Меню

Киевских князей учредил шапку мономаха



История шапки Мономаха. Происхождение и откуда название такое

Шапка Мономаха – это основная регалия или символ русских царей на протяжении нескольких веков. Что она собой представляет? Если кратко, то по сути она является обычным головным убором с остроконечной вершиной.

Все мы ещё по урокам истории Древней Руси помним Шапку Мономаха. Мы знаем, что она является главным символом, как самодержавия, так и самого царя.

Разумеется, «обычной» ее можно назвать очень условно, так как она украшена всевозможными драгоценными камнями, жемчугом, изумрудами и рубинами. На самом верху установлен крест, как знак божественного избрания.

Шапка Мономаха история

Первое упоминание о Шапке Мономаха относится к 1328 году – в завещании Ивана Калиты среди прочих сокровищ названа «шапка золотая». Многие современные исследователи считают, что здесь подразумевается именно Шапка Мономаха.

История происхождения шапки Мономаха не имеет однозначной трактовки. Существует несколько мнений историков о том, как возникла эта регалия при российских великих князьях. Мы рассмотрим лишь два основных варианта, так как остальные вообще не выдерживают никакой критики.

Шапка из Орды

Первая версия говорит о том, что рассматриваемая царская принадлежность является даром Узбек-хана великому князю Юрию Даниловичу или Ивану Калите (два родных брата).

Якобы в качестве московско-ордынского союза она была подарена одному из выше названных князей.

Подтверждением этой версии служат не только летописи, но и изучение филигранного орнамента на регалии. Он имеет сходство со среднеазиатскими узорами. И если поверить в правдивость этой версии, то Шапку следует называть уже не Мономаха, а Ивана Калиты.

Версия вторая (официальная)

Эта версия считается официальной и в корне отличается от предыдущей. Она возникает буквально сразу после того, как Московское княжество полностью переориентируется с Золотой Орды на Византию.

История происхождения шапки Мономаха выглядит следующим образом. Византийский император Константин IX Мономах преподносит головной убор в качестве дара киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху (правил в 1113-1125 годах).

Интересен факт, что сам Владимир Мономах по матери приходился внуком императору Византии, то есть Константину.

Для чего же он сделал такой подарок? Дело в том, что это было символом преемственности власти русских правителей от императоров великой Византии.

Несмотря на красоту данной версии и ее официальный статус, она имеет крайне сомнительную историческую подлинность. Ведь на момент смерти Константина (1055 год) Владимиру было всего лишь 2 года.

А шапочку-то не носили толком

Интересен факт, что великие князья надевали драгоценный головной убор только в тот день, когда происходило торжественное восхождение на престол.

После праздника и соблюдения всех уставов, шапка Мономаха пряталась в определенное место, где хранилась со всеми остальными сокровищами правителя. Царь же в дальнейшем пользовался специальным «ежедневным» венцом.

Последний раз шапка Мономаха была использована давно — при восхождении на престол Ивана V. Это случилось в 1682 году. Тогда произошла весьма примечательная история, и обойти стороной этот интересный факт мы не можем.

Дело в том, что Иван V, сын царя Алексея, был законным наследником, однако при этом обладал крайне слабым здоровьем. По некоторым данным он имел слаборазвитую психику, и править страной, разумеется, не мог.

Именно по этой причине вместе с пятнадцатилетним Иваном V был коронован и его младший брат – десятилетний Пётр I, который впоследствии войдет в историю как один из величайших императоров России.

Но как быть в этом случае, ведь шапка Мономаха одна, а венчать на царство нужно двоих? Несмотря на необычайность ситуации, придворная знать не растерялась и приказала изготовить «шапку второго наряда». Она полностью повторяла форму и украшения настоящей регалии, хотя конечно была гораздо менее художественна.

