Меню

Мужская меховая шапка башкир называется



Откуда взялась знаменитая башкирская шапка с лисьим хвостом?

Нынешняя артистическая молодежь и представить не может современную башкирскую сцену без национального мужского головного убора – традиционной шапки «с хвостиками». Между тем, у нее есть конкретный автор. Уфимский мастер Галим Рахимкулов (Мухаметкалим Сайфульгалимович Рахимкулов). Вот что об этом рассказывает его сын, видный ученый, литературовед Мурат Галимович Рахимкулов, член Союза писателей СССР.

Мой отец Мухаметкалим Сайфульгалимович Рахимкулов – из башкирского села Сафар нынешнего Чишминского района. Дед Сайфульгалим был образованным, писал стихи в уфимских, казанских журналах. Отец родился в 1888 г. В 1912 году устроился учеником в мастерскую головных уборов братьев Симоновых в Уфе, быстро стал классным мастером. После революции работал в мастерской Текстильного отдела Башкирского СНХ (совнархоза) в цехе пошива головных уборов. Далее эта мастерская передавалась в состав Промкооператива, промартели «Утильзаготовитель» и, наконец, объединения «Союзбытпушнина».

Мы жили в доме на углу улиц Революционной – Социалистической. Отец работал без выходных, по ночам, и давал более 300% нормы. В 1938 году ему дали звание «стахановец». Дома имелись швейная, скорняжная и стригальная машины, комплект разных форм. В те годы он стал выполнять заказы БГАДТ, ансамбля танца по изготовлению национальных шапок. Требовали изготовить оригинальный головной убор, предназначенный для танца. В результате, была изготовлена модель, которой, по существу, не было в жизни: с отворотом по всей окружности, с острым верхом и двумя длинными хвостами сзади.

Сначала ее не восприняли. Позже, после использования на сцене, дело пошло. Зав костюмерного цеха БГАДТ М. Янбухтина в 1939 г. сделала два больших заказа. У меня сохранились справки с ее подписью. Ранее, еще в 1936 году, первые из шапок были подарены М. И. Калинину и отправлены И. В. Сталину и К. Е. Ворошилову. Об этом свидетельствует справка Уфимского Дома Красной Армии от 30. 11. 1936 года. Вот что говорится в справке, подписанной зав. костюмерным цехом М. Янбухтиной:

Дана настоящим Рахимкулову М. В том, что заказ для БГАДТ был сделан им по заказу театра как мастером исторических народных шапок башкирского народа для постановки «Салават Юлаев».

(прилагаются счеты от 21.05.41 г.

27.10.39 г. и 16.01.40 г.) Зав. костюмным цехом

Отец также шил шапки для руководства республики, жен Д. Юлтыя и А. Тагирова.

Рахимкулов был арестован в ночь с 12 на 13 апреля 1942 года, уже в годы войны, и расстрелян 28 октября 1942 г. в Уфимской тюрьме. Обвинен в «подрывной националистической деятельности». Вся эта «деятельность» ограничивалась созданием ныне всемирно известного сценического башкирского головного убора, своеобразного национального символа башкирского народа, его искусства. Да, он был знаком и общался с видными людьми того времени. Вот уж поистине – «шапочное знакомство», а дело кончилось расстрелом в тюрьме, расположенной буквально в двух шагах от нашего дома.

Прошли годы. Я окончил школу на золотую медаль. Но саму медаль мне не дали – как ЧСВН (члену семьи врага народа). Я окончил театральную студию и 5 лет посвятил сцене БАГДТ, даже стал помощником режиссера. Брат Сабит там же всю жизнь проработал администратором. Это были счастливые годы моей жизни. Я работал под началом такого великого режиссера, как Хажи Бухарский; пришлось работать с Вали Галимовым.

На сцене я любовался шапками, сшитыми моим отцом. Надеялся, что папа еще вернется. Но вот в 1957 году мы получили из «органов» справку о том, что «М. Рахимкулов умер 20. 07. 1951 года в местах заключения от острой сердечно-сосудистой недостаточности» и что он якобы был «осужден на 10 лет без права переписки».

