Меню

Как сшить узбекский чапан



Шьем мужской узбекский костюм

Формирование культуры узбекского народа в период перехода кочевников на оседлый образ жизни способствовали созданию неповторимого колоритного образа национальной одежды.

В древности одежда считалась роскошью, рассчитанной на десятилетия, поэтому была очень практичной. Главное достоинство национальной одежды Узбекистана быть теплой зимой и прохладной летом. Красивая, радужная национальная одежда и сегодня является частью повседневной жизни не только для жителей сельской местности, но и современных мегаполисов, что свидетельствует о незыблемых традициях Узбекистана.

Традиционно мужской костюм состоит из халата, который дополняли рубашки различного фасона, платок, сапоги из тонкой кожи, штаны и национальный головной убор чалма или тюбетейка.

Халат древнейший главный элемент узбекского гардероба, испытан временем и капризностью моды. Сегодня он так же востребован, как и в старину и является основной и неотъемлемой частью современного узбекского национального костюма.

Халаты узбеки носят летние безподкладочные, осенние с тонкой подкладкой и зимние стеганные. Для удобства при ходьбе на халатах делались специальные разрезы.

Праздничные халаты украшали золотым шитьем. Воротник, края рукавов и подол у повседневного халата обшивались тонкой нарядной тесьмой. Неизменный элемент украшения халата яркий, вышитый поясной платок, без которого наряд был бы незавершенным. Покрой халата очень простой и универсальный. Он практический одинаковый для людей, живущий на огромных территориях, не зависимо от возрастов и полов, что еще раз подтверждает древнейшую историю этой модели.

Халат выкраивается особым образом, при этом одна пола нахлестывается на другую. Такая конструкция халата не дает ему распахиваться при движении. Достаточно глубокие разрезы в боковых швах, облегчают движение и позволяют узбеку сидеть на полу.


Рис. Халат 1


Рис. Халат 2


Рис. Халат


Рис. Боковой клин

Халат шьют из шелка на яркой подкладке и обшивают орнаментальной тесьмой.

Узбекская рубаха так же обязательный элемент мужской одежды.

Вначале узбеки носили рубахи, очень длинные ниже колен, а потом их значительно укоротили почти до середины бедер. К вертикальному разрезу рубахи пришивался воротник. Иногда у рубахи делали только горизонтальный разрез от плеча к плечу.

Рубашки носились повсеместно, но мужчины, проживавшие в Ферганской долине, носили в основном яхтак, так называли простые рубашки для обертывания. Рубашки шились из хлопковой домотканой ткани, очень строгого фасона, немного украшены тесьмой, обычно вдоль воротника.

Рубашку кроят из цельных кусков ткани, предварительно перегнутых по линии плеча. В рукав вставляют клинья с ластовицей.

Рубашку и шаровары шили из льняного полотна или хлопчатобумажных однотонных тканей.

Пояс — платок выполнялся из шелка, расписывался орнаментальным рисунком обычно в красно зеленой гамме.

Головной убор черная тюбетейка, вышивалась белым шелком.

Традиционная обувь узбеков это кожаные цветные остроносые сапоги из тонкой кожи. На равнинных землях узбеки носили мягкие кожаные сапоги и туфли без задников. Сапоги из зеленой кожи шагрени могла себе позволить носить только местная элита и то только во время больших конных праздников. Такие сапоги имели скошенные каблуки, позволявшие всаднику, демонстрируя смелость и ловкость, уверенно держаться в стременах.

Источник

Узбекский Чапан

Чапан — это традиционный стеганый халат, главный элемент национального мужского костюма в Узбекистане. В переводе с арабского «чапан» означает «почетное платье», именно поэтому его старались украсить как можно лучше и богаче.

Традиционно для шитья мужских халатов использовалась полосатая ткань бекасам, состоящая из шелка и хлопка. Для каждой погоды были соответствующие халаты: для лета халаты шились из бязи и других легких тканей, а для зимы использовались ватные стеганные чапаны. Ткани также имели свое социальное разделение. Например, ремесленники носили чапаны из плюша, а бедные — из сатина, аристократы предпочитали шелк или бархат. Чапаны для элиты украшались золотым шитьем, серебряными нитями и аппликациями из шелка. Всем известны знаменитые расшитые золотом бухарские чапаны. Получить в дар такой чапан значило заслужить милость важного человека. Сегодня чапаны тоже активно дарятся разным людям, а подобный подарок говорит об уважении и почтении дарящего.