На сегодняшний день шапка Мономаха хранится в Оружейной палате России вместе со своей копией, изготовленной для Петра I. Надо сказать, что официальной цены этому уникальному историческому наследию не дано. Поэтому уверенно можно сказать, что она бесценна.

Тяжела ты шапка Мономаха

Полный вес реликвии составляет целых 993,66 грамма, то есть почти килограмм. Но на самом деле это не так уж много. «Вес» шапки иносказательный.

Источник

Киевских князей учредил шапку мономаха

«Тяжесть» ее заключается статусе: шапка Мономаха — одна из главных царских регалий России наряду со скипетром и державой. Этой короной венчались российские цари с 1498 до 1682 года. Первым, кто надел шапку, был Дмитрий Иванович, внук Ивана III. А для Петра I изготовили дубликат шапки Мономаха — так называемую «шапку второго наряда». Сегодня ее тоже можно увидеть в Оружейной палате.

В 1721 году Петр Великий отменил традицию венчания на царство и ввел обряд коронации. А при Екатерине II появилась новая регалия — Большая императорская корона работы придворных ювелиров Жереми Позье и Георга Фридриха Эккарта. Она оставалась главным торжественным головным убором императорской семьи до 1917 года.

Вопрос, когда и откуда пришла на Русь царская шапка, волновал не одно поколение исследователей. Первое упоминание о ней находится в завещании Ивана Калиты. По одной из версий, ее подарил князю монгольский хан Узбек. Причем некоторые исследователи считают ее женским головным убором, который изначально принадлежал сестре хана Кончаке, жене московского князя Юрия Даниловича. Позднее эту подарочную шапку-тюбетейку, сделанную из добротно спаянных золотых проволок, московские мастера переделали в ту самую «шапку Мономаха».

Другая теория о происхождении шапки появилась в политическом трактате XVI века «Сказание о князьях Владимирских». Его создавали во время распространения концепции «Москва — Третий Рим», когда российским самодержцам было важно показать преемственность: первый Рим пал, передав свои полномочия второму — Константинополю, а когда под натиском османов был сломлен и он, настало время третьего — Москвы. Первым царем объединенной после княжеских междоусобиц и монгольских завоеваний Московской Руси был Иван III, который женился на византийской принцессе Софье, племяннице последнего императора — Константина XI Палеолога.

Читайте также:  Шапка для пуховика цвета хаки

«Сказание» описывало, как русские великие князья произошли от римского императора Августа через легендарного Пруса, якобы родственника Рюрика, а также то, как царские регалии византийского императора Константина IX Мономаха передали его внуку Владимиру Мономаху.

В XVI же веке появилось еще одно описание драгоценной шапки. В 1520-е годы в Москву приезжал австрийский дипломат барон Сигизмунд фон Герберштейн. Он записал в своих «Записках о Московии» на латинском языке: «Pileus называется на их языке шапка (Schapka); ее носил Владимир Мономах: она украшена драгоценными камнями и чудно сделана из золотых пластинок, которые извиваются наподобие змей».

В противовес версиям об «иноземном» происхождении шапки Мономаха, в последнее время стало популярно мнение, что изготовили шапку в России. Царская регалия состоит из нескольких частей, и исследователи полагают, что ее первый ярус, состоящий из восьми соединенных золотых пластин с растительными узорами, соорудили в XIII веке из деталей шлемов сыновей Ивана Красного — княжича Ивана и Дмитрия Донского. А вот меховую опушку и множество драгоценных камней добавили позже, в XV веке.

В наши дни шапка Мономаха — один из древнейших и наиболее ценных экспонатов Оружейной палаты Московского Кремля. Это золотой головной убор, обитый соболиной опушкой и украшенный филигранью и драгоценными камнями — сапфирами, рубинами, изумрудами, шпинелью. Венчает шапку золотой крест с жемчужинами у оснований. Весит убор 993,66 грамма — не так уж и много, чтобы говорить голосом Бориса Годунова из трагедии Александра Пушкина:

«Безумец я! чего ж я испугался?
На призрак сей подуй и нет его.
Так решено: не окажу я страха, —
Но презирать не должно ничего.
Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!»

