Меню

Шапка мономаха какие цари



История шапки Мономаха. Происхождение и откуда название такое

Шапка Мономаха – это основная регалия или символ русских царей на протяжении нескольких веков. Что она собой представляет? Если кратко, то по сути она является обычным головным убором с остроконечной вершиной.

Все мы ещё по урокам истории Древней Руси помним Шапку Мономаха. Мы знаем, что она является главным символом, как самодержавия, так и самого царя.

Разумеется, «обычной» ее можно назвать очень условно, так как она украшена всевозможными драгоценными камнями, жемчугом, изумрудами и рубинами. На самом верху установлен крест, как знак божественного избрания.

Шапка Мономаха история

Первое упоминание о Шапке Мономаха относится к 1328 году – в завещании Ивана Калиты среди прочих сокровищ названа «шапка золотая». Многие современные исследователи считают, что здесь подразумевается именно Шапка Мономаха.

История происхождения шапки Мономаха не имеет однозначной трактовки. Существует несколько мнений историков о том, как возникла эта регалия при российских великих князьях. Мы рассмотрим лишь два основных варианта, так как остальные вообще не выдерживают никакой критики.

Шапка из Орды

Первая версия говорит о том, что рассматриваемая царская принадлежность является даром Узбек-хана великому князю Юрию Даниловичу или Ивану Калите (два родных брата).

Якобы в качестве московско-ордынского союза она была подарена одному из выше названных князей.

Подтверждением этой версии служат не только летописи, но и изучение филигранного орнамента на регалии. Он имеет сходство со среднеазиатскими узорами. И если поверить в правдивость этой версии, то Шапку следует называть уже не Мономаха, а Ивана Калиты.

Версия вторая (официальная)

Эта версия считается официальной и в корне отличается от предыдущей. Она возникает буквально сразу после того, как Московское княжество полностью переориентируется с Золотой Орды на Византию.

История происхождения шапки Мономаха выглядит следующим образом. Византийский император Константин IX Мономах преподносит головной убор в качестве дара киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху (правил в 1113-1125 годах).

Интересен факт, что сам Владимир Мономах по матери приходился внуком императору Византии, то есть Константину.

Для чего же он сделал такой подарок? Дело в том, что это было символом преемственности власти русских правителей от императоров великой Византии.

Несмотря на красоту данной версии и ее официальный статус, она имеет крайне сомнительную историческую подлинность. Ведь на момент смерти Константина (1055 год) Владимиру было всего лишь 2 года.

А шапочку-то не носили толком

Интересен факт, что великие князья надевали драгоценный головной убор только в тот день, когда происходило торжественное восхождение на престол.

После праздника и соблюдения всех уставов, шапка Мономаха пряталась в определенное место, где хранилась со всеми остальными сокровищами правителя. Царь же в дальнейшем пользовался специальным «ежедневным» венцом.

Последний раз шапка Мономаха была использована давно — при восхождении на престол Ивана V. Это случилось в 1682 году. Тогда произошла весьма примечательная история, и обойти стороной этот интересный факт мы не можем.

Дело в том, что Иван V, сын царя Алексея, был законным наследником, однако при этом обладал крайне слабым здоровьем. По некоторым данным он имел слаборазвитую психику, и править страной, разумеется, не мог.

Именно по этой причине вместе с пятнадцатилетним Иваном V был коронован и его младший брат – десятилетний Пётр I, который впоследствии войдет в историю как один из величайших императоров России.

Но как быть в этом случае, ведь шапка Мономаха одна, а венчать на царство нужно двоих? Несмотря на необычайность ситуации, придворная знать не растерялась и приказала изготовить «шапку второго наряда». Она полностью повторяла форму и украшения настоящей регалии, хотя конечно была гораздо менее художественна.

На сегодняшний день шапка Мономаха хранится в Оружейной палате России вместе со своей копией, изготовленной для Петра I. Надо сказать, что официальной цены этому уникальному историческому наследию не дано. Поэтому уверенно можно сказать, что она бесценна.

Тяжела ты шапка Мономаха

Полный вес реликвии составляет целых 993,66 грамма, то есть почти килограмм. Но на самом деле это не так уж много. «Вес» шапки иносказательный.

Источник

Шапка Мономаха: описание, история и значение

Шапка Мономаха- золотая шапка великих князей и царей, один из символов самодержавия в России. Другое название шапки Мономаха- корона Великих Московских князей.

Описание Шапки Мономаха

Шапка Мономаха хранится в настоящее время в Москве в Оружейной палате.

Это её самый древний памятник (конец 13- начало 14 века), настоящее сокровище Московского Кремля.

