Меню

Способ обработки горловины ночной сорочки



Женские ночные сорочки и пеньюары

Горловину сорочек обрабатывают косой полоской ткани (рис. 191) (см. обработку воротников).

При обработке горловины обтачками (рис. 192) обтачки притачивают швом шириной 5-7 мм со стороны обтачек. Затем обтачки отвертывают и настрачивают с подгибом среза, располагая строчку на расстоянии 1 мм от сгиба. В зависимости от модели обработку горловины обтачками производят на лицевую или изнаночную сторону изделия. В отдельных моделях при обработке горловины обтачками применяют отделку из кружев (рис. 193) или оборку (рис. 194). Для этого кружево или оборки предварительно соединяют с обтачкой на стачивающей машине с помощью лапки для образования сборок швом шириной 3-4 мм.

Рис. 191. Обработка горловины ночных сорочек и пеньюаров косой полоской ткани

Рис. 192. Обработка горловины обтачками

Рис. 193. Обработка горловины обтачками с отделкой из кружев

Рис. 194. Обработка горловины обтачками со сборкой

Обработку горловины сорочек шитьем (рис. 195) производят так же, как и обработку срезов воротников.

Рис. 195. Обработка горловины сорочек шитьем

Источник

Отделка горловины ночной сорочки (6-й класс)

Разделы: Технология

Класс: 6

ЦЕЛИ УРОКА:

    Ознакомить учащихся с видами обработки срезов и технологией художественной отделки горловины ночной сорочки;
  • Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратность при выполнении практической работы;

НАГЛЯДНОСТЬ:

  • Образцы с различными формами выреза горловины;
  • Инструкционная карта Обработка горловины и пройм подкройной обтачкой. (Приложение 2)
  • Образцы последовательной технологической обработки и отделки горловины;
  • Манекены с мужскими русскими рубахами;
  • Словарь: подкройная обтачка; отделка; кружево, тесьма, оборка, рюш, кант, бейка, аппликация. (Приложение 4)
  • Раздаточный материал: иглы для ручных работ, нитки, портновские булавки, мел, утюг, ножницы; технологическое лото; правила техники безопасности. (Приложение 3); таблицы “Виды обработки срезов ночной сорочки”; (Приложение 5)

ОФОРМЛЕНИЕ КАБИНЕТА: на столе рушник, на нем куклы в национальных русских костюмах; Манекены с мужскими русскими рубахами;

– магнитофон с записями песен ансамбля “Золотое кольцо” или “Ивана Купала”;

ПЛАН УРОКА:

  • Провести повторение и опрос по предыдущей теме и правилам безопасной работы;
  • Дать познавательные сведения по теме: “Технология выполнения обработки и отделки горловины ночной сорочки”, рассказать о видах обработки срезов ночной сорочки;
  • Практическая работа: разметка отделки горловины ночной сорочки;
  • Закрепление сведений.
  • ХОД УРОКА

    I . Организационный момент. (1-2 мин.)

    1. Представление учащимся.

    Здравствуйте, девочки. Вы готовы начать урок труда. Известная пословица о труде гласит “Делу время – потехе час”. А почему бы нам не начать трудиться играя. Среди многих старинных игр есть такая игра “лото”. Перед вами “Технологическое лото”. Разберите карточки с вопросами и разложите их на поле с ответами.

    II . Повторение. (5 мин.)

    (Уч-ся предлагается выбрать( или раздать перед уроком ) по 1-2 карточки лото и положить её на нужное поле).

    У нас осталось одно поле не закрыто. Помогите мне (читает карточку). “Полоска ткани для обработки среза, вырезанная по форме горловины называется… “ (Ответы уч-ся: подкройная обтачка)

    III . Постановка цели и задач урока. Активное изучение нового материала.

    Итак, в процессе игры в технологическое лото мы повторили материал предыдущих уроков, необходимый нам сегодня и узнали тему сегодняшнего урока.

    На обработку горловины и пройм подкройной обтачкой выделяется 4 урока. Сегодня, на 3 уроке, мы наметим отделку горловины ночной сорочки и подготовим её к окончательной обработке;

    Прежде, чем мы приступим к теме сегодняшнего урока, давайте совершим небольшой экскурс в историю русского костюма. ( музыка)

    В толковом словаре С.И.Ожегова записано: СОРОЧКА. То же что рубашка.