«Тяжесть» ее заключается статусе: шапка Мономаха — одна из главных царских регалий России наряду со скипетром и державой. Этой короной венчались российские цари с 1498 до 1682 года. Первым, кто надел шапку, был Дмитрий Иванович, внук Ивана III. А для Петра I изготовили дубликат шапки Мономаха — так называемую «шапку второго наряда». Сегодня ее тоже можно увидеть в Оружейной палате.

В 1721 году Петр Великий отменил традицию венчания на царство и ввел обряд коронации. А при Екатерине II появилась новая регалия — Большая императорская корона работы придворных ювелиров Жереми Позье и Георга Фридриха Эккарта. Она оставалась главным торжественным головным убором императорской семьи до 1917 года.

Вопрос, когда и откуда пришла на Русь царская шапка, волновал не одно поколение исследователей. Первое упоминание о ней находится в завещании Ивана Калиты. По одной из версий, ее подарил князю монгольский хан Узбек. Причем некоторые исследователи считают ее женским головным убором, который изначально принадлежал сестре хана Кончаке, жене московского князя Юрия Даниловича. Позднее эту подарочную шапку-тюбетейку, сделанную из добротно спаянных золотых проволок, московские мастера переделали в ту самую «шапку Мономаха».

«А из одежд моих сыну моему Семену кожух красный жемчужный, шапку золотую; а сыну моему Ивану — кожух желтого шелка с жемчугом, епанчу большую с оплечьями; моему сыну Андрею — бугай (верхняя одежда) соболий с наплечниками, с крупным жемчугом, с драгоценными камнями, суконную одежду с оплечьями. А завещаю тебе, сыну моему Семену, братьев твоих младших и княгиню мою с меньшими детьми: после бога ты будешь о них заботиться.

Духовная грамота Ивана Даниловича Калиты

Другая теория о происхождении шапки появилась в политическом трактате XVI века «Сказание о князьях Владимирских». Его создавали во время распространения концепции «Москва — Третий Рим», когда российским самодержцам было важно показать преемственность: первый Рим пал, передав свои полномочия второму — Константинополю, а когда под натиском османов был сломлен и он, настало время третьего — Москвы. Первым царем объединенной после княжеских междоусобиц и монгольских завоеваний Московской Руси был Иван III, который женился на византийской принцессе Софье, племяннице последнего императора — Константина XI Палеолога.

«Сказание» описывало, как русские великие князья произошли от римского императора Августа через легендарного Пруса, якобы родственника Рюрика, а также то, как царские регалии византийского императора Константина IX Мономаха передали его внуку Владимиру Мономаху.

«В то время правил в Царьграде благочестивый царь Константин Мономах и воевал он тогда с персами и латинянами. И принял он мудрое царское решение — отправил послов к великому князю Владимиру Всеволодовичу… С шеи своей снял он животворящий крест, сделанный из животворящего древа, на котором был распят сам владыка Христос. С головы же своей снял он венец царский и положил его на блюдо золотое. Повелел он принести сердоликовую чашу, из которой Август, царь римский, пил вино, и ожерелье, которое он на плечах своих носил, и цепь, скованную из аравийского золота, и много других даров царских. И передал он их митрополиту Неофиту с епископами и своим знатным посланником, и послал их к великому князю Владимиру Всеволодовичу… И с тех пор великий князь Владимир Всеволодович стал именоваться Мономахом, царем великой Руси. И пребывал после того во все время с царем Константином в мире и любви. С тех пор и доныне тем венцом царским, который прислал греческий царь Константин Мономах, венчаются великие князья владимирские, когда ставятся на великое княжение русское».

