Бывало и так, что угнетавшие присылали угнетенным дары.

Предположения А.А.Спицына о подарке из Орды подтвердили изыскания советских археологов. В начале 80-х годов 20-го века близ Можайска велись раскопки Тушкова городища, во время которых нашли маленькую золотую вещицу, напоминавшую брошь. Цветок в ее узоре абсолютно соответствовал лотосу в Мономаховой шапке. И по форме, и по размеру изображения отличались лишь мелкими деталями, как бывает в изделиях одного мастера.

Что это за украшение? Скорее всего пряжка или большая пуговица. В древности их пришивали по две к вороту одежды друг против друга. Подобные парные пуговицы- застежки часто встречаются в курганах 14-го века на Нижнем Поволжье, неподалеку от столицы Золотой орды- Сарая.

Напрашивается новый вывод: золотоордынский хан 14-го века Узбек мог сделать князю Ивану Калите дорогой подарок, включив в него не только шапку, но и одежду, украшенную пряжками.

При тщательном осмотре найденной броши на каждом лепестке обнаружили отверстия, сквозь которые, вероятно, ее пришивали нитками к ткани. И тут же отверстия более крупные, скорее всего для крепления гвоздиками к дереву или к кожаной сбруе.

Становится понятно, каким образом родственный венцу золотой цветок из Москвы попал в отдаленную крепость Тушкова.
Дмитрий Донской в своей “духовной грамоте” завещал третьему сыну Андрею крепость Тушков, а также золотой пояс новгородской работы и какую-то “золотую снасть” — так на Руси называли конский убор. Вероятно, к тому времени драгоценные застежки уже спороли с одежды и одну из них приспособили для украшения конской сбруи.

Если все так, то шапка Мономаха работы неизвестного восточного мастера 13-14-х веков была подарена Ивану Калите и под названием “золотой шапки” значилась в сокровищнице московских князей почти до 16-го столетия.

Лишь с 1572 года она стала именоваться шапкой Мономаха.

Шапка Мономаха- символ власти русских царей

Шапкой Мономаха венчались на царство все русские цари с 1547 года до 1682 года. Последний раз ею был венчан на престол в 1682 году Иван V, старший брат Петра I.

В 1682 году связи с венчанием на царство двух царей- соправителей Ивана V и Петра I, для Петра (как младшего из братьев) изготовили похожую на шапку Мономаха корону «малого наряда» (другое название- Шапка Мономаха второго наряда).

Шапка Мономаха второго наряда. 1682 г. Оружейная палата Московского Кремля.

В 1721 году Петр I заменил традицию венчания на царство обрядом коронации. С 1762 года главной династической регалией стала Большая императорская корона, изготовленная для коронации Екатерины II. А шапка Мономаха вместе с другими регалиями находилась в Успенском Соборе и принимала участие как реликвия в императорских коронациях.

И все-таки многое в истории знаменитой шапки Мономаха остается неясным. Но есть надежда,что со временем ее тайну разгадают полностью.

Источник

Шапка Мономаха. История. Описание

История шапки Мономаха

Шапка Мономаха – один из символов самодержавия в России, венец русских великих князей и царей. Представляет из себя золотой головной убор среднеазиатской работы XIV века с собольей опушкой, который украшен филигранями, драгоценными камнями и увенчанный крестом.

Читайте также:  Шьем шубки искусственный мех

Впервые, предположительно, шапкой Мономаха венчался на царство внук Иван III Дмитрий, а после него все другие русские цари вплоть до Петра 1. С 1721 г. шапку Мономаха на коронационных торжествах заменили короной Российской империи, как раз с того времени Россия стала империей. Хранится шапка Мономаха в Оружейной палате Московского Кремля.

В легендах

Очень давно о шапке Мономаха появилась легенда, будто в XII столетии византийский император Константин прислал ее и другие регалии на золотом блюде великому князю киевскому Владимиру Мономаху, от которого спустя много поколений этот венец перешел к московским царям. Согласно легенде, митрополит Эфесский Неофит передал Владимиру Мономаху еще и оплечья, или бармы – драгоценные медальоны, нашивавшиеся на круглый воротник, а еще животворящий крест, цепь из аравийского золота и чашу римского папы Августа.

