Какие шапки носили русские крестьяне на самом деле
Кто не помнит живописное роскошество одеяний древнерусских князей, изысканность облачения аристократии или скромную одежду крестьян? Если тело можно было считать храмом, то одежда была его украшением.
Сорочица
Сорочка, или сорочица была основной частью костюма крестьян и горожан, мужчин и женщин, богатых и бедных. В классическом варианте сорочица была нательной рубахой. У мужчин она могла доходить до колен, носили ее навыпуск, подпоясывая узким ремнем или тканным шнурком.
У женщин она могла быть длиной и до ступней, рукава ее собирались в складки у запястья и сдерживались обручами. Ворот такой рубахи, как правило, был низким, чтобы шея оставалась голой. Сначала это был просто вырез, в который проходила при надевании голова.
Разрез с застежками или завязками появится чуть позже. Застегивали ворот на небольшую пуговицу, которая могла быть и костяной, и деревянной, и бронзовой. Особо нарядные сорочицы имели невысокие воротники-стоечки, которые обшивались узорами из золотых нитей.
Кожух
Старинный русский костюм был весьма многослоен. Если сорочица надевалась в начале, то кожух завершал композицию. Этот верхний покров был самым теплым слоем, для его отделки использовались козлиные и овечьи шкуры. Кожухи носили как женщины, так и мужчины. Богатые кожухи были сделаны из хорошо выделанной мягкой кожи, расшивались жемчугом и украшались драгоценными нашивками из дорогих тканей.
В духовной грамоте Ивана Калиты (1339 г.) можно встретить такие описания: «кожух черленый женчюжный», «кожух желтая обирь», два «кожуха с аламы с женчюгом». Кожу для этого наряда красили в разные цвета, но чаще всего использовали красный: «кожух чермничный», «кожух черленный». Люд попроще носил кожухи из грубо выделанной кожи.
Корзно
Вообще, предметы костюма типа накидки в древней Руси были весьма популярны. Одной из них было корзно – длинный, доходящий почти до пят плащ, который застегивался на правом или левом плече запонкой с петлицами или на драгоценную пряжку. Это был княжеский предмет одежды, о чем говорит, например, его относительная дороговизна – его пошив стоил гривну.
Иногда корзно могло быть не только плащом, но и наплечной распашной одеждой со сшитыми боковыми швами. Едва ли эта накидка была удобной одеждой – длиннополый плащ, покрывающий половину тела, вряд ли мог дать нужную свободу движений, особенно в военных походах, так что он служил, скорее, индикатором статуса и надевался «по случаю».
Мятль
Если корзно носила только знать, то люди рангом пониже могли накинуть на себя мятль – еще один вид безрукавного плаща. Это как раз тот случай, когда можно сказать «просто и со вкусом». Впрочем, добротности у мятля не отнять. Есть сведения, что устанавливался даже штраф в три гривны для того, кто в драке разорвет чей-то мятль (по другим летописным источникам, стоимость мятля составляла полгривны). О цвете мятля точно не известно, но в летописях упоминаются рудавые (красно-бурые) и черные мятли.
Вотола
Крестьяне и небогатые горожане носили вотолу (или волоту) – кусок толстой посконной материи или грубой шерстяной ткани, который накидывали на плечи в сырую и холодную погоду. Длина вотолы была до колен или икр. Она застегивалась или завязывалась у шеи и иногда имела капюшон.
В таком наряде пойти на церковный обряд, было, конечно, неприлично, но вот собирать в ней яблоки в дождливый октябрьский день – самое то.
Порты
Портами могла обозначаться как одежда в целом, так и штаны, для которых было еще несколько древних названий – гачи и ноговицы. Порты были довольно узкими штанами с поясом на вздежке.
Их всегда носили заправленными в сапоги или онучи, поэтому сказать, насколько они были длинными, сложно, на всех изображениях они полностью облегали ногу. До конца XVII века в штанах не было карманов – все необходимые мелкие вещи надо было носить на поясе, который крепился к ремню или в специальной сумке – калите.
Шапка
Выйти на улицу с непокрытой головой для древнерусского человека было весьма зазорно. Среди древних головных уборов выделяются, конечно, шапки. Первоначально их и валяли, и плели, и вышивали из меха. Самым устойчивым фасоном были полусферические шапки с меховой опушкой.