    Древнейшей, самой любимой и распространённой нательной одеждой древних славян была рубаха. Языковеды пишут, что её название происходит от корня “руб” — “кусок, отрез, обрывок ткани”.(рубаха нарядная)

    Отдельно о вороте.

    Рубаха, непосредственно прилегавшая к телу, шилась с бесконечными

    магическими предосторожностями, ведь она должна была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу — удерживать в теле.

    По мнению древних, следовало так или иначе обезопасить” все необходимые отверстия, имевшиеся в готовой одежде: ворот, подол, рукава. (кукла – юноша в русской рубахе) Оберегом служила вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы.

    Славянские рубахи не имели отложных воротников. Иногда удаётся восстановить нечто похожее на современную “стоечку”. Чаще всего разрез у ворота делали прямым — посередине груди, но бывал он, справа или слева.

    (Рубаха – косоворотка на манекене) Застёгивали ворот на пуговицу.

    Легко догадаться, что ворот был особенно “магически важной” деталью одежды ведь именно через него в случае смерти вылетала душа. Желая по возможности этому помешать, ворот столь обильно оснащали охранительной вышивкой, иногда содержавшей — золотое шитьё, жемчуг и драгоценные камни, Идя на смертный бой, мужчина разрывал вышивку на груди, как бы выпуская душу на небеса. (рубаха нарядная)

    Шло время, и люди перестали уделять особое внимание украшению одежды, старались сделать её практичнее и проще в отделке.

    Сегодня горловину и пройму плечевого изделия можно обработать по-разному (демонстрация образцов на стенде): руликом, подкройной обтачкой, подкройной обтачкой с кантом, с кружевом, вьюнчиком, оборкой, рюшем и т.д.. Преимущество этого способа состоит в том, что им можно обрабатывать горловины самых разнообразных форм:

    Какие вы знаете формы горловины?

    (Ответы уч-ся: мыс, каре, круглый и т.д.) (показать)

    Как вы думаете, зачем обрабатывают горловину?

    (Ответы уч-ся: Чтобы горловина была красивой и не вытягивалась в процессе носки.)

    Чтобы подчеркнуть достоинства своей внешности, девочки, возьмите на заметку такую информацию.

    Известно, что вырез горловины (его форма, отделка) является очень важным элементом и требует серьезного обдумывания, поскольку именно верхние фрагменты изделия доминируют и подчеркивают его достоинства. При выборе выреза горловины всегда учитывают направление моды, лицо, фигуру и форму шеи. Закругленные вырезы подходят тем, у кого шея длинная, а овал лица удлиненный. Оборки, банты, высокие воротники предназначены исключительно для стройных фигур с тонкой шеей. Для тех, у кого шея недлинная, подходят удлиненные книзу вырезы, отделанные кантом или узким воротником,

    Итак, приняв к сведению всю информацию, вы готовы перейти к практической части нашего урока.

    1. Вводный инструктаж.

    У каждого из вас на столе имеются таблицы с различными видами обработки срезов ночной сорочки. (Приложение 2) Посмотрите на таблицу 1. Перед вами сорочки из набивной и гладкокрашеной тканей. Горловины обработаны подкройными обтачками с кружевом, кантом и бейкой из контрастной ткани в тон основной ткани. Подобная горловина представлена на стенде. На таблице 2 вы видите отделку кружевом, тесьмой “вьюнок” не только по горловине, но и по нижнему срезу сорочки и рукавов. Обратите внимание на то, что на таблицах очень четко показана технология обработки всех срезов. Как видите на таблицах показано несколько вариантов обработки срезов изделия. Я вам прокомметирую и наглядно на моем образце покажу технологическую последовательность обработки горловины с отделкой.

    Если у вас появятся вопросы в процессе работы, вы можете обращаться ко мне.

    Прежде, чем вы приступите к работе давайте повторим правила техники безопасности, которые я вам разложила на столах. Я начинаю, а вы продолжаете. (Приложение 3)

    Я хотела взять иголку
    Оказалась она колкой.

    Учащиеся вместе, показывая игольницу.

    Иголка не игрушечка
    Вам нужна подушечка.

