Меню

Как прошить русско народный сарафан



Выкройки и пошив русского народного сарафана для женщины и девочки

Русские народные сарафаны всегда были искусством. Не смотря на множество украшений, рисунков и лент он выполняется очень просто. Можно носить в любое время года. В этой статье говорится о том, как построить выкройку русского сарафана и какие виды бывают.

История

На ровне с людьми из высшей знати стоял традиционный сарафан в русском стиле, сохранявший свой дизайн неизменным многие столетия. Самые древние модели имели вид платья и производились из целого куска ткани с круглым или прямоугольным разрезом в центре (чтобы одевать его через голову). Имелись и другие разновидности данного изделия, для торжественных дней. Ниже описаны особенности и разновидности сарафанов.

Народный женский костюм

Особенности сарафана

Главной чертой сарафанов будет то, что их производили из специально сделанных тканей. В 19 веке почти все изделия были натуральных цветов и не подвергались окраске. С развитием швейного производства стало возможным приобретать материалы разных цветов и шить одежду для всей семьи.

Обратите внимание! Данное изделие имеет отличительные элементы. Традиционный сарафан всегда украшают различными оберегами, которые так любили крестьяне.

Например, края изделия, всегда декорировались разнообразной вышивкой, иногда очень тяжелой.

В таких символах были своего рода обереги, которые защищали от сглаза или порчи. Отличительной чертой было изображение на спинке, которое называется «лягушка» либо «вилка». Этот знак очень похож на лягушку, а ее многие считают признаком богатства и роскоши. Девушки с древних времён считали, что такая лягушка защищает всю семью от невзгод. Ниже описано как сшить русский народный сарафан своими руками.

Выкройка русской женской рубахи под сарафан

Ткань для работы

Материалы для работы нужно выбирать очень тщательно.

Ткань должна быть натуральной и разноцветной для сарафанов, светлой для рубашек у женщин и однотонными для брюк, в мелкий узор для рубашек у парней.

Если женщина не может определиться с выбором рисунка, то берется одноцветный материал, на который пришивается широкая тесемка с цветочным узором.

Лучшие материалы — это шелк ил ситец, также допускается атласная ткань. Иногда для украшения используют тонкое кружево, оно достаточно красиво смотрится с красным цветом костюма. Рубаха обычно шьется их хлопкового материала, она должна хорошо пропускать воздух.

Выкройка русского народного сарафана

Виды сарафанов

Есть несколько основных разновидностей.

Сарафан в виде туники с косыми клиньями

Эта модель изделия будет самой старинной. Она существовала вплоть до конца 18 века и называлась «шушун» или «саян». Главной особенностью такого изделия было его цельное переднее полотно.

Дополнение образа кокошником

Самый древняя его модель — глухой сарафан в виде туники — изготавливался из одного загнутого пополам куска материала, образующего обе части изделия. С боков были широкие клинья.

Изделие распашного типа

Такой сарафан производили из трех кусков материала — двух полочек и одной спинки. В подоле изделия в его боковые швы вставлялось два косых коротких клина это придавало зрительное расширение платья. Спереди сарафан застегивался на пуговицы. Бретели шились широкими либо узкими, вырезались вместе с задней частью из одного куска материи.

Круглая модель сарафана

Самым распространённым и широко применяемым почти на всей Руси в 19 веке был именно московский вид изделия. Отличается своей нежность и воздушностью при ходьбе, хоть и кажется увесистым костюмом.

Косоклинное платье

Сарафан с лифом

Это будет подвид круглого сарафана только с лифом. Его делали из двух частей: пышного сосбореного низа и лифа, который плотно охватывал грудь. Застегивался на середине груди на пуговицах или петлях. Такие платья были популярны в центральной Руси. Такой костюм больше подходит девушкам с большой грудью, лиф будет плотно удерживать бюст и подчеркивать его форму. Под линией груди необходимо вшить резинке, чтобы ткань не давила на тело.

Русская женская рубашка под сарафан делается по выкройке, представленной на рисунке 2.

Считалось, чем пышнее и длиннее костюм, тем очаровательнее и невиннее его обладательница.