Есть легенда, что однажды московские князья получили в подарок от Узбек-хана золотую тюбетейку бухарской работы. Они велели приделать к ней соболью опушку, и она превратилась в великокняжеский венец, больше известный сейчас как «шапка Мономаха». Еще одним восточным головным убором была тафья. Это была маленькая плоская шапочка, которая закрывала макушку головы. Особенно богатым был женский головной убор. Тут был и убрус, и чело (очелье), и повоец, и привитка.
Источник
Русские мужские головные уборы
Не многие наши современники могут похвастать глубоким знанием истории русского народа, которая настолько захватывающая и богатая событиями. При этом, если спросить любого человека, то он с готовностью ответит, что прекрасно знает русский народный костюм, так как каждый из нас видел выступления народных коллективов и смотрел исторические фильмы, но…
…Если углубляться в тему русского костюма – то, зачастую окажется, что представление о костюме несколько поверхностно. Когда заходит разговор о мужских головных уборах, то вспомнят шапку Мономаха, да боярские высокие шапки и, может быть, картуз. Вот и всё.
А ведь русских головных уборов очень много. С течением времени, развитием цивилизации и моды, головные уборы видоизменялись. Современные историки насчитывают более десятка основных головных уборов мужчин всех времен на Руси.
Русские народные головные уборы, как в любой традиционной культуре, имели чёткую дифференциацию. Некоторые его формы отмирали с течением времени, другие сохранились до наших дней.
Поговорка «По Сеньке и шапка» появилась, скорее всего, в те времена когда на Руси шапка больше, чем какой-либо другой предмет одежды, свидетельствовала о принадлежности человека к тому или иному сословию.
В допетровской Руси покрой шапок был одинаков во всех сословиях «что царю, что псарю». Все мужчины носили шапки одного фасона и вида – это был колпак, который отличался лишь материалом: мех, войлок, плетёнка.
При этом головные уборы мужчины снимали только в церкви или дома, в них могли сидеть на царских и боярских собраниях и даже свадьбах. Для мужчин – это показатель социального статуса. С непокрытыми головами ходили только рабы.
В XIV веке впервые среди русских появилась тюбетейка. Её модернизировали – пришили опушку из соболя, после чего появился новый традиционный русский головной убор для мужчин.
В следующем столетии появились маленькие шапочки, покрывающие только макушку – тюфьи. Как следствие, в это же время пошла мода на причёску под горшок, что гармонично смотрелось в тандеме с таким головным убором. На улицу мужчины надевали тюфью, а поверх неё колпак или малахай. Колпак – шапка из бархата, поярка, войлока конусообразной формы и широким отворотом из меха. На отворотах крепились пуговицы, которые назывались запонами.
В XVII веке стала популярной мужская русская народная шапка – науруз, которая являлась разновидностью колпака, но была с аккуратными и небольшими отворотами, украшенными кистями и пуговицами.
В это же время появились шапки мурмолки, у которых была плоская и расширенная тулья, напоминающая усечённый конус с меховым отворотом, который напоминал лопасть и придерживался парой пуговиц.
Грешневик (также гречневик, гречник, гречушник) – старинный русский мужской головной убор, высокая шапка с маленькими полями, без излишеств и украшений. Грешневики шили из овечьей шерсти. Они были популярны у простолюдин в Московском государстве в период с XV по XVII вв. Их носили круглый год, и в будни и в праздники. Шился грешневик из поярка – шерсти, состриженной с молодой овцы-ярки, а своё название получил от схожести с пирогом из гречневой муки. В XIX веке гречник стал популярным головным убором московских извозчиков.
Зимой крестьяне носили овчинные шапки разных фасонов – малахаи и треухи. Малахай имел четыре лопасти: две из них закрывали лоб и затылок, а другие две – уши и щёки, они были длинными и могли обматываться вокруг шеи, завязываясь на затылке. Треух – «три уха», напоминал современную шапку-ушанку с опускающимся задком.
Ещё один интересный головной убор – горлатная шапка, которую носили князья и бояре или их государственные советники во время публичных заседаний. Обычно боярин сначала надевал тафью, затем колпак, а на него уже горлатную шапку. Эти шапки носили как символ богатства, достатка и родовитости. Называлась она так, потому что шили её из целого меха горла животного — «душки», вышиной 6-8 вершков (до 40 см).