    Выключить утюг спешила,
    За шнур дернуть я решила.

    Утюг нужно выключать
    В руках вилочку держать.

    Я сломала вдруг иглу,
    Может бросить на полу?

    Иглы на пол не бросайте,
    Их учителю отдайте.

    Если ножницы даешь,
    Помни четко правило.

    Ученицы, показывая кольца ножниц:

    Два колечка другу дай.
    Это будет правильно.

    Хочешь стать фотомоделью,
    Ровно спину ты держи,

    И хорошую осанку
    Всем ребятам покажи!

    Можете приступать к работе. (тихо звучит народная музыка например: “Золотое кольцо” или “Ивана Купала”)

    2. Текущий инструктаж. Целевые обходы.

    1 обход. Проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда.

    2 обход. Проверить правильность выполнения приемов наметки отделки ночной сорочки.

    3 обход. Проверить осуществление учащимися самоконтроля и самопроверки.

    Время выполнения задания 20 мин.

    Физминутка (офтальмологическая установка) на 20 минуте урока. Давайте прервемся ненадолго, чтобы дать нашим глазам и мышцам немного отдохнуть. Поднимите голову, выполните вращения головой в разные стороны, а теперь глазами найдите точку далеко от вас, теперь близко. Повторите так несколько раз. Молодцы. Продолжаем работать.

    V . Заключительный инструктаж.

    Давайте проанализируем нашу работу. В ходе урока я корректировала ваши действия. Вы исправляли свои ошибки.

    Скажите, что необходимо учитывать при выборе отделки любого изделия?

    VI . Подведение итогов урока.

    В конечном счете ваш труд должен радовать вас. На последующих уроках вам предстоит продолжить работу по обработке горловины. Постарайтесь внести в эту работу творчество, фантазию, чтобы горловина была не только деталью костюма, но и несла определенный смысл, магическую силу оберега. И помните, девочки, “Какова пряха, такова и рубаха”.

    Источник

    Урок технологии в 7-м классе «Способы обработки горловины ночной сорочки»

    Разделы: Технология

    Оборудование и материалы: карточки, технологическая карта, презентация, образцы обтачек, образцы обработки горловин, образец ночной сорочки.

    Ход урока

    I. Стадия Вызова

    Перед началом урока каждая ученица выбирает себе цветную карточку, в соответствии со своими знаниями.

    Красный – я знаю почти все.

    Синий – я сомневаюсь в полноте своих знаний.

    1. Организационный момент

    Добрый день всем присутствующим, добрый день всем отсутствующим, добрый день всем.

    2. Актуализация знаний

    В зависимости от выбранного цвета девочки выполняют задание на определение назначения и названия мерок, необходимых для построения чертежа ночной сорочки.

    Работа по карточкам: необходимо заполнить пропущенные строчки, задавая наводящие вопросы дуг, другу. Оценивается – кто вперед справиться с заданием.

    План работы по пошиву сорочки с цельнокроеным рукавом
    1. Обработать плечевые срезы.
    2.
    3. Обработать нижние срезы рукавов
    4. Обработать боковые срезы
    5.
    6. Отутюжить готовое изделие
    План работы по пошиву сорочки с цельнокроеным рукавом
    1.
    2. Обработать срез горловины.
    3.
    4. Обработать боковые срезы
    5.
    6. Отутюжить готовое изделие

    Самопроверка (слайд 2)

    3. Мотивация

    – Девочки вчера на мой электронный адрес для вас пришло письмо. Давайте прочитаем его вместе:

    Здравствуйте! Меня зовут Катя мне 12 лет. На фотографии: я и моя мама. Свою маму я очень люблю. Скоро будет праздник 8 Марта. И я решила приготовить своей маме сюрприз – сшить ночную сорочку. Я почти закончила свою работу,(вы ее сейчас увидите на фото), но вот досада ни как не могу сделать горловину, чтобы было и красиво, и не сложно, и быстро. Может кто-нибудь откликнется на мое письмо и поможет решить мою проблему. Заранее Вас благодарю. (Слайд 3)

    Как вы думаете, сможем мы помочь девочке?

    – Да. Действительно вы сами еще не умеете обрабатывать горловину.

