Меню

Какие раньше были рубашки



История мужской рубашки

Гардероб мужчины, какой бы стиль он не предпочитал, не может обойтись без рубашки. В гардеробе необходимо иметь их несколько: это – и для специальных мероприятий, и для повседневной работы, и для отдыха в жаркое лето.

Историки утверждают, что белая сорочка появилась как результат трансформации римской туники.

Мода ХVII века придала этому предмету мужской одежды более демократичный и простой вид. В те времена рубашку носили под верхней одеждой как нижнее белье, и виден был только воротник. Вообще, мужские сорочки считались предметом роскоши, которую могли позволить только представители высшего класса, ведь расходы на стирку и глажение были очень высоки. Ситуация меняется в XIX веке — сорочки стали шить по форме тела и различать по назначению.

Современный вид сорочка приобрела в конце второй мировой войны, когда стала популярной застежка спереди. Хотя такие сорочки появились еще в конце XIX века, но приобрела свою современную форму только в 30 годы XX века. Нагрудный накладной карман на рубашках появился в 60-х годах. Появляются рубашки различного цвета и рисунка ткани.

Но белая сорочка без всяких сомнений, остается востребованной всегда. Такой рубашке отводится почетное место для работы в компании со строгим дресс-кодом. Светло-голубой и светло-бежевый цвета являются такими же классическими цветами сорочки, как и белый, но создают менее официальную атмосферу.

Мужская сорочка в сиреневых или синих тонах поможет оживить костюм серого цвета, так же сиреневый цвет хорошо подходят мужчинам с кожей бежевых оттенков. А мужчинам, у которых кожа с розовым оттенком не подойдет, так как усиливает красноту.

Темные и черные сорочки не подходят для корпоративного стиля. Если одежда не претендует на классический стиль, то цвет рубашки не имеет принципиального значения. На выбор оказывают влияние лишь цвет костюма, вкус и предпочтения мужчины. Однотонные мужские сорочки в темную полоску — неотъемлемая часть делового стиля.

Ткань в мелкую неяркую клетку менее консервативна, нежели в полоску, но также является классикой. Такая рубашка подойдет для неформальной деловой встречи. Более крупная и интенсивная яркая клетка переводит рубашку из разряда классики в разряд спортивный.

И еще один совет: носите майку под рубашкой белого цвета, она, конечно, не защитит ее от пота, но явно не будет просвечивать ваше тело.

Источник

История рубашки

Истоки возникновения рубашки

Наверное, каждому человеку будет довольно сложно представить форму и стиль современной рубашки в далекие времена. Считается, что прообразом современных рубах является верхняя одежда древних народов. Прежде всего, это греческий хитон или туники, которые носили римляне. Также предком нынешней рубашки является белая рубаха, имеющая длинные рукава, которая являлась повседневной одеждой вавилонян.

Больше всего с современной рубахой общие черты имеет римская туника. Она изготавливалась с применением, так называемого свободного кроя, а в качестве исходных материалов применялась льняная ткань или шерсть. Как правило, римляне тунику одевали под тогу. Стоит отметить, что даже кочевники использовали рубашку в повседневной жизни. Однако следует отметить, что кочевые племена при изготовлении рубах использовали исходный материал грубого домотканого производства.

Довольно большой популярностью пользовались рубашки, сделанные из льняных тканей у рыцарей средневековья. Они использовали их в качестве нижнего белья, а также одевали под свои доспехи. А вот у богатых и знатных людей средних веков, были популярны рубахи, изготовленные из такого материала, как хлопок или шелк. Однако нужно отметить, что в далекое средневековье рубашка считалась одним из элементов нижнего белья, поэтому в те времена было не принято показываться в этой одежде на публике.

