Загадки шапки Мономаха: легендарика русской реликвии
А сколько стоит царская шапка?
Один из самых известных символов царской власти на Руси – шапка Мономаха. Для русских ее историческая значимость трудно поддается оценке – это символ государственности. И все-таки какова ее стоимость в современных деньгах? Их чего складывается цена? Это золотые пластины и соболья опушка плюс 3 красных шпинели, 4 изумруда, 4 рубина и по одному желтому и синему сапфиру, а еще 32 жемчужины. Ингредиентов не так много. Общий вес шапки, хранящейся в Оружейной палате – 994 грамма.
Для кинофильмов изготавливают бутафорские шапки – их стоимость не велика.
Но в далеком 2002 году была предпринята попытка создать точную копию головного убора известным в то время предпринимателем в мире моды Анатолием Климиным. Безусловно, это была часть его пиар-кампании по популяризации модного бренда. Причем создавалась она, якобы, для подарка президенту РФ Владимиру Путину на его 50-летие . Сомнения в том, что президент примет такой подарок были с самого начала у тех, кто был в курсе, но кого это может остановить, если есть желание прославиться. Шапку изготовили: золото, соболь и драгоценные каменья – все как положено, но среди подарков ее так никто и не обнаружил. Но зато через некоторое время она стала лотом на известном аукционе. Все знали, что шапка не настоящая, а вот легенда – подарок Путину – уже была. Но как не тужились продавцы дороже 50 тысяч долларов, цена так и не поднялась, что было немногим выше стоимости материалов на ее изготовление и оплаты труда ювелиров. С учетом инфляции сегодня ее стоимость равнялась бы примерно 100 тыс. долл. Конечно, оригинальная шапка, появись она на аукционе, могла бы вырасти в цене и до 100 миллионов зеленых. Полагаю, что такой трофей, особенно для тех на Западе, кто Россию недолюбливает, был бы очень символическим приобретением .
Шапка Мономаха – символ самодержавия на Руси с 16 века и до учреждения в 1721 году Российской империи Петром I, когда венчание на царство заменили коронацией Большой императорской короной.
Как появилась эта шапка на Руси – остается предметом споров среди историков. До середины 19 века ее происхождение мало кого тревожило и все доверяли легенде, что этот головной убор попал в Киевскую Русь в 12 веке в качестве подарка от византийского императора Константина Мономаха князю Владимиру Всеволодовичу (прозванному после смерти Мономахом). Но при более тщательном исследовании выяснилось, что это всего лишь выдумка, сочиненная во времена Василия III , дабы упрочить его права на престол.
Уже в советское время при реставрации было выяснено, что золотые пластины, из которых состоит купол шапки созданы в первой половине 13 века, а окончательная версия шапки — в начале 16 века.
Одни историки считают, что основой шапки Мономаха послужила золотая женская тюбетейка , которая попала на Русь в качестве подарка хана Узбека на свадьбу московского князя Юрия Даниловича и сестры хана Кончаки. Некоторые историки уверены, что местом создания тюбетейки был Крым. Другая группа исследователей уверены, что местом создания шапки стала Москва по времена правления Василия II, а основой купола стали золотые пластины из шлема Ивана Красного.
В любом случае, кто бы и когда бы не сделал эту шапку, со времен Ивана Грозного она уже входила в «Большой наряд» — самое торжественное облачение царя на очень важные события. Словом, это была главная шапка в Московском государстве. Уже потом, в подражание ей создавались более помпезные шапки – Астраханская, Казанская и другие , но значимость ее для русского самосознания не удалось превзойти ни одной из них.
Кстати, забавный случай, если так можно сказать, произошел в конце 17 века, когда в 1682 году на российском престоле оказались сразу два царя – Иван V и Петр I. Оба обладали одинаковыми полномочиями и каждому полагался персональный «Большой наряд». Старшему из братьев Ивану V досталась оригинальная шапка Мономаха, а П етру – в срочном порядке изготовили похожую на оригинал вторую шапку , сильно уступающую красотой и изяществом первоисточнику.
Впрочем, это мало кого смущало, ведь смысловая сущность и значимость второй шапки была не меньшей, чем у первой.
