Меню

Кто последний короновался шапкой мономаха



История шапки Мономаха. Происхождение и откуда название такое

Шапка Мономаха – это основная регалия или символ русских царей на протяжении нескольких веков. Что она собой представляет? Если кратко, то по сути она является обычным головным убором с остроконечной вершиной.

Все мы ещё по урокам истории Древней Руси помним Шапку Мономаха. Мы знаем, что она является главным символом, как самодержавия, так и самого царя.

Разумеется, «обычной» ее можно назвать очень условно, так как она украшена всевозможными драгоценными камнями, жемчугом, изумрудами и рубинами. На самом верху установлен крест, как знак божественного избрания.

Шапка Мономаха история

Первое упоминание о Шапке Мономаха относится к 1328 году – в завещании Ивана Калиты среди прочих сокровищ названа «шапка золотая». Многие современные исследователи считают, что здесь подразумевается именно Шапка Мономаха.

История происхождения шапки Мономаха не имеет однозначной трактовки. Существует несколько мнений историков о том, как возникла эта регалия при российских великих князьях. Мы рассмотрим лишь два основных варианта, так как остальные вообще не выдерживают никакой критики.

Шапка из Орды

Первая версия говорит о том, что рассматриваемая царская принадлежность является даром Узбек-хана великому князю Юрию Даниловичу или Ивану Калите (два родных брата).

Якобы в качестве московско-ордынского союза она была подарена одному из выше названных князей.

Подтверждением этой версии служат не только летописи, но и изучение филигранного орнамента на регалии. Он имеет сходство со среднеазиатскими узорами. И если поверить в правдивость этой версии, то Шапку следует называть уже не Мономаха, а Ивана Калиты.

Версия вторая (официальная)

Эта версия считается официальной и в корне отличается от предыдущей. Она возникает буквально сразу после того, как Московское княжество полностью переориентируется с Золотой Орды на Византию.

История происхождения шапки Мономаха выглядит следующим образом. Византийский император Константин IX Мономах преподносит головной убор в качестве дара киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху (правил в 1113-1125 годах).

Интересен факт, что сам Владимир Мономах по матери приходился внуком императору Византии, то есть Константину.

Для чего же он сделал такой подарок? Дело в том, что это было символом преемственности власти русских правителей от императоров великой Византии.

Несмотря на красоту данной версии и ее официальный статус, она имеет крайне сомнительную историческую подлинность. Ведь на момент смерти Константина (1055 год) Владимиру было всего лишь 2 года.

А шапочку-то не носили толком

Интересен факт, что великие князья надевали драгоценный головной убор только в тот день, когда происходило торжественное восхождение на престол.

После праздника и соблюдения всех уставов, шапка Мономаха пряталась в определенное место, где хранилась со всеми остальными сокровищами правителя. Царь же в дальнейшем пользовался специальным «ежедневным» венцом.

Последний раз шапка Мономаха была использована давно — при восхождении на престол Ивана V. Это случилось в 1682 году. Тогда произошла весьма примечательная история, и обойти стороной этот интересный факт мы не можем.

Дело в том, что Иван V, сын царя Алексея, был законным наследником, однако при этом обладал крайне слабым здоровьем. По некоторым данным он имел слаборазвитую психику, и править страной, разумеется, не мог.

Именно по этой причине вместе с пятнадцатилетним Иваном V был коронован и его младший брат – десятилетний Пётр I, который впоследствии войдет в историю как один из величайших императоров России.

Но как быть в этом случае, ведь шапка Мономаха одна, а венчать на царство нужно двоих? Несмотря на необычайность ситуации, придворная знать не растерялась и приказала изготовить «шапку второго наряда». Она полностью повторяла форму и украшения настоящей регалии, хотя конечно была гораздо менее художественна.

На сегодняшний день шапка Мономаха хранится в Оружейной палате России вместе со своей копией, изготовленной для Петра I. Надо сказать, что официальной цены этому уникальному историческому наследию не дано. Поэтому уверенно можно сказать, что она бесценна.

Тяжела ты шапка Мономаха

Полный вес реликвии составляет целых 993,66 грамма, то есть почти килограмм. Но на самом деле это не так уж много. «Вес» шапки иносказательный.

Источник

Кто последний короновался шапкой мономаха

«Тяжесть» ее заключается статусе: шапка Мономаха — одна из главных царских регалий России наряду со скипетром и державой. Этой короной венчались российские цари с 1498 до 1682 года. Первым, кто надел шапку, был Дмитрий Иванович, внук Ивана III. А для Петра I изготовили дубликат шапки Мономаха — так называемую «шапку второго наряда». Сегодня ее тоже можно увидеть в Оружейной палате.

В 1721 году Петр Великий отменил традицию венчания на царство и ввел обряд коронации. А при Екатерине II появилась новая регалия — Большая императорская корона работы придворных ювелиров Жереми Позье и Георга Фридриха Эккарта. Она оставалась главным торжественным головным убором императорской семьи до 1917 года.

Вопрос, когда и откуда пришла на Русь царская шапка, волновал не одно поколение исследователей. Первое упоминание о ней находится в завещании Ивана Калиты. По одной из версий, ее подарил князю монгольский хан Узбек. Причем некоторые исследователи считают ее женским головным убором, который изначально принадлежал сестре хана Кончаке, жене московского князя Юрия Даниловича. Позднее эту подарочную шапку-тюбетейку, сделанную из добротно спаянных золотых проволок, московские мастера переделали в ту самую «шапку Мономаха».