Только спустя многие годы мы узнали, что отца расстреляли уже через полгода после ареста в ту роковую ночь…

…Вот и вся история той «хвостатой» шапки, которую вначале и видеть не хотели на сцене, а затем сделали символом национальной культуры. История, все-таки, грустная.

Источник

Мужская меховая шапка башкир называется

Основой тюбетейки являются выполненные вручную тонкие мелкие стежки. Для придания жесткости между рядами стежков вдеваются веревочки типа шпагата. Шить следует с нижней части края тюбетейки. Для этого подкладку складывают с бархатной полосой лицевыми сторонами и притачивают на машинке нижнюю часть. Чтобы снаружи тюбетейки не торчала подкладка, нужно вывернуть изделие так, чтобы бархатная ткань на 1‒2 мм заходила на изнаночную сторону, и по низу тюбетейки сделать аккуратный шов. Отступив на 3 мм от него вверх, сделать еще один шов. Для придания жесткости нижней части необходимо продеть шпагат в кулиску. Надлобная часть готова.

Снизу по лицевой стороне надо отметить высоту тюбетейки ‒ 8‒9 см ‒ и светлыми нитками линию: по ней будут сшиваться боковая и верхняя части тюбетейки. Простегать швом «вперед иголка» наклонными линиями участок между стежками так, чтобы между ними свободно проходили веревочки. Следует подобрать потолще веревочки, чтобы тюбетейка хорошо держала форму, иначе она получится неустойчивой и будет мяться. Веревочки продеваются снизу вверх, начиная от нижнего стежка. Доведя большую иглу до верхнего стежка, вынуть через подклад наружу, отрезать веревку. Так нужно обработать все ряды между вертикальными стежками. Подтянуть ткань так, чтобы торчащие концы веревок вошли внутрь изделия.

Затем простегивается верх тюбетейки. Верхний круг необходимо дугообразными линиями разделить на шесть частей. Каждую часть по отдельности, как и сами дуги, простегать и проложить веревочками. Чтобы дугообразные линии получились одинаковые и ровные, следует сделать лекало. На бумажной основе, подставляя лекало к заранее начерченным сторонам шести треугольников, получаем шесть дугообразных линий. Эти линии нужно перевести через копирку на подкладку. После этого подкладку притачать к изнаночной стороне верха тюбетейки по намеченному шву. Сначала простегать все шесть дугообразных линий и продеть в них веревочки. Большую иглу с веревочкой можно вести от края к центру круга по дорожкам, образованным стежками. Проткнув прокладку в центре, вывести иглу, отрезать нить и, слегка потянув ткань, убрать внутрь торчащие концы. Так следует простегать всю поверхность круга.

Читайте также:  Получить деньги под залог шубы

Чтобы сшить детали равномерно, верх и боковой околышек тюбетейки нужно разделить на четыре одинаковые части. Соединить детали с изнаночной стороны по намеченным точкам. Притачать их по ранее намеченным стежкам. Выступающую полоску подклада боковой части подогнуть за края только что соединенных частей тюбетейки и аккуратно пришить.

Вывернуть тюбетейку, внутри слегка опрыснуть водой, надеть на специальную форму до высыхания.

Источник

Башкирский головной убор-тюбетейка

Скачать:

Вложение Размер
muzhskoy_golovnoy_ubor_-_tyubeteyka.doc 75 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс научно- исследовательских работ

«От старины до современности»

МУЖСКОЙ ГОЛОВНОЙ УБОР-ТЮБЕТЕЙКА

Выполнил :Аглиуллин Фидан,

Ученик 7 класса МОУ Метелевская СОШ

1.Из истории тюбетейки.

2.Орнамент. Виды тюбетеек.

