Меню

У ребенка рвотный рефлекс от шапки



Что нужно знать о рвотном рефлексе

Рвотный рефлекс — это нормальная, здоровая реакция организма. Однако у некоторых людей рвотный рефлекс может быть сверхчувствительным и вызывать проблемы.

Определение рвотного рефлекса

Рвотный рефлекс — это естественная реакция, препятствующая человеку подавиться или съесть что-то неприятное. Рвотный или глоточный рефлекс является нормальной реакцией организма, которая предотвращает глотание, сокращая глотку. Глотка — это воронкообразный канал между полостью рта и носа и пищевода.

В некоторых случаях рефлекс может вызвать спазмы желудка, приводящие к чувству тошноты или к рвоте.

Что вызывает рвотный рефлекс?

Два типа раздражителей могут вызвать рвотный рефлекс: соматогенный и психогенный.

Соматогенный стимул — это тот, который физически вступает в прямой контакт с триггерной точкой. По отношению к оральным триггерным точкам это может быть большой кусок пищи или инородный предмет. Активация триггерной точки вызывает передачу нервных сигналов в мозг, который заставляет глотку сокращаться.

В данном случае рвотный рефлекс — это попытка помешать человеку подавиться или проглотить что-то потенциально опасное. Рвотный рефлекс обычно возникает, когда что-то стимулирует основание языка, язычок или область миндалин.

Психогенный стимул — это психический триггер, который вызывает у человека рвоту. Как правило, психогенный стимул — это реакция на отвращение. Поэтому человека может вырвать, когда он испытывает неприятную мысль.

Соматогенные и психогенные стимулы могут быть отдельными событиями и происходить одновременно. Поэтому у человека может быть рвота из-за определенных видов, звуков и запахов. Эта комбинация психогенных и соматогенных стимулов может объяснить, почему у некоторых людей может быть рвота только при определенных обстоятельствах.

Например, человека может не тошнить, когда он занимается собственной гигиеной полости рта, но может появиться рвотный рефлекс, когда стоматолог выполняет какие-либо процедуры во рту. Они могут включать в себя прикосновение дантиста к триггерным точкам, вкус перчаток и звук стоматологических инструментов.

Как убрать рвотный рефлекс?

Поскольку основная причина возникновения рвотного рефлекса заключается в том, чтобы не дать человеку задохнуться, не рекомендуется пытаться остановить его.

Возможно, что у некоторых людей нет рвотного рефлекса, а есть высокий порог чувствительности физических триггерных точек, достаточно сильный, чтобы вызвать рвоту. Вместо того чтобы пытаться остановить естественную реакцию организма, человек с чувствительным рвотным рефлексом может использовать методы, которые уменьшают чувствительность или приостановят ее, когда это необходимо. Некоторые из этих методов включают в себя:

Иглоукалывание

Исследование 2015 года предполагает, что иглоукалывание может облегчить чувствительный рвотный рефлекс в течение короткого времени.

Точечный массаж

Точечный массаж включает в себя оказание давления на определенные части тела, чтобы стимулировать его к самоисцелению и саморегуляции. Давление на ладонь может изменить триггерную точку человека. Данные свидетельствуют , что если человек закрывает левой рукой большой палец левой руки и слегка надавливает на него, это может остановить рвотные позывы.

Зубная щётка

Человек может снизить чувствительность своего рвотного рефлекса, приучая триггерную точку во рту к прикосновению. Одна из техник, которую человек может попробовать, — это взять зубную щетку и медленно двигать ее к задней части языка, пока не почувствует, что его вот-вот стошнит. Затем он может чистить эту область в течение 15-30 секунд.

Можно проделывать этот процесс дважды в день до тех пор, пока больше не будете чувствовать рвотного позыва от чистки этой области.

Местная анестезия

Чувствительный рвотный рефлекс может затруднить работу дантиста. Исследование 2016 года , в котором люди получали слепки своих зубов, отмечает, что применение местного анестетика к оттискному материалу может уменьшить рвотный рефлекс человека.

Техники отвлечения внимания

Исследование 2017 года , посвященное изучению рвотного рефлекса у детей, предполагает, что отвлечение их игрой может уменьшить рвотный рефлекс.