Другая теория о происхождении шапки появилась в политическом трактате XVI века «Сказание о князьях Владимирских». Его создавали во время распространения концепции «Москва — Третий Рим», когда российским самодержцам было важно показать преемственность: первый Рим пал, передав свои полномочия второму — Константинополю, а когда под натиском османов был сломлен и он, настало время третьего — Москвы. Первым царем объединенной после княжеских междоусобиц и монгольских завоеваний Московской Руси был Иван III, который женился на византийской принцессе Софье, племяннице последнего императора — Константина XI Палеолога.

«Сказание» описывало, как русские великие князья произошли от римского императора Августа через легендарного Пруса, якобы родственника Рюрика, а также то, как царские регалии византийского императора Константина IX Мономаха передали его внуку Владимиру Мономаху.

В XVI же веке появилось еще одно описание драгоценной шапки. В 1520-е годы в Москву приезжал австрийский дипломат барон Сигизмунд фон Герберштейн. Он записал в своих «Записках о Московии» на латинском языке: «Pileus называется на их языке шапка (Schapka); ее носил Владимир Мономах: она украшена драгоценными камнями и чудно сделана из золотых пластинок, которые извиваются наподобие змей».

В противовес версиям об «иноземном» происхождении шапки Мономаха, в последнее время стало популярно мнение, что изготовили шапку в России. Царская регалия состоит из нескольких частей, и исследователи полагают, что ее первый ярус, состоящий из восьми соединенных золотых пластин с растительными узорами, соорудили в XIII веке из деталей шлемов сыновей Ивана Красного — княжича Ивана и Дмитрия Донского. А вот меховую опушку и множество драгоценных камней добавили позже, в XV веке.

В наши дни шапка Мономаха — один из древнейших и наиболее ценных экспонатов Оружейной палаты Московского Кремля. Это золотой головной убор, обитый соболиной опушкой и украшенный филигранью и драгоценными камнями — сапфирами, рубинами, изумрудами, шпинелью. Венчает шапку золотой крест с жемчужинами у оснований. Весит убор 993,66 грамма — не так уж и много, чтобы говорить голосом Бориса Годунова из трагедии Александра Пушкина:

«Безумец я! чего ж я испугался?
На призрак сей подуй и нет его.
Так решено: не окажу я страха, —
Но презирать не должно ничего.
Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!»

«Тяжесть» ее заключается статусе: шапка Мономаха — одна из главных царских регалий России наряду со скипетром и державой. Этой короной венчались российские цари с 1498 до 1682 года. Первым, кто надел шапку, был Дмитрий Иванович, внук Ивана III. А для Петра I изготовили дубликат шапки Мономаха — так называемую «шапку второго наряда». Сегодня ее тоже можно увидеть в Оружейной палате.

В 1721 году Петр Великий отменил традицию венчания на царство и ввел обряд коронации. А при Екатерине II появилась новая регалия — Большая императорская корона работы придворных ювелиров Жереми Позье и Георга Фридриха Эккарта. Она оставалась главным торжественным головным убором императорской семьи до 1917 года.

Вопрос, когда и откуда пришла на Русь царская шапка, волновал не одно поколение исследователей. Первое упоминание о ней находится в завещании Ивана Калиты. По одной из версий, ее подарил князю монгольский хан Узбек. Причем некоторые исследователи считают ее женским головным убором, который изначально принадлежал сестре хана Кончаке, жене московского князя Юрия Даниловича. Позднее эту подарочную шапку-тюбетейку, сделанную из добротно спаянных золотых проволок, московские мастера переделали в ту самую «шапку Мономаха».

«А из одежд моих сыну моему Семену кожух красный жемчужный, шапку золотую; а сыну моему Ивану — кожух желтого шелка с жемчугом, епанчу большую с оплечьями; моему сыну Андрею — бугай (верхняя одежда) соболий с наплечниками, с крупным жемчугом, с драгоценными камнями, суконную одежду с оплечьями. А завещаю тебе, сыну моему Семену, братьев твоих младших и княгиню мою с меньшими детьми: после бога ты будешь о них заботиться.

Духовная грамота Ивана Даниловича Калиты

Читайте также:  Вязание шапок крючком для женщин модные модели 2019 года с описанием

Другая теория о происхождении шапки появилась в политическом трактате XVI века «Сказание о князьях Владимирских». Его создавали во время распространения концепции «Москва — Третий Рим», когда российским самодержцам было важно показать преемственность: первый Рим пал, передав свои полномочия второму — Константинополю, а когда под натиском османов был сломлен и он, настало время третьего — Москвы. Первым царем объединенной после княжеских междоусобиц и монгольских завоеваний Московской Руси был Иван III, который женился на византийской принцессе Софье, племяннице последнего императора — Константина XI Палеолога.

«Сказание» описывало, как русские великие князья произошли от римского императора Августа через легендарного Пруса, якобы родственника Рюрика, а также то, как царские регалии византийского императора Константина IX Мономаха передали его внуку Владимиру Мономаху.