Совсем другие головные уборы носили цари и они особо поражали иностранцев своим богатством и великолепием. Одним из самых знаменитых царских головных уборов, символом самодержавия, является «шапка Мономаха», золотая филигранная остроконечная шапка среднеазиатской работы с собольей опушкой, украшенная драгоценными камнями и крестом. Название она получила благодаря легенде о своём византийском происхождении: якобы император Константин прислал её киевскому князю Владимиру Мономаху и надевалась она при венчании на царство правителей Руси, начиная с сына Ивана Калиты.
Развитие национальных мужских головных уборов на Руси завершилось с приходом к власти Петра I, по приказу которого знать стала носить парики, а также шляпы, завезённые из европейских развитых государств.
В заключении хочется сказать, что не возможно вот так конкретно назвать мужской головной убор русского народного костюма, так как с течением времени, по приходу разных правителей, а также изменениям в моде головные уборы также изменялись. Но можно однозначно сказаться, что тюфья, колпак, малахай и мурмолка до сегодняшнего дня присутствуют в ансамбле национального русского костюма.
Повседневные мужские шапки
К повседневным головным уборам крестьян можно отнести следующие модели шапок:
барловка – шапка из барловых шкур (осенних шкур домашних и диких коз, сохатых, волков) круглой формы с невысоким околышем без ушей;
боровая – праздничная зимняя круглая шапка из сукна с широким околышем из бобра (Енисейская губ. с XVIII века);
бриль – соломенная шляпа с полями и плоской низкой тульей для защиты от солнца;
бурк – старинная мужская шляпа из меха лисицы, с аккуратным околышем и без ушей, плотно прилегающая к голове;
ермолка, валенка, еломок – шапка из овечьей шерсти, тулья которой имеет форму усеченного конуса;
гречишник, грешневик, гречневик, гречник, гречушник – мужской головной убор для весны, лета, осени из коричневой вяленой овечьей шерсти в форме высокого цилиндра;
долгуша, пыжик – мужской головной убор из меха оленя или тюленя, круглая шапочка с длинными наушниками (Архангельская, Вологодская, Пермская губ., Зап. Сибирь). Носилась вместе с малицей;
зырянка – суконный убор с четырёхугольным дном;
картуз или фуражка – русская шапка из простых материалов с козырьком;
катанушка – мужская шляпа из валяной шерсти (Енисейская губ.);
краган – убор в виде капюшона из сукна домашней выработки (Тобольская губ.);
кубашка – плотно облегающая голову шапка из серой овчины с круглой тульей;
малахай – шапка с четырёхугольным концом и четырьмя клапанами из сукна, верверета, меха или овчины;
нахутарница – мужская, валянная из овечьей шерсти шапка (Енисейская губ.);
шапка столбунец – аналог горлатной шапки, но она кверху сужается и дополнена мехом в области затылка
Источник
Русский народный костюм. Головные уборы
Важнейшая деталь любого костюма русского народа — это головной убор. По внешнему виду убора определялся семейное положение, возраст, общественный статус хозяина. У каждой губернии своя мода на головной убор.
Женские головные уборы
Особой популярностью пользовался кокошник. Его изготавливали из плотной ткани, по краям шла бахрома, украшали речным жемчугом. Также носили кику, замужние женщины ходили в повойниках. Зимой барышни щеголяли в меховых шапках или шерстяных платках.
Этот головной убор носили юные девушки. Основная часть волос была не прикрытой, маленькие девочки носили обычные тряпичные тесемки. Старшие девочки надевали на голову повязку. Повязка полностью обхватывала лоб, крепилась на затылке несколькими узлами.
Изготавливали венец из металлической ленты, ширина которой не больше 2,5 см. Головной убор схож с повязкой. На праздники девушки надевали венчики с жемчужными нитями.
Убрус изготавливали из тонкого полотна прямоугольной формы, шириной до 50 сантиметров, длиной около 2 метров. Платок декорировали вышивкой, для этого использовали шелковые нити, серебра и золота. Через некоторое время изменилась его форма, платок стал треугольным.
Головной убор изготавливали из парчи или бархата, с декором из речного жемчуга и золотых нитей. Надевали сороку молодые барышни только в праздники, так как убор стоил дороже породистого скакуна.