Башкиры (самоназвание – башкорт) – тюркоязычный народ, исторической прародиной которого, как и других тюркских народов, является Центральная Азия. Этноним «башкир» впервые упоминается в письменных источниках IX века. Башкиры кочевали в Приаралье, на землях Приуралья и Южного Урала, создавали свои племенные союзы.
Известный союз семи племен нашел свое отражение в государственной символике Республики Башкортостан. Костюм несет в себе особенности представлений народа об идеале, другими словами, выполняет эстетическую функцию улучшения облика человека. Много информации может передать костюм как знаковая система. Образы — знаки, точно найденные и шлифованные веками, многими поколениями людей в процессе формирования костюма, насыщены информацией о природе, окружающей данный этнос, о религиозных и мифологических представлениях народа, о его хозяйственных занятиях. Повседневным видом мужской одежды башкир является длинная рубаха с прямым вырезом в вороте. Верхняя одежда представлена разнообразными видами камзолов, елян и др.. Мужским головным убором являются тюбетейки, войлочные шляпы, меховые шапки. Цель исследовательской работы: 1.Познакомиться с историей и назначением тюбетейки. 2.Определить виды тюбетеек. Мы обращаемся к мужскому костюму, точнее, самой важной его детали – головному убору. Самому важному – потому, что и сейчас остаётся тюбетейка обязательным атрибутом одежды каждого мусульманина на всех наиболее значительных мероприятиях.

Из истории тюбетейки.

История тюбетейки уходит в далекое прошлое . Ее высокие художественные достоинства, орнаментальные образы вышивок доказывают длительный путь развития этой разновидности народного творчества. Свидетельство о существовании головного убора, подобного тюбетейке, носимого в античные времена, было найдено в скульптуре, нумизматике, стенных картинах, книжных миниатюрах XV — XVI столетий. Распространенные в башкирских аулах в ХIХ – начале ХХ века мужские головные уборы были не так многочисленны, как женские. В путевых заметках и этнографических исследованиях упоминаются колпаки и войлочные шляпы, суконные и меховые шапки. Согласно мусульманским обычаям, мужчина, особенно если он был немолодым, не показывался на людях с непокрытой головой. Роль повседневного головного убора принадлежала тюбетейке – небольшой плотно облегающей голову тканевой шапочке на подкладке. Ее называли тубэтэй ; кое-где нарядные тюбетейки обозначали словом такыя. На юге-востоке Башкирии термин такыя относился и к скромным тюбетейкам пожилых мужчин.В районах со скотоводческими традициями (на юге Башкирии, в Зауралье) тюбетейка у пожилых мужчин служила преимущественно домашним убором; при выходе из дома поверх нее надевали меховую шапку. В северных деревнях в тюбетейках ходили не только в своей усадьбе, но и на улице. Т юбетейка была первым головным убором в жизни мальчиков: ее начинали носить в раннем детстве. Она становилась повседневным убором на протяжении всей жизни. Многие мужчины молодые и средних лет носили тюбетейки из цветной ткани. Пожилые носили темные тюбетейки. Свое название слово «тюбетейка» получило от тюркского «тюбе», что переводится как «верх, вершина». Тюбетейку носят народы Средней Азии, а также в Афганистане, Иране, Турции, в Поволжье, татары, башкиры. Наряду

с сохранением общих черт, тюбетейку всегда отличает индивидуальный почерк создавших ее мастеров. « Белое и черное. Два полюса – два начала. Поле черного квадрата – космос, тьма. Четыре белых элемента – круговорот, знак солнца. Образуется вихрь, в котором цепенеет и пропадает взгляд. Через мгновение ты сгинешь в исподволь приближающейся воронке –спокойствие, гармония».Этими словами начал свое «Эссе о тюбетейке» известный ферганский художник Сергей Алибеков. И нельзя не согласиться, что тюбетейка, как неотъемлемая часть костюма уже на протяжении многих веков сохраняет свою «гипнотическую природу — потаенную силу традиций». Являясь логическим завершением костюма, головной убор нес на себе особую смысловую нагрузку. Он информировал об имущественном, семейном и возрастном положении человека. За головным убором закреплялась охранная функция: роль оберега играли нашитые на убор монеты, определенной формы ювелирные поделки, сердолик, раковины, перламутр, кораллы, плоды экзотических растений, птичьи пушки, когти и другие необычные предметы.
С древних времен тюбетейка являлась неотъемлемой частью национальной одежды. Тюбетейка являлась не только простым головным убором, но подчеркивала человека как скромного, благовоспитанного, верующего. Поэтому о человеке, истинно верующем, живущем по правилам Корана, говорили, что «он родился в тюбетейке». По традиции без этого головного убора не обходится ни одно торжество. В тюбетейке приходят в мусульманские святыни — мечети, ее надевают, когда провожают в последний путь близких людей.