«Сказание о князьях Владимирских»

В XVI же веке появилось еще одно описание драгоценной шапки. В 1520-е годы в Москву приезжал австрийский дипломат барон Сигизмунд фон Герберштейн. Он записал в своих «Записках о Московии» на латинском языке: «Pileus называется на их языке шапка (Schapka); ее носил Владимир Мономах: она украшена драгоценными камнями и чудно сделана из золотых пластинок, которые извиваются наподобие змей».

В противовес версиям об «иноземном» происхождении шапки Мономаха, в последнее время стало популярно мнение, что изготовили шапку в России. Царская регалия состоит из нескольких частей, и исследователи полагают, что ее первый ярус, состоящий из восьми соединенных золотых пластин с растительными узорами, соорудили в XIII веке из деталей шлемов сыновей Ивана Красного — княжича Ивана и Дмитрия Донского. А вот меховую опушку и множество драгоценных камней добавили позже, в XV веке.

Читайте также:  Норковая шуба классика большого размера

Источник

Шапка Мономаха: как появился главный символ русских царей

Главная историческая реликвия и символ самодержавия России — шапка Мономаха — хранится сейчас в кремлевской Оружейной палате. Из чистого золота, украшенный драгоценными камнями, жемчугом и редчайшими шпинелями, этот легендарный царский головной убор весит порядка 1 кг.

«Тяжела шапка Мономаха!» — частенько сетовали русские самодержцы, подразумевая совсем не физический вес головного убора, а метафорический груз ответственности царской власти. Раньше многие века считалось, что эту золоченую шапку с собольей опушкой получил в подарок от деда Владимир Мономах. От его имени она и стала так называться.

Однако современные историки все чаще склоняются к тому, что Владимир никогда не носил этого головного убора, заменявшего у русских царей корону. И совсем не потому, что тот был слишком уж тяжел.

Византийская легенда

По распространенной до XX века легенде, в 1114 году великий князь переяславский, а затем и киевский Владимир решил пойти на Византию за данью по примеру многих своих предшественников. Об этом узнал тогдашний правитель Византии Константин IX Мономах, дедушка Владимира. Дабы амбициозный внук не развязывал войну, он сам предусмотрительно отправил богатые дары в Киев.

Откупился дед от внука аравийским золотом и символами царской власти, среди которых был и тот самый полусферический царский венец, украшенными драгоценными камнями. Свой подарок Константин сопроводил пожеланием в мире и процветании править Русью. Таким образом византийский император благословил Владимира на царствование и нарек его по своему подобию «Мономахом».

Легенда долгое время была в ходу, пока российские историки не обнаружили в ней ряд несоответствий. Во-первых, Константин просто не мог подарить шапку своему внуку, планирующему поход на Византию. В то время император уже покоился в земле. Константин Мономах умер, когда его внуку едва исполнилось 2 года.

Во-вторых, при жизни Владимира никто не называл «Мономахом». Это прозвище к нему приклеилось во время создания легенды о шапке Мономаха. По мнению историка Николая Борисова, это произошло на рубеже XV—XVI веков, когда на престол взошел Василий III.

В период постоянных кровавых войн за власть новому царю было необходимо как-то упрочить и свои позиции, и авторитет самодержавия в целом. Вот тогда в угоду царю и была придумана красивая легенда о подарке императора Константина, якобы «помазавшего» русских князей на царствование. Власть Византии в то время была непререкаемой, ведь именно из нее на Русь пришло христианство, положившее начало объединению разрозненных славянских княжеств.

Время создания

По мнению историка Натальи Жилиной, шапка Мономаха была сделана приблизительно в начале XIII века, когда Владимир «Мономах» уже давно почил с миром. Так что носить легендарную шапку князь просто физически не мог.

На время создания царского головного убора указывает анализ его материалов. Интересно, что шапку Мономаха буквально собрали из разных частей. Приблизительно в XII столетии (или даже еще раньше) были выкованы золотые пластины ее тульи. Спустя 4 века к головному убору добавили навершие в форме полусферы.