И это уже к вопросу о стоимости и ценности точной копии, изготовленной по заказу господина Климина. Разницу чувствуете?
Источник
Знаете ли вы, что. Тяжела ты, шапка Мономаха
Знаете ли вы, что.
Шапка Мономаха являлась одним из символов самодержавия на Руси. Между тем, никто из историков не может точно сказать — когда и откуда она появилась в российском государстве. Наиболее популярны две версии — монгольская и византийская. Причем, доказать свою правоту, пока, не могут последователи ни одной из данных теорий.
По мнению сторонников монгольской версии, шапка Мономаха являлась даром Узбек-хана московскому князю Юрию Даниловичу, старшему брату Ивана Калиты. В пользу такого предположения говорит тот факт, что Юрий Данилович был женат на сестре хана Узбека -Кончаке. А, в 1325 году, после трагической гибели Юрия в Твери, Московское княжество перешло к Ивану.
По византийской теории, шапка была подарена императором Константином IX, Владимиру Мономаху еще в XI веке. По линии матери, Владимир Мономах доводился Константину внуком. Но, дело в том, что Константин умер в 1055 году, когда внуку было лишь два года. Исследователи утверждают, что отдельные детали шапки Мономаха были изготовлены в разное время, причем, разница между их изготовлением очень существенная. К тому же, сама форма шапки Мономаха не очень соответствует принятым в то время регалиям правителей Византии.
Скорее всего, легенда о византийском происхождении шапки Мономаха, появилась лишь в XV-XVI вв, когда правители Москвы начали всячески подчеркивать свою родственную связь с императорами Византии. А, после падения Византии, Москва начала претендовать на роль «Третьего Рима». А «вторым Римом» был, как известно, Константинополь — столица Византии.
• В произведении Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов» есть такая фраза: «Тяжела ты шапка Мономаха». Произносит ее царь Борис, узнав о том, что объявился человек, выдающий себя за сына Ивана Грозного. А значит, и за законного наследника русского престола. Это выражение употребляется, конечно, в переносном смысле, означает оно лишь то, что на человека, обремененного властью, ложится огромный груз ответственности. Но вес головного убора, действительно, не маленький — 993,66 грамма.
• Шапка Мономаха богато украшена золотом, жемчугом, драгоценными камнями и соболиной опушкой. Согласно результатам исследования, самые древние части — тулья и золотые пластины. А, вот, первые упоминания о соболином мехе относятся к XVII веку. Причем, позднее его пришлось менять, как минимум, один раз.
• Кроме шапки Мономаха были и другие, созданные по ее образцу и посвященные разным историческим событиям. Среди них были Казанская,
Сибирская,
Алмазная
Астраханская
Казанская была создана через год после присоединения Казани, в 1553 году, Алмазная специально сделана для Ивана V мастерами московского оружейного завода и украшена бриллиантами.
• Впервые шапка Мономаха упоминается в Летописи, повествующей о поставлении Дмитрия, внука Ивана III, на великое княжение в 1518 г. Согласно легенде, византийские императоры послали в Вавилон целую экспедицию. Именно тогда, шапка Мономаха была обнаружена среди прочих сокровищ. В 1328 году в духовной грамоте Ивана Калиты упоминается, среди всего прочего, некая «шапка золотая». Велика вероятность того, что речь в этом документе идет именно о шапке Мономаха.
• Существует теория, что что на самом деле это не мужская шапка, а татарский женский головной убор. Под мехом до сих пор видны крепления для височных украшений.
• Последним правителем, который венчался на царство шапкой Монамаха, стал Иван V. Произошло это в 1682 году. Причем, Иван был слаб здоровьем и «некрепок умом», как отмечали современники. Поэтому, соправителем стал его младший брат — десятилетний Петр. Возникла проблема, как венчать сразу двух братьев одной шапкой Мономаха? Выход был найден, для Петра русскими мастерами была изготовлена копия. Копия получила название Шапка Мономаха второго наряда.