История развития рубашки в эпоху Возрождения

Эпоха Возрождения или как ее еще называют – Ренессанс особым образом отмечена в трудах многих культурологов. Именно в этот период культура и как следствие одежда, которая является неотъемлемой частью культуры, начинают претерпевать некоторые изменения. Уже в 14 веке возникают принципиально новые методы и технологии изготовления и обработки тканей, позволяющие производить одежду из тонкого батиста. Также в эпоху возрождения рубашки принято было украшать такими декоративными элементами, как вышивка и тесьма. Но нужно отметить, что такие рубахи в те времена могли себе позволить только богатые и состоятельные люди, принадлежащие к высшему сословию. Именно в период Ренессанса становятся модными разного рода жакеты, которые имели большое количество прорезей и позволяли выставлять напоказ отдельно взятые элементы рубашки.

Два века спустя, а именно в 16 веке, в Италии в моду входит плетеное кружево, которое в одночасье становиться неотъемлемой частью воротников и манжетов рубах, которые, как правило, носили знатные дворяне. Именно в этот период такой элемент одежды, как рубашка, благодаря своей роскоши и дороговизне становиться предметом гордости, ее даже передавали в качестве наследства следующим поколениям.

Но с приходом 18 века эпоха Ренессанса подходит к концу и ей на смену приходит строгий классицизм. Уже во второй половине 18 века модными становятся рубашки, выполненные в чисто английском стиле: без каких бы то ни было излишеств лишь с одним воротником — стойкой. Но нужно отметить, что в конце 18 века даже, несмотря на тот факт, что рубаха стала довольно простой и в, то, же время лаконичной одеждой, она все, же оставалась одеждой, которая была доступна только высшему классу. Это объясняется тем, что в рубашке очень неудобно и сложно физически работать, к тому же в те времена уход за ней предполагал трату немалых денег.

Рубашка на рубеже 19-20 веков: от классики до обилия стилей

Во второй половине 19 века было начато серийное производство рубашек, во время изготовления которых стала использоваться стандартная шкала размеров. Благодаря этому, такой элемент одежды, как рубашка в один момент из атрибутики роскоши превратился в самую обыкновенную, обыденную одежду, которую уже мог позволить практически каждые человек. Нужно отметить, что где-то в этот период компания под названием Brown, Davis & Co совершила самую настоящую революцию. Ей была разработана так называемая «американская сорочка», которую не нужно было одевать как футболку через голову. Такая рубашка застегивается при помощи пуговиц по всей своей длине, а вместо воротников – стоек начали применяться отложные воротники. На протяжении 20 века рубашка не претерпела существенных изменений. Однако нужно отметить, что именно в прошлом веке появилось большое количество самых разнообразных форм деталей, элементов кроя и разных цветовых расцветок.

Читайте также:  Как выбрать горловину для свитера

Источник

Мужские рубашки: история и основные виды

Мужские рубашки: история и основные виды

Рубашка — одна из основ мужского гардероба. Вещь это всем нам хорошо знакомая и, казалось бы, не несущая особых сюрпризов. Сегодня ее все чаще заменяют футболки, толстовки, лонгсливы, но все же не один мужской гардероб не может обойтись без рубахи. Приобрести ее можно на сайте http://gudmoda.ru/catalog/rubashki/man/

Несмотря на ее привычность, умение правильно подобрать рубашку дается далеко не всем. А ошибки в выборе портят впечатление и выдают незнание мелочей, которые и позволяют человеку выглядеть стильно.

История рубахи

В русском языке у рубашки есть еще одно обозначение — сорочка, которое совпадает с названием нательного белья. И это не случайно. Первоначально появившийся в древности прототип рубахи носился именно в таком качестве для гигиены и утепления. Воины надевали сорочки из грубого полотна под доспехи, аристократы под дорогую нарядную одежду. Но даже такая рубаха была вещью достаточно дорогой и не слишком распространенной.

Лишь в 15-16 веке с развитием ткаческого производства и портновского искусства рубашки стали более доступны, шиться из красивых тканей, украшаться вышивкой и потому ее перестали прятать под одежду, а, напротив, стремились продемонстрировать ее наличие окружающим. С изобретением кружева им стали обильно декорировать воротники и манжеты рубашек. После того, как мужские сорочки стали публичным предметом гардероба, на них также стали влиять изменения моды. Придумывались оригинальные фасоны воротников и манжет, декоративные детали в виде дорогих пуговиц, вышивки, лент и т.п.