Как снимать мерки

Чтобы правильно нарисовать выкройку, нужно знать мерки — объём груди и спины. Сделать это самостоятельно не получится, поэтому можно позвать на помощь маму или подругу. Во время замеров девушка должна стоять неподвижно и не горбиться. Объём груди измеряется по самой выпуклой точке на ней и выступу лопаток на спинке. Сантиметр не должен сильно облегать тело.

Детская модель платья

По желанию можно замерить ширину груди и ширину спины. В таком случае нужно измерить расстояние от подмышек по самому широкому выступу груди. Потом точно так же от подмышек, но уже по линии лопаток. Мерки нужно снимать два раза, чтобы убедиться в их правильности.

Например, на рост 165 см, необходим один отрез ткани в 2 метра, всегда лучше брать с запасом в 0,5 метра. Потому что при работе в любом случае могут быть погрешности, лучше обрезать лишнее, чем полностью переделывать изделие и добавлять ткань.

Пошаговый пошив

Готовый чертеж нужно приложить на полотно и зафиксировать булавками. Их нужно обвести мелом или текстильным маркером, при это не забывая добавлять припуски в 2 см. Далее работа выполняется пошагово:

  • Для начала необходимо сметать боковые срезы кокеток. Верхнюю часть желательно сразу обработать тесемкой. Это один из самых легких вариантов. Посередине передней части пришить атласную ленту;
  • Далее нужно сровнять боковые срезы, зафиксировать их булавками и прошить на швейной машинке;

Классическое изделие из ситца

  • Край сарафана желательно прошить цветной лентой и сделать так до конца изделия;
  • Верх изделия нужно прошить средней строчкой для комфортной сборки, которая должна быть одинаковой по ширине кокетки;
  • Теперь необходимо сшить кокетку с нижней частью сарафана;
  • Бретели сложить пополам, сделать на них тесьму и пришить к платью;
  • Украсить изделие по желанию.

Русский сарафан выкройка на взрослого человека может быть нарисована как самостоятельно, так и просто скачана с интернета. При самостоятельном построении рисунка, можно придать изделию оригинальности.

Дополнительные детали

Традиционный сарафан относится к числу торжественных изделий. По низу его дополняют крупным узором. Его в основном делают при помощи аппликации из узорной ткани ярких цветов (красный или оранжевый).

Узор больше похож на прямую линию с небольшими ромбиками по сторонам. Верх декорируют красной бейкой из хлопка. На рубашке можно украсить горловину и рукава атласной тесьмой.

Обратите внимание! В древние времена, по цвету и крою изделия можно было узнать из какой семьи девушка происходит: богата она или нет, если ли у нее муж. Состоятельные дамы носили много дорогих украшений на платье.

Для классического костюма также понадобится наличие кокошника. Его можно сделать самостоятельно или приобрести в интернет-магазине.

Кокошник на атласной ленте

Отлично можно дополнить образ разными украшениями, например славянское ожерелье или браслеты. По рукавам можно пришить бахрому или кисточки. Кокошник обычно украшают бисером или бусинами. Чем ярче получится готовый образ, тем сильнее это передаст стиль русских девушек 18 века. Традиционные женские костюмы по сей день считаются визитной карточкой России. Многие туристы первым делом приобретают для себя кокошник или русскую рубаху, в память о поездке в нашу страну.

Мужской народный костюм

В заключении нужно отметить, что пошив русского традиционного сарафана не такой сложный как кажется на самом деле. Он выполняется всего из нескольких больших кусков ткани. Нужно обладать только минимальными навыками шитья, возможно даже сшить его без использования машинки. Такое изделие можно делать как для маленьких девочек, так и для женщин. Подойдет на утренник в сад или выступление на празднике. С работой справится даже начинающая швея, важно только правильно снять размеры.

Источник

Мастер-класс по пошиву «Русский народный женский сарафан»

Галина Крецу
Мастер-класс по пошиву «Русский народный женский сарафан»

У каждого народа есть свой традиционный наряд. В России такими костюмами являются рубака, штаны и кафтан для мужчин, и сарафан с рубахой для женщин. Русский народный женский сарафан представляет собой платье, которое шьется чаще всего без рукавов.

Длинные русские народные сарафаны представительницы прекрасной половины человечества любили одевать на различные события и мероприятия. В таких сарафанах можно было вечерком прогуляться по улице, посетить ярмарку или просто навестить своих соседей.