Орнамент. Виды тюбитеек.
Орнамент — одна из древнейших форм изобразительной деятельности человека, известная еще со времен палеолита. В переводе с латинского языка орнамент — «украшение», «узор». Первоначальные изображения были бесхитростны: веточка, осколок ракушки, проведенные по сырой глине, или вдавленные в нее семена растений. Со временем реальные семена были заменены на их изображения. Уже в эпоху неолита орнамент керамики представляет собой не случайный набор штрихов, полосок, черточек, а продуманный, композиционно выверенный, наполненный символическим содержанием рисунок. Например, волнообразный круговой замкнутый узор означал годовой круговорот, бесконечность жизни, пожелание долголетия. Плетеная «веревочка» — союз, содружество, брачные узы. Растительный орнамент — символ жизни земной, благодарность Создателю за красоту и щедрость природы. Один из основных элементов цветочного орнамента тюркских народов, особо любимый татарами, — упрощенное изображение тюльпана, воспоминание о далеких степях, символ весеннего возрождения. Орнаменты в виде парных завитков, напоминающие рога баранов, тоже восходят к далекому кочевому прошлому — чтобы у хозяина не переводился скот, был бы он богат и благополучен. А есть орнаменты, общие для евразийских народов, например солярные, солнечные знаки — это обереги, отгоняющие, по поверью, болезни и несчастья
О совершенно особом месте орнамента в культуре традиционного общества можно судить по активности его использования. Им украшались одежда, головные уборы, женские украшения, различные предметы (домашняя утварь и предметы культа), жилище, его убранство, вооружение и доспехи, сбруя коня.
Для башкирского орнамента характерны как геометрические, так и криволинейно-растительные узоры. Форма зависит от техники исполнения. Геометрические мотивы, выполнены в технике счетных вышивок и в ткачестве. Криволинейно-растительные — в технике аппликации, тиснения,

серебряной насечки, в технике свободных вышивок (тамбуром, или «косой сеткой»).

Почти полное отсутствие в башкирском народном искусстве реалистических изображений животных, людей и пейзажей обусловлено было влиянием мусульманской культуры, а именно — запрет ислама изображать живое. Ислам не только исключил из искусства все прочие изображения, кроме орнамента, но и определил крайнюю стилизованность его формы, распространение геометрического орнамента. Тем не менее, северные области мусульманского мира знали широкое применение изображений животных в орнаменте, чаще стилизованные, а иногда даже сравнительно реалистического характера.

По мере развития изобразительной культуры народа, искусство все больше связывалось с эстетическими потребностями людей. Колористическое решение узоров — ярчайшее проявление национальной самобытности в искусстве. Башкирский орнамент почти всегда многоцветен, с преобладанием теплых цветов: красного, зеленого, желтого. Реже применяются синий, голубой, лиловый цвета. На цветовую гамму оказало большое воздействие появление анилиновых красителей. Их применение разрушило традиционный колорит, который строился на более сдержанных цветовых сочетаниях, т. к. до появления анилиновых красителей башкиры использовали натуральные. В создании традиционного колорита участвовали натуральные цвета шерсти: белый, серый, черный. Сопоставление цветов в башкирском орнаменте было контрастным: на красном фоне — зеленый и желтый узор, на черном — красный и желтый. Фон всегда был активным, для него чаще выбирались яркие красный, желтый и черный цвета, значительно реже — белый цвет холста. Кульминационным моментом в развитии выделки тюбетейки, как разновидности искусства национального костюма, является конец XIX- середина XX в., когда функция тюбетейки становится художественно-эстетической. До XX века форма, колорит, и орнаментация тюбетейки были

специфичны для каждой этнической группы. В каждом народе сложился свой стиль, имелись свои орнаментальные мотивы. К XX столетию под влиянием экономических, социальных и культурных изменений в жизни народов стиль тюбетеек начал меняться, чему в немалой степени способствовало появление всевозможных тканей, ввозимых из других стран, а также фабричных, окрашенных в разные цвета ниток и искусственных красителей. Формам тюбетеек присущ лаконизм, целесообразность, предельная пластическая выразительность. И если первоначально тюбетейки были конусообразными, то, начиная с 1920-х годов,их формы становятся более разнообразными: островерхими, полусферическими, круглыми, четырехгранными и т.д.