Вес шапки Мономаха 993,66 грамм (без меха 698 грамм).

Дорогой венец состоит из восьми золотых пластин и затянут изысканным кружевом. Тонкими нитями неведомый мастер сплел прелестный узор из остроконечных звезд и нежного, мягких очертаний цветка лотоса. Если внимательно вглядеться в орнамент, покажется, будто он покрыт едва уловимым глазу слоем золота.

Крупные зеленые изумруды, синие сапфиры, красные рубины и турмалины, нежно мерцающий круглый и продолговатый жемчуг выложены в венце в строго определенном порядке. Низ шапки широким мягким обручем стянул блестящий мех соболя.

Царская Шапка Мономаха.конец 13- начало 14 века. Оружейная палата Московского Кремля.

История происхождения и значение

Почему шапка названа Мономаховой? Кто изготовил ее и как она попала в русскую сокровищницу? Ученые пока не могут ответить на все вопросы.

Впервые некая “золотая шапка” упоминается в начале 14-го столетия в “духовной грамоте” ( то есть завещании) Московского князя Ивана Калиты (1284 или 1288 — 1340 гг.). Для русского народа это был век Возрождения после многолетней борьбы с монголо- татарским игом.

Читайте также:  Что такое анаграмма чулок

Именно тогда началось объединение княжеств вокруг Москвы- крупного ремесленного центра, по местоположению менее уязвимого для врагов. Возвышению будущей столицы способствовала и умелая политика московских князей.

В 1325 году Москву получает в удел внук Александра Невского Иван Калита. Тонкий дипломат, умный,рачительный хозяин, он сумел добиться звания великого князя. И с тех пор оно твердо закрепилось за его наследниками. Митрополит Петр перенес в этот город свою кафедру из Владимира.

К концу 14-го века вера в Москву и силу единства была настолько сильна, что русские полки вышли на Куликово поле и одержали победу.

Через 100 лет после Куликовской битвы великий князь Иван III, дед Ивана IV Грозного, стоял во главе уже сплоченного и сильного государства. “Изумленная Европа, в начале царствования Ивана III едва ли подозревавшая о существовании Московии, затиснутой между Литвой и татарами, была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на ее восточных границах”- писал Карл Маркс.

Между тем в середине 15-го века пала под натиском турок столица византийской империи Константинополь. Женившись на византийской принцессе, Иван III утвердил для своего обширного государства герб её родины: двуглавого орла. Русский правитель как бы желал подчеркнуть: Москва- наследница Византии.

Но хотя Иван III и называл себя царем, официально он по традиции носил титул великого князя, то есть старшего в княжеском роду.

Как освободиться от веками сложившихся привычек и преданий? Противопоставить им другие предания.

Великий князь Владимир II Всеволодович Мономах. Портрет из Царского титулярника. 1672 г.

В конце 15-го века в Москве написаны знаменитые “Сказания о князьях Владимирских”, в которых сообщалось о происхождении русских правителей от византийских императоров. Тогда же появилась легенда, согласно которой киевскому князю Владимиру Мономаху его дед византийский император Константин Мономах подарил знаки царской власти и среди них знаменитую шапку.

Да, такая легенда была нужна. Воссоединение не всегда происходило с согласия удельных князей. Новгород, Тверь, Рязань, происхождением более древние, чем Москва, сами претендовали на звание главного города, а для своего князя — на титул государя.

Легенда же подтверждала преемственность власти московских князей от византийских монархов и, значит, ее законность и неоспоримость.

Иван IV Грозный

Мономахов трон Ивана Грозного. 1551 г. Успенский Собор.Москва.

Предание не только повторялось в летописях и всевозможных сборниках, но также получило изобразительное воплощение. В 1551 году в Успенском соборе Московского Кремля установили новое моленное место царю Ивану Грозному. Оно называлось “мономаховым троном”, и не случайно. На деревянных стенках трона в двенадцати клеймах были вырезаны сцены из “Сказаний о князьях Владимирских”.

Вот киевский князь Владимир Мономах со своей дружиной направляется в поход во Фракию. Его войска штурмом овладевают одним городом за другим. Русская дружина берет в полон жителей Фракии. Император Константин, напуганный таким сокрушительным ударом, созывает совет. Влиятельнейшие вельможи принимают решение выполнить требования Владимира, вставшего под стенами города. Константин отсылает князю знаки царской власти, и среди них венец. Удовлетворенный Владимир в Киеве венчается на царство этим венцом.