Она была значительно легче оригинала, вес, без меха, составлял около 600 граммов. Всего на изготовление копии было потрачено около 450 рублей. В настоящее время оба головных убора хранятся в Оружейной палате Кремля.
• А , вот сам Петр Первый не мог передать своим потомкам оригинал шапки Мономаха, так как его не венчали ей на царство. Передать же им шапку второго наряда сам Петр не захотел, поэтому, для своих наследников приказал изготовить корону европейского образца.
• Начиная с 1762 года, когда на престол вступала Екатерина Вторая, во время церемонии коронации использовалась Большая императорская корона. В то время обе шапки Мономаха хранились в Успенском соборе, где и проходила коронация. Они был выставлены в храме как символ «царского достоинства».
• Шапка Мономаха является одним из самых ценных экспонатов Оружейной палаты. Оценить ее материальную стоимость просто невозможно. Между тем, в Описи Московской оружейной палаты конца девятнадцатого века перечисляется стоимость практически всех экспонатов. Так, например, шапка Мономаха была оценена в 1992 рубля. Интересно, что копия, изготовленная для венчания юного Петра, ценилась в два с лишним раза дороже — 4250 рублей.
• В 2016 году Центральный банк выпустил в обращение серебряную монету номиналом в 3 рубля, посвященную Оружейной палате Кремля. Отчеканена монета была тиражом всего в 3000 экземпляров. На оборотной её стороне можно увидеть рельефное изображение шапки Мономаха.
• Шапку Мономаха не раз можно было увидеть в кинофильмах на историческую тему. Естественно, что получить оригинал для съемок просто невозможно, поэтому, в собрании киностудии «Мосфильм» хранится копия, изготовленная Юлией Маланчук. Специалисты оценивают очень высокое качество работы мастера.
Я ТРЕБУЮ ПРОДОЛЖЕНИЯ БАНКЕТА.
Не останавливаемся. Жмем на треугольниик просмотра, а , потом. посмотреть на Youtube.
Улыбайтесь.
Источник
Шапка Мономаха: описание, история и значение
Шапка Мономаха- золотая шапка великих князей и царей, один из символов самодержавия в России. Другое название шапки Мономаха- корона Великих Московских князей.
Описание Шапки Мономаха
Шапка Мономаха хранится в настоящее время в Москве в Оружейной палате.
Это её самый древний памятник (конец 13- начало 14 века), настоящее сокровище Московского Кремля.
Вес шапки Мономаха 993,66 грамм (без меха 698 грамм).
Дорогой венец состоит из восьми золотых пластин и затянут изысканным кружевом. Тонкими нитями неведомый мастер сплел прелестный узор из остроконечных звезд и нежного, мягких очертаний цветка лотоса. Если внимательно вглядеться в орнамент, покажется, будто он покрыт едва уловимым глазу слоем золота.
Крупные зеленые изумруды, синие сапфиры, красные рубины и турмалины, нежно мерцающий круглый и продолговатый жемчуг выложены в венце в строго определенном порядке. Низ шапки широким мягким обручем стянул блестящий мех соболя.
Царская Шапка Мономаха.конец 13- начало 14 века. Оружейная палата Московского Кремля.
История происхождения и значение
Почему шапка названа Мономаховой? Кто изготовил ее и как она попала в русскую сокровищницу? Ученые пока не могут ответить на все вопросы.
Впервые некая “золотая шапка” упоминается в начале 14-го столетия в “духовной грамоте” ( то есть завещании) Московского князя Ивана Калиты (1284 или 1288 — 1340 гг.). Для русского народа это был век Возрождения после многолетней борьбы с монголо- татарским игом.
Именно тогда началось объединение княжеств вокруг Москвы- крупного ремесленного центра, по местоположению менее уязвимого для врагов. Возвышению будущей столицы способствовала и умелая политика московских князей.
В 1325 году Москву получает в удел внук Александра Невского Иван Калита. Тонкий дипломат, умный,рачительный хозяин, он сумел добиться звания великого князя. И с тех пор оно твердо закрепилось за его наследниками. Митрополит Петр перенес в этот город свою кафедру из Владимира.
К концу 14-го века вера в Москву и силу единства была настолько сильна, что русские полки вышли на Куликово поле и одержали победу.