Башкиры носят тюбетейки с плоским или заостренным верхом. Преобладал покрой тюбетеек с круглым слегка выпуклым верхом из четырех клиньев и невысоким, 6-7 см, расширенным книзу околышем. Но существуют и другие формы тюбетеек: низкие, высокие, остроконечные и с плоской верхушкой, с кистью и без нее, в форме цилиндра, узбекские. Тюбетейки шьют обычно из бархата, вышиваются разноцветными шелковыми нитками, украшаются золотой или серебряной канителью, бусами, блестками, камнями, позже – бисером, стеклярусом, жемчугом. Мягкие и твердые, с круглым верхом и с плоским, шелковые, бархатные и парчовые — они были чем-то вроде визитной карточки своего владельца, свидетельствуя о его происхождении, месте жительства, роде занятий, благосостоянии. Мужские головные уборы представляли собой различные виды тюбетеек. Пожилые мужчины носили темные тюбетейки, изготовленные обычно из бархата, молодежь – расшитые и цветные: из красного, зеленого, синего бархата. Праздничные тюбетейки молодых мужчин украшали галуном, бисером, вышивали тамбурными узорами. В башкирских сказаниях
«унизанная марьяном (кораллами) тюбетейка» называется убором знатных батыров.
Поверх тюбетейки одевалась либо круглая высокая шапка из дорогого меха (бурек), либо войлочная шляпа (тире кэпэс). Зимой предпочитали надевать малахай (колаксын) — трехлопастную меховую шапку, закрывающую шею. Существуют также тюбетейки — каляпуш и такыя. Такыя, сшитая из отдельных клиньев, относится к наиболее старинным видам. Как считают исследователи, происхождением своим она обязана подшлемнику древнего воина.
Каляпуш с твердым краем и плоским верхом появился в середине XIX века и популярен по сей день. Существуют однотонные и расшитые тюбетейки. Каляпуши из бархата расшивались шелковой нитью, золотой или серебряной канителью, позже — жемчугом и бисером. Наиболее нарядны со вкусом расшитые парчовые тюбетейки.
У татар тюбетейку принято называть каляпуш. Каляпуш – слово фарси: каля – голова, пушидан – покрытие, т.е. «перед намазом накрой голову». В настоящее время тюбетейки изготавливаются во многих районах республики – на предприятиях, занимающихся производством художественных изделий, а также профессиональными мастерицами, работающими индивидуально. И в том, и в другом случаях широко используются традиционные мотивы, сложившиеся в местных условиях

Этот головной убор не потерял своей актуальности и в наше время. Именно поэтому искусство украшения тюбетеек не стоит на месте: каждый мастер имеет свой неповторимый почерк, использует современные материалы и мотивы для украшений. Тюбетейка сегодня: 1.Красиво расшитые тюбетейки во многих мусульманских регионах считаются дорогим подарком для гостя. 2.Появилась тюбетейка для бани. Она больше похожа на казахскую или киргизскую. 3. Тюбетейка на денежной банкноте . В Казахстане в денежном обращении ходит банкнота в 20 тенге, на которой изображен великий казахский народный поэт, просветитель Абай Кунанбаев. Как видите на его голову одета тюбетейка.

Современная тюбетейка – это лучший подарок. Она должна быть у каждого мужчины-мусульманина. Она связывает нас с нашей историей, богатыми традициями народа. Тюбетейка является символом достоинства, дружелюбия, уважения к Богу.

Представитель той или иной нации не вправе чувствовать себя ущемленным из-за превратного понимания прошлого. Уже то, что народ сумел сохранить себя, сумел сохранить свои национальные особенности, говорит о его живучести, говорит об огромных потенциальных возможностях. Время отсеивало то, что противоречило экологическим, климатическим, социальным условиям, здравому смыслу и складу национального характера. Все необходимое для сохранения и продолжения жизни народа, для сбережения его здоровья рождалось в повседневной, будничной и праздничной жизни или заимствовалось у других народов. Изучение народного искусства — средство формирования национального самосознания.