В 18 веке, когда революционные катаклизмы и прочие изменения, потребовали от мужской одежды большей практичности, в Великобритании была придумана рубашка с английским воротником, которая слегка видоизменившись, и вошла затем в классический арсенал мужской моды. Это была практичная рубаха без всяких излишеств, со стоячим воротничком с отогнутыми уголками. Но по-прежнему она оставалась предметом роскоши. Не каждый мог позволить себе шить у портного в больших количествах рубахи, за которыми потом необходимо было ухаживать — стирать, гладить, крахмалить.

На появление массового производства сорочек по стандартизированным размерам в 19 веке повлияла война Севера и Юга в США. Тогда для пошива армейского обмундирования пришлось собирать тысячи мерок и практичные, изобретательные американцы придумали стандартизировать пошив рубашек, отказавшись от индивидуальных мерок в пользу усредненных размеров. Внедрив это в мирную жизнь и наладив массовый фабричный пошив, они сделали рубахи доступными уже не только аристократам и богатым людям. Демократизация сорочки привела к тому, что крахмалить ее стало не обязательно, и появились отложные воротнички.

В ХХ веке общая демократизация общества позволила ввести в мужской гардероб рубахи самых разных расцветок и фасонов. Первоначально носивших цветные рубахи подозревали в том, что они просто не любят их стирать. Поэтому, чтобы доказать обратное, к цветным сорочкам пришивались белые воротнички и манжеты.

Сорочка стала незаменимым атрибутом мужского гардероба, поэтому в ХХ веке появилось огромное количество различных фасонов, моделей рубах. Они отличались фасоном воротников, манжет, застежек, силуэтов, расцветок, и формированием определенных правил ношения.

Виды мужских рубашек

Некоторые мужчины считают, что главное, чтобы сорочка была соответствующего размера, а все остальное не важно. Как продвинутость они считают подбор цвета рубашки под костюм и галстук. Это все действительно основа правильного выбора, но этими двумя правилами ограничиваться не стоит.

Одной из главных ошибок при выборе рубашки является включение ее в несовпадающий по стилю комплект. Поэтому давайте разберемся, какие же виды рубашек существуют.

Две самые большие группы, которые никак нельзя путать, это:

Ношение спортивной рубашки в сочетании с классическим мужским костюмом — это грубейшая ошибка, которую стилисты не прощают. Классическая рубашка в комплекте в стиле кэжуал тоже не желательна, хотя этот стиль и менее строг к соблюдению правил.

Итак, перечислим основные черты рубашки в классическом стиле:

— мягкая ткань, из которой она сшита, тонкого плетения, обычно хлопок;

— цвет: белый, голубой. Никаких темных или ярких оттенков;

— узор: строгая классика допускает только мелкую, почти незаметную полоску. Более демократичный вариант классики позволяет такую же мелкую клетку или горох. Клетчатая рубашка носится обычно с клетчатым костюмом, но клетка на рубахе мелкая, почти незаметная;

— воротник: жесткий, предназначен для ношения галстуков. Существует несколько фасонов таких воротников для ношения галстуков разной ширины или бабочки;

— карманы и другие декоративные детали отсутствуют. Лишь в некоторых моделях допускается один карман, но он должен быть пустым, в него никогда ничего не кладут;

— низ рубахи скруглен, изогнутой формы.

Носят классическую рубашку заправленной в брюки.

