Меню

Шапка мономаха хан узбек



Шапка Мономаха или тюбетейка Узбека?

Не хотелось расстраивать уважаемых читателей, но скорее всего, она съедет на уши даже самому головастому из них. Почему – об этом чуть позже.

Шапка Мономаха – древний символ русской монархии. По версии, изложенной в «Сказании о князьях Владимирских» XVI в. этот головной убор было получен киевским князем Владимиром Всеволодовичем в качестве дара от византийского императора Константина Мономаха. По версии Сказания, император подарил князю свой шлем потому, что хотел задобрить Владимира, развернувшего военные действия во Фракии. И прозвище свое Владимир получил вместе с этим венцом. Потом Шапка эта передавалась из поколение в поколение в роду Рюриковичей. Так она и попала сначала к великим князьям Владимирским, а потом к великим князьям Московским и Всея Руси.

Историки относятся к исторической составляющей этой истории с большим скепсисом. Причина этого скепсиса в том, что в более ранних летописях ничего подобного мы не находим. Более того, нам известны годы жизни и императора Константина Мономаха, и князя Владимира Мономаха. Император умер, когда князю было всего два года! Да о своем прозвище сам князь в своем «Поучении детям» ясно сказал, что получил его от матери – дочери того самого Константина Мономаха, приходившегося ему дедом.

Таким образом, версия о даре византийского императора была сочинена московским книжником XVI в.

Откуда же в таком случае взялась шапка? Один из первых исследователей Шапки А.А. Спицин высказал предположение о восточном происхождении деталей шапки. При этом, по мнению ученого, изначально эти детали не являлись деталями головного убора. Он предполагал, что это элементы какого-нибудь ювелирного изделия типа подставки. Давать более точную характеристику Спицин не решался – ему многое было не ясно.

Спицину было не ясно, зато многочисленным «любителям истории» все ясно всегда. Они слышат звон, но не утруждают себя даже минимальными попытками разобраться, откуда он. Было услышано слово «восточный». Тут же изобрели версию, что Шапка Мономаха – это не что иное, как татарская тюбетейка.

– Откуда в Москве взялась тюбетейка? Купили?
– Да неее… Откуда у них деньги?
– Украли?
– Ага, украдешь у татар. Они сами у кого хочешь украдут.
– Значит, подарили?
– Скорее всего, так.
– А кто подарил?
– Дед Пыхто.
– Не было такого.
– Ну, хан Узбек подарил.
– Вот, другое дело!

Версией о «тюбетейке хана Узбека» забит весь интернет. Находятся даже искусствоведы вроде Гюзель Фаудовны Валеевой-Сулеймановой, которые считают, что это не просто тюбетейка, а женская тюбетейка!

В общем, причина всей этой свистопляски в одном: искусствоведы и прочие «знатоки» видели этот убор на картинках или, в лучшем случае, на витрине в Оружейной палате. Никто из них не имел желания и интеллектуальной возможности ознакомиться с технологическим изучением этого головного убора. Меж тем, все исследователи, державшие шапку в руках, отмечали, что в её конструкции имеются некоторые необъяснимые странности.

Во-первых, Шапка, которая стороннему зрителю кажется золотым монолитом («тюбетейкой») на самом деле состоит из отдельных пластин. Причем, будучи сложены вместе, пластины создают полусферу, диметр которой в любом случае больше самой большой головы. В качестве головного убора Шапка в своем настоящем виде могла быть использована с трудом, это отмечал еще Спицын. Для того чтобы Шапка держалась на голове, в древности внутри её был смонтировано что-то вроде толстостенного подшлемника, который был сделан из дерева или серебряных ободков. На пластинах сохранились следы крепления к этой основе. Если бы изначально это была тюбетейка, восточная красавица, носившая её, должна была иметь голову, размером с пивной котел.

Во-вторых, декор пластин и навершия не соответствуют друг другу. Полусферическое натершие перекрывает и тем самым закрывает верхние зубчики пластин. То есть изначально детали не составляли цельного комплекса. Можно считать установленным, что Шапка собрана из разных деталей, изначально составлявших части иных предметов.

Что же это были за детали, и как они оказались сложены вместе? Наиболее убедительно на этот вопрос ответила доктор исторических наук Наталья Викторовна Жилина.

По её мнению, пластины Шапки Мономаха изначально составляли верхнюю часть митрообразного венца. Митра – головной убор архиереев имеет форму усеченного снизу шара. Из деталей верхней половины этого «шара» и была изготовлена Шапка. Именно поэтому её диаметр столь велик. Изначальная митра сужалась к низу и нормально сидела на голове без подкладок. Но нижняя часть была демонтирована – осталась большая полусфера.