«В то время правил в Царьграде благочестивый царь Константин Мономах и воевал он тогда с персами и латинянами. И принял он мудрое царское решение — отправил послов к великому князю Владимиру Всеволодовичу… С шеи своей снял он животворящий крест, сделанный из животворящего древа, на котором был распят сам владыка Христос. С головы же своей снял он венец царский и положил его на блюдо золотое. Повелел он принести сердоликовую чашу, из которой Август, царь римский, пил вино, и ожерелье, которое он на плечах своих носил, и цепь, скованную из аравийского золота, и много других даров царских. И передал он их митрополиту Неофиту с епископами и своим знатным посланником, и послал их к великому князю Владимиру Всеволодовичу… И с тех пор великий князь Владимир Всеволодович стал именоваться Мономахом, царем великой Руси. И пребывал после того во все время с царем Константином в мире и любви. С тех пор и доныне тем венцом царским, который прислал греческий царь Константин Мономах, венчаются великие князья владимирские, когда ставятся на великое княжение русское».

«Сказание о князьях Владимирских»

В XVI же веке появилось еще одно описание драгоценной шапки. В 1520-е годы в Москву приезжал австрийский дипломат барон Сигизмунд фон Герберштейн. Он записал в своих «Записках о Московии» на латинском языке: «Pileus называется на их языке шапка (Schapka); ее носил Владимир Мономах: она украшена драгоценными камнями и чудно сделана из золотых пластинок, которые извиваются наподобие змей».

В противовес версиям об «иноземном» происхождении шапки Мономаха, в последнее время стало популярно мнение, что изготовили шапку в России. Царская регалия состоит из нескольких частей, и исследователи полагают, что ее первый ярус, состоящий из восьми соединенных золотых пластин с растительными узорами, соорудили в XIII веке из деталей шлемов сыновей Ивана Красного — княжича Ивана и Дмитрия Донского. А вот меховую опушку и множество драгоценных камней добавили позже, в XV веке.

Источник

Кто такой Мономах и почему его шапкой венчали русских царей?

Шапка Мономаха – это символ царской власти и главный атрибут, который использовался в церемонии венчания на царствования в 16-18 веках. Давайте разберемся, кто такой Мономах, принадлежала ли ему эта «шапка», и почему она так названа.

Сначала обратимся к официальной версии происхождения данной регалии, согласно которой шапка была подарена Византийским императором Константином IX Мономахом в 12 веке своему внуку киевскому князю Владимиру.

Позднее эта «шапка» вместе с титулом Великого князя была передана в Московское княжество и упоминалась в 14 веке как часть наследства Ивана Калиты. Однако данная версия ставится под сомнение современными историками, так как на момент смерти Константина, Владимиру было только 2 года. Кроме того, по технике изготовления, орнаменту и прочим признакам данная реликвия не соответствует византийскому происхождению.

В связи с этим возникает вторая, более правдоподобная версия этой реликвии – золотоордынская. Согласно второй версии, шапка Мономаха была подарена ханом Золотой Орды Московскому князю Ивану Калите. Данная версия больше похожа на правду, учитывая среднеазиатский стиль изготовления, а также упоминание «золотой шапки» в завещании Ивана Калиты.

Третья версия предполагает, что шапка была отечественного изготовления и вообще никому и никем не была подарена. Как символ царской власти она была сделана специально для церемонии венчания. Но и тут историки расходятся во мнении, поскольку не ясно, каким правителем и когда это было сделано – ряд исследователей считает, что Иваном IV Грозным (первым правителем, официально установившим церемонию венчания и титул «царь»), некоторые относят «шапку» к более ранним правителям, например, приписывают ее Василию III (отец Ивана Грозного).