Релаксация

Человек может использовать релаксационные техники, чтобы уменьшить риск рвоты. Например, можно попробовать медитативное поведение, такое как контролируемое дыхание и осознанное мышление.

Заключение

Рвотный рефлекс — это естественная реакция организма, направленная на то, чтобы человек не подавился или не съел что-то опасное. У человека могут появиться рвотные позывы из-за физического раздражителя, такого как предмет, прикасающийся к чувствительной точке во рту. В качестве альтернативы, его может тошнить из-за психогенного стимула, такого как неприятная мысль. В некоторых случаях физические и психогенные стимулы могут возникать одновременно.

Человек с чувствительным рвотным рефлексом может рассмотреть такие методы, как иглоукалывание, релаксация или постепенная десенсибилизация своего рвотного рефлекса путем чистки задней части языка зубной щеткой.

Приглашаем подписаться на наш канал в Яндекс Дзен

Читайте также:  Как обрезать шорты с подворотом

Источник

Рвота у грудничка

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Рвота у грудничка – это серьезный симптом, который должен встревожить мать и побудить ее немедленно действовать, то есть обратиться к педиатру с данной проблемой. Рвота отличается от стандартного срыгивания, столь типичного для новорожденных. Рвотные массы часто извергаются столь активно и в таком количестве, что похожи на фонтанчики.

Ребенок напрягается, тужится, после того, как рвота заканчивается, кожные покровы малыша резко бледнеют, сам он становится апатичным, вялым, часто теряет аппетит. Если даже единичный случай рвоты прошел интенсивно, не стоит заниматься самолечением, необходимо обязательно вызвать на дом врача. При наличии в рвотных массах желчных компонентов (вкрапления желто-зеленого цвета), вызывается скорая неотложная помощь.

Чем вызывается рвота у грудничка?

Рвота у грудничка может быть связана с разными причинами. Часто повышенная температура вызывает тошноту, а затем и рвоту. Безусловно, такой рвотный рефлекс является следствием основного заболевания, но считается самостоятельной болезнью.

Также рвота у грудничка может быть однократной, хотя и обильной. Если ребенок после того, как рвота закончилась, чувствует себя хорошо, то скорее всего это был рефлекторный случай, возможно от переедания. То есть, по сути, было обильное срыгивание. Если же малыш беспокойный, плаксивый или наоборот затихает, становится вялым, нужно обратиться за медицинской помощью. Следует обратить внимание, что частая рвота, которая повторяется регулярно в первый месяц жизни новорожденного – это тревожный сигнал, свидетельствующий о нарушениях в работе пищеварительной системы. Состояние ребенка должно постоянно контролироваться врачом, порой такого малыша помещают в стационар.

Рвота у грудничка может быть связана с рефлекторным удалением лекарственного вещества. Если ребенок по каким-то причинам принимает медикаменты, особенно горького вкуса, у него возникает естественное желание, безусловно, неосознанное, удалить горечь из организма. Поскольку рефлексы малышей работают хорошо и активно, рвота – это единственный способ избавиться от неприятного раздражающего фактора.

Кроме того перекармливание, как материнским молоком, так и смесями, является частой причиной рвотного рефлекса у ребенка. Эту причину нужно отследить с помощью дневника питания малыша, и устранить при первой же возможности.

Кроме вышеперечисленных, причиной рвоты может стать смена рациона питания. Это может быть замена смеси, смена рациона питания матери при условии грудного вскармливания. Следует обратить внимание на состав и сроки годности молочных смесей при искусственном вскармливании. Когда ребенок начинает получать прикорм, нововведения также могут сопровождаться рвотным рефлексом. Рвота у грудничка в таких ситуация объясняется воспалительным процессом слизистой оболочки пищеварительного тракта. Так желудочно-кишечная система реагирует на непривычнее для нее вещества. Эту причину мать может устранить самостоятельно, отрегулировав порции прикорма — они должны быть очень небольшими и увеличиваться постепенно.