Читайте также:  Пижама авокадо для девочек с шортами

Анализ технологии ювелирного оформления указывает на византийские мастерские. Которые, кстати, тоже были не чужды восточной эстетике, но Жилина сопоставила не эстетику, а именно технологию. Технология изготовления – византийская.

По мнению Жилиной, набор деталей был приобретен русскими купцами в уже разобранном виде, в качестве золотого лома во времена Ивана Калиты. А затем уже на Руси из деталей митры был изготовлен великокняжеский золотой головной убор. Для сходства с древнерусскими княжими шапками (в этих шапках с глубокой древности изображались князья на русских иконах) Шапке была приделана меховая опушка. В таком виде она и дошла до наших дней.

Автор: Вадим Викторович Долгов — российский историк и писатель. Доктор исторических наук, профессор.

Источник

Шапка Мономаха – тюркский женский головной убор

Шапка Мономаха – одна из важнейших регалий русских великих князей и царей, главный символ самодержавия на Руси. Но когда, как и кем она была создана?

Общеизвестной версией является история о том, что византийский император Константин IX Мономах в 1114 году прислал её в знак уважение и с просьбой не начинать новую войну своему внуку – киевскому князю Владимиру Всеволодовичу (который после этого и получил своё прозвище — Мономах). Однако эта версия была опровергнута отечественными историками ещё в XIX веке

Во-первых, Константин IX умер в 1055 году, когда его внуку было всего 2 года. Во-вторых, такого исторического деятеля, как митрополит Неофит, который якобы привёз шапку из Константинополя в Киев, никогда не существовало. В-третьих, дарить головной убор, тем более такого странного для Византии типа, было крайне нетипично для императоров. Скорее всего, данная легенда была создана во времена Василия III, который таким образом хотел укрепить свой авторитет, подчеркнув древнейшую связь русских государей с Византийской империей.

Но тогда откуда и когда Шапка Мономаха попала на Русь? Наиболее правдоподобной является версия о том, что шапку получил Иван Калита в подарок от золотоордынского хана Узбека. Дело в том, что старший брат Калиты – Юрий Данилович Московский был женат на сестре Узбека – Кончаке и изначально шапка принадлежала ей. Но в результате войны между московским и тверским княжествами сначала попала в тверской плен и была отравлена – Кончака, а позже был убит и Юрий Данилович. Так как наследников он не оставил, то новым князем стал его младший брат – Иван Калита. Хан Узбек же, чтобы подчеркнуть, что он по-прежнему поддерживает Московское княжество и одобряет Калиту на престоле, подарил ему данную шапку как символ связи с ханской семьёй.

В пользу монгольской версии происхождения Шапки Мономаха говорят и исследования Симферопольского клада из Государственного Исторического музея, в котором содержится ряд татарских женских головных уборов, идентичных Шапке по расположению деталей навершия и технике филиграни на пластинах, а также наличию цилиндрического стержня в верхней части – на тюркских женских тюбетейках таким образом крепились элементы декора (например, павлиньи перья), а на Шапке Мономаха на него был смонтирован христианский крест.

Более того, Казанская, Астраханская и Сибирская шапки, изготовленые по приказу Ивана Грозного после завоевания соответствующих ханств в XVII веке, сделаны по образцу Шапки Мономаха. Получается, что русский царь хотел подчеркнуть свою власть над татарскими землями при помощи татарских же символов, то есть он воспринимал Шапку Мономаха именно как ханский а не византийский венец.

Получается, что Шапка Мономаха – пусть и переделанный, но всё же – тюркский женский головной убор.

Источник

Шапку Мономаха подарил ордынский хан?

Узбек-хан — одна из самых ярких личностей в истории Золотой Орды.

Хан Узбек: история правления

Описания внешности и личных качеств Узбека сохранились самые что ни на есть лестные. И ничего удивительного в этом нет: вряд ли кто-то захотел бы обижать всевластного хана. Хотя, конечно, существует вероятность того, что правитель Золотой Орды и в самом деле был божественно красив, неприлично умен и чрезвычайно щедр.

Биографы называли Узбека щедрым, но не склонным к расточительству. Одевался он добротно и просто, презирал мужчин, которые с головы до пят украшали себя парчой и золотом.

Ислам в Золотой Орде

Именно при Узбеке религией Золотой Орды стал ислам. Это было, в первую очередь, связано с тем, что захватом власти хан во многом оказался обязан мусульманам. Религиозную реформу ордынская аристократия приняла в штыки.

При этом во многих источниках отмечено, что Узбек по отношению к представителям других конфессий был человеком толерантным.

