Меню

Птичье мясо птичье лицо медвежья шапка медвежья пасть



Урок по русскому языку » Разряды имен прилагательных. Притяжательные прилагательные».

Тема урока : Разряды имён прилагательных. Притяжательные прилагательные.

Цели урока : повторить изученный материал о разрядах имен прилагательных и систематизировать знания по данной теме. Знать : качественные, относительные, притяжательные имена прилагательные, способы их образования. Уметь : правильно отличать разряды имен прилагательных, правильно употреблять в речи, развивать орфографическую и пунктуационную зоркость; воспитывать любовь к русскому языку; желание глубже изучать родной язык.

Личностные УУД: выражать положительное , осознанное отношение к учению;

оценивать собственную учебную деятельность; применять правила сотрудничества в группе.

Познавательные : воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; извлекать информацию из различных источников; давать определения понятиям;

объяснять языковые явления; строить рассуждение; приводить примеры в качестве доказатель-ства; устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности; составлять план действий, работать по плану; прогнозировать, корректировать свою деятельность; выдвигать версии рещений; анализировать и оценивать собственную работу.

Коммуникативные: уметь сотрудничать в группе; учитывать различные мнения, сравнивать разные точки зрения; высказывать и отстаивать свою точку зрения; договариваться, задавать вопросы по теме; выступать перед аудиторией.

Предметные УУД: знать разряды прилагательных, их отличительные признаки; находить относительные прилагательные, отличать их от качественных, использовать в речи.

Оборудование: учебник, интерактивная доска, карточки с заданиями.

Тип урока: «открытие» новых знаний

Давайте улыбнемся ! Пусть сегодняшний урок принесёт в сем радость общения друг с другом.

— Проверка домашнего задания

— Повторение изученного. Начнем работу с синтаксической пятиминутки .

Черное море согревает город Сочи своим теплым дыханием, а высокие горы защищают его от северных ветров.

Постройте схему предложения. Не забудьте указать часть речи. У прилагательных укажите разряд. Подчеркните орфограммы. С какими видами орфограмм встретились?

2. Этап актуализации по предложенной теме и осуществление первого пробного действия.

— Работа с текстом ( упражнение 348 1 абзац)

Разными тропами досталось мне ходить: и медвеж(?)ими и кабан(?)ими и волч(?)ими и заяч(?)ими и даже птич(?)ими. Но по такой шел впервые.

-Чем интересен данный отрывок? Запишите его. Расставьте и объясните знаки препинания. Составьте схему первого предложения.

-Задайте вопросы к прилагательным.

-Какую букву вы вставили в данные прилагательные? Почему?

Мы продолжаем знакомство с разрядами имени прилагательного.

-Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? Сформулируйте тему урока.

4.Разработка проекта, плана по выходу из создавшегося затруднения.

Значит, что мы должны узнать сегодня на уроке? Задачи ( Л.С. Илюшин)

— Работа с учебником ( стр.20-21) .Выучить. Взаимопроверка. Составление алгоритма

— Работа в парах. Образуйте притяжательные прилагательные, согласуя их с существительными. Укажите суффиксы прилагательных:

(отец) пиджак — (олень) следу — (коза) молоко —

(дедушка) очки — (заяц) тропой — (медведь) лапы —

(брат) портфель — (волк) логово — (пастух) сумку —

Обозначает ли мягкий знак мягкость согласного или является разделительным?

Упражнение 349 (самостоятельно)

5.Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.

— Работа в группах. Систематизируем все изученное по теме « Разряды прилагательных». Каждой группе по разряду. Применяем метод « Фишбоун». После – меняемся .Применяем метод « Шесть шляп мышления». ( Белая Шляпа. Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация? Синяя Шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли?) После — один человек от группы озвучивает.

— Обозначают такой признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени.

— Сочетаются с наречиями очень, необыкновенно, чрезвычайно, недостаточно, слишком .

— Отвечают на вопрос какой?

— Могут иметь краткую форму и степень сравнения.

— Обозначают такой признак предмета, который не может проявляться в большей или меньшей степени.

— Могут обозначать достоинство предмета ( золотой, песочный, деревянный ), близость предмета к чему-либо ( пришкольный, прибрежный ).

— Отвечают на вопрос какой?

-Не имеют краткой формы и степени сравнения.

— Обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному.

— Отвечают на вопрос чей?