По чапану в Узбекистане можно было судить не только о достатке человека, но и о месте проживания. Для Ташкентской области характерны приглушенные цвета, украшением служит плетеная тесьма. Бухарцы и самаркандцы предпочитают синие или бордовые халаты, украшенные золотой вышивкой, хорезмийцы носят полосатые чапаны из бекасама.

Покрой чапана довольно прост — это широкий халат, одна пола которого нахлестывается на другую. Пуговиц или каких-либо других закреплений он не имел: мужчины подпоясываются широким поясным платком — кийикча или бельбог. Часто бельбог сам по себе служил элементом декора костюма. Дополнительным украшением повседневного чапана была только тесьма, которой обшивались полы, рукава и края халата. Чтобы в чапане можно было легко садиться на лошадь, по краям были небольшие разрезы. Небогатые люди имели всего один халат, а у богачей был большой гардероб и разные чапаны на все случаи жизни.

Чапаны носили не только мужчины, но и дети, и даже женщины. Женский халат отличается другим покроем — низ был расклешенным, а рукава немного короче. Женщины носили чапаны только зимой для защиты от холода, парадным костюмом женский халат не считается. Украшением женских чапанов была исключительно тесьма.

В настоящее время чапаны также остаются широко востребованными узбекским народом. Чапан позволяет не перегреваться летом и не мерзнуть зимой. Конечно, современная жизнь наложила свой отпечаток на стиль чапанов, и сегодня халаты с золотой вышивкой зачастую можно увидеть только в день свадьбы на женихе. Узбекские спортсмены-курашисты в день состязаний надевают короткие белые чапаны, которые позволяют им активно двигаться и при этом выглядеть вполне презентабельно.

Производство чапанов в Узбекистане в основном автоматизировано, но есть и чапаны, сшитые вручную. Отделка для чапанов также может быть фабричной или ручной работы. Несмотря на обилие разных современных нарядов, чапан остается любимым многими за свое удобство, красоту и простоту.

А в нашем магазине Human House вы можете приобрести чапаны исключительно ручной работы!)

Источник

Узбекский чапан – не просто халат, чапан – это клад!

Узбекский чапан – не просто халат, чапан – это клад!

УЗбЕКСКИЙ ЧАПАН – В СТУЖУ СОГРЕЕТ, В ЖАРУ ОТ СОЛНЦА ЗАЩИТИТ

Узбекский чапан – не просто халат, чапан – это клад! И это действительно так! Наверняка у каждого при упоминании слова «узбек» или Узбекистан возникает образ старца с тюбетейкой на голове, одетого в бархатный чапан. Чапан, как и тюбетейка, стали символами узбекского народа. Они входят в традиционный национальный узбекский костюм. Без них не проходит ни одно торжество или мероприятие иного рода в Узбекистане. Чапан, бывший в прошлом исключительно мужским предметом гардероба, стал любимцем и женской половины населения. Судите сами, по каким причинам.

Узбекский чапан – не просто халат, чапан – это клад. По сути дела чапан является самой простой и, возможно, древней верхней одеждой. Чапан – стеганый халат, просторного широкого кроя, без воротника или пуговиц. Вместо пуговиц на уровне груди у чапана имеются две небольшие тесемки на обоих полах. Чапан скроен таким образом, что одна пола заходит на другую и при ходьбе не распахивается, тем самым создавая человеку, надевшему чапан, комфортную защиту от ветра или мороза. По обеим сторонам подола сделаны вертикальные разрезы, чтобы чапан не сковывал движений при ходьбе или когда человек садиться на пол.

Узбекский чапан обычно делают на подкладке из ваты или верблюжьей шерсти, дополнив его ситцем с внутренней стороны, которая соприкасается с телом и бархатом, вельветом или другой «богатой» тканью с внешней стороны, а затем простегивают все слои по всему периметру. Кстати, чапан бывает не только теплым, но и легким для защиты от жары. Вне зависимости от того, теплый чапан или нет, его можно подвязать ярким платком на поясе, что, несомненно, добавит всему образу некую изюминку, яркий акцент. К тому же украшением чапана служит яркая тесьма, которой обшиваются края воротника, рукавов и подола.