Шапка собиралась из разрозненных элементов несколько веков. Когда точно появились первые из них и сама идея создать такой царский венец, точно не известно. Единственное, что роднит ее историю происхождения с Византийской легендой, — это то, что золотые пластины действительно могли быть созданы умелыми византийскими мастерами. Уж очень тонкой была работа. На Руси таких вещей тогда не делали.

Приданое монгольской невесты

Все тот же Николай Борисов высказал предположение, что шапка Мономаха могла быть подарком ордынского Узбек-хана московскому князю Юрию Даниловичу. Последний был женат на родной сестре Узбека, Кончаке (после бракосочетания и крещения она стала называться «Агафьей»). Юрий Данилович был в дружеских отношениях с шурином и часто навещал его в орде.

Борисов считает, что шапка Мономаха на самом деле была женским монгольским головным убором, который носила или получила в качестве приданого Кончака. Так будущий символ российской самодержавной власти и попал в руки к Юрию Даниловичу.

На монгольское происхождение шапки указывает ее стиль и некоторые элементы украшений. Историки Максим Крамаровский и Ирина Бобровницкая уверены, что шапка была сделана в Крыму, а ее золотые пластины являлись когда-то частями головных уборов Чингизидов.

Но и монгольская теория происхождения шапки Мономаха довольно шаткая. Во-первых, Чингизиды вряд ли бы стали передавать символ верховной власти чужаку и славянину. Монгольские правящие роды очень ревностно относились ко всему, что касалось владычества. Во-вторых, в Золотой Орде не было обычая давать женщинам приданое. Да и не стал бы московский князь носить головной убор жены.

Теорий и легенд вокруг шапки Мономаха создали множество, а откуда она действительно взялась, не знает никто. Историки уверены только в одном: Владимир Мономах этого головного убора не носил.

Читайте также:  Эко мех искусственные шубки

Источник

Кто такой Мономах и почему его шапкой венчали русских царей?

Шапка Мономаха – это символ царской власти и главный атрибут, который использовался в церемонии венчания на царствования в 16-18 веках. Давайте разберемся, кто такой Мономах, принадлежала ли ему эта «шапка», и почему она так названа.

Сначала обратимся к официальной версии происхождения данной регалии, согласно которой шапка была подарена Византийским императором Константином IX Мономахом в 12 веке своему внуку киевскому князю Владимиру.

Позднее эта «шапка» вместе с титулом Великого князя была передана в Московское княжество и упоминалась в 14 веке как часть наследства Ивана Калиты. Однако данная версия ставится под сомнение современными историками, так как на момент смерти Константина, Владимиру было только 2 года. Кроме того, по технике изготовления, орнаменту и прочим признакам данная реликвия не соответствует византийскому происхождению.

В связи с этим возникает вторая, более правдоподобная версия этой реликвии – золотоордынская. Согласно второй версии, шапка Мономаха была подарена ханом Золотой Орды Московскому князю Ивану Калите. Данная версия больше похожа на правду, учитывая среднеазиатский стиль изготовления, а также упоминание «золотой шапки» в завещании Ивана Калиты.

Третья версия предполагает, что шапка была отечественного изготовления и вообще никому и никем не была подарена. Как символ царской власти она была сделана специально для церемонии венчания. Но и тут историки расходятся во мнении, поскольку не ясно, каким правителем и когда это было сделано – ряд исследователей считает, что Иваном IV Грозным (первым правителем, официально установившим церемонию венчания и титул «царь»), некоторые относят «шапку» к более ранним правителям, например, приписывают ее Василию III (отец Ивана Грозного).

Итак, если шапка не имела отношения к Византийскому императору, то почему «Мономаха»? Греческое происхождение шапки появилось в 16 веке в связи с развитием концепции «Москва-третий Рим». Согласно этой концепции, Москва являлась «центром мира» как наследница Константинополя. Поэтому было важно подчеркнуть связь византийских и московских князей, а символ власти, пришедший из Византии как нельзя лучше подходил для этого.