Через 100 лет после Куликовской битвы великий князь Иван III, дед Ивана IV Грозного, стоял во главе уже сплоченного и сильного государства. “Изумленная Европа, в начале царствования Ивана III едва ли подозревавшая о существовании Московии, затиснутой между Литвой и татарами, была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на ее восточных границах”- писал Карл Маркс.
Между тем в середине 15-го века пала под натиском турок столица византийской империи Константинополь. Женившись на византийской принцессе, Иван III утвердил для своего обширного государства герб её родины: двуглавого орла. Русский правитель как бы желал подчеркнуть: Москва- наследница Византии.
Но хотя Иван III и называл себя царем, официально он по традиции носил титул великого князя, то есть старшего в княжеском роду.
Как освободиться от веками сложившихся привычек и преданий? Противопоставить им другие предания.
Великий князь Владимир II Всеволодович Мономах. Портрет из Царского титулярника. 1672 г.
В конце 15-го века в Москве написаны знаменитые “Сказания о князьях Владимирских”, в которых сообщалось о происхождении русских правителей от византийских императоров. Тогда же появилась легенда, согласно которой киевскому князю Владимиру Мономаху его дед византийский император Константин Мономах подарил знаки царской власти и среди них знаменитую шапку.
Да, такая легенда была нужна. Воссоединение не всегда происходило с согласия удельных князей. Новгород, Тверь, Рязань, происхождением более древние, чем Москва, сами претендовали на звание главного города, а для своего князя — на титул государя.
Легенда же подтверждала преемственность власти московских князей от византийских монархов и, значит, ее законность и неоспоримость.
Иван IV Грозный
Мономахов трон Ивана Грозного. 1551 г. Успенский Собор.Москва.
Предание не только повторялось в летописях и всевозможных сборниках, но также получило изобразительное воплощение. В 1551 году в Успенском соборе Московского Кремля установили новое моленное место царю Ивану Грозному. Оно называлось “мономаховым троном”, и не случайно. На деревянных стенках трона в двенадцати клеймах были вырезаны сцены из “Сказаний о князьях Владимирских”.
Вот киевский князь Владимир Мономах со своей дружиной направляется в поход во Фракию. Его войска штурмом овладевают одним городом за другим. Русская дружина берет в полон жителей Фракии. Император Константин, напуганный таким сокрушительным ударом, созывает совет. Влиятельнейшие вельможи принимают решение выполнить требования Владимира, вставшего под стенами города. Константин отсылает князю знаки царской власти, и среди них венец. Удовлетворенный Владимир в Киеве венчается на царство этим венцом.
Само время делает легенду священной. В течение трех столетий никто и не подумал усомниться в ее достоверности. А на самом деле имела ли шапка Мономаха отношение к византийскому монарху и киевскому князю 12-го века Владимиру Мономаху?
В 19-ом веке небывало возрос интерес к отечественной истории и культуре. Тщательно изучались и получали новое осмысление древние памятники. Тогда-то и возникли горячие споры о происхождении заветной короны русских правителей.
Во-первых, путем простого сопоставления дат жизни доказали, что шапка не являлась подарком Константина Владимиру Мономаху. Византийский император умер, когда русскому князю было всего два года. Значит, легендарный поход во Фракию — чистейший вымысел.
Откуда же попал на Русь царственный венец? Этот вопрос до сих пор окончательно не решен.
Одни исследователи считали, что Мономахов венец византийской работы. Узор шапки кажется как бы слегка смазанным тончайшим слоем золота. Такую скань умели делать только в Византии.
Другие ученые утверждали, что шапка арабского происхождения. Однако самым убедительным кажется мнение выдающегося русского археолога 19-го века А.А.Спицына, посвятившего шапке Мономаха большое исследование.
Археолог Спицын А.А. (1858-1931 гг.)
Узор венца — туго закрученные в спираль завитки, звезда и лотос. Изображение лотоса из Индии перешло в орнамент Китая, а затем в Среднюю Азию. Самой близкой аналогией цветку на венце А.А.Спицын считал узор золотого украшения, найденного в 1902 году в Бухаре: те же мягкие очертания, изящный плавный рисунок.