Само время делает легенду священной. В течение трех столетий никто и не подумал усомниться в ее достоверности. А на самом деле имела ли шапка Мономаха отношение к византийскому монарху и киевскому князю 12-го века Владимиру Мономаху?

В 19-ом веке небывало возрос интерес к отечественной истории и культуре. Тщательно изучались и получали новое осмысление древние памятники. Тогда-то и возникли горячие споры о происхождении заветной короны русских правителей.

Во-первых, путем простого сопоставления дат жизни доказали, что шапка не являлась подарком Константина Владимиру Мономаху. Византийский император умер, когда русскому князю было всего два года. Значит, легендарный поход во Фракию — чистейший вымысел.

Откуда же попал на Русь царственный венец? Этот вопрос до сих пор окончательно не решен.

Одни исследователи считали, что Мономахов венец византийской работы. Узор шапки кажется как бы слегка смазанным тончайшим слоем золота. Такую скань умели делать только в Византии.

Другие ученые утверждали, что шапка арабского происхождения. Однако самым убедительным кажется мнение выдающегося русского археолога 19-го века А.А.Спицына, посвятившего шапке Мономаха большое исследование.

Археолог Спицын А.А. (1858-1931 гг.)

Узор венца — туго закрученные в спираль завитки, звезда и лотос. Изображение лотоса из Индии перешло в орнамент Китая, а затем в Среднюю Азию. Самой близкой аналогией цветку на венце А.А.Спицын считал узор золотого украшения, найденного в 1902 году в Бухаре: те же мягкие очертания, изящный плавный рисунок.

Отрицая византийское происхождение шапки, исследователь настаивает на том, что это произведение восточного искусства, скорее всего 13-14-х веков и имеет много общего с изделиями Золотой орды.

А.А.Спицын предполагает, что шапка подарена московскому князю Ивану Калите золотоордынским ханом.

Мог ли хан сделать князю дорогой подарок? Отношения порабощенной Руси с угнетавшей ее Ордой складывались сложно. В условиях жестокого ига нужно было отстаивать свои интересы, копить силы для будущего освобождения.

В это время национальными героями стали князья- заступники за своих людей и за землю русскую. Это были князья- воины, павшие в неравном бою с пришельцами, и князья- страстотерпцы, мученически погибшие, не поклонившиеся язычникам и не приняв тем самым условий власти при захватчиках.

Позднее сформировался особый тип князя- политика, терпеливого и выдержанного по отношению к завоевателям и облегчавшего участь своего народа. Таким и был Иван Калита. Мудрые и влиятельные русские князья заставляли ханов считаться с собой. Бывало и так, что угнетавшие присылали угнетенным дары.

Читайте также:  Размерный ряд женских шуб

Предположения А.А.Спицына о подарке из Орды подтвердили изыскания советских археологов. В начале 80-х годов 20-го века близ Можайска велись раскопки Тушкова городища, во время которых нашли маленькую золотую вещицу, напоминавшую брошь. Цветок в ее узоре абсолютно соответствовал лотосу в Мономаховой шапке. И по форме, и по размеру изображения отличались лишь мелкими деталями, как бывает в изделиях одного мастера.

Что это за украшение? Скорее всего пряжка или большая пуговица. В древности их пришивали по две к вороту одежды друг против друга. Подобные парные пуговицы- застежки часто встречаются в курганах 14-го века на Нижнем Поволжье, неподалеку от столицы Золотой орды- Сарая.

Напрашивается новый вывод: золотоордынский хан 14-го века Узбек мог сделать князю Ивану Калите дорогой подарок, включив в него не только шапку, но и одежду, украшенную пряжками.

При тщательном осмотре найденной броши на каждом лепестке обнаружили отверстия, сквозь которые, вероятно, ее пришивали нитками к ткани. И тут же отверстия более крупные, скорее всего для крепления гвоздиками к дереву или к кожаной сбруе.

Становится понятно, каким образом родственный венцу золотой цветок из Москвы попал в отдаленную крепость Тушкова.
Дмитрий Донской в своей “духовной грамоте” завещал третьему сыну Андрею крепость Тушков, а также золотой пояс новгородской работы и какую-то “золотую снасть” — так на Руси называли конский убор. Вероятно, к тому времени драгоценные застежки уже спороли с одежды и одну из них приспособили для украшения конской сбруи.

Если все так, то шапка Мономаха работы неизвестного восточного мастера 13-14-х веков была подарена Ивану Калите и под названием “золотой шапки” значилась в сокровищнице московских князей почти до 16-го столетия.

Лишь с 1572 года она стала именоваться шапкой Мономаха.