23 октября мы приняли участие в районном семинаре «Организация и проведение праздников в детском саду». С помощью частушек решили представить свой творческий отчёт по теме «Народное творчество в нашем детском саду». Ну и какие же частушки без русского сарафана. Времени на пошив костюмов было мало, всего четыре дня. Спасибо моей маме (она у меня швея) за то, что научила меня шить с детства. Оговорюсь времени мало, а сшить нужно было пять Русских народных женских сарафанов. Вот что у меня получилось.

Для пошива одного сарафана необходимо:

• Два метра ткани – брали атлас,

• Пять метров ленты,

• Нитки для шитья,

• И конечно же швейная машина.

Итак,начнём. Делаем выкройку. Здесь нужен ещё один мастер-класс,но для тех,кто шьёт будет понятно. Русский сарафан свободного покроя,так что делаем его широким:

Пользуюсь скотчем для фиксации:

Два метра ткани складываю вдоль пополам,а потом ещё раз пополам поперёк. Будем резать сразу четыре полотнища. Слева оборка.Остальная ткань для запасных деталей:

Читайте также:  Свитер с классическими брюками женщины

Берём два полотнища сарафана. Сшиваем боковые швы. Сшиваем все части оборки,обмётываем края. Вырезаем по косой ткани рулик. Всёпроглаживаем:

Обрабатываем пройму сарафана руликом.Делаем сборку на оборочке:

На низ сарафанапришиваем оборку и по лицевой стороне пришиваем ленту вот так:

Принимаемся за верх сарафана. Делаем сбору спереди и сзади вот так.Самый верх обметала мелким зигзагом:

И пришиваем ленту:

Не забываем про брительки. Выкраиваем,прострачиваем,выворачиваем,утюжим,пришиваем:

Из остатков ткани и ленты сделала вот такой пояс:

А это результат.Подготовка к выступлению:

И выступление. В дальнейшем планируем украсить сарафаны:

Мужской костюм тоже шила я лет десять назад для нашего местного казачьего коллектива. Жаль что нет фото костюма донской казачки.

Конспект НОД во второй младшей группе «Кукла в русском национальном костюме» Программное содержание: 1. Познакомить с русским национальным костюмом: женским – сарафаном, рубахой, лентой. Мужским костюмом – рубахой.