Читайте также:  Как носить шарф с пуховиком оверсайз

Также известно, что православное духовенство на Руси во время правления Узбека не подвергалось гонениям со стороны Орды. Церковь получала ярлыки, согласно которым освобождалась от податей, повинностей и притеснений.

Дела семейные

В 1317 году Узбек породнился с русскими правителями — Кончака, сестра хана, стала женой московского князя Юрия Даниловича и приняла православие. Новоиспеченный супруг Кончаки в ту пору боролся за великое княжение с Михаилом Ярославичем, князем тверским. Поэтому брак оказался для Юрия Даниловича крайне удачным: теперь он мог рассчитывать на содействие со стороны Узбека.

Однако Кончака — в крещении Агафья — спустя некоторое время оказалась в плену у тверского князя, где скоропостижно скончалась. Неизвестно, что именно произошло с сестрой Узбека, но ее муж настаивал на том, что женщину отравили по приказу его политического противника. Михаила вызвали в Орду, где и казнили.

Кстати, вполне вероятно, что именно Узбеку или Кончаке великие князья обязаны такой регалией, как шапка Мономаха. Артефакт очень напоминает борик — головной убор родом из Средней Азии. В связи с этим многие историки предполагают, что знаменитая шапка была даром хана Узбека Юрию Даниловичу или Ивану Калите. Также есть версия, что изначально этот головной убор был женским, и привезла его Кончака.

Источник

Шапка Мономаха -подарок хана

Шапка Мономаха -подарок хана

Едва ли найдется человек, который не слышал бы о шапке Мономаха — священной реликвии русских царей. Однако историки выяснили, что ее древность сильно преувеличена.

Шапкой Мономаха венчали на царство российских правителей начиная с Ивана Грозного. Последний раз ее использовали на коронации Петра I и его брата Ивана. Правда, Петру как младшему соправителю пришлось довольствоваться копией -оригинал украшал голову Ивана.

Но в 1721 году Петр провозгласил создание Российской империи, и его преемники отправили древнюю реликвию в Оружейную палату. При Екатерине II изготовили императорскую корону, более подходящую новому статусу правящей династии. А шапка Мономаха превратилась в символ самодержавия.

До революции 1917 года официальной версией происхождения реликвии считалась византийская. Согласно этой версии, император Константин IX по прозвищу Мономах подарил шапку киевскому князю Владимиру Всеволодовичу. Матерью князя была византийская принцесса, так что он приходился Константину родственником.

Летописи уверяют, что шапка Мономаха попала в Киев в 1114 году. В это время Византии с разных сторон угрожали персы и арабы, и подарок должен был подчеркнуть дружеские связи двух великих православных держав. По мнению летописца, Константин своим подарком благословил киевского князя на самодержавное правление, а заодно и нарек его Мономахом.
Потом о шапке на долгое время забыли. Но ее обнаружили в великокняжеской сокровищнице при Василии III. Именно в его правление легенда о дарах Константина и была задокументирована.

Находка пришлась как нельзя кстати. Ведь при Василии III родилась идея об особом значении Москвы -преемницы Византии.

Эта версия всех устраивала до конца XIX века, когда историки заинтересовались личностью Константина Мономаха. Они изучили хроники его царствования и поняли: когда византийский император умер, Владимиру Всеволодовичу было от силы два года. К тому же никакие они не родственники. Константин взошел на трон, просто женившись на императорской дочке.

Более того, никаких следов того, что Владимира Всеволодовича уже при жизни именовали Мономахом, обнаружить не удалось. Это прозвище появилось как раз при Василии III — и именно в связи с легендой о царской шапке. Кстати, ее фасон ничего общего с Византией не имеет.

Византийские императоры носили короны в виде венца, иногда украшенные подвесками из драгоценных камней. А шапка Мономаха — круглой формы, с соболиной оторочкой, золотыми пластинами и заостренным навершием. Такой головной убор больше подходит для монгольского хана.

Оказывается, некая «золотая шапка» упоминается в завещании Ивана Калиты, датированном 1328 годом. Эта шапка — подарок хана Узбека за помощь Москвы в усмирении тверского восстания. При этом монгольская традиция не предусматривала передачи символов власти кому-либо, кроме наследников. Так что это была просто красивая и дорогая безделушка.

Получается, что легенду о происхождении шапки выдумал Василий III. Но зачем? Дело, как всегда, в борьбе за власть.

Положение Василия на троне было не слишком прочным. В 1498 году Иван III венчал на великое княжение и сделал соправителем своего внука Дмитрия. А сын Василий получил в управление Новгород. Но вскоре Иван передумал: Дмитрий попал в опалу, а наследником стал Василий. После смерти отца он и сел на трон. Но никаких сведений о венчании Василия на великое княжение нет.