Второй тип рубашек — это спортивные или в стиле кэжуал. В отличие от строгой классики здесь можно увидеть самые разнообразные фасоны, ткани, модели воротничков и манжет. Но если несколько упростить это многообразие, то можно выделить следующие черты, отличающие их от классических собратьев:

— возможно использование самых разных тканей шелка, хлопка, льна, фланели и т.д. Но особенно характерны ткани более плотного плетения, даже грубоватые, зато прочные — деним, шамбре и др;

— цвет практически любой от пастельных оттенков, до ярких или черного;

— рисунок: также полное разнообразие. Это и клетка узкая, широкая, ассиметричная, полоска, «огурцы», абстракции, в последние годы даже цветочный принт;

— воротник обычно мягкий, отложной, но может быть и стойка («мандарин»), на пуговичках (Button-down) и многие другие;

— этот стиль предполагает использование разнообразных деталей — карманов, погонов, декоративных застежек и т.д.;

— низ прямой, так как рубахи спортивного стиля носят навыпуск.

Внутри этой второй группы рубашек, которые условно называют спортивными, могут выделяться различные стили и — милитари, сафари, кэжуал. Поэтому точнее их было бы называть просто неформальные рубашки, в отличие от классических формальных. Но все это многообразие заслуживает отдельного разговора.

Источник

Русская рубаха: история и традиции

Сегодня наш разговор пойдет об истории русской традиционной мужской рубахи с раннего средневековья и до наших дней.

Само слово «рубаха» однокоренное со словом «рубить» корня «РЪБ», что имело значение «строить, кроить, оформлять». Еще одно слово, которым называется мужская нательная одежда, — «сорочка», «сорочица», «срачица», — употребляется в значении «одежда, крестьянская рубаха». Одно из самых известных названий, встречающихся в современности, — «косоворотка».

Читайте также:  Модные летние мужские рубашки с коротким рукавом

На территории будущего древнерусского государства проживали восточнославянские племена, каждое из которых обладало собственным характерным набором деталей одежды. Есть попытки реконструкции внешнего вида древних славян, но подробнее на этом мы не будем останавливаться, а перейдем непосредственно к мужским рубахам периода древнерусского государства.

Рубаха в Древней Руси

На сегодняшний день мы имеем немного источников по мужским рубахам в средневековье, тем не менее по ним можно составить представление о древнерусской одежде.

Исследователь Сабурова М.А. провела подробное исследование [1] мужских погребальных рубах XI-XII веков, найденных на территории Владимиро-Суздальского княжества. Их особенность заключается в том, что сохранились лишь фрагменты с вышивкой: воротники, подолы, манжеты (в иных случаях, располагавшиеся пуговицы указывали на наличие ворота). Затруднение вызывает восстановление кроя рубахи. Исследователи предполагают, что она имела туникообразный крой, который прослеживается в более поздние времена и дошел до наших дней в традиционной одежде (рис. 1). Аналогичный крой имел место у наших северных соседей — скандинавов.

Рис. 1. Прямой туникообразный крой

Туникообразные рубахи имели как круглый, прямоугольный, либо трапециевидный вырез голошейкой, то есть без воротника-стойки, так и круглый вырез с воротником-стойкой, исследователи объясняют это византийским влиянием. Неслучайно, сохранившаяся до наших дней далматика XII века из венского музея, сшитая по византийской моде, имеет аналогичный разрез и украшения. По всей видимости, византийская мода была распространена во Владимирском княжестве и в древнерусских землях (рис 2). Большая часть воротников имели разрез слева, за редким исключением — справа или посередине. (Вот где начинается история косоворотки!)

Рис. 2. Византийская далматика ХII века

Найденные фрагменты состоят из шелковой ткани, поверх которой нашит золототканый позумент, либо выполнена вышивка золотыми или шелковыми нитками, пуговицы как правило бронзовые, с позолотой и без. В основу стоек нередко закладывалась береста или кожа, образуя жесткий стоячий воротник.

Сама ткань рубах была растительного происхождения (лен, крапива) либо из шелка.

Аналогичные фрагменты встречаются также и в Новгородской земле, В частности, фрагмент рубахи из погребения XIII века в Софийском соборе, украшенный сюжетом вознесения Александра Македонского (рис. 3) и фрагмент стойки рубахи Владимира Ярославича (рис. 4).