Добрый – очень добрый – слишком добрый – добрее – добрейший – добр

Каменный, стеклянный, кожаный, приозёрный.

Лисий (хвост),
дедушкин (огород),
материнское (молоко)

Переход прилагательных из одного разряда в другой

Относительные прилагательные могут переходить в качественные

Стеклянная посуда – стеклянное чувство (хрупкое чувство)

Притяжательные прилагательные могут переходить в качественные

Лисий хвост – лисья натура (хитрый)

Притяжательные прилагательные могут переходить в разряд относительных

Заячья нора – заячья шуба (шуба из зайца)

6.Первичное закрепление нового знания.

Читайте также:  Меховой шарф для платья

— Работа в группах. Все прилагательные распределите в три столбика . Обоснуйте.

Лисья хитрость, лисья нора, лисья шуба, птичье мясо, птичье лицо, птичье гнездо,

волчьи зубы, волчий нрав, волчья шапка, медвежья шуба, медвежья лапа, медвежья

походка, заячье сердце, заячья лапка, заячья шкурка.

Качественные Относительные Притяжательные

лисья хитрость лисья шуба лисья нора

птичье лицо птичье мясо птичье гнездо

волчий нрав волчья шапка волчьи зубы

медвежья походка медвежья шуба медвежья лапа

заячье сердце заячья шкурка заячья лапка

Игра «Знаю ли я сказки?» Вставить в текст притяжательные прилагательные. Указать их род, число, падеж.( Работа в парах)

Лисичка сидит да приговаривает: «Мёрзни, мёрзни, (волчий –ед.ч, мр,Ип) хвост.

Подивился старик (лисьей – ед.ч, жр, Дп) храбрости. «Кто там бежит?» — спрашивает лисица, услышав (собачий – ед .ч, мр,Вп) лай. Поселилась лиса в (заячьей – ед.ч, жр, Пп) избёнке, а зайчика выгнала. Содрал волк (баранью – ед.ч, жр,Вп) шкуру и ждёт Котофея Ивановича

7. Самостоятельная работа и проверка по эталону.

ворческое задание (групповая работа).Вставьте в текст прилагательные нужного разряда.

Наступила (к) весна. (к) солнце согрело (к) землю. В лесу по ложбинке пробежал (к) ручей. На пути он заметил под корнями (о) берёзы (к) норку. Здесь с осени спал ёжик. Ручей забрался в (к) норку и разбудил зверька. Ёжик выбрался из (к) убежища, лёг на (к) спинку и подставил (к) солнцу брюшко.

8.Включение в систему знаний и умений.

Тест.
1. Качественные прилагательные – это прилагательные, обозначающие .
А. материал, из которого сделан предмет
Б. признак по его принадлежности
В. признаки, указывающие на различные качества предмета
2. Укажите относительные прилагательные.
А. умный (человек), красивый (рисунок), красный (цветок)
Б. каменный (дом), волчий (хвост), папин (шарф)
В. летнее (утро), железный (гвоздь), спортивная (одежда)
3. Укажите притяжательные прилагательные.
А. весенняя (песня), зимнее (утро), добрый (мальчик)
Б. колючий (ёж), свежий (воздух), салатовый (цвет)
В. ослиные (уши), заячий (след), отцов (шарф)
4. В каком ряду все прилагательные качественные?
А. приморский поселок, зеленый шар, спортивная площадка
Б. изумрудная зелень, правильный ответ, сложный вопрос
В. плавательный бассейн, чистые руки, звонкий голос
5. В каком ряду все прилагательные относительные?
А. весенняя ночь, березовый сок, серебряное кольцо
Б. утренняя почта, золотой голос, папин шарф
В. малиновое варенье, вишневый берет, каменное лицо

6. В каком ряду все прилагательные притяжательные
А. волчий вой, заячий тулуп, ослиная речь
Б. оленьи рога, рыбачий улов, мамин пирог
В. стиральная машина, куриный бульон, змеиная нора
7. Найдите прилагательное в простой сравнительной степени.
А. самый быстрый
Б. умнейший
В. ярче
Г. менее лёгкий
8. Укажите прилагательное в составной сравнительной степени.
А. более сложный
Б. сложнее
В. сложнее всех
Г. наисложнейший
9. Найдите прилагательное в простой превосходной степени.
А. красивее
Б. спокойнейший
В. менее громкий
Г. более тяжёлый
9.Рефлексия.