Шапка Мономаха- символ власти русских царей

Шапкой Мономаха венчались на царство все русские цари с 1547 года до 1682 года. Последний раз ею был венчан на престол в 1682 году Иван V, старший брат Петра I.

В 1682 году связи с венчанием на царство двух царей- соправителей Ивана V и Петра I, для Петра (как младшего из братьев) изготовили похожую на шапку Мономаха корону «малого наряда» (другое название- Шапка Мономаха второго наряда).

Шапка Мономаха второго наряда. 1682 г. Оружейная палата Московского Кремля.

В 1721 году Петр I заменил традицию венчания на царство обрядом коронации. С 1762 года главной династической регалией стала Большая императорская корона, изготовленная для коронации Екатерины II. А шапка Мономаха вместе с другими регалиями находилась в Успенском Соборе и принимала участие как реликвия в императорских коронациях.

И все-таки многое в истории знаменитой шапки Мономаха остается неясным. Но есть надежда,что со временем ее тайну разгадают полностью.

Источник

Шапка мономаха какие цари

«Тяжесть» ее заключается статусе: шапка Мономаха — одна из главных царских регалий России наряду со скипетром и державой. Этой короной венчались российские цари с 1498 до 1682 года. Первым, кто надел шапку, был Дмитрий Иванович, внук Ивана III. А для Петра I изготовили дубликат шапки Мономаха — так называемую «шапку второго наряда». Сегодня ее тоже можно увидеть в Оружейной палате.

В 1721 году Петр Великий отменил традицию венчания на царство и ввел обряд коронации. А при Екатерине II появилась новая регалия — Большая императорская корона работы придворных ювелиров Жереми Позье и Георга Фридриха Эккарта. Она оставалась главным торжественным головным убором императорской семьи до 1917 года.

Вопрос, когда и откуда пришла на Русь царская шапка, волновал не одно поколение исследователей. Первое упоминание о ней находится в завещании Ивана Калиты. По одной из версий, ее подарил князю монгольский хан Узбек. Причем некоторые исследователи считают ее женским головным убором, который изначально принадлежал сестре хана Кончаке, жене московского князя Юрия Даниловича. Позднее эту подарочную шапку-тюбетейку, сделанную из добротно спаянных золотых проволок, московские мастера переделали в ту самую «шапку Мономаха».

Другая теория о происхождении шапки появилась в политическом трактате XVI века «Сказание о князьях Владимирских». Его создавали во время распространения концепции «Москва — Третий Рим», когда российским самодержцам было важно показать преемственность: первый Рим пал, передав свои полномочия второму — Константинополю, а когда под натиском османов был сломлен и он, настало время третьего — Москвы. Первым царем объединенной после княжеских междоусобиц и монгольских завоеваний Московской Руси был Иван III, который женился на византийской принцессе Софье, племяннице последнего императора — Константина XI Палеолога.

«Сказание» описывало, как русские великие князья произошли от римского императора Августа через легендарного Пруса, якобы родственника Рюрика, а также то, как царские регалии византийского императора Константина IX Мономаха передали его внуку Владимиру Мономаху.

В XVI же веке появилось еще одно описание драгоценной шапки. В 1520-е годы в Москву приезжал австрийский дипломат барон Сигизмунд фон Герберштейн. Он записал в своих «Записках о Московии» на латинском языке: «Pileus называется на их языке шапка (Schapka); ее носил Владимир Мономах: она украшена драгоценными камнями и чудно сделана из золотых пластинок, которые извиваются наподобие змей».

В противовес версиям об «иноземном» происхождении шапки Мономаха, в последнее время стало популярно мнение, что изготовили шапку в России. Царская регалия состоит из нескольких частей, и исследователи полагают, что ее первый ярус, состоящий из восьми соединенных золотых пластин с растительными узорами, соорудили в XIII веке из деталей шлемов сыновей Ивана Красного — княжича Ивана и Дмитрия Донского. А вот меховую опушку и множество драгоценных камней добавили позже, в XV веке.

Читайте также:  Шуба чернобурка поперечка что это

В наши дни шапка Мономаха — один из древнейших и наиболее ценных экспонатов Оружейной палаты Московского Кремля. Это золотой головной убор, обитый соболиной опушкой и украшенный филигранью и драгоценными камнями — сапфирами, рубинами, изумрудами, шпинелью. Венчает шапку золотой крест с жемчужинами у оснований. Весит убор 993,66 грамма — не так уж и много, чтобы говорить голосом Бориса Годунова из трагедии Александра Пушкина:

«Безумец я! чего ж я испугался?
На призрак сей подуй и нет его.
Так решено: не окажу я страха, —
Но презирать не должно ничего.
Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!»