Рис 3. Погребальный фрагмент ХII-ХIII века Рис 4. Погребальный ошейник Владимира

Само собой, что такие богато украшенные рубахи принадлежали знати, однако и крестьяне, и иные категории населения носили аналогичную по крою одежду, но имеющую отличие в материале и богатстве отделки. Представление о том, как выглядели подобные рубахи, мы можем получить из одной из псковских книжных миниатюр XIII века: на ней запечатлен отдыхающий крестьянин в туникообразной рубахе с прямоугольным воротом и разрезом сбоку (рис. 5). Украшались такие рубахи чаще всего растительным или простейшим орнаментом (рис. 6-8).

Рис 5. Отдыхающий крестьянин Рис 6. Фрагменты одежды из Суздальких погребений Рис. 7. Фрагмент вышивки Рис 8. Фрагмент вышивки

Рубаха в Позднем Средневековье

Для эпохи XV-XVII века у нас гораздо больше источников, в том числе целых вещей, благодаря которым мы можем узнать и крой, и декор изделий. Большая часть экземпляров найдена в процессе раскопок на территории московского кремля и хранится в музеях московского кремля и в ГИМе.

Одна из последних находок (2007 год) относится к XV веку (рис. 9). Это туникообразная рубаха с круглым вырезом и разрезом посередине, на которой мы можем видеть фрагмент подоплеки — куска ткани, который пришивался изнутри рубахи, предохраняя её от истирания. Аналогичный приём сохраняется и до наших дней в традиционных рубахах разных регионов.

Рис 9. Рубаха ХV века

Большой набор разных рубах, найденных в процессе раскопок, относящихся к XVI-XVII векам, являют собой туникообразные рубахи с подклинками, длиною до колен, между боковыми деталями и рукавом вставлена квадратная ластовица. Форма воротника чаще всего голошейки (без ворота-стойки). Встречается с прямоугольным/квадратным вырезом и разрезом сбоку, как в более раннюю эпоху (рис. 10-11), так и с круглым воротом и разрезом посередине (рис. 12).

Рис 10. Рубаха XVII века из ГИМа Рис 11. Рубаха XVII века из ГИМа, фрагмент вышивки (реконструкция) Рис. 12. Схема кроя мужских рубах ХV-XVII веков

Отличительной особенностью рубах этой эпохи, как отмечает исследователь И.И. Елкина (более подробно вы сможете узнать из статьи И.И. Елкиной [2]), является наличие застежек-разговоров, выполненных либо из свернутой ткани, либо из сплетенного из ниток сутажа, одна сторона которого образовывала пуговицу, а другая — петлю. Располагался разрез как сбоку (рис. 13, 14), так и посередине (рис. 15, 16).

Рис 13. Рубаха из безымянного погребения Рис 14. Детская рубашка из ГИМа с разрезом слева. Реконструкция Рис 15. Рубаха Федора Бельского Рис 16. Рубаха Федора Иоанновича

Также в швах рубахи имелась тесьма из красной ткани либо прошивка из сутажа, служившая украшением. Обязательным было наличие подоплеки на всех рубахах. В некоторых случаях воротник и манжеты могли украшаться золотной или шелковой вышивкой в технике тамбур (рис. 17,18,19, 20). На подоле рубахи делался разрез для удобства шага. Материалами для рубахи служили растительные ткани белого цвета либо шелк.

Рис 17. Рубаха из царских погребений Рис 18. Вышивка на рубахе из погребения Рис 19. Фрагменты сохранившихся воротников Рис 20. Фрагмент вышивки манжета

Среди исследователей есть мнение, что это погребальные рубахи, отличающиеся от повседневных. Однако всё же возобладает мнение о традиции хоронить в лучших/праздничных/свадебных рубахах в средневековье. Примечательно и то, что согласно описаниям иностранцев (например, Д. Флетчера, бывшего в Москве в 1589 году) имел место обычай носить две рубахи — нижнюю («срачица»), выполненную из легкой ткани без украс, и верхнюю («вершница»), которая была изукрашена шитьем. Такой обычай имел место и с раннего средневековья.