Чтобы знанья были впрок,

Кратко повторим урок!

Экспресс- диктант (записываем только буквы: К; О; П).

Лисий хвост, длинные волосы, серебряная цепочка, золотые руки, заячья избушка, вчерашний суп, серебряная седина, гладильная доска, мамина сумочка, сильный человек.

(взаимопроверка)10 верных ответов –«5» ; 8 – « 4»; 6 –«3»

1. Выполнили ли мы задачи, которые стояли перед нами в начале урока?

2. По каким опознавательным признакам мы сможем определить разряды прилагательных?

Источник

Разработка урока на тему «Притяжательные имена прилагательные»

Р АЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

ПО РАЗДЕЛУ «МОРФОЛОГИЯ. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ».

Тема : Притяжательные имена прилагательные

Тип урока: урок «открытия» новых знаний (1-й урок)

— повторить и закрепить признаки качественных и относительных прилагательных;

— познакомить с притяжательными прилагательными, со способом их образования;

— работать над умением находить притяжательные прилагательные среди других разрядов.

личностные : формировать желание приобретать новые знания, умения; совершенствовать имеющиеся; уметь проводить самооценку.

— уметь находить и различать притяжательные имена прилагательные в словосочетании и в предложении.

метапредметные : применять приобретенные знания, умения, навыки; находить, обобщать, сравнивать и классифицировать информацию.

Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. Русский язык .6 класс:

учебник для общеобразовательных организаций. В 2.ч.-М.:Просвещение,2015.

-мультимедийный проектор, карточки с заданиями, сигнальные карточки, оценочный лист.

Дата _____________ Ф.И. _____________________________________

++ — задание выполнено полностью без ошибок

+- — допущены 1-2 ошибки

— — допущены 3 и более ошибок

Учитель . Здравствуйте, ребята! Прочтите пословицу ( Знания дороже богатства ) , спроецированную на экране. Как вы ее понимаете?

Читайте также:  Как делать новогодние шапки

Ученик. З а деньги знание не купишь. Надо учиться.

Ученик. Е сли человек богатый, тот он может потерять свое богатство. А знание никогда не потеряешь!

Ученик. Чем больше знаний получает человек , тем умнее он становится.

Ученик. За деньги можно купить всё, но знание мы не можем купить, его надо получать.

Учитель. А вы готовы получать новые знания? Готовы учиться?

Учитель. Ребята, обратите внимание на слайд.

Учитель. Прочитайте слова и подумайте: в каком магазине можно купить данные предметы? Образуйте прилагательные.

ОВОЩИ, КНИГИ, ОБУВЬ, КЕФИР, БАРАНКИ, КОНЬКИ, ПОРОШОК, МАТРЕШКА.

Овощной, книжный, обувной, молочный, хлебный, спортивный, хозяйственный, игрушечный.

Учитель. А теперь поработаем с сигнальными карточками.

Ваша задача определить разряд прилагательных. Поднимите карточку и объясните свой выбор.

Красивый (К), сегодняшний (О), горячий (К), городской (О), сладкая (К), золотое (О), мамин (?) белый (К), соломенный (О), отцовский(?), молодой (К), жаркий (К), верхний (О), бледный (К), неясный (К), зимний (О), козье(?).

Учитель. Какие трудности возникли при выполнении задания?

Не можем определить разряд у прилагательных мамин, отцовский, козье.

Учитель .На какие вопросы отвечают эти слова?

Учитель .Что обозначают эти слова?

Принадлежность лицу, животному .

II . Формулирование темы и цели урока

Учитель. Сегодня мы с вами познакомимся с последним разрядом имён прилагательных, который называется ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫМ. Подберите однокоренные слова к слову “притяжательные”.

Тянуть, тяга, притянуть, притяжени е ; то, что притягивает к чему-то; то, что кому-то принадлежит.

Учитель. Что же мы хотим узнать на уроке? Давайте вместе попробуем определить цель нашего урока.

Узнать, как образуются притяжательные прилагательные;

Понять, чем отличаются от качественных и относительных;

Определить отличительные признаки притяжательных прилагательных.

III . Актуализация знаний учащихся

Учитель. Ребята, давайте познакомимся с лингвистической сказкой.