Презентация «Русский народный костюм» Данная презентация на тему «Русский народный костюм» может быть использована как наглядное пособие на занятиях для детей старшего дошкольного.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Библиотека (209)
  • Видео (16)
  • Гадание,эзотерика (12)
  • ЖЗЛ (22)
  • Иллюстрации (4)
  • Интересно, обо всем и ни о чем (75)
  • Музыка (25)
  • Мультфильмы (8)
  • Познавательно (34)
  • Психология, физиогномика (17)
  • Фильмы, спектакли (43)
  • Юридические подсказки (6)
  • Курсы кройки и шитья (48)
  • Бохо. Любимый стиль Boho (429)
  • Бохо для тех, кому за 40. (23)
  • Брюки в стиле бохо (14)
  • Выкройка в натуральную величину (38)
  • Выкройки схемы для бохо стиля (90)
  • Вязаное в стиле бохо (14)
  • Переделки в стиле бохо (14)
  • Подборка по цвету ткани (18)
  • Сарафаны в стиле бохо (30)
  • Текстильные цветы в стиле бохо (32)
  • Юбки в стиле бохо (21)
  • Технология шитья (45)
  • Врачебная тема в рукоделии (11)
  • Гардероб (685)
  • Беременным (1)
  • Брюки (38)
  • Головные уборы (53)
  • Детали одежды (51)
  • Детская одежда (55)
  • Для тех, кто шьет (405)
  • Курсы кройки и шитья, технология пошива (47)
  • Лето (93)
  • Моделирование (50)
  • Полным (31)
  • Просто (41)
  • Сарафаны (58)
  • Стиль casual (40)
  • Цвет, принт, советы стилиста, стилизованные образы (53)
  • Шифоновые изделия (24)
  • юбки (64)
  • Для души (5)
  • Журналы по рукоделию (182)
  • Cucito Creativo, Munegieria Country, Idee in filo (78)
  • Забавные животные (10)
  • Здоровье, красота (83)
  • Лекарственные травы (5)
  • Терапевтические подушки (5)
  • Игры (11)
  • Идеи для дачи, цветника (346)
  • Дачная мебель (13)
  • Дачные домики (3)
  • Дачные самоделки (77)
  • Дачный очаг (9)
  • Заборы (4)
  • Ландшафтный дизайн, декор (25)
  • Моя дача (29)
  • Полив, водосток, сухое русло (16)
  • Рассада (26)
  • Сад, огород (112)
  • Сезонные работы (37)
  • Удобрение, борьба с вредителями (50)
  • Цветник (77)
  • Интересно (3)
  • Интересные сайты (28)
  • Интерьер (29)
  • Коллекция идей для домашнего рукоделия (622)
  • Большая подборка фартуков (40)
  • Венки, гирлянды (23)
  • Держатель туалетной бумаги (15)
  • Домашние тапочки (35)
  • Доска «незабывайка» (4)
  • Игольницы (11)
  • Кармашек для прищепок (10)
  • Корзинки, коробочки, органайзеры (123)
  • Куклы хранительницы конфет (7)
  • Кухонные мелочи: прихватки, грелки (158)
  • Мешочки (34)
  • Пакетницы (50)
  • Ростомер (4)
  • Футляр для очков (11)
  • Чехлы на стул, кресло (22)
  • Чехлы на швейную машинку (8)
  • Куклы (520)
  • Аксессуары для кукол (32)
  • Ангелы (41)
  • Ведьмочки, феи (30)
  • Клоуны (13)
  • Куклы «Сквознячок» (30)
  • Куклы на веник (9)
  • Куклы от Andrea Malheiros, Cattia Callaca (37)
  • Куклы примитив (81)
  • Куклы с объемным лицом (9)
  • Монахи (4)
  • Повар (4)
  • Пряничные человечки (5)
  • Пугало (16)
  • Сказочные герои (12)
  • Старички (12)
  • Тильда (13)
  • Тыквоголовые (1)
  • Кулинария (210)
  • Выпечка, десерт (82)
  • Диетические и постные блюда (9)
  • Заготовки (30)
  • Кулинарные фишки (23)
  • Надо сделать (46)
  • Мастер классы (600)
  • Морская тема (8)
  • Мягкая игрушка (1419)
  • Door stopper (13)
  • Авторские работы (46)
  • Барашки (27)
  • Бегемотики, коровы (13)
  • Выкройки текстильных игрушек (1190)
  • Гномы (41)
  • Грунтованный текстиль (4)
  • Дед Мороз, Санта (162)
  • Ёжики (4)
  • Жирафики (14)
  • Зайцы в интерьере (96)
  • Зверье (31)
  • Кошки, мышки (57)
  • Креатив (35)
  • Лоси, олени (45)
  • Лошадки, коровки (27)
  • Львы, тигры (14)
  • Лягушки (16)
  • Медвежата (30)
  • Мои поделки (2)
  • Обезьяны (24)
  • Петухи (54)
  • Пингвины (8)
  • Поросята (38)
  • Птицы. Совы (21)
  • Птичий двор. Куры, гуси, утки (84)
  • Пчелки, бабочки, божьи коровки (18)
  • Символ года (82)
  • Сказочные герои (12)
  • Слоники (14)
  • Снеговик (66)
  • Собачки (40)
  • Тильда (7)
  • Цветы, грибы, ягоды (50)
  • Народные промыслы, (0)
  • Начинающему кукольнику (75)
  • Новорожденному, аисты (35)
  • Кукла комфортер (3)
  • Переделки (123)
  • Пикник (8)
  • Подушки (66)
  • Полезности (16)
  • Праздники (730)
  • Halloween (90)
  • День Святого Валентина (15)
  • Маскарадные костюмы (19)
  • Новогодний сапожок (13)
  • Новогодняя ярмарка идей (492)
  • Пасхальное рукоделие (80)
  • Рождественский календарь (9)
  • Рождество (15)
  • Рукодельные ёлки (15)
  • Фартуки на бутылку шампанского (12)
  • Рукоделие (553)
  • Бирки, шаблоны (10)
  • Бисероплетение (4)
  • Вышивка (31)
  • Вязание (120)
  • Декупаж (12)
  • Домики (11)
  • Картон, бумага в рукоделии (41)
  • Коврики (15)
  • Мешковина в рукоделии (9)
  • Пуговки в дело (5)
  • Пэчворк (202)
  • Текстильные цветы, грибы, ягоды (42)
  • Русский язык (8)
  • Садовые цветы (43)
  • Икебана (10)
  • Сумки, рюкзаки (190)
  • Сумка для транспортировки блюд (17)
  • Умелые ручки (79)
  • Упаковка подарка (16)
  • Фото, ракурсы (16)
  • Эзотерика, гадание (0)
  • Юмор (9)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