Узбекский чапан, несмотря на его обыденность, может быть и праздничным. К примеру, в старину, чапаны для эмиров или знати расшивали золотыми нитями, и они являли собой настоящее произведение искусства. Такие чапаны говорили сами за себя о происхождении их хозяина, о его статусе. Такой чапан, расшитый золотом, и сегодня надевают на самые большие празднества в Узбекистане. Их преподносят в качестве дорогого подарка многоуважаемым гостям в знак огромного почтения и благодарности.

Ну и напоследок, суммируя все плюсы этой верхней одежды, узбекский чапан можно назвать кладом. А модницы всего мира сегодня, используя современные фасоны верхней одежды, с удовольствием и удобством носят вещи, выполненные по той же самой простой технологии изготовления, как и чапан.

Источник

Как сшить узбекский чапан

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Ханифа-опа из Байсуна. Чапаны, тюбетейки, ткани и чанг-ковуз

Еще есть у Ханифа-опа уникальные байсунские хлопчатобумажные ткани, сотканные вручную, на старых деревянных станках. Это древние, как Сурхандарья, джанда, алача, алифа. Ткани очень ноские, прочные, гигроскопичные и здоровые. Хороши, как в одежде, так и в утилитарных бытовых вещах.

Потрясающие женские сумки. Плотные, твердые, яркие, удобные. Они выполнены тем же знаменитым «рубчиком», что и байсунские тюбетейки.

В общем, дама так и осталась дожидаться мастера, рукой, на всякий случай, держась за сумку. Не выпустила её, даже когда я решила сфотографировать замечательную сумку на прощанье.

Широкие полосы тесьмы очень прочны, и служат ручками для сумок. Наверное, именно такой тесьмой отделывали в старину хурджуны.

Сурхандарьинские чапаны просто сводили с ума своей теплотой и мягкостью. Сшиты в традиционных для Сурхандарьи коричнево-оранжевых тонах. Лицевая ткань чапана — вручную сотканная джанда. Подкладка — традиционно из набивного ситца. Отделка — тесьма джияк ручной работы. В этот раз Ханифа-опа привезла помимо взрослых мужских чапанов еще и детские — на мальчиков лет 3-5 и 7-10. Я купила один детский чапан. Потому что в Ташкенте детские чапаны продают все более праздничные, тонкие, расшитые. Сурхандарьинский чапан не был сувениром — он для жизни и тепла. Еще один чапан, взрослый, буду заказывать Ханифа-опа в Байсун.

Джанда — ткань особая, она поддерживает температуру тела, словно термос.

Привезла Ханифа-опа и несколько особых сурхандарьинских шерстяных паласов «афгани» — они мелькают фоном на всех фотографиях.
Особая гордость Ханифа-опа — вышивка шелком на шелке. Такой красоты, лаконичности и изящества узор встретишь только в Сурхандарье.

Она берет из моих рук чанг-ковуз, подносит его к губам, и раздаются глубокие гортанные звуки старинного инструмента. Самого потрясающего инструмента из всех, потому что частью его, резонатором его, становится сам исполнитель.

Я теперь уже знаю причину, по которой мне непременно нужно в Байсун. Ханифа-опа обещала сшить настоящее сурхандарьинское женское платье. И я его очень жду.

Источник

Национальные узбекские костюмы

В народной одежде отражаются традиции, культура и история узбекского народа. Она формировалась столетиями, но остаётся популярной и сегодня. Национальный наряд характеризует исторически сложившиеся традиции и особенности узбекского народа. Яркий характер людей нашёл отражение в пёстрых и красочных узбекских костюмах жителей страны.

Верхняя одежда

Верхняя одежда и женщин, и мужчин почти не отличалась. Узбекские мальчики и девочки тоже одевали халаты. У них не было особых отличий. Они шились из разных материалов, в зависимости от того, в какое время года их носили. Были летние и зимние халаты. Одеяния для осеннего и зимнего периода утеплялись либо верблюжьей шерстью, либо ватой. Предназначавшиеся для будней были сделаны просто, а праздничные – яркими и с разнообразной отделкой.