Национальный башкирский костюм не однороден и не закончил свое формирование и в наши дни. Просто нужно умело показать всю красоту национальной одежды и использовать элементы в современной одежде.Если мы не сохраним материальное богатство своего народа, мы потеряем и свой народ.

Источник

Мужская меховая шапка башкир называется

Башкирский национальный костюм — народная одежда башкир. Одежду башкиры шили из домашнего сукна, войлока, овчины, кожи, меха; употреблялся также крапивный и конопляный холст, обувь шили из кожи.

Особенностью у башкир была многочисленность верхних одежд, особенно в праздничных костюмах. Башкиры на нижнюю одежду надевали несколько слоев верхней — несколько халатов один на другой в любое время года и независимо от погоды.

Традиционной верхней длиннополой одеждой башкир был елян (елән) — костюм с рукавами на подкладе. Бытовал мужской (прямоспинный) и женский (приталенный, расклешённый). Мужской елян шили из тёмных хлопчато-бумажных тканей, иногда из бархата, шёлка, белого атласа; отделывали нашивками из красного сукна (по подолу, полам, рукавам), украшали аппликацией, вышивкой, позументом. Женский елян шили из цветного бархата, чёрного сатина, шёлка. Подол, полы, рукава отделывали нашивками из разноцветного сукна (красного, зелёного, синего), чередуя их с позументом. Еляны украшали аппликацией, вышивкой, кораллами, монетами, по плечам — треугольными нашивками (яурынса).

В качестве верхней одежды у башкир был распространен казакин — приталенный костюм на подкладке с рукавами и глухой застёжкой, на пуговицах. Казакин был мужской и женской одеждой. Мужские казакины шили из тёмной хлопчато-бумажной или шерстяной ткани со стоячим воротником и боковыми прорезными карманами. У башкир казакин был распространён и как форменная одежда военнослужащих башкирских полков.

Женская одежда.
До начала ХХ века одежда у башкир (мужчин и женщин) различалась в основном приемами декоративно-художественного оформления[3].

Женщины носили платья (кулдэк), широкие штаны (ыштан), короткий безрукавный камзол или кафтан (кэзэки). На праздник надевали шелковые или бархатные халаты (елэн), бешметы (бишмэт). Зимой носили суконные чекмени (сэкмэн), шубы (тун), тулупы (толоп).

Халаты и шубы включались в праздничный комплект. Халаты расшивались цветным узором, украшались нашивками из кораллов, сердолика, перламутра, монет, ювелирных блях.

Праздничную одежду (платье и фартук) шили из домашней ткани вышитой узорами.

Башкирка в национальном костюме. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1910 год.
Обувь (сарык, башмаки, туфли, кожаные калоши) изготавливали из кожи. В скотоводческих районах кожаные сапоги носило почти все взрослое население. Женские башмаки (ҡата, башмаҡ) вышивались цветной строчкой, шерстяными кисточками.

Летом и осенью в селах Башкортостана носили лапти (сабата).

По головным уборам можно было узнать о возрасте, семейном положении женщины. Головные уборы были яркими с нашивками из монет, кораллов, блях. Такыя был праздничным головным убором. Традиционным башкирским мужским и женским меховым головным убором был бурек — выкроенный из 4 клиньев, из 2 полуовалов с вытачками или из 4 усечённых клиньев и круглого дна. Женский бурек шили из меха выдры, бобра, куницы и др. Женщины надевали бурек на тастар или платок. Бурек, отделанный по околышу мехом выдры (ҡама бүрек) или бобра (ҡамсат бүрек), являлся праздничным головным убором. Замужние женщины носили кашмау.

Пожилые женщины носили белый полотняный или ситцевый платок (тастар); богатые поверх платка надевали меховые шапки (ҡама бүрек) с плоским бархатным верхом и широким околышем из меха выдры. Носили также шали из пуха и платки.

На ногах женщины носили чулок. У башкир было несколько разновидностей чулков: войлочные (кейез ойок, байпак), суконные (тула ойок), холщовые (киндер ойок), шерстяные вязаные (бэйлэм ойок). Праздничные чулки обшивались красной обшивкой и полосой аппликационного узора — «кускаров» по верхнему краю.

Источник