Отрицая византийское происхождение шапки, исследователь настаивает на том, что это произведение восточного искусства, скорее всего 13-14-х веков и имеет много общего с изделиями Золотой орды.
А.А.Спицын предполагает, что шапка подарена московскому князю Ивану Калите золотоордынским ханом.
Мог ли хан сделать князю дорогой подарок? Отношения порабощенной Руси с угнетавшей ее Ордой складывались сложно. В условиях жестокого ига нужно было отстаивать свои интересы, копить силы для будущего освобождения.
В это время национальными героями стали князья- заступники за своих людей и за землю русскую. Это были князья- воины, павшие в неравном бою с пришельцами, и князья- страстотерпцы, мученически погибшие, не поклонившиеся язычникам и не приняв тем самым условий власти при захватчиках.
Позднее сформировался особый тип князя- политика, терпеливого и выдержанного по отношению к завоевателям и облегчавшего участь своего народа. Таким и был Иван Калита. Мудрые и влиятельные русские князья заставляли ханов считаться с собой. Бывало и так, что угнетавшие присылали угнетенным дары.
Предположения А.А.Спицына о подарке из Орды подтвердили изыскания советских археологов. В начале 80-х годов 20-го века близ Можайска велись раскопки Тушкова городища, во время которых нашли маленькую золотую вещицу, напоминавшую брошь. Цветок в ее узоре абсолютно соответствовал лотосу в Мономаховой шапке. И по форме, и по размеру изображения отличались лишь мелкими деталями, как бывает в изделиях одного мастера.
Что это за украшение? Скорее всего пряжка или большая пуговица. В древности их пришивали по две к вороту одежды друг против друга. Подобные парные пуговицы- застежки часто встречаются в курганах 14-го века на Нижнем Поволжье, неподалеку от столицы Золотой орды- Сарая.
Напрашивается новый вывод: золотоордынский хан 14-го века Узбек мог сделать князю Ивану Калите дорогой подарок, включив в него не только шапку, но и одежду, украшенную пряжками.
При тщательном осмотре найденной броши на каждом лепестке обнаружили отверстия, сквозь которые, вероятно, ее пришивали нитками к ткани. И тут же отверстия более крупные, скорее всего для крепления гвоздиками к дереву или к кожаной сбруе.
Становится понятно, каким образом родственный венцу золотой цветок из Москвы попал в отдаленную крепость Тушкова.
Дмитрий Донской в своей “духовной грамоте” завещал третьему сыну Андрею крепость Тушков, а также золотой пояс новгородской работы и какую-то “золотую снасть” — так на Руси называли конский убор. Вероятно, к тому времени драгоценные застежки уже спороли с одежды и одну из них приспособили для украшения конской сбруи.
Если все так, то шапка Мономаха работы неизвестного восточного мастера 13-14-х веков была подарена Ивану Калите и под названием “золотой шапки” значилась в сокровищнице московских князей почти до 16-го столетия.
Лишь с 1572 года она стала именоваться шапкой Мономаха.
Шапка Мономаха- символ власти русских царей
Шапкой Мономаха венчались на царство все русские цари с 1547 года до 1682 года. Последний раз ею был венчан на престол в 1682 году Иван V, старший брат Петра I.
В 1682 году связи с венчанием на царство двух царей- соправителей Ивана V и Петра I, для Петра (как младшего из братьев) изготовили похожую на шапку Мономаха корону «малого наряда» (другое название- Шапка Мономаха второго наряда).
Шапка Мономаха второго наряда. 1682 г. Оружейная палата Московского Кремля.
В 1721 году Петр I заменил традицию венчания на царство обрядом коронации. С 1762 года главной династической регалией стала Большая императорская корона, изготовленная для коронации Екатерины II. А шапка Мономаха вместе с другими регалиями находилась в Успенском Соборе и принимала участие как реликвия в императорских коронациях.
И все-таки многое в истории знаменитой шапки Мономаха остается неясным. Но есть надежда,что со временем ее тайну разгадают полностью.
Источник