Итак, если шапка не имела отношения к Византийскому императору, то почему «Мономаха»? Греческое происхождение шапки появилось в 16 веке в связи с развитием концепции «Москва-третий Рим». Согласно этой концепции, Москва являлась «центром мира» как наследница Константинополя. Поэтому было важно подчеркнуть связь византийских и московских князей, а символ власти, пришедший из Византии как нельзя лучше подходил для этого.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК (69)
  • АФОРИЗМЫ, МЫСЛИ, ВЫСКАЗЫВАНИЯ (202)
  • БУХ.УЧЕТ (29)
  • ВИДЕО (65)
  • ВЯЗАНИЕ (1567)
  • варежки, носки, тапки (26)
  • грудничкам (389)
  • девочкам (218)
  • для дома (79)
  • для мужчин (21)
  • женское (484)
  • журналы, разное. (5)
  • мальчикам (99)
  • расчет расхода пряжи, кол-ва петель; выкройка (21)
  • советы, уроки (119)
  • схемы, узоры (133)
  • ДАЧА (1095)
  • беседки, камины, барбекю (51)
  • борьба с вредителями, болезнями, удобрение (94)
  • виноград (9)
  • грибы (8)
  • грядки (18)
  • дом. интерьер (127)
  • календарь (56)
  • клематис (10)
  • клубника, малина и др. ягоды (45)
  • ландшафтный дизайн (220)
  • лук, чеснок (15)
  • обрезка деревьев и кустарников (15)
  • огурцы (21)
  • разное (124)
  • рассада, саженцы (49)
  • рододендрон (7)
  • розы (36)
  • сад, огород (118)
  • салат, пряные травы, редис, морковь (24)
  • томаты, перцы, кабачки, баклажаны (28)
  • тюльпаны, нарциссы, гиацинты, лилии, ирисы (21)
  • хвойные (16)
  • ДИЕТА (128)
  • ДЛЯ ДЕТЕЙ. УРОКИ (279)
  • английский язык (35)
  • математика (16)
  • разное (90)
  • рисование (67)
  • русский язык (6)
  • сказки (42)
  • чтение (26)
  • ЖИВОПИСЬ (243)
  • ЗДОРОВЬЕ (553)
  • Волосы (7)
  • Заболевания женские (3)
  • Заболевания кожные (4)
  • Заболевания ног (8)
  • Заболевания печени, поджелудочной железы, желчного (4)
  • Заболевания простудные (13)
  • Заболевания сердечно-сосудистые (11)
  • Заболевания суставов (6)
  • Очищение организма (2)
  • Разное (71)
  • ИНТЕРЬЕР (181)
  • балкон (9)
  • гостиная (2)
  • детская (12)
  • кухня (12)
  • разное (81)
  • санузел (10)
  • спальня (5)
  • шторы (9)
  • ИСТОРИЯ (45)
  • ИСТОРИЯ РОССИИ (71)
  • к ПАСХЕ (43)
  • К РОЖДЕСТВУ, Новому году (205)
  • игрушки (33)
  • дизайн (30)
  • кулинария (29)
  • открытки (24)
  • вышивка (16)
  • музыка (9)
  • КНИГИ (43)
  • КОМПЬЮТЕР (305)
  • открытки (87)
  • разное (147)
  • фотошоп (34)
  • КУЛИНАРИЯ. 1-Е , 2-Е БЛЮДА (693)
  • блюда из овощей (53)
  • блюда из риса, овсянки и пр. круп (41)
  • горячие блюда из курицы (118)
  • горячие блюда из мяса (91)
  • горячие блюда из рыбы и морепродуктов (155)
  • запеканки (41)
  • картофель (34)
  • омлет (14)
  • паста (45)
  • пельмени, вареники, клецки (22)
  • соусы (29)
  • суп (61)
  • КУЛИНАРИЯ. ВЫПЕЧКА (941)
  • пляцки (49)
  • чизкейки (23)
  • вафли, гофры (9)
  • кексы (66)
  • корзиночки (17)
  • крем, марципан, айсинг (19)
  • макаронс (4)
  • несладкая выпечка (125)
  • печенье (140)
  • пирожные (82)
  • пицца (8)
  • сладкие пироги (103)
  • творожные торты, сырники (65)
  • торты (199)
  • хлеб, булки (40)
  • КУЛИНАРИЯ. ДЕСЕРТ (171)
  • безе (10)
  • тирамису (4)
  • конфеты (52)
  • мармелад, лукум (11)
  • молочные коктейли, смузи (6)
  • мороженое (17)
  • разное (63)
  • суфле (8)
  • КУЛИНАРИЯ. ЗАКУСКА (536)
  • салаты с рыбой, морепродуктами (38)
  • блинчики (30)
  • салаты с курицей, уткой (18)
  • соусы и пасты (17)
  • салаты с мясом (9)
  • горячие бутерброды, лепешки (44)
  • заправки для салата (14)
  • идеи оформления (13)
  • мясная закуска (94)
  • овощная закуска (71)
  • разное (4)
  • рыбная закуска (55)
  • салаты овощные (71)
  • сырная закуска (23)
  • тосты, канапе, тарталетки, волованы и т.п. (53)
  • КУЛИНАРИЯ. РАЗНОЕ (467)
  • варенье, джем (48)
  • Журналы (27)
  • заготовки (95)
  • напитки (120)
  • подборка рецептов (52)
  • пряности и специи (30)
  • сервировка, посуда (12)
  • советы (64)
  • сыр (24)
  • ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ (62)
  • МАЛЕНЬКИЕ ДОМАШНИЕ ХИТРОСТИ (99)
  • МОДА (99)
  • МУЗЫКА (319)
  • классическая (128)
  • рок (58)
  • поп (35)
  • джаз, блюз (35)
  • современная (62)
  • ПУТЕШЕСТВИЯ (492)
  • Абхазия (1)
  • Австрия (25)
  • Англия (18)
  • Бельгия (1)
  • Болгария (5)
  • Венгрия (3)
  • Германия (38)
  • Греция (22)
  • Доминикана (1)
  • Египет (8)
  • Израиль (7)
  • Индия (7)
  • Индонезия (5)
  • Испания (35)
  • Карты, путеводители, советы (45)
  • Кипр (1)
  • Китай (13)
  • Куба (1)
  • Латвия (2)
  • Мальдивы (2)
  • Мальта (5)
  • Марокко (2)
  • Мексика (3)
  • Монако (2)
  • Норвегия (6)
  • ОАЭ (14)
  • Перу (4)
  • Польша (16)
  • Португалия (6)
  • Сингапур (1)
  • Тайланд, Вьетнам (7)
  • Турция (12)
  • Украина (31)
  • Франция (91)
  • Хорватия (16)
  • Черногория (12)
  • Чехия (19)
  • Швейцария (6)
  • Япония (1)
  • ПУТЕШЕСТВИЯ. ИТАЛИЯ. (178)
  • Венето. Венеция, Верона (18)
  • Амальфи, Равелло, Позитано, Салерно (4)
  • Апулия (3)
  • Италия. Разные интересные места (8)
  • Итальянский язык (23)
  • карты, достопримечательности, советы (3)
  • Лацио. Рим, Ватикан, Сперлонга, остров Понца (64)
  • Лигурия. Генуя, Сан-Ремо (2)
  • Милан (4)
  • Неаполь, о.Капри, о.Искья (8)
  • о. Сардиния (2)
  • о. Сицилия (17)
  • озеро Гарда (2)
  • озеро Комо (3)
  • Тоскана. Флоренция, Сиена, Пиза, Лукка (12)
  • Умбрия (2)
  • Эмилия-Романья. Болонья, Парма (3)
  • ПУТЕШЕСТВИЯ. РОССИЯ. (180)
  • Золотое кольцо России (8)
  • Интересные места в России (28)
  • Москва и Московская область (91)
  • Санкт-Петербург и Ленинградская область (53)
  • РАДИО (4)
  • РАСТЕНИЯ КОМНАТНЫЕ (37)
  • РЕЛИГИЯ (38)
  • РУКОДЕЛИЕ (884)
  • заколки, ободки, цветы для них (22)
  • бисер (20)
  • вышивка (286)
  • игрушки (287)
  • игрушки из соленого теста и BISCUIT (50)
  • мозаика (8)
  • прочее (82)
  • мотивы, орнаменты, трафареты (98)
  • роспись мебели (32)
  • СВАДЬБА (114)
  • СОВЕТЫ (248)
  • ССЫЛКИ (15)
  • СУДЬБЫ (149)
  • ФИТНЕС (49)
  • ФОТО (63)
Читайте также:  Цветы шаль безотрывное вязание