Более серьезными причинами являются функциональные расстройства системы пищеварения, которые имеются в организме, независимо от приема пищи. Речь идет о гастрите и других воспалительных процессах ЖКТ. В этих случаях рвота у грудничка сопровождается расстройством стула, такие симптомы требуют обращения за медицинской помощью.

К счастью, редко, но все же случаются отравления, когда малыш получает несвежие продукты или недостаточно обработанные в гигиеническом смысле. Общее расстройство пищеварения является защитной функцией маленького организма, который с помощью рвоты и жидкого стула стремится очиститься от токсинов.

Более серьезные патологии, при которых возможна рвота у грудничка, как правило, выясняются внимательным, грамотным педиатром, который сделает все, чтобы не допустить обострения заболевания.

Рвота у грудничка, конечно, явление неприятное и порой тревожное. Однако, при соблюдении правил питания, санитарно-гигиенических норм, регулярном посещении или осмотре педиатра, такое проявления рефлекторной системы организма ребенка является всего лишь временным.

Источник

Тошнота и рвота: инфекция или «неврология»?

«Что-то не то съел» — бесспорно, первое, что приходит в голову в случае возникновения рвоты. Второе место в «рейтинге» — устойчиво занимают пищевые инфекции. Однако рвота может быть сигналом и куда более опасных, неврологических патологий. Так как же вовремя отличить одно от другого?

Откуда «берется» рвота

Итак, в головном мозге есть, как минимум, 2 зоны, раздражение которых провоцирует рвотный рефлекс.

Читайте также:  Схемы шапок крючком котик

Одна из них, основная – рвотный центр, реагирует только на поступающие сюда нервные импульсы. А последние могут исходить от органов желудочно-кишечного тракта, глотки, брюшины (оболочки внутренних органов, отделяющей их друг от друга), вестибулярного аппарата, таламуса, гипоталамуса и коры головного мозга.

Помимо прочего, рвотный центр провоцирует рвоту при механическом давлении на него извне. А причиной такого «явления» может быть опухоль, повышенное внутричерепное давление, отек и другие патологии головного мозга.

Рецепторы второй «рвотной» зоны раздражаются только под действием химических веществ, как лекарства, токсины, яды, некоторые метаболиты обмена веществ (как например, кетоны при декомпенсации сахарного диабета) и прочие. Однако, импульс от этой зоны, в любом случае сначала поступает в рвотный центр, и лишь отсюда реализуется механизм рвотного рефлекса.

Рвотный центр «посылает» соответствующую команду мышцам диафрагмы, грудной и брюшной стенок, а также желудка, что (не вдаваясь в «детали») провоцирует спастические сокращения последних.

А «эволюционной целью» рвоты является избавление организма от опасного раздражителя, которым чаще всего служит инфекция, химические вещества или избыток собственных пищеварительных ферментов.

«Неврология» или инфекция

Как уже, вероятно, очевидно, причин возникновения рвоты может достаточно много. Однако, «умение» вовремя отличить рвоту центрального генеза (со стороны головного мозга) от других ее вариантов имеет важное прогностическое значение.

В частности, рвота неврологического происхождения:

  • возникает «спонтанно»,
  • не связана с приемом пищи,
  • чаще утром (чем может быть похожа на «токсикоз» беременных),
  • редко сопровождается предшествующей тошнотой,
  • и не приносит облегчения.

Помимо прочего, такая рвота нередко связана с головной болью и/или головокружением, а также другими признаками поражения головного мозга. А по мере прогрессирования процесса, очевидно, возникает все чаще и чаще.

Причиной такой рвоты может быть:

  • опухоль,
  • инсульт,
  • гидроцефалия,
  • энцефалит,
  • мигрень,
  • травмы
  • и даже гипертонический криз.

Поэтому появление таких симптомов требует обязательного КТ или МРТ головного мозга и консультации невролога.

«Инфекционная» рвота всегда имеет связь с приемом пищи, сопровождается тошнотой и часто нарушениями стула.

Такая рвота часто бывает многократной, может сопровождаться температурой и выраженным обезвоживанием (сильная слабость, бледность, сухость кожи и слизистых, сердцебиение), а также возникать у нескольких членов семьи почти одномоментно.