Хотя со временем историки, когда сопоставили их годы жизни и правления, решительно опровергли эту легенду. Император Константин скончался в 1055 г., а Владимир Мономах стал великим князем в 1113 г. – спустя 58 лет после смерти византийского правителя.

Существует и такое предположение что шапка Мономаха была создана по заказу Василия III между 1521 и 1526 гг. из золотых пластин — частей шлемов, хранящихся в московской казне.

История происхождения

Существует несколько мнений о происхождении царского венца. Одни из историков полагают, что ее сделали в Византии, другие относят ее к восточному (арабскому или арабо-египетскому) искусству, третьи считают, что это может быть произведением бухарской работы. Происхождение реликвии, как и история его появления в царской казне, по сей день не выяснены и еще ждут новых исследований.

В древних летописях нет упоминаний про шапку Мономаха: даже если ее и прислал бы византийский император, это явилось бы знаком подчинения того лица, кому был предназначен этот подарок. А о ней ничего слышно не было до конца XV начала XVI столетия… Зато во всех «духовных грамотах» московских царей, начиная с Ивана Калиты, были упоминания о некой золотой шапке, однако сколько-нибудь подробного описания ее нет. Первое небольшое письменное упоминание о некой «шапке», которой был венчан на царство внук Ивана III Дмитрий, встречается в грамоте 1498 г.

Первое венчание на царство с шапкой Мономаха

Царь Иван III в столь трудное для государства время решил подчеркнуть создание твердой централизованной власти и возрастающую мощь страны особенной торжественной церемонией – венчанием на престол. Для такой церемонии 4 февраля 1498 г. и использовали Мономахов венец. В тот день Иван III сопровождаемый боярами ввел своего 15-ти летнего внука в храм Успения Пресвятой Богородицы, где их встречало русское духовенство.

Для того что бы придать большей торжественности венчанию внука Иван III позвал некоторых иерархов русской православной церкви: митрополита Симона, архиепископа Ростовского, а также были епископы суздальский, рязанский, тверской, коломенский и сарский. Два архиепископа преподнесли митрополиту великокняжеские регалии – бармы и венец, а митрополит передал их великому князю, которым и была возложена шапка Мономаха на голову Дмитрия. Спустя 50 лет ею был венчан на царство молодой Иван IV, который окончательно утвердил за русскими государями царский титул.

Описание Шапки Мономаха

До Ивана III, взошедшего на великокняжеский престол в 1462 г., такого государства еще не было…

Золотой венец русских государей по своей форме походит на скуфью, только имеет еще острую верхушку. Золотую поверхность ее покрывает кружевной сканый узор греческой работы, в котором в единое целое сплелись изящные спиральные завитки, звездчатые розетки и цветки лотоса из 6-ти лепестков.

Украшенная драгоценными камнями Шапка Мономаха состоит из 8-ми продолговатых треугольных дощечек-пластин, с лицевой стороны покрытых сканью и острыми концами соединенных под «яблоком». Рисунок скани представляет из себя широко распространенный характер греческих завитков, однако каждый из них в деталях различен: к примеру, на одном – абсолютно особенный узор, на трех других – несколько сходный с первым, а на четырех остальных – не похожий на другие. Рисунок каждой из дощечек снизу окаймлен поясом наподобие угольчатой цепи, а около швов – боковыми рамками.

«Яблоко» по нижнему поясу прорезано, а в средних частях чеканно. На нем стоит гладкий крест из золота, а по концам и в подножие его вставлены 4 жемчужных зерна: верхнее продолговатое, боковые – круглые, нижнее как бы несколько сдавлено и крупней прочих.

На золотом венце расположено одиннадцать драгоценных камней 5-ти видов: сапфиры синий с желтым на «яблоке», 3 красных шпинели, 2 рубина и 4 изумруда на тулье. Так-же в украшении имеется 32 жемчужины: по 4 на кресте и в его основании, 3 — на яблоке, по 3 жемчужины на семи золотых пластинах. На передней восьмой пластине имеется 4 жемчужины, которые выложены в форме ромба.

Изначально шапку Мономаха украшали жемчужные и золотые подвески, это позднее ее опушили темным собольим мехом и увенчали золотым гравированным навершие крестом. Высота шапки с крестом около 25 см, а ее диаметр – приблизительно 20 см., вес шапки — 993,66 граммов.

Источник