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Древнейшие регалии русских царей.Часть 1. ШАПКА МОНОМАХА

Суббота, 24 Сентября 2011 г. 10:22 + в цитатник

Почти трехвековое царствование дома Романовых вознесло Россию на очень высокую ступень славы. Сокровища государства непрестанно умножались каждым царем, и царский двор удивлял посланников всех иностранных государств пышностью и богатством.
Так, например, лорд Карлейль, английский посол, описывая двор царя Алексея Михайловича; сообщал:

«С нами случилось то же самое, что бывает с теми, которые выходят вдруг из мрака на свет и бывают внезапно поражены лучами яркого солнца. Едва глаз наши в состоянии были сносить блеск двора царя русского, покрытого драгоценными камнями и посреди оного казавшегося ясным солнцем».


Шапка Мономаха . Конец 13 — начало 14 века . Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех; скань, зернь, литье, чеканка, гравировка . Высота 18,6 см; окружность 61 см . Оружейная палата . Москва

Всемирно известен древний царский венец — шапка Мономаха. Ею венчались на царство все русские цари в XVI—XVII века. Очень давно о ней сложили легенду, будто в XII веке византийский император Константин прислал ее и другие регалии на золотом блюде киевскому великому князю Владимиру Мономаху, от которого через много поколений этот венец перешел к московским царям. Легенда рассказывает, что митрополит Эфесский Неофит передал Владимиру Мономаху еще и оплечья, или бармы — драгоценные медальоны, которые нашивались на круглый воротник, животворящий крест, цепь из аравийского золота и чашу римского папы Августа.

Правда, потом историки, сопоставив их годы жизни и правления, решительно опровергли эту легенду. Император Константин умер в 1054 году, а Владимир Мономах стал великим князем в 1113 году — через 59 лет после смерти византийского правителя. Мнения ученых о происхождении царского венца различны. Одни историки считают, что она была сделана в Византии, Другие относят ее к восточному (арабскому или арабо-египетскому) искусству, третьи утверждают, что это произведение бухарской работы. Происхождение царского венца, как и история его появления в царской казне, до сих пор не выяснены и еще ждут новых исследований.

В древних летописях о шапке не упоминается: даже если она и была прислана византийским императором, это явилось бы знаком подчинения того лица, кому предназначался подарок. А о шапке Мономаха слыхом не слыхивали до начала XVI века. Зато во всех духовных грамотах» московских царей, начиная с Ивана Калиты, упоминалась некая золотая шапка, но сколько-нибудь подробного описания ее не приводится.

Сейчас документально установлено, что впервые шапкой Мономаха был в 1498 году венчан на царство внук Ивана III — Дмитрий. Царь Иван III был крупным государственным деятелем, потому в столь трудное для страны время решил подчеркнуть создание твердой централизованной власти и возросшую мощь страны особой торжественной церемонией — венчанием на престол.


Венчание на великое княжение Дмитрия, внука Ивана III. Лицевой летописный свод XVI в.

Для этой церемонии 4 февраля 1498 года и был использован Мономахов венец. В этот день Иван III в сопровождении бояр ввел своего 15-летнего внука в храм Успения Пресвятой Богородицы, где их встречало русское духовенство. Для придания большей торжественности венчанию внука Иван III пригласил некоторых иерархов русской православной церкви:митрополита Симона, архиепископа Ростовского, а также епископов суздальского, рязанского, терского, коломенского и сарского.