Мужские рубахи в Новое время (XVIIIXIX века)

От необычных царских и боярских рубах XVII века перейдем к одежде староверов в Новое время. Прежде всего, стоит сказать, что крой мужской рубахи удивительным образом конструктивно почти не менялся до XX века. Он оставался схожим для разных слоев населения и сословий, отличаясь только тканью и богатством отделки.

Мы имеем крайне мало сведений о крестьянских и староверческих рубахах в XVIII веке. Интересны лишь упоминания, касающиеся цвета. Так, Польский собор 1752 года в статье 41 запрещает юношам ношение красных рубах.

Любопытно, что в среде старообрядцев «поляков» и «каменщиков» Алтая сохранился туникообразный крой с вошвами и квадратным вырезом с боковым разрезом (рис. 21,22). Отличает эти рубахи обилие вышивки в разной технике — поддевчатый, тамбурный, досюльный и наборный швы.

Читайте также:  Джинсовая рубашка с чем носить парням

Рис. 21. Рубаха поляков Алтая Рис 22. Рубаха каменщиков Алтая

В XIX веке на уральских заводах рубаха-голошейка с круглым вырезом и боковым разрезом, изготавливаемая из кумача или шелка (для праздничной вещи), либо «своедельщины» (самотканого материала, используемого при повседневной носке), была характерна для старообрядческого населения. Ворот и разрез, как правило, были украшены сутажным золотным «гасником»-шнурком, характерным для зажиточного населения заводов и купцов: «Но большая часть купцов и мещан носят … рубашку из холста, но более из красной пестрели, а не редко и из шелковых материй с косым воротом, обложенным шелковым или золотым шнурком….», — отмечает Н.С. Попов, член русского экономического общества в 1804 году. Данный приём происходит от мужской одежды XVII-XVIII веков. Гасник держал литые пуговицы округлой формы. В некоторых случаях гасник и пуговицы могли быть золотыми, но чаще всего — бронзовыми или из серебра (рис. 23). Во второй половине XIX века голошейки почти полностью вытесняют рубахи с воротом-стойкой.

Рис 23. Мужская шелковая туникообразная рубаха жителя уральских заводов XIX века. Реконструкция

Среди старожилов пермского края и коми-пермяков бытует крой мужской рубахи с подклинками сзади, напоминающий крой рубах 15-17 веков (рис. 24, 25). Они также украшены обилием тканого орнамента и закругляющейся вышивкой по вороту в технике набор и имеют стойку. Аналогичного вида рубахи бытовали в конце XIX века в среде прибалтийских поморцев. Отличала их только прямота линий, что объяснимо вхождением в моду пиджаков (рис. 26). Таким же образом объяснимо и появление рубах с косой планкой в начале XX века, имевших место и в среде староверов (рис 27, 28).

Рис 24. Комплекс пермских старожилов. Вид спереди. Реконструкция Рис 25. Комплекс пермских старожилов. Вид сзади. Реконструкция Рис 26. Поморцы Прибалтики, конец XIX века Рис 27. Рубаха с косой планкой. С. Голубковское, Алапаевского р-на Свердловской области Рис 28. Шелковая рубаха с косой, планкой и кармашком под часы. Начало XX века. Село Коптелово, Алапаевский р-он Свердловской области

Мы рассмотрели самые экзотичные рубахи, и стоит сказать, что большинство бытовавших рубах имели прямой туникообразный крой с боковой планкой и воротом-стойкой. Повседневные изготавливались из пестряди (клетчатой ткани) (рис. 29) либо неокрашенного холста, праздничные же из покупного материала, белого тонкого холста, украшенного вышивкой (рис 30).