    – Девочки, поработав по карточкам, вы составили план работы по изготовлению ночной сорочки. Посмотрите и скажите, на каком этапе мы с вами остановились, а это значит, что тема нашего урока: (учащиеся называют тему урока).

    4. Тема урока: «Способы обработки горловины» (слайд 4)

    Какие цели сегодня на уроке вы должны поставить перед собой?

    • определить способы обработки горловины
    • узнать технологию обработки горловины
    • научиться обрабатывать горловину

    Я слышу – я забываю
    Я вижу – я запоминаю
    Я делаю – я понимаю
    (китайская пословица)

    II. Стадия Осмысления

    Способы обработки горловины: подкройной обтачкой, окантовочным швом. (слайд 6)

    Что такое обтачка – как вы думаете? (слайд 7)

    Обтачка – это деталь, предназначенная для обработки отдельных частей изделия

    Прежде чем обрабатывать изделие обтачкой, необходимо знать какой, и как она выкраивается. (слайд 8)

    • подкройная обтачка – называется, потому что она подкраивается по форме выреза горловины, с учетом направления нити основы у ткани. Ширина обтачки 3,5-5 см
    • для того чтобы определить название второй обтачки необходимо сравнить два образца обтачек и выявить их сходства и различия,
    • обтачка по косой выкраивается по углом 45° к нити основы, ширина 4,5–5 см.

    В результате работы учащиеся должны сделать вывод: что образец №2 является обтачкой «По косой», потому что удобен в работе и в результате работы внешний вид изделия не меняется.

    5. Практическая работа №1

    Для предложенных лекал ночной сорочки (бумага) изготовить образец подкройной обтачки из бумаги

    6. Самоконтроль (Слайд 9)

    7. Физминутка (Слайд 10)

    Чтобы сильной статьи ловкой,
    Приступаем к тренировке.
    Носом вдох, а выдох ртом.
    Дышим глубже, а потом,
    Шаг на месте, не спеша.
    Как погода – хороша!
    Мы проверили осанку,
    И свели лопатки.
    Мы походим на носках,
    А потом на пятках.

    8. Практическая работа №2

    (работа выполняется по технологическим картам, в соответствии с выбранной в начале урока цветной карточкой)

    1. Ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления)
    2. Предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы
    3. Текущий инструктаж

    Технологическая карта №1

    (для тех, кто выбрал синий цвет)

    «Обработка горловины подкройной обтачкой»

    1. Наложить обтачку на горловину лицевая сторона к лицевой.
    2. Сметать детали по линии горловины.
    3. Обтачать детали по линии припуска на швы.
    4. Надсечь припуски по линии горловины.
    5. Отогнуть обтачку на изнанку, выправить углы, выметать по краю.
    6. Обработать срез обтачки на краеобметочной машине или декоративной строчкой на швейной машине.
    7. Закрепить обтачку машинной строчкой на расстоянии 5мм от края горловины.
    8. Приутюжить обтачку.

    Технологическая карта №2

    (для тех, кто выбрал красный цвет)

    «Обработка горловины окантовочным швом»

    1. Выкроить обтачку.
    2. Сложить концы обтачки лицевой стороной внутрь, уравняв срезы и стачать шириной шва 7 мм.
    3. Припуски шва стачивания заутюжить, сложить полоску вдоль пополам, изнаночной стороной внутрь, совместить и приутюжить.
    4. Приложить полоску к лицевой стороне горловины, совместив срезы полоски и горловины, приметать, притачать, ширина шва 4-6 мм
    5. Закругленные припуски шва надсечь.
    6. Отогнуть полоску ткани на изнаночную сторону горловины, отогнув срезы.
    7. Наметать так, чтобы ширина окантовки с лицевой стороны изделия по всей длине была одинакова, и настрочить в шов притачивания – с лицевой стороны.
    8. Приутюжить горловину.

    III. Анализ выполнения практической работы учащимися

    – Давайте посмотрим, проверим и оценим работу девочек, справившихся с заданием первыми.

    IV. Инструктаж по выполнению домашнего задания

    Д/З – §27, 28 сделать эскизы способов отделки горловины ночной сорочки.

    V. Уборка рабочих мест

    VI. Стадия рефлексии

    Каждой ученице записать вопросы на листочках (1 лист – вопросы на которые я точно знаю ответ; 2 лист – вопросы, ответ на которые я не знаю или сомневаюсь ответить).