А среди самых частых возбудителей:

  • рота-, нора- и астровирусы,
  • кишечная палочка,
  • сальмонеллы
  • и шигеллы (дизентерия).

При этом, в зависимости от возбудителя, значимо отличается не только характер лечения, но и риск возможных осложнений. Поэтому, при возникновении таких симптомов следует сдать кал на ПЦР-выявление возбудителей острых кишечных инфекций.

Источник

Если у ребенка нарушен прикус: о миофункциональных нарушениях

Очень часто родители обращаются к логопеду с проблемой нечеткого звукопроизношения у детей. Причиной являются неправильный прикус, амимичность лица, нарушение функции глотания и жевания, преобладание ротового дыхания. Одним логопедом тут не обойдешься. Нужна комплексная работа специалистов: ортодонта, психолога, стоматолога, логопеда, невролога, инструктора ЛФК.

Что такое миофункциональные нарушения

При обследовании у многих детей выявляется аномальное строения ротовой полости: мелкие зубы, искаженный прикус, верхняя челюсть выступает над нижней или наоборот, короткая уздечка, неправильная позиция языка в покое, вялые, несмыкающиеся губы (поэтому рот все время открыт) и т.п. Вследствие перечисленного снижается или повышается тонус жевательных и мимических мышц, нарушается процесс глотания и дыхания (ротовое). Все это в совокупности и называется миофункциональными нарушениями (МФН). По их причине у ребенка не только дефекты звукопроизношения и «каша» во рту (нарушение темпа речи, просодики), но и проблемы с постановкой и автоматизацией звуков. Использования логопедического зондового массажа и артикуляционной гимнастики в данном случае недостаточно. Необходим расширенный и углубленный подход.

Причины миофункциональных нарушений

Генетические – 25 %. Короткая уздечка часто передается по наследству. Одновременно и неправильный прикус бывает «унаследованным», когда искажено произношение звуков [р], [л], [с], а также шипящих.

Вредные привычки: сосание пальца, соски после года, закусывание языка, губ, щек, высовывание языка между зубов. Сосание не является физиологической нормой, поэтому к году, после

появления первых зубов, не рекомендуется сосать не только пустышку, бутылочку, но и грудь. Процесс сосания должен плавно перейти в паттерн жевания, что благоприятно скажется на четком звукопроизношении. Сосание активизирует работу мозга до определенной поры. Позже может оказать обратное влияние, вплоть до задержки психического развития. Чем дольше развивается сосание, тем больше усложняется ситуация с поддержанием мышечного тонуса. Сосание пальца приводит к деформации челюсти.
Ротовое дыхание. Может возникать вследствие аллергических реакций на бытовую химию, продукты питания. Реакции могут быть вялотекущими, характеризуются частой заложенностью носа. Чтобы получить кислород, необходимый для мозга, ребенок начинает дышать ртом. Со временем из-за неправильной работы дыхательной системы развивается хроническая гипоксия. Даже если у ребенка немного разомкнуты губы, устанавливается смешанное дыхание.
Инфантильное глотание. Является нормой до года жизни. После прорезывания молочных зубов заменяется жеванием. В связи с тем, что многих детей длительное время кормят измельченной пищей, формируется неправильный паттерн при глотании, сохраняется инфантильное. Процесс жевания укрепляет жевательную мышцу языка. Часто с закреплением жевания улучшается качество речи.
Вялое сосание и жевание. В последнее время стремительно развивается в связи с появлением различных пакетов и бутылочек для высасывания. Это поддерживает инфантильное глотание, нижнее положение языка, которое не является нормой у ребенка старшего дошкольного возраста.
Раннее удаление молочных зубов.

Читайте также:  Кому можно носить каракулевую шапку мвд

Понять, есть у ребенка миофункциональные нарушения или нет, можно даже по внешнему виду:

все время приоткрытый рот;

дыхание через рот;

напряжение губ при глотании;

язык вываливается в межзубное пространство во время разговора;

неправильное произношение многих звуков;

часто дистальное положение нижней челюсти (верхние зубы выступают над нижними), при этом нижняя челюсть вместе с положением языка отодвигается к глотке;

гиперсаливация (слюнотечение), повышенное слюноотделение;

снижение иммунитета и частые простудные заболевания.