Рис 29. Повседневная пестрядиная рубаха туникообразного покроя, начало XX века. Режевской исторический музей Рис. 30. Праздничная рубаха с вышивкой в технике гладь. Начало XX века. Нижне-Синячихинский музей-заповедник

Впоследствии крой начинает изменяться. К концу XIX века появляются рубахи на кокетке (рис. 31), формирующиеся под влиянием городской моды и неорусского стиля. В эту же эпоху в городской среде и среде интеллигенции ношение косоворотки становится символом инакомыслия и иногда — принадлежности к революционным идеям.

Рис 31. Сибирский крестьянин-смотритель в рубахе на кокекте. 1890 г.

Моленные же рубахи оформлялись как отдельный вид одежды, постепенно становясь однотонными, выполненными из своедельщины либо из богатых покупных материалов (в зависимости от согласия), иногда были аналогичны праздничным (рис. 32). И вместе с модой менялся и их крой. На сегодняшний день мы имеем в употреблении как рубахи старинного туникообразного кроя, так и уже рубахи нового городского кроя с втачным рукавом.

Рис 32. Молельная рубаха из с. Захарово Пермского края. Поповцы. Начало XX века

Мужские рубахи в XX и в XXI веках

В эпоху «русского стиля» внешний вид продолжает изменяться. Из туникообразного кроя уходят боковые детали, которые либо заменяются подклинком, либо сшиваются одним швом. Они становятся заметно короче (чтобы не торчали из-под пиджака, а также появляются прямые брюки, вместо традиционных портов) и в целом испытывают большое влияние городской моды. Из города приходит втачной и фигурный рукава, плечевой шов (рис. 33). Именно в это же время под влиянием косоворотки появляется и гимнастерка для русской армии.

Рис 33. Поздняя рубаха, состоящая из двух деталей, с плечевым швом и фигурным рукавом. Музей села Голубковское. Алапаевский р-он Свердловской области

Это связано не только с вхождением в моду пиджаков и брюк, но и повышающимся мастерством швей, которые теперь могут выкраивать более сложные детали.

Большая часть дошедших до нас моленных и повседневных рубах староверов имеет именно такой поздний крой (рис. 34).

Рис 34. Поздняя рубаха из с. Быньги со втачным рукавом

В 20-е — 30-е годы формируется рубаха с отложным воротником (рис. 35, 36), а еще позднее вытесняется городской сорочкой, оставшись только в обиходе староверов в качестве моленной одежды и как часть культуры престижа. Среди староверов Северной и Южной Америки вошли в моду рубахи из покупных тканей кислотных оттенков, с «перехватами»-манжетами на рукавах и планкой посередине. Они украшаются шелковой машинной и ручной вышивкой в технике и приобрели свой неповторимый стиль (рис. 37).

Рис 35. Шелковая рубаха с отложным воротником. 20-е годы XX века. Нижне-Синячихинский музей-заповедник Рис 36. Рубаха с отложным воротником. 20-е годы XX века. Музей села Голубковское, Алапаевский р-он Свердловской обл. Рис. 37. Староверы штата Огайо. Конец XX века

Стоит отметить, что наметились и некие идентичностные различия в рубахах. Например, уральские часовенные «своей» считают рубаху с прямым рукавом и боковой планкой, тогда как рубахи с манжетами и планкой посередине называют «американскими гимнастерками».

В начале XXI века на фоне интереса к корням появляются бренды, предлагающие современную русскую одежду. И, конечно же, русскую мужскую рубаху не обошли стороной. Один из самых известных молодых брендов, у кого это всё-таки получилось (сделать косоворотку вновь актуальной), — это VARVARA ZENINA, г. Москва.

Советский союз привнес свои изменения, и зачастую в городах даже в качестве моленной рубахи используются обычные сорочки, перетянутые веревочкой-пояском. Но мы надеемся, что богатое наследие русской традиции и традиции староверов как его частное проявление не канет в лету и современники с теплотой вновь вернутся к ношению своих родных косовороток не только на молитву, но и в повседневной носке!

Источник