КАК СШИТЬ РУССКИЙ САРАФАН. МНОГО СОВЕТОВ



Источник информации — сайт http://www.sarafany.narod.ru/prog.htm. На сайте представлена дипломная работа Бакановой Натальи, в которой исследовались образцы костюмов хранящихся в Сергиево- Посадском Государственном историко-художественном музее-заповеднике; а так же натуральные музейные образцы женских головных уборов, хранящихся в историко-художественном музее города Егорьевска.Рисунки и выкройки — Баканова «Русский народный костюм с выкройками и схемами». Ди пломная работа. Российский Институт Текстильной и Легкой Промышленности. 2005 год. Женский костюм села Ненёкса состоял из рубахи, юбки, полушубка (так называемой душегреи). Голову девушки украшала девичья повязка. Кроме того, на плечи накидывали одну, а то и несколько шалей, концы которых заправлялись за лямки полушубка. На шею надевались бусы из крупного жемчуга в несколько ниток. В уши вдевали серьги из мелкого жемчуга в виде ажурной сетки. На ноги надевали полусапожки на пуговицах или на шнуровке.

Рубаха представленная наиболее поздним вариантом — с прямой кокеткой. Верхняя часть такой рубахи чаще шилась из белой покупной ткани. Рукава — широкие, по локоть или чуть ниже, с широкой оборкой . На кокетке, манжетах, оборках — вышивка цветочных мотивов крестиком, тамбурным швом или гладью. Нижняя часть («стан», «станушка») — из более грубой «самотканой» ткани. Нередко подол рубахи украшался ткачеством, вышивкой крестом, узкой полоской перевити, добавлялось филейное или вязанное крючком кружево.

Каргопольский костюм 19 века состоял из длинной рубахи, расшитой по рукавам и подолу,сарафана, и своеобразного головного убора-сороки.

Сарафан состоит из 7-ми полотнищ. Лямки удлиненные. В Безводном такой сарафан называется «москалем». Шили его из дорогих шелков, и был украшен золотым позументом или кружевом. Спереди он начинается над линией груди, а по спинке — чуть выше линии талии. Грудка по отношению к спинке приподнята. Сарафан посажен на подкладку из фабричной х/б ткани. По низу изделия пришита широкая бахрома (10 см.).

Костюм девушки нижегородской губернии состоял из рубахи, шелкового сарафана, шелковой или парчевой распашной одежды, называемой кафтанчиком. Голова украшалась девичьей повязкой. Весь ансамбль дополнялся нагрудным праздничным украшением «ожерельи». В Нижегородской губернии его носили девушки и женщины. Оно представляет собой полосу кумача или красного шелка, расшитую бисером, пуговицами или стразами. Снизу к полосе прикреплялись фигурные цепочки и нити из бисера и стеклянных бус. Завязывались «ожерельи» лентами.

РУБАХА

Представленный образец был выполнен из белой х/б ткани. При сшивании прямоугольных полотнищ переда, спинки и рукавов, образуется большой четырехугольный вырез горловины. Край горловины оформлен в виде фигурной сборки (рис. 1.19) . Такой прием нередко встречается в нижегородских рубахах. Рукав, в результате сборки горловины и пришитой ластовицы получается широким, что создает дополнительное удобство при носке этого изделия. Манжета рубахи состоит из четырех полос, из которых три украшены плотной фигурной сборкой, а четвертая образует пышную сборку с нашитым по краю кружевом, так же фигурно собран и край самого рукава (рис. 1.20).