Два архиепископа поднесли митрополиту великокняжеские регалии — бармы и венец, а митрополит передал их великому князю, который и возложил шапку Мономаха на голову Дмитрия. Через 50 лет ею венчался на царство юный Иван IV, который окончательно утвердил за русскими государями царский титул.


Шапка Мономаха. Рисунок начала 1830-х годов, Ф. Г. Солнцев

Шапка Мономаха по форме похожа на скуфью, только имеет еще острую верхушку. Золотая поверхность ее покрыта кружевным сканым узором греческой работы, в котором в единое целое сгонялись изящные спиральные завитки, звездчатые розетки и цветки лотоса из шести лепестков.

Украшенный драгоценными камнями золотой венец русских государей состоит из восьми продолговатых треугольных дощечек-пластин, с лицевой стороны покрытых сканью и острыми концами соединенных под «яблоком». Рисунок скани представляет собой широко распространенный характер греческих завитков, но каждый из них в деталях различается: например, на одном — совершенно особый узор, на трех других — несколько сходный с первым, а на четырех остальных — не похожий на другие. Рисунок каждой дощечки снизу окаймлен поясом наподобие угольчатой цепи, а около швов — боковыми рамками.

«Яблоко» по нижнему поясу прорезано, а в средних частях чеканено. На нем установлен гладкий золотой крест, а по концам и в подножие его вставлены четыре жемчужных зерна: верхнее продолговатое, боковые — круглые, нижнее как бы несколько сдавлено и крупнее прочих.

На каждой из восьми дощечек в гнездах, три из которых украшены финифтью, посередине находится по крупному камню: четыре рубина и четыре изумруда.

Первоначально шапка Мономаха была украшена жемчужными и золотыми подвесками, позже ее опушили темным собольим мехом и увенчали золотым гравированным навершием с крестом. Высота шапки с крестом около 25 сантиметров, а ее диаметр — примерно 20 сантиметров.

Легенда и история

Шапка представляет собой среднеазиатский головной убор. Не исключено, что эта наследственная регалия московских государей — дар Узбек-хана Юрию Даниловичу или Ивану Калите, которым он покровительствовал. Шапка могла быть изготовлена по их заказу восточными мастерами.

Особый статус венца диктовал его использование — до конца XVII века при поставлении на престол всех русских государей. Царь надевал шапку Мономаха только в день венчания на царство, в дальнейшем он пользовался личным головным убором — «венцом».
Последним русским царём, венчанным на царство шапкой Мономаха, был Иван V, соправителем которого был его брат Пётр I, в 1682 году.

Сам Пётр I, коронованный вместе с братом как младший соправитель, был венчан на царство специально изготовленной «шапкой второго наряда», воспроизводившей форму и убранство исторической шапки Мономаха, однако с упрощениями и не на столь высоком художественном уровне. Шапка второго наряда также хранится в Оружейной палате.

«ШАПКА МОНОМАХА ВТОРОГО РАЗРЯДА». 1682 .


«Шапка Мономаха второго наряда». 1682 .
Золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, резьба. Оружейная палата. Москва. Россия. Принадлежала царю Петру Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля .


Юный Пётр

Шапка фигурирует в легенде, согласно которой византийские императоры, прежде чем передать ее и прочие регалии на Русь, сами отправили за ней экспедицию в Вавилон, где нашли её в числе прочих сокровищ, оставшихся от царя Навуходоносора вблизи гробницы Трёх отроков.

Шапка Мономаха входила в состав Большого наряда.
Вес шапки Мономаха — 698 граммов.
В пещере Эмине-Баир-Хосар (нижнее плато Чатыр-Дага, Крым) находится сталагмит, названный «Шапка Мономаха».
В Феодоровском соборе Санкт-Петербурга, построенном в честь 300-летия царствования Романовых было паникадило в виде шапки Мономаха.
В 2002 году к 50-летию Владимира Путина группой российских ювелиров была создана точная копия шапки Мономаха, оцененная в 50 тысяч долларов США.

Шапка Казанская — золотой филигранный венец. Относится к числу регалий русских царей, хранится в Оружейной палате Московского Кремля.


Изготовлена для Ивана Грозного татарскими(?) мастерами.
С XVIII в. — геральдическая корона царства Казанского.

«Шапка Казанская» была изготовлена, приблизительно в 1553 году, для Иоанна IV сразу после покорения и присоединения Казанского ханства к Русскому государству и упрочения титула Казанского царя. Точных сведений о том, когда и кем был изготовлен венец, нет. Существует версия, что её изготовили ювелиры покорённого ханства.
При изготовлении шапки использовалось золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех.

Применены следующие ювелирные приёмы: чеканка, литьё, резьба, чернь, эмаль.


Шапка Казанская. Хромолитография. 1840-е.

Золотая тулья украшена мелким цветочным черневым орнаментом, исполненым в «восточном» стиле. Рядами к ней прикреплены резные кокошники — очень похожие на «городки», очень распространённые в русской архитектуре и прикладном искусстве. В центре каждого «городка» — крупный драгоценный камень или большая жемчужина. Венчает шапку жёлтый сапфир в 90 каратов.


Иван Грозный

Венец .»Большой наряд».