У малышей с МФН инфантильный тип глотания. При сглатывании выдвигаются вперед губы, при этом работают мышцы, которые заставляют делать кивок шеей. Поэтому очень часто возникает гипертонус шейно-воротниковой зоны. Из-за того, что нижняя челюсть при глотании отодвигается кзади, она частично перекрывает дыхательные пути. Так как организму нужен кислород, ребенок начинает выдвигать голову вперед. В результате, меняется соотношение головы и туловища, голова как бы подвешивается. Центр тяжести смещается. Чтобы удержать голову, мышцы шеи постоянно находятся в напряжении. Это напряжение вызывает механическое сдавливание сосудов, которые питают головной мозг, и формирует хроническую гипоксию. Питательные вещества не поступают в мозг полноценно, меняется координация движений ребенка. Чтобы удержать голову, тело смещается вперед: руки «завернуты» вперед, лопатки торчат, позвоночник искривлен.

Чтобы уравновесить свое тело в пространстве, ребенок находит удобную, но неправильную позу. Развивается поясничный гиперлордоз, становятся слабыми мышцы живота, возникает синдром выпяченного животика. Дети с МФН ставят ноги не в то положение, которое должно быть в норме. Из-за этого формируется вальгусное или варусное состояние стоп. В связи с изменением положения тела в пространстве, ребенок не может качественно владеть своим телом. По сути, это как ребенок с ДЦП.

Также причиной аномального прикуса является нарушение работы мышц щек, языка, губ, подбородка. Если язык работает неправильно, развивается гипоксия, деформация лица, уплощение глазничных областей. Язык, который находится в гипертонусе, имеет высокий рвотный рефлекс. Во время пережевывания достаточно тяжело переворачивает пищу и обрабатывает ее слюной. Ребенок не может полноценно двигать пищу в полости рта. При любом прикосновении, возникает позыв к рвоте, а это неприятно, поэтому малыш будет рефлекторно его избегать. Станет жевать передней частью языка или перетирать еду о передние зубы. При плохой обработке пищи слюной она поступает в желудок в достаточно грубом состоянии и раздражает слизистую, поэтому у детей бывают частые дисфункции ЖКТ, ранние гастриты, запоры, расстройства стула.

Работа с детьми, имеющими миофункциональные нарушения

У детей с МФН часто наблюдается задержка речевого развития, дислалия, дизартрия. Если обратиться за помощью только к логопеду, который начинает работать с органами артикуляционного аппарата, проблемы с речью не решатся. В данном случае нужно провести грамотную комплексную работу с несколькими специалистами.

Прежде всего важно скорректировать тип глотания. Для этого необходимо посетить миофункционального терапевта, который поможет укрепить круговую мышцу рта с использованием трейнеров, проведет грамотный массаж стоп, грудной клетки, шейно-воротниковой зоны, миофасциальный релиз, ДЭНС-терапию, тейпинг-терапию.

Для восстановления носового дыхания нужна консультация лор-врача. Хорошо поможет тейпирование пазух носа.

Стоит обратиться к ортодонту и детскому стоматологу. Чтобы устранить открытый прикус, специалисты рекомендуют применять особые вестибулярные пластины (трейнеры). Это мягкие силиконовые насадки, регулирующие состояние языка и нормализующие мышечный баланс ротовой полости. Также рекомендуют применять пластинки с проволочной заслонкой (для установления правильной позы языка) и с бусинкой (для разминки мышц языка перед проведением артикуляционной гимнастики). Такие пластины облегчают работу логопеда. Благодаря им можно поставить сложные звуки.

Если логопед не владеет техниками массажа, можно обратиться к миофункциональному массажисту, неврологу, инструктору ЛФК. Для улучшения общей моторики и координации движений необходимы специально подобранные физические упражнения. Посещение психолога необходимо, если вследствие МФН возникает задержка психического развития и нарушение эмоционально-волевой сферы.

Источник