Свое название он получил от слова «кокош», что означает «петух, курица». Кокошник обычно изготавливали из какого-либо твердого материала, для того, чтобы он хорошо держался на голове. Для закрепления использовали ленты, завязанные на затылке. Вначале кокошник носили только замужние женщины, но через некоторое время он понравился и молодым девушкам. Головной убор обтягивали плотной тканью или кожей. Декорировали его бусинками, жемчужными нитями.
Это самый древний головной убор, берет свое начало от язычества. Такую кику носили только замужние женщины. Надеть его женщина могла только после рождения первого ребёнка.
Головной убор напоминает копыто или подкову. Лицевая часть изготавливалась из твердого материала, затем обтягивали украшенной тканью. Данный аксессуар на праздники надевали все без исключения замужние дамы.
Убор состоял из боковых частей (крылья) и задней (хвост). В итоге изделие очень напоминало павлиний хвост.
Сборник (самшура, моршень)
Сборник предназначался для повседневного ношения. Низкий моршень похож чепец. Высокий вариант убора надевали на торжества, так как выглядел богато.
Кокошник псковский (шишак)
Это часть свадебного наряда, в виде вытянутого треугольника, украшенного шишками. Сверху надевали белый платок, обшитый золотыми нитями.
Головной убор для зимнего времени года. Шапки были очень высокими, изготавливали их из меха лисицы, бобра или соболя. Молодым девушкам больше нравились изделия из зайца или белки.
Каптур также предназначался для зимы, он хорошо защищал от сильных морозов. Чаще всего данный его носили вдовы. Каптур очень напоминал цилиндр, обрамленный мехом. Данная шапка покрывала голову и даже лицо с обеих сторон. Сшивали убор из меха бобра, сверху обязательно накидывали повязку.
Мужские головные уборы
В 14 веке все мужчины носили шапки, сшитые из меха или войлока, напоминающие колпак. В 15 веке в гардероб вошли тюфьи, при выходена улицу сверху надевали колпак. В 17 веке мужчины начали носить науруз, также появились муромки. При Петре Первом в мужском гардеробе появились шляпы и парики.
Мужские шапки на каждый день
Кроме изделий, которые перечислены выше, которые носили знатные особы, был еще ряд головных уборов, которые носили крестьяне:
- Барловка. Шили из барловых шкур, круглой формы с небольшими околышами.
- Бриль. Шляпка соломенная с полями.
- Бурк. Убор из меха лисы без ушей.
- Ермолка. Головной убор из овечьей шерсти.
- Зырянка. Убор из сукна с дном в виде четырехугольника.
- Картуз. Фуражка с небольшим козырьком.
Заключение
Народные головные уборы Русского народа – это неотъемлемая часть любого костюма. У наших предков было несколько определенных правил по носке головного убора.
Из этого видеоролика вы узнаете историю кокошника.
Источник
Русские национальные мужские головные уборы: что носили наши предки
История русского народа настолько захватывающая и богатая, что мало кто из современных людей может похвастаться абсолютным ее знанием. Но с национальным русским костюмом знакомы многие, так как на любых празднованиях внутри страны или международного масштаба принято соблюдать традиции, надевая мужчинам исконно русские костюмы, в том числе и русские народные мужские головные уборы.
С течением времени, развитием цивилизации, импортом модных тенденций и фасонов одежды, головные уборы постепенно видоизменялись. Современные историки насчитывают более десятка головных уборов мужчин всех времен на Руси, но, пожалуй, останавливаться на уборах священников или шлемах воинов нет смысла. Куда интереснее рассмотреть головные уборы знати и простого народа.
Русский народный костюм
Если рассматривать мужчин простого сословия, в таком случае национальный костюм будет отличаться лаконичностью и простотой. Крестьянскую одежду тогда шили из натуральных материалов, украшая узорами растительного характера. Это была рубаха их светлой хлопчатобумажной ткани свободного кроя, объемные штаны и пояс к ним. На голову простой люд надевал шапки в виде гречишников, которые действительно по форме и текстуре напоминали форму пирога из гречки, а обувью служили валенки на каждый день или кожаные сапоги на праздничные мероприятия.
Самым важным элементов мужского национального костюма считалась сорочка с вышивкой из шелка или льна, а к передней и задней ее части прилагалась подкладка (подоплека). У рубашки обязательно присутствовали широкие рукава, которые постепенно сужались к области кистей рук. Воротник рубашки мог быть круглым или квадратным с пуговицами или завязками, иногда его вовсе не было.