Венец .»Большой наряд». Астраханская шапка. 1627 .
Золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, гравировка, резьба, канфарение . Высота 30,2 см. окружность 66,5 см . Оружейная палата . Москва . Принадлежал царю Михаилу Романову. Работа Мастерских Московского Кремля .

Астраханская шапка Михаила Федоровича или Шапка первого наряда царя Михаила Федоровича, венчающая герб царства Казанского, была сделана для царя Михаила Федоровича — первого представителя династии Романовых . Она была изготовлена главным мастером Оружейной палаты дьяконом Эфимом Телепневым в 1627 г. Это замечательное творение ювелирного дела, соединенное с русскими тенденциями. Двухъярусный венец имеет массивный металлический корпус, к нижней части внешнего каркаса добавлена диадема с восемью зубцами. Внизу к короне присоединен соболиный мех, традиционное для такого типа корон — «шапок».

Читайте также:  Шапка для плавания чалма

Корона украшена 177 камушками и жемчужинами .
На полусферической тулии этого венца — прорезные фигурные запоны — типично русские «городки» с драгоценными камнями: сапфирами, изумрудами, рубинами, жемчужинами, вкрапленными на легком, симметрично расположенном прорезном и чеканном узоре венца. Их обилие в сочетании с белыми, голубыми и зелеными эмалями создает звучную красочную гамму. Шапка символизировала, что территория Астраханского ханства не являлась испокон веков русской, а была присоединена к Русскому государству в определенное время. Голубой цвет поля герба говорит об одной территориально-географической особенности области — ее расположении в нижнем течении реки Волги.
«Она состоит из трех треугольных вогнутых золотых досок, украшенных финифтью и драгоценными камнями, сведенных вверху под короною.
Внизу шапка украшена венцом из 6-ти крестообразных сквозных запон, также украшенных камнями. На шапке утверждена корона, состоящая из трех дуг, промежутки между которыми заставлены.
Над этой короной еще другая, подобная ей, но меньшей величины. Шапка увенчана изумрудом»
После XVIII столетия регалия служила короной «Царства Астраханского».
Наряду с шапкой, кремлевские ювелиры выполнили для Михаила Федоровича также скипетр и державу, так называемый «Большой наряд». «Большой наряд» русский царь напевал только в особо торжественных случаях — во время «парадных входов» и во время приема иноземных послов. Астраханская шапка Михаила Федоровича хранится в Оружейной палате Московского Кремля.

Астраханской же шапкой она названа потому , что к правлению 1-го царя из династии Романовых Михаила Федоровича было закончено покорение Астраханского ханства и водружение креста по обеим берегам Волги , и выход к Каспийскому морю. И так же , этот венец присутствует на гербе Астрахани .

Как известно , после смерти царя Алексея Михайловича на престол посадили малолетних Ивана и Петра , для них в мастерских Кремля были изготовлены личные венцы .

ШАПКА АЛТАБАСКАЯ ( Сибирская ) . 1684 .

Принадлежала царю Ивану V Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля.
Алтабасная — то есть из золотой ткани.


Москва, Константинополь (?, 17 в., запоны), Турция (17 в., алтабас) 1684
Мастерские Московского Кремля
Золото, серебро, камни драгоценные, жемчуг, парча, атлас, мех.
Шитье, литье, чеканка, резьба, канфарение, эмаль.
Высота: 24,0 см.
Окружность: 66,5 см.

В 1684 году для царя Ивана Алексеевича была сшита шапка из алтабаса, драгоценной, похожей на парчу ткани, отчего и шапка получила название Алтабасной. Эта шапка — единственная среди царских венцов, чья тулья сделана из ткани. Для того чтобы шапка не заминалась и сохраняла форму, ее укрепили изнутри на каркасе из гладких серебряных дуг. На чуть мерцающем фоне ткани четко читается узор из ажурных золотых запоя, расцвеченных яркими эмалями и драгоценными камнями. Некоторые из этих запон, как документально известно, были сняты с несохранившейся Алмазной шапки царя Федора Алексеевича.

Ткань, парча, золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение, алмазы, яхонты, изумруды, зёрна гурмыцкие.
В описной книге 1689 года называется Шапкой третьего наряда. В описи 1702 года оценивается в 909 рублей.


Шапка алтабасная (рисунок XIX века)

В настоящее время входит в собрание экспонатов Оружейной палаты Московского кремля.
Изображение алтабасной шапки венчает герб царства Сибирского в Большом государственном гербе Российской империи.


Иван V

Шапка Алмазная . 1682 — 1687 .
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, резьба, эмаль Оружейная палата . Москва . Принадлежала царю Ивану Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля
На более крупном плане видны узоры и двуглавые орлы на венце .

Один из двух венцов, сделанных в 80-х годах XVII века кремлевскими ювелирами для царя Ивана Алексеевича и его сводного брата Петра. Декоративное решение венца характерно для русского ювелирного искусства позднего XVII века, одной из примечательных черт которого было активное использование драгоценных камней, вызванное стремлением к пышности, несколько показной роскоши, ясно ощущаемым в художественном творчестве этого времени. Излучающий сияние венец сплошь украшен алмазными запонами в виде розеток, корон, двуглавых орлов, блеск которых соперничает с блеском золота. Запоны помещены в различных ракурсах, и алмазы на них находятся в разных плоскостях, что особенно усиливает их игру. В навершии венца под крестом помещен драгоценный лал малинового цвета.