Халат

Испокон веков в качестве верхней одежды использовался халат. Халаты для мужчин шили в основном в тёмных тонах, они отличались несложным фасоном. Застёжками этого вида одежды служили завязки или пояса. Мужчины постоянно ходили в халате: дома, на улице, на различные мероприятия. Праздничные изделия вышивались золотыми нитями, украшались тесьмой, атласными вставками. Рукава и края обрабатывались атласом или парчой. Вертикальные разрезы на рукавах не создавали помехи при движении. Узбекские халаты сшивались из кусков ткани, без выкройки. Для тёплого времени года изнутри делали шёлковую подкладку, а для холодного времени года – толстую подстёжку.

Узбекские женщины носили приталенные халаты, которые называются румча. Любимой одеждой является гибрид туники и халата – мурсак. Они подчёркивают красоту и стройность женской фигуры.

Чапан узбекский

Чапан называют кладом, а не халатом. Чапан – это символ народа. Он обязательно входит в комплект одежды. В прошлом чапан присутствовал только в мужском гардеробе. Со временем его стали носить и женщины. Чапан представляет собой обыкновенную стеганую одежду, просторного покроя. На узбекской модели нет воротника и пуговиц. Он покроен так, что верхняя пола заходит на нижнюю, создавая защиту от холода и ветра. По боковым сторонам подола сделаны разрезы. Они не сковывают движение человека при ходьбе, и когда он присаживается на пол. Чапаны бывают тёплые и лёгкие для защиты от жаркого солнца. По краям обшивались тесьмой. Эту одежду носят в будничные дни, но есть праздничные варианты.

В старину, чапаны для знатных людей расшивали золотыми узорами так, что они были уникальными произведениями народного творчества. Расшитые серебряными и золотыми нитями чапаны, и современные люди надевают на торжественные мероприятия. Их также приносят в дар почётным гостям.

Женская одежда

Одежда женщин отличалась разнообразными фасонами, широким спектром цветовой гаммы. Цветовые оттенки подчёркивали неповторимый узбекский вкус, а также отражали её социальное положение. Богатые и состоятельные дамы носили одежду, сделанную в голубоватых и фиолетовых тонах, а жёны бедняков – в зелёных. Женский костюм состоял из следующих компонентов: платье, шаровары, платок, чалма, халат и украшения. Восточные женщины всегда носили платье вместе с шароварами. Штаны были широкими, но ушитыми в нижней части. Одежда украшалась бисером, тесьмой или вышивкой.

Отличительная особенность любого узбекского платья – это красочные узоры на ткани. Для пошива используются следующие ткани: хлопок, вельвет, бархат и атлас.


Вместо халата узбекские женщины шили камзолы — приталенные пиджаки, а летом носили жилетки, сделанные из бархата. Жилетки-безрукавки всегда были модными и являются обязательным элементом в танцевальном костюме. Выкройка платья или туники была простой, всегда с кокеткой, воротником, клиньями по бокам. Рукава делали широкими и длинными, а в области плеча они собирались. В основном изделия выполнялись из узбекского блестящего шёлка с неповторимым национальным узором, иногда из шифона. Узбекские девушки носили всегда модные и красивые украшения на лобовой части головы.

Для девочек и женщин одежда была предельно закрытой. Поэтому женский наряд неограниченно дополнялся аксессуарами. Это были бусы, браслеты, серьги, кольца, изготовленные из серебра и золота.

Мужские одеяния

Все мужчины носили стёганые халаты простого покроя. Обязательным атрибутом мужской одежды были штаны, назывались они иштон. Покрой был свободным, был заужен в нижней части. Характерным было отсутствие декоративных элементов. На тело надевалась лёгкая узбекская рубаха. Рубахи были длинные, до колена, а то и ниже. Горловина имела разные вырезы: вертикальные до груди или горизонтальные между плечами. В праздники узбекские мужчины надевали рубахи, сшитые из шёлка. Одежда дополнялась широким поясом. Им подвязывали как верхнюю одежду, так и рубаху. Это был шёлковый или хлопчатобумажный платок, сложенный треугольником или полосой. В праздничные дни на них прикрепляли золотые или серебряные пряжки.

Головные уборы

Образ узбекских жителей нельзя представить без головного убора. Самый распространённый головной убор – тюбетейка. Это небольшая плоская шапка, имеющая круглую форму. Она украшалась орнаментами, бисером. Тюбетейки были разные: высокие и низкие, однотонные и разноцветные, с орнаментом и без него. По типу они тоже были разные, так как их носили и пожилые люди, и мальчики, и девочки, и взрослые.