В качестве верхней одежды выступал кафтан ярких расцветок и нескольких стилей – опашень, зипун и охабень. Но сначала поверх рубахи мужчины надевали свитку, кожух или сермягу. Если предполагался важный праздник или торжество, мужчина надевал парадный плащ корзно или шерстяную однорядку. В холодную пору носили шубы в пол из овчины или меха зайца, а знать могла позволить себе шубу из соболя, лисицы, чернобурки или куницы.
Традиционный мужской головной убор в разное время с фото
В период 14 столетия на Руси мужской русский головной убор у всех представителей сильного пола был одинакового фасона и вида. Это были шапки из меха, войлока, плетенки, которые по форме напоминали колпак. Знатные мужи носили поярковые шапки из дорогой овчины. В зимнюю пору носили шапки малахаи, то есть ушанки, которые плотно закрывали голову от суровых русских зим.
В 14 столетии впервые среди русских появилась тюбетейка, к ней пришили опушку из соболя, после чего появился новый традиционный русский головной убор для мужчин.
Далее в 15 столетии появились маленькие шапочки, покрывающие только макушку – тюфьи. В это же время пошла мода на состригание волос под горшок, что гармонично смотрелось в тандеме с таким головным убором. На улицу мужчины надевали тюфью, а поверх нее колпак или малахай.
В это же время и ближе к 16 столетию в тандеме с тюфьей популярным оставался колпак, шапка конусообразной формы и широким отворотом из меха. На отворотах крепились пуговицы, которые назывались запонами. Материалы изготовления колпаков – бархат, поярка, войлок.
В период 17 столетия стала популярной мужская русская народная шапка – науруз, которая являлась разновидностью привычного русскому народу колпака. Но это была шапка с аккуратными и небольшими отворотами, украшенными кистями и пуговицами.
Далее в этом же столетии появились шапки мурмолки, у которых была плоская и расширенная тулья, напоминающая усеченный конус. К шапке прилагался меховой отворот, который напоминал лопасть, а придерживали отворот пару пуговиц. Изготавливали такие предметы гардероба из бархата, шелка, парчи.
Спустя какое-то время мужчины стали надевать не только тюфью, колпак, но и поверх него горлатную шапку. Такое название изделие получило в силу того, что изготавливалось из горлышек соболя.
Завершающим этапом развития национальных мужских головных уборов на Руси стал приход к власти Петра I, который “открыл окно в Европу”. По его приказам знать стала носить парики, а также шляпы, завезенные из европейских развитых государств.
Повседневные мужские шапки
Если не рассматривать вышеуказанные варианты головных уборов, которые предпочитали знатные особи, к повседневным головным уборам крестьян можно отнести следующие модели шапок:
- барловка – шапка из барловых шкур круглой формы с невысоким околышем без ушей;
- бриль – соломенная шляпа с полями и плоской низкой тульей для защиты от солнца;
- бурк – старинная мужская шляпа из меха лисицы, с аккуратным околышем и без ушей, плотно прилегающая к голове;
- ермолка – шапка из овечьей шерсти, тулья которой имеет форму усеченного конуса;
- гречишник – об этом головном уборе указывало ранее;
- зырянка – суконный убор с четырехугольным дном;
- картуз или фуражка – русская шапка из простых материалов с козырьком;
- краган – убор в виде капюшона из сукна домашней выработки;
- кубашка – плотно облегающая голову шапка из серой овчины с круглой тульей;
- малахай – шапка с четырехугольным концом и четырьмя клапанами из сукна, верверета, меха или овчины;
- шапка столбунец – аналог горлатной шапки, но она кверху сужается и дополнена мехом в области затылка.
Шапки и другие головные уборы военных мужей, казаков в учет не берутся, так как они считаются узкопрофильными национальными предметами одежды. Все перечисленные названия считаются историей развития русских головных уборов мужчин, пусть и не все они сегодня признаны предметами национального костюма.
Фотоподборка
Вывод
Нельзя вот так назвать конкретно мужской головной убор русского народного костюма, так как с течением времени, по приходу разных правителей, а также изменениям в моде головные уборы также изменялись. Но можно однозначно сказаться, что тюфья, колпак, малахай и мурмолка до сегодняшнего дня присутствуют в ансамбле национального русского костюма.
Источник