    Источник

    Обработка горловины ночной сорочки подкройной обтачкой. 7-й класс

    Разделы: Технология

    Класс: 7

    Цели: развивать понимание, что выбор способа обработки выреза зависит от формы, научить заготавливать подкройные обтачки, совершенствовать приемы обработки подкройной обтачкой замкнутый вырез горловины.

    • Обучающая: научить обрабатывать подкройной обтачкой горловину, сформировать умения пользоваться инструкционной картой, научить анализировать качество выполненной работы.
    • Развивающая: развить у обучающихся творческие способности, развить умение выполнять ручные и машинные швы, развить пространственное воображение, творческое мышление.
    • Воспитывающая: воспитание через предмет желания создавать эстетичные изделия, воспитания аккуратности.

    Задачи: познакомить учащихся с подробным изготовлением обтачки, сформировать основные понятия обработки горловины: по форме, цвету, материалу; соответствовать назначению одежды, ее стилю, сезону.

    Тип урока: комбинированный

    Форма урока: состоит из двух частей:

    1. презентация с элементами беседы;
    2. практические работы.

    Организация урока, этапы урока:

    1. организационный момент;
    2. актуализация знаний;
    3. объяснение нового материала;
    4. закрепление изученого;
    5. формирование умений;
    6. подведение итогов.

    Виды контроля:

    Формы контроля:

    • Самоконтроль;
    • Взаимоконтроль;
    • Контроль учителя;

    Методы:

    • Словесные (презентация с элементами беседы);
    • Наглядные (демонстрационный эксперимент использование рисунков, моделей, образцов с обработкой горловины);
    • Практические (практические работы).

    Формы работы: Рациональное сочетание форм работы

    Интеграция:

    • Черчение;
    • Изобразительное искусство;
    • Математика.

    Наглядные пособия: презентация (Приложение 2), образцы отделки выреза горловины, плакат с изображениями различных форм горловины, обработанных подкройными обтачками, модели в натуральную величину, инструкционная карта (Приложение 1), карточки для индивидуальной работы.

    Оборудование: Компьютер, интерактивная доска SМАRT Вoardтм, проектор Viewsonic Pj 513D, рабочие тетради, укладка с инструментами, детали кроя, рабочие папки, машинное оборудование, манекен.

    Ход занятия

    I. 1. Организационный момент

    • Приветствие учащихся (проверка явки, готовность, активизация);
    • Формулировка темы, целей урока;
    • Подготовка класса к уроку (организация групп, выдача рабочих папок с материалами).

    Повторение изученного ранее

    2. Фронтальная работа:

    • Для чего снимают мерки?
    • По какой мерке определяют размер горловины?
    • Чем отличается чертеж спинки от чертежа переда?
    • Как подготовить ткань к раскрою?
    • Что надо учитывать при раскладке деталей выкройки на ткани?
    • Какие правила техники безопасности надо соблюдать при раскрое?

    3. Индивидуальная работа (по карточкам)

    Тест № 1 (Инструкционная карта № 1, см. прил.) (Приложение 1);

    Тест№ 2 (Инструкционная карта № 2, см. прил.);

    II. Изучение нового материала

    (презентация с элементами беседы) (Приложение 2)

    Обтачки, которыми обрабатывают горловину, проймы или декольте изделия с целью укрепления соответствующих срезов, можно изготовить по выкройкам или подкроить по форме изделия. В этом случае обтачки повторяют форму детали и называются подкройными. Обтачки всегда дублируются клеевой прокладкой.

    Рассмотрим один из способов обработки горловины.

    Обтачку выкраивают по форме горловины. Ширина обтачки 6 см. Части обтачки стачивают швом шириной 5-7 мм и разутюживают. Если при обработке горловины используется прокладочный материал, то его выкраивают так же, как и обтачку. Затем прокладку соединяют с изнаночной стороной обтачки, и дальнейшая обработка горловины производится вместе с прокладкой. Внутренние срезы обтачки обметывают на специальной машине, затем перегибают на изнанку на 5-7 мм и застрачивают с лицевой стороны на 1-2 мм от подогнутого края.