Лингвистическая сказка ( выразительное чтение учащихся)
Однажды к Синтаксису пришли словосочетания » пиджак отца», » платок бабушки», » хвост лисы». Вперед выступило слово «пиджак»:
– Уважаемый король! По вашему приказу мы стали объединяться в словосочетания. Но имена существительные, которые получили роль зависимых, не хотят подчиняться.

— Но ведь мы не прилагательные, род, число и падеж которых зависит от того слова, рядом с которым они стоят, – вмешалось слово «отец». – Помогите нам, замените нас прилагательными.

Задумался Синтаксис. Отменять свой приказ ему не хотелось, а не уступи он подчиненным, может начаться бунт. Позвал он Морфологию.

– Я не возражаю против новой группы имен прилагательных, – сказала она. – Но есть ли у короля Словообразование нужные нам суффиксы?

Пригласили короля Словообразование. А тот, толком не разобравшись, взял с собой только два суффикса – -ов и -ин – да несколько окончаний.

Присоединили ов к основе слова «отца» – получилось прилагательное «отцов». Присоединили суффикс -ин к основе слова «бабушки» – получилось «бабушкин». А как же быть с существительным «лисы»? И рискнул тогда король Словообразование вместо суффикса подставить окончание -ий – «лисий». А чтобы притяжательные прилагательные, образованные таким способом, не догадались о его незадачливости, повелел король считать -ий суффиксом. Так возникла новая группа имён прилагательных.

Учитель. От каких существительных и при помощи каких суффиксов образованы притяжательные прилагательные?

От одушевлённых существительных образуются притяжательные прилагательные с помощью суффиксов (-ов,-ев, -ин,-ын, -ий, -й ).

IV Организация познавательной деятельности

Учитель . Ребята, обратите внимание на оценочный лист. Выполняя задание, вы самостоятельно оцениваете свою работу. Критерии оценивания перед вами (см. оценочный лист).

Учитель . Ребята, у вас на столе лежит карточка. Давайте определим вид данных словосочетаний.

Это словосочетания сущ + сущ

Образуйте притяжательные прилагательные и определите их род. Составьте предложения с одним из словосочетаний, определите синтаксическую роль прилагательного. Задание выполните письменно.

Молоко козы, берлога медведя, глаза коровы, зубы щуки, след кабана, песня лебедя, работа мамы, любовь матери

Проверка по эталону (слайд).

Молоко козы – козье молоко (ср.р)

берлога медведя – медвежья берлога(ж.р),

глаза коровы – коровьи глаза(мн.ч)

зубы щуки – щучьи зубы (мн.ч)

след кабана – кабаний след(м.р)

песня лебедя – лебединая песня (ж.р)

работа мамы- мамина работа (ж.р)

любовь матери – материнская любовь(ж.р)

Мамина (чья?) работа необходима людям.

Притяжательное прилагательное мамина в предложении является определением.

Оценка задания №1. (смотри лист самооценки)

Учитель. Как вы думаете, изменяются притяжательные прилагательные по падежам?

Читайте также:  Чулки с бархатной резинкой

1 группа склоняет словосочетание синий цвет (качественное прилагательное) , 2 группа-мамина работа(притяжательное прилагательное).

Проверка по эталону (слайд).

И.п мамина работа синий цвет

Р.п. маминой работы синего цвета

Д.п. маминой работе синему цвету

В.п. мамину работу синий цвет

Т.п. маминой работой синим цветом

П.п. о маминой работе о синем цвете

Оценка задания №2(смотри лист самооценки)

Учитель. Ребята, какой вывод можно сделать?

Притяжательные прилагательные образуются от одушевленных существительных и имеют морфологические признаки: род, число, падеж. Склонятся как качественные прилагательные. В предложении являются второстепенным членом предложения – определением.

Работа с учебником.

Чтение и анализ параграфа § 60.

Учитель. Совпали ли ваши предположения с тем, что вы узнали?

Учитель. Выполните письменно упражнение 348.

Выпишите и подчеркните притяжательные прилагательные как члены предложения.

Оценка задания №3 (смотри лист самооценки)

Учитель. Вы любите ходить в гости?

Учитель. Любят ходить в гости и прилагательные, но только тогда, когда употребляются в переносном значении.

Учитель. К какому разряду относятся прилагательные в словосочетаниях ЗАЯЧЬЯ нора, ЗАЯЧЬЯ шапка, ЗАЯЧЬЯ ДУША?

ЗАЯЧЬЯ нора — ПРИТЯЖАТЕЛЬНОЕ, так как обозначает принадлежность животному и отвечает на вопрос ЧЕЙ?