«Тяжесть» ее заключается статусе: шапка Мономаха — одна из главных царских регалий России наряду со скипетром и державой. Этой короной венчались российские цари с 1498 до 1682 года. Первым, кто надел шапку, был Дмитрий Иванович, внук Ивана III. А для Петра I изготовили дубликат шапки Мономаха — так называемую «шапку второго наряда». Сегодня ее тоже можно увидеть в Оружейной палате.

В 1721 году Петр Великий отменил традицию венчания на царство и ввел обряд коронации. А при Екатерине II появилась новая регалия — Большая императорская корона работы придворных ювелиров Жереми Позье и Георга Фридриха Эккарта. Она оставалась главным торжественным головным убором императорской семьи до 1917 года.

Вопрос, когда и откуда пришла на Русь царская шапка, волновал не одно поколение исследователей. Первое упоминание о ней находится в завещании Ивана Калиты. По одной из версий, ее подарил князю монгольский хан Узбек. Причем некоторые исследователи считают ее женским головным убором, который изначально принадлежал сестре хана Кончаке, жене московского князя Юрия Даниловича. Позднее эту подарочную шапку-тюбетейку, сделанную из добротно спаянных золотых проволок, московские мастера переделали в ту самую «шапку Мономаха».

«А из одежд моих сыну моему Семену кожух красный жемчужный, шапку золотую; а сыну моему Ивану — кожух желтого шелка с жемчугом, епанчу большую с оплечьями; моему сыну Андрею — бугай (верхняя одежда) соболий с наплечниками, с крупным жемчугом, с драгоценными камнями, суконную одежду с оплечьями. А завещаю тебе, сыну моему Семену, братьев твоих младших и княгиню мою с меньшими детьми: после бога ты будешь о них заботиться.

Духовная грамота Ивана Даниловича Калиты

Другая теория о происхождении шапки появилась в политическом трактате XVI века «Сказание о князьях Владимирских». Его создавали во время распространения концепции «Москва — Третий Рим», когда российским самодержцам было важно показать преемственность: первый Рим пал, передав свои полномочия второму — Константинополю, а когда под натиском османов был сломлен и он, настало время третьего — Москвы. Первым царем объединенной после княжеских междоусобиц и монгольских завоеваний Московской Руси был Иван III, который женился на византийской принцессе Софье, племяннице последнего императора — Константина XI Палеолога.

«Сказание» описывало, как русские великие князья произошли от римского императора Августа через легендарного Пруса, якобы родственника Рюрика, а также то, как царские регалии византийского императора Константина IX Мономаха передали его внуку Владимиру Мономаху.

«В то время правил в Царьграде благочестивый царь Константин Мономах и воевал он тогда с персами и латинянами. И принял он мудрое царское решение — отправил послов к великому князю Владимиру Всеволодовичу… С шеи своей снял он животворящий крест, сделанный из животворящего древа, на котором был распят сам владыка Христос. С головы же своей снял он венец царский и положил его на блюдо золотое. Повелел он принести сердоликовую чашу, из которой Август, царь римский, пил вино, и ожерелье, которое он на плечах своих носил, и цепь, скованную из аравийского золота, и много других даров царских. И передал он их митрополиту Неофиту с епископами и своим знатным посланником, и послал их к великому князю Владимиру Всеволодовичу… И с тех пор великий князь Владимир Всеволодович стал именоваться Мономахом, царем великой Руси. И пребывал после того во все время с царем Константином в мире и любви. С тех пор и доныне тем венцом царским, который прислал греческий царь Константин Мономах, венчаются великие князья владимирские, когда ставятся на великое княжение русское».

«Сказание о князьях Владимирских»

В XVI же веке появилось еще одно описание драгоценной шапки. В 1520-е годы в Москву приезжал австрийский дипломат барон Сигизмунд фон Герберштейн. Он записал в своих «Записках о Московии» на латинском языке: «Pileus называется на их языке шапка (Schapka); ее носил Владимир Мономах: она украшена драгоценными камнями и чудно сделана из золотых пластинок, которые извиваются наподобие змей».

В противовес версиям об «иноземном» происхождении шапки Мономаха, в последнее время стало популярно мнение, что изготовили шапку в России. Царская регалия состоит из нескольких частей, и исследователи полагают, что ее первый ярус, состоящий из восьми соединенных золотых пластин с растительными узорами, соорудили в XIII веке из деталей шлемов сыновей Ивана Красного — княжича Ивана и Дмитрия Донского. А вот меховую опушку и множество драгоценных камней добавили позже, в XV веке.

Источник