    Концы обтачки притачиваются к припускам на обработку застежки швом шириной 7 мм. Швы отгибают в сторону припуска застежки (если застежка в изделии расположена от горловины спинки или переда).

    Обтачку накладывают на горловину изделия лицевыми сторонами внутрь, совмещая швы стачивания обтачек с плечевыми швами (или боковыми), уравнивают срезы, приметывают срез горловины швом шириной 7 мм. Шов обтачивания горловины отгибают в сторону обтачки и с лицевой стороны настрачивают со стороны обтачки на 2-3 мм от шва обтачки. В изделиях с застежкой до горловины настрачивание шва производится до того места, как только позволяет подойти лапка швейной машины, т.е на расстоянии 5-6 см от застежки).

    • Как изготовить выкройку обтачки?
    • Как выкроить обтачку?

    III. Физкультминутка.

    IV. Практические работы:

    Вводный инструктаж (инструкционная карта № 3, см. прил.) (Приложение 1)

    Прежде чем приступить к обработке горловины, необходимо проверить длину выреза горловины по правой и левой стороне полочек (спинки), проверить, совмещаются ли плечевые срезы и срезы горловины. Если одна из сторон горловины растянута, то надо проложить короткие сметочные стежки с расстоянием между ними 0,3-0,5 см. Концы ниток закрепить с двух сторон, сохраняя нужную длину среза, слабину сутюжить.

    1. Практическая работа №1 «Раскрой подкройной обтачки»

    (инструкционная карта № 4, см. прил.) (Приложение 1)

    • Изучить технологию изготовления обтачки, выкроенной по форме среза изделия.
    • Изготовить выкройки обтачек.
    • равномерность ширины припусков, данных при раскрое;
    • аккуратность выполненной работы – линии обводки контуров выкройки должны быть ровными и тонкими, ширина припусков на швы равномерной по всей длине среза, срезы ровные.

    2. Практическая работа № 2 «Подготовка обтачки к обработке»

    (Инструкционная карта № 5, см. прил.) (Приложение 1)

    • Проложить контрольные линии прокладочными стежками по линиям середины деталей сорочки и обтачки.
    • Проложить копировальные стежки по линии плеч на деталях сорочки и обтачки. Раздвинуть детали и разрезать копировальные стежки.
    • Ровность и аккуратность строчек выполненных с помощью прокладочных и копировальных стежков;
    • Точность прокладки контрольных линий;
    • Не осыпаются ли разрезанные «силки».

    V. Обработка изделия

    Влажно-тепловая обработка

    Готовое изделие отутюжить

    • Проверить, чист ли утюг.
    • Установить положение термометра в соответствии с видом обрабатываемой ткани.
    • Разутюжить все швы с изнаночной стороны.
    • Отутюжить переднюю и заднюю детали изделия в долевом направлении с лицевой стороны.
    • Отглаженное изделие оставить на несколько минут в распростертом или подвешенном виде.

    Требования к качеству работы

    • Толщина меловых линий на ткани не превышает 1 мм.
    • Стежки временного назначения выполняют нитками, хорошо видными на ткани.
    • Длина ручных стежков соответствует их размерам.
    • Ширина шва – ровная, одинакова от среза по всей длине.
    • Сметочные стежки удаляют только после выполнения машинной работы.
    • Все строчки выполнены нитками в цвет ткани.
    • Ширина шва соответствует размерам и идет по намеченным линиям.
    • Аккуратность выполнения работы

    VI. Контроль и рефлексия.

    • анализ учителем ошибок и недочетов
    • Оценить свою работу;
    • Недочеты в работе;
    • Сравнить свою работу с образцом.
    • Какие существуют способы обработки горловины?
    • Каким образом выкроить подкройную обтачку?
    • В каких случаях срез обрабатывают окантовочным швом или косой обтачкой?
    • Для чего прокладывают контрольные линии на деталях кроя?
    • Почему на копировальных стежков их петельки должны быть не менее 5 мм?
    • Как предохранить палец от укола иглой при ручном шитье?
    • Какие ручные и машинные швы вы использовали при обработке горловины?
    • Для чего выметывают внутренний край обтачки вдоль линии обтачного шва?
    • Какие правила техники безопасности надо соблюдать при шитье на швейной машине?

    Источник

    Читайте также:  Узоры грубой вязки свитеров