ЗАЯЧЬЯ шапка — ОТНОСИТЕЛЬНОЕ, так как обозначает материал, из которого сделан предмет.

ЗАЯЧЬЯ ДУША — КАЧЕСТВЕННОЕ, так как обозначает признак предмета, обозначает качество характера человека (заячья душа, так говорят о трусливом человеке).

(Учитель бросает мяч кому-то из учеников, называя имя прилагательное в составе словосочетания; учащийся должен назвать разряд прилагательного).

Королевский замок, старая колдунья, серебряная ложка, ясный месяц, чугунный котелок, приятная физиономия, придворная дама, медная шевелюра, длинная дорога, утиный нос, золотые серьги, золотые руки, добрый человек…

Учитель. А сейчас я вам предлагаю применить полученные знания на практике. Распределите следующие прилагательные по трем столбикам.

Лисья хитрость, лисья нора, лисья шуба, птичье мясо, птичье лицо, птичье гнездо, волчьи зубы, волчий нрав, волчья шапка, медвежья шуба, медвежья лапа, медвежья походка, заячье сердце, заячья лапка, заячья шкурка.

Качественные Относительные Притяжательные

лисья хитрость лисья шуба лисья нора

птичье лицо птичье мясо птичье гнездо

волчий нрав волчья шапка волчьи зубы

медвежья походка медвежья шуба медвежья лапа

заячье сердце заячья шкурка заячья лапка

Оценка задания №4 (смотри лист самооценки)

«Знаю ли я сказки?»

Учитель. Прочитайте задание (на доске). Вставьте в текст притяжательные прилагательные. Укажите их род, число, падеж. ( Работа в парах)

Лисичка сидит да приговаривает: «Мёрзни, мёрзни, (волчий –ед.ч, м.р. ,И.п.) хвост.

Подивился старик (лисьей – ед.ч., ж.р., Д.п.) храбрости.

«Кто там бежит?» — спрашивает лисица, услышав (собачий – ед.ч., м.р.,В.п.) лай.

Поселилась лиса в (заячьей – ед.ч., ж.р., П.п.) избёнке, а зайчика выгнала.

Содрал волк (баранью – ед.ч., ж.р., В.п.) шкуру и ждёт Котофея Ивановича.

Оценка задания №5 (смотри лист самооценки)

Учитель. Восстановите правило:

Притяжательные прилагательные обозначают …….

Притяжательные прилагательные изменяются по …….

Притяжательные прилагательные в предложении являются………….

Притяжательные прилагательные могут перейти в разряд……….

Оценка задания №6

Учитель. Давайте вернемся к целям урока. Все ли цели были достигнуты на уроке?

Сегодня мы познакомились с новой группой имен прилагательных, узнали отличительные признаки, учились находить притяжательные прилагательные в тексте, посмотрели, как они образуются.

Учитель. Сейчас я буду читать предложения, а вы должны будете с данными утверждениями соглашаться или отрицать:

1)притяжательные прилагательные обозначают качества и свойства предметов ( нет);
2)притяжательные прилагательные отвечают на вопросы: чей? чья? чьё ?чьи? (да);
3)притяжательные прилагательные не изменяются по падежам ( нет)

4)притяжательные прилагательные могут перейти в разряд качественных прилагательных ( да );
5) имена прилагательные по значению делятся на разряды: качественные,
относительные, притяжательные ( да );

6) притяжательные прилагательные обозначают принадлежность предметов лицам и животным (да).
7. Притяжательные прилагательные в предложении являются определением (да)

1)Как вы оцениваете свою работу на уроке? Оцените. Самооценка. (смотри лист самооценки)

2)Какие задания вам показались интересными?

3)Какие задания вызвали затруднения?

А теперь сдаем лист оценивания.

Учитель. Обратите внимание на словосочетания СОБАЧИЙ ЛАЙ-СОБАЧЬЯ КОНУРА. Когда в притяжательных прилагательных пишется разделительный мягкий знак? Об этом мы поговорим на следующих уроках. Теперь записываем домашнее задание.

Дома еще раз прочитайте правило § 60.

А практическое задание я вам предлагаю на выбор:

Составьте небольшую сказку, употребив притяжательные прилагательные.

Выпишите из художественного текста 5 предложений с притяжательными прилагательными, определите их род, падеж.

Источник