Источник

Откуда взялась шапка Мономаха и почему она так тяжела?

Шапка Мономаха – знаковая вещь для России и её правителей. Рассмотрим её и связанные с ней легенды детальнее.

Внешний вид

Если абстрагироваться о того, что шапка эта – по сути, символ власти, то можно увидеть, что она представляет собой остроконечный головной убор с меховой отделкой, покрытый драгоценностями. На верхушке – крест. Зачем он там нужен? Довольно просто догадаться:

когда на Руси стали исповедовать православие, то утвердилась, помимо других традиций и «поверий», модная аксиома о том, что князь (царь) является представителем Бога в государстве. То есть, то, что народом правит тот или иной человек – это с санкции Господа. Соответственно, государю можно носить крест на голове, вернее, на ш

Откуда взялся этот головной убор у русских правителей?

С этим все уже немного сложнее. Можно ориентироваться на официальную версию:

якобы византийский правитель Константин Мономах вручил такой подарок своему племяннику Владимиру, тоже Мономаху, который, как известно, был князем. История интересная, красивая – спору нет. Византийский православный правитель дарует своему русскому родственнику символ власти и божественного покровительства. Но есть проблема: когда Константин умер, Владимиру исполнилось всего-то два года. Как можно себе представить процесс передачи шапки?

Впрочем, некоторых историков это не смущает. Рассказывают, что тогда из «России» в «Грецию» нельзя было долететь на самолете за 2,5 часа. Странникам приходилось долго находиться в пути. Возможно, что Константин, действительно, послал шапку кому-то из русских правителей, а досталась она, по случайности, его племяннику.

Есть и другая версия: если внимательно осмотреть шапку, то можно заметить в ней «азиатские мотивы». Крест не принимаем во внимание. Его могли и позже прикрепить. Есть версия, что Узбек-хан подарил головной убор Юрию Даниловичу или его брату Ивану «Калите» в знак дружбы Москвы и Орды. Сложно сказать, какое предположение наиболее близко к истине, но каждая из версий имеет право на существование.

От Дмитрия до Ивана

В летописях впервые о шапке говорится, когда указывается на очень важное событие: поставление на княжество Дмитрия – внука Ивана III.

Последний раз, насколько известно, головной убор использовался в этих целях, когда правителем назначали Ивана V.

К этому времени шапки в стране оказалось две. Все дело в том, что одновременно с Иваном, у которого были проблемы с психическим развитием, на престол должен был сесть и Петр – тот самый, Великий – в будущем. Но шапка Мономаха была одна. А правителей – двое. Пришлось изготовить еще одну. Оба головных узора хранятся в Оружейной палате.

Сколько стоит шапка Мономаха?

Конечно же, какой-нибудь эксперт-ювелир вполне может оценить, насколько это вещь дорогая. Но историческую ценность предмета сложно назвать даже примерно. Куда проще считать, что шапка Мономаха – бесценная реликвия, которая так и должна храниться в Оружейной палате и никому не должна передаваться.

Тяжела ли шапка?

Вес головного убора составляет чуть меньше, чем 1 кг. Не так уж и много. Почему же про шапку говорят, что она тяжела? Здесь имеет место переносный смысл. «Тяжела ты, шапка Мономаха» — эту фразу использовал Пушкин в «Борисе Годунове». Значение её таково: управлять государством очень сложно. Впрочем, любой руководитель, даже в небольшой компании, может согласиться, что «шапка Мономаха тяжела».

Как говорил герой фильма «Иван Васильевич меняет профессию»: «А вы думаете, нам царям легко?!»

Не забудьте подписаться на канал ЗАГАДКИ ИСТОРИИ и поставить лайк:)

Источник