Шапка Алмазная . 1682 — 1684 .
Золото, серебро, драгоценные камни, мех; литье, чеканка, эмаль . Оружейная палата . Москва . Принадлежала царю Петру Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля .


Икона «Спас нерукотворный с предстоящими царями Михаилом Федоровичем и Алексеем Михайловичем»
XVII c (?)

В настоящее время в московской Оружейной палате хранятся следующие короны:

1. Владимира святого;
2. казанская, заказанная Иоанном Грозным для крещения казанского царя Едигера и отправленная после смерти последнего в Москву;
3. астраханская, сделанная в 1627 г. по заказу царя Михаила Федоровича;
4. сибирская (альтабасная шапка), сделанная из золотой парчи; заказана в 1684 г.;
5. таврическая или так называемая шапка Мономаха второго разряда, изготовленная в 1682 г. для коронации Петра Великого;
6. бриллиантовая корона Петра Великого, немецкой работы, украшенная спереди двумя двуглавыми орлами;
7. алмазная корона Иоанна Алексеевича.

На печатях уже со времени Михаила Феодоровича встречаются короны европейской формы, но в действительности они тогда еще не существовали.
Первая корона европейского образца была сделана в 1724 г. для коронации Екатерины I. Этой короной короновался Петр II.
Дугу, разделяющую корону, он приказал украсить большим рубином, купленным по указу Алексея Михайловича в Пекине, у китайского богдыхана, послом Николаем Спафарием.
К вершине его был приделан бриллиантовый крест.
Для коронации Анны Иоанновны была заказана корона по тому же образцу, но еще роскошнее и больше; число украшающих ее камней доходит до 2605 штук. На дуге помещен рубин, снятый с короны Петра II.
Эта корона с 1856 г. называется польской и в государственном гербе помещается на гербе Царства Польского. Этой же короной, немного переделанной, короновалась Елизавета Петровна.
Екатерина II заказала для своей коронации придворному ювелиру Позье новую корону, на отделку которой пошло 58 очень больших и 4878 маленьких бриллиантов, большой рубин и 75 больших жемчужин; она весила до 5 фунтов.
Для коронации Павла I эта корона была несколько расширена и 75 жемчужин заменены 54 большими; ею же короновались и все последующие императоры — Павел I (1797 г), Александр I (1801 г), Николай I (1826 г), Александр II (1855 г), Александр III (1883 г), Николай II (1896 г).
Впервые переход от традиционных усыпанных самоцветами шапок к коронам европейского образца произошел при короновании Екатерины I — для нее была изготовлена корона из золота и серебра, усыпанная множеством бриллиантов.
Большая императорская корона Российской империи изготовлена для коронации в 1762 году известными ювелирами Георгом-Фридрихом Экартом, который был автором эскизов и каркаса, а также руководил работой и Жереми (Иеремией: в России его величали Еремеем Петровичем) Позье, который занимался подбором камней. Работа осуществлялась по специальному заказу Екатерины II. Знаменитым мастерам было поставлено лишь одно условие — корона должна была весить не более 5 фунтов (2 килограмма).
В архивах сохранились имена талантливых золотарных мастеров, участвовавших в «деле короны» — Ивана Евстигнеева и Ивана Липмана, да еще ремесленников придворной Алмазной мастерской. За труды всем ювелирам из казны уплатили 8200 рублей. Ювелирное чудо было создано всего за два месяца. Это была самая знаменитая корона Российской империи до заката монархии олицетворявшей верховную власть в России. Великолепный венец не уступает самым пышным образцам европейских королевских домов.
Из-за вражды этих двух ювелиров имя Георгом-Фридриха Экарта долгое время было известно ограниченному кругу лиц. В своих записках Позье не упоминал об Экарте и вся слава долгие годы доставалась только самому Жереми.
После октябрьской революции полуразрушенное и разорённое бандами «большевиков» молодое коммунистическое государство советов рабочих и крестьян нуждалось в финансах. Правительство искало займы и обратилось к Майклу Коллинсу ), министру финансов Ирландии. Королевские драгоценности использовались в качестве имущественного залога советской республики при займе в 25000 долларов. Передача ценностей и денег осуществлялась в Нью-Йорке, между руководителем «советского бюро» — советским послом в Америке, Ладвигом Мартенсом, и ирландским послом в США, Гарри Боландом ). После возвращения в Ирландию Боланд хранил драгоценности в доме своей матери — Кэтлин Боланд О’донован), проживавшей в Дублине. Весь период ирландской войны за независимость драгоценности хранились у матери Боланда. Госпожа Боланд О’донован передала драгоценности России правительству Ирландской республики в лице Имона де Валера только в 1938, которые хранились в сейфах правительственных зданий и о которых на время забыли.
В 1948 году, ценности были обнаружены и по решению нового правительства Ирландии, во главе с Джоном А. Костелло), принималось решение о продаже залоговых королевских драгоценностей России на публичном аукционе в Лондоне. Однако, после консультаций относительно правового статуса залоговых ценностей и переговоров с советским послом, решение о продаже было отменено. Ценности должны были быть возвращены в Советский Союз в обмен на сумму 25000 долларов, первоначально выданную взаймы в 1920. Драгоценности возвратились в Москву в 1950.

Источник