Ещё один узбекский головной убор — специальная шапка, которая называется кулох. Он был сделан из войлока и имел форму колпака. Кулох обтягивали сукном, по краю отделывали бахромой. Центральную часть колпака украшали вышивки. Головные уборы отличались друг от друга у жителей северной и южной части страны.

Женщины обязательно должны были ходить в головных уборах. Они носили платки, тюбетейки и тюрбаны. В старые времена узбечки носили паранджу. Паранджу не носили дома, её одевали при выходе на улицу. К ней обязательно прилагался чавчан – сеточка, изготовленная из конского волоса. Она прикрывала лицо мусульманки от взглядов чужих людей. Такой головной убор девочки носили с девяти лет. Позже стали носить красивый головной убор, сделанный из двух платков, один из них имел отверстие для лица. А сверху надевалась чалма. Два платка носили и замужние женщины: один завязывали на лбу, а второй покрывал волосы. Платки состоятельных узбечек украшали золотыми и серебряными вышивками.

Обувь

Самым распространённым видом узбекской обуви были сапоги. Они изготавливались из кожи, которая выделывалась по специальным технологиям. Это позволяло носить сапоги в любое время года. В них было тепло зимой и не жарко в летнее время. В сапоги обувались все, начиная от маленьких детей и кончая стариками. Сапоги имели особый покрой. В середине подошвы был сделан небольшой скос. Он делался для того, чтобы при верховой езде, мужчинам удобно было удерживаться в седле. Те узбеки, что были богатыми, имели в гардеробе по две пары сапог. Одни были для повседневного ношения, а вторые были праздничными.

Для женщин использовались модели из нежной кожи, сделанные по особому фасону, без каблука и задника. Они имели гибкую подошву и назывались ичиги. Кроме сапог, женщины носили полузакрытые туфли с небольшим каблучком и узкими носами. Такие туфельки шили из замши и кожи. Если на улице было прохладно, то их обували поверх ичигов.

Обувь тоже подразделялась, как и все компоненты одежды, была повседневная и нарядная. Праздничные варианты были расписаны разноцветными узорами и вышивками.

Узбекистанцы сегодня очень любят галоши и резиновые тапочки. Сейчас их тоже научились украшать стразами, камнями и бисером.

Аксессуары

В одежде мужчин самыми главными аксессуарами были тюбетейки и бильбоке. Бильбоке представляет собой шарик, который крепится на палочке. Им играют, подбрасывая его, и ловят в чашечку или на остриё палочки.

Самый популярный предмет женской одежды – платок. Если посмотреть на фото, то можно увидеть на узбекских женщинах и девушках разнообразной расцветки платки, а также серебряные и золотые украшения. Традиционные серьги называются камгар-болдак. Женская половина узбекского населения с давних времён серьги-куполки, перстни, браслеты, коралловые бусы. Большой популярностью во все времена пользовались ожерелья из монет, которое защищает хозяйку от сглаза. Настоящими произведениями ювелирного искусства являются украшения, надеваемые на лоб женщины. Узбекские женщины думают, что чем больше надето украшений, тем лучше.

Роль национального костюма в наши дни

Жители Узбекистана следят за современными веяниями моды и идут всегда в ногу со временем. Но они не предают своё культурное наследие. На фото можно увидеть, что свои узбекские платья женщины надевают во время проведения разных торжественных мероприятий, на свадьбы. Сегодня в праздничной и вечерней одежде узбекских жителей присутствуют элементы национального костюма.

Любое праздничное мероприятие в стране сопровождается танцами и песнями. Танцевальные костюмы отличаются яркостью и красотой и демонстрируют культурное наследие Востока. Они преображают любой праздник, подчёркивают богатые традиции народа и историческую связь с древними предками.

Заключение

Современные узбеки многие предметы одежды изготавливают из национальных тканей, используя трендовые фасоны. Умело сочетая новейшие направления моды и старые традиционные национальные узоры, украшают свои вечерние наряды и каждодневную одежду. Молодые люди чтут традиции старших поколений и носят национальную одежду.

Узбекистан во все времена славился дружелюбием и гостеприимством, притягивал к себе восточными традициями, красотой и мусульманской сдержанностью.

Мужская, женская и детская одежда с элементами узбекских фасонов, пользуется спросом у многих жителей Азии и Европы.

Источник

Читайте также:  Как выглядит норковая шуба цельная