НИЖЕГОРОДСКИЙ КАФТАНЧИК

К шелковому сарафану в обязательном порядке полагалась шелковая или парчовая нагрудная распашная одежда, называемая по-разному: «душегрея», «епанечка», «холодник», «кафтанчик». Заготовки для кафтанчика вышивали мастерицы в центрах золотошвейного промысла, находившихся в Городецком и Арзамасском уездах Нижегородской губернии. Если шили по бархату, обычно бордового цвета, то фон просматривался между фрагментами золотного шитья, контрастно подчеркивая его. Иногда вышивка выполнялась золотом по холсту, тогда фон сплошь застилали серебряными нитями. Нижегородский кафтанчик Х1Х века имел целый ряд отличительных особенностей: он был вышит золотой и серебряной нитью, стеганный на вате или кудели, на спинке располагалось 17 крупных трубчатых складок, называвшихся в Безводном «борами».

Нижегородские девичьи повязки шились в виде прямой полосы ткани, обшитой металлическим галуном в один или несколько рядов, и украшены по очелью объемным орнаментом, выполненным в технике «сажение по бели» и расшитым жемчугом, стразами, бусом. Край очелья обрамлен узорной поднизью в виде фестонов. При надевании повязка принимает форму усеченного к верху конуса за счет плотного картона, подложенного под центральную часть повязки Завязывается повязка тесьмой, продетой в прошитые с изнанки петли. К краям пришиты длинные муаровые или штофные ленты, украшенные золотой бахромой. Тесьма завязывалась под косой, а ленты ее прикрывают. В самом нарядном варианте костюма девушки Безводного подтыкали еще одну ленту, к которой прикалывали шелковый бант другого цвета, спускающийся к концам подола сарафана.

Читайте также:  Рук 190 рукавицы виброзащитные

Девушка на выданье из Скопинского уезда носила особый наряд, в цветовой гамме которого основную роль играл белый цвет домотканого шерстяного и льняного полотна. Он состоял из длинной рубахи , поверх которой надевалась туникообразная шушка. К шушке полагался широкий черный шерстяной пояс, украшенный на концах тремя поперечно расположенными полосами ромбовидного узора с металлическими блестками. Между ними — темно- красные полоски х/б ткани, желтые шелковые ленты, декорированные стеклянными пуговицами. Концы пояса завершены короткими кистями темно-коричневого цвета. Такой костюм обычно дополняли шейные и нагрудные украшения из бисера «чопки» и «разметки», а также девичья повязка золотного шитья с пушками около ушей.

Верхняя часть рубахи изготовлена из четырех полотнищ отбеленного льна. По — видимому, это поздний вариант кроя девичьей рубахи (ее могла носить и молодая женщина). Первоначально рубаха была цельнокроеной. В верхней части переднего и заднего полотнища, а так же небольшие прямые полики присобраны в мелкие густые сборки под невысокий вороник — стойку. Прямые рукава, сшитые из цельных полотнищ кумачовой ткани, внизу присобраны под неширокие манжеты в мелкие сборки, зафиксированные с изнаночной стороны. Манжеты застегивались с помощью воздушных петель. Под рукава вшиты квадратные ластовицы. Рязанская рубаха очень нарядна. Она украшена по воротнику, линиям поликов и грудного разреза счетной вышивкой. Места соединения рукавов и поликов отмечены декоративными нашивками из полос красного коклюшечного кружева и черной тесьмы с металлическими блестками. Яркие кумачовые нашивки обрамляют также грудной разрез. Манжеты украшают полоски золотого шнура с нашитыми рядами металлических блесток и бисера. По низу подола проходит нашитая широкая красная тканая кайма с тремя рядами узких полосок. Кайма на девичьей рубахе должна быть видна из-под верхней одежды — шушки.

ШУШКА

Шушка сохранила архаичный туникообразный крой: центральное полотнище плотного шерстяного домотканого полотна бело — серого цвета перекинуто спереди назад; в месте сгиба прорезана горловина У- образной формы; по бокам пришиты более короткие полотнища и в верхней части — недлинные рукава. Под рукавами вшиты маленькие ромбовидные ластовицы. Декоративное решение шушки подчеркнуто скромно: единственным цветовым акцентом одежды является шерстяная темно-коричневого цвета обшивка, обрамляющая вырез горловины, края рукавов и подола (рис. 1.26). К шушке полагался широкий черный шерстяной пояс, украшенный на концах тремя поперечно расположенными полосами ромбовидного узора с металлическими блестками. Между ними — темно- красные полоски х/б ткани, желтые шелковые ленты, декорированные стеклянными пуговицами. Концы пояса завершены короткими кистями темно-коричневого цвета

Девичий костюм Вятского уезда состоит из рубахи, сарафана, передника, нижних юбок и вязаного пояса.Рубаха с сарафаном могла дополняться нарядным передником — фартуком (рис.1.25), завязывающимся по талии. Это поздний вариант кроя передника, бытовавший в крестьянской среде. Он сшит из двух полотнищ, присборенных под неширокую обшивку, к краям которой крепятся завязки. Ткань соткана из белых, красных, желтых льняных нитей в сложной технике многоремизного ткачества с узором из поперечных полос, заполненных геометрическими фигурами. На талии обязательно завязывался длинный неширокий пояс, который был связан на спицах или тканый с кистями на концах. Под сарафан было принято надевать по несколько юбок, которые зрительно увеличивали полноту девушки, а также служили ей нижним бельем.

Основу костюма составляет длинная рубаха, являющаяся архаичным видом как женской, так и мужской одежды. Вятская рубаха составная, прямого покроя. Ее верх — «воротуха» — изготовлен из тонкой отбеленной льняной ткани шириной 35 см.. Передняя и задняя части сшиты из полутора прямых полотнищ, соединенных вверху рукавами. Крой рукава особый, древний, получивший название » по топорному» (5). Рукав состоит из одного скошенного к запястью полотнища, имеющего в верхней части прямоугольный выступ, и одного клиновидного куска ткани меньшей длины с разрезом для вшивания ластовицы. Оно расширяет нагрудную часть и позволяет руке свободно двигаться. Верхние края передних и задних полотнищ и рукавов присборены под неширокую обшивку, образуя округлый вырез горловины с разрезом посреди груди и застежкой металлическим крючком. Нижняя часть рубахи — станина сшита из прямых и одного скошенного полотнища из льняных нитей более грубой выделки.

Сарафан «московец» прямого кроя сшит из семи прямых полотнищ с лифом . Переднее полотнище собрано в защипы под кумачовую обшивку, а боковые и задние — в частые сборки под лиф. Он представляет собой широкую центральную прямоугольную полосу с верхним фигурным краем и двумя клиновидными вставками с изнанки продублирован серым холстом. Узкие лямки обшиты х/б тканью и крепятся на груди и середине спины. К краям переднего полотнища пришиты длинные, узкие завязки, поддерживающие грудь. По подолу проходят две полосы — нашивки ярко-синего цвета из х/б ткани. Полотнища сарафана сотканы из льняных и покупных х/б нитей в технике полотняного плетения » с перебором «. Ткань сарафана отличается подчеркнутой декоративностью. По оранжевому фону расположены неширокие поперечные полосы, расцвеченные красными, белыми и синими нитями.

Венчальный костюм включает в себя белую составную рубаху, темно-синий домотканый льняной сарафан прямого покроя, плетеный пояс. Невеста дополняла наряд бусами.

РУБАХА

Верхняя часть рубахи сшита из трех прямых полотнищ фабричной ткани с разрезами посередине груди. Прямые рукава из цельных полотнищ доходят до локтей, где собираются в частые сборки под обшивки. Верхние края полотнищ и средние части рукавов, собранные в частые сборки образуют округлый вырез горловины. К нему крепится густая оборка, пришитая по верху бейкой. Под рукавами вшиты ромбовидные ластовицы. Нижняя часть рубахи — «станина» сшита из трех прямых полотнищ и одного клина грубого домотканого льна. Обрядовое значение подчеркивает вышитая белыми нитями в верхней части станины с правого бока фаллическая фигура, наделенная, очевидно продуцирующим значением. Оборки рукавов, обшивки украшены вышитыми крестом узорами, выполненными нитями красного и черного цветов. Мотивы орнамента из много лепестковых цветков, плодов и листьев. По краям горловины и оборок пришиты полосы белого фабричного кружева, придающие белоснежной рубахе легкость и воздушность.

САРАФАН

Сарафан сшит в виде высокой юбки (рис. 1.30) из семи прямых полотнищ темно-синей ткани. Два передних полотнища на 10 см длиннее задних, с которыми они соединяются треугольными боковыми вставками. В верхней части, на