Читайте также:  Шапка для школьного проекта

Это давало сторонникам Дмитрия-внука шансы оспаривать легитимность его власти. Кроме того, Василий III долго не мог дождаться наследника. Его сын Иван родился, когда отцу было уже за пятьдесят.

В такой ситуации красивая легенда, напоминающая о династической преемственности с легендарными древнерусскими князьями (а через них — с Византией и Римом), была настоящей находкой. Оставалось подыскать доказательства. Летописи в очередной раз подправили, а в царской сокровищнице нашли красивый и необычный головной убор. Так подарок хана Узбека стал шапкой Мономаха.

Источник

Великая тюбетейка: Шапка Мономаха изнутри

Шапка Мономаха — древнейший из дошедших до нас символов высшей власти России. Не мудрено, что она окружена множеством преданий и легенд.

На сегодняшний день из исторических версий происхождения этого замечательного венца можем выделить следующие:

1. Дар византийского императора Константина Мономаха своему внуку — Владимиру Мономаху. Эта легенда дала Шапке Мономаха свое имя. НО: император Константин Мономах не застал своего внука в качестве Великого князя; искусствоведческий анализ подтверждает азиатское происхождение средней части венца; короны византийских императоров того времени представляли собой обручи с навесными украшениями по бокам; Шапка Мономаха не упоминается ни в одном документе ранее 1328 года.

2. Головной убор Кончаки (в крещении Агафьи) — дочери хана Узбека, выданной замуж в 1316 году за старшего брата Ивана Калиты — Великого князя Юрия Даниловича. НО: на нижнем ободе Шапки нет креплений для височных колец и украшений, характерных для Орды того времени; верх монгольских женских шапок того времени украшали перья — креплений для них в средней части Шапки нет.

3. Дар хана Золотой Орды Узбека Великому Князю Ивану Калите. Понятно, что Шапка, врученная в таком случае Ивану Калите, не имела ни меховой опушки, ни, тем более, навершия с крестом. Значит, Шапка представляла собой первоначально конусообразную тюбетейку к монгольскими узорами — остается непонятным смысл такого ценного подарка.

4. Современная версия: Шапка составлена из шлемов двух сыновей Великого князя Ивана Красного — Дмитрия Донского и Ивана Ивановича. НО: Иван Иванович — младший сын, умерший во младенчестве. Зачем создавать для наследника и младшего сына шлемы одинаковой роскоши? Кроме того, Шапка Мономаха состоит из ЗОЛОТЫХ пластин — других парадных шлемов из золота, ткани и жемчуга на Руси до наших дней не обнаружено.

Так где же правда? Как Шапка Мономаха смогла стать символом российской власти.

В 2015 году руководством Музеев Московского Кремля было принято решение о замене состарившихся меховых опушек на царских венцах, хранящихся в Оружейной палате. Настала очередь заменить и соболиный мех у Шапки Мономаха. Именно к этому времени относятся и уникальные снимки, которыми хочется сегодня с вами поделиться.

Сложно представить себе, что перед нами сейчас — Шапка Мономаха. При замене меха была сфотографирована ее внутренняя сторона. Отчетливо видны восемь одинаковых пластин с отверстиями для проволоки, на которой держится весь венец. Более того, между этими пластинами и верхними, вышитыми золотой нитью и жемчугом, для устойчивости находится серебряный каркас из нижнего обруча и восьми дуг.

При ближайшем рассмотрении видно, что многие отверстия в пластинах пусты — крепления на Шапке Мономаха, как драгоценных камней сверху, так и пластин между собой, неоднократно изменялись.

В собрании Государственного Исторического музея хранится навершие, подобное верхней части Шапки Мономаха. Это навершие изготовлено в Орде с первой половине 14 века. Еще одно доказательство того, что Шапка могла родиться в Орде как полноценный предмет, а не простая тюбетейка.

Эти рисунки на пластинах Шапки, по мнению искусствоведов наших дней — явно ордынские. Думаю, стоит также обратить внимание на шестиконечную звезду между двумя жемчужинами — это служит лишним подтверждением того, что Шапка изготовлена не позднее 15 века, когда гексаграмма была обычным украшением и для мусульман.

В настоящее время принято считать, что Шапка Мономаха впервые отмечена в нашей истории в духовном завещании Ивана Калиты (1328 год): «золотая шапка», которая завещана была старшему сыну Симеону Гордому, указана среди одежд, которые названы в документе «портами».

В каком виде она тогда существовала? Как выглядела? Мы ведь ее знаем только такой, какой она предстает перед посетителями Оружейной палаты. Ясно только одно: история Шапки Мономаха так же сложна, как и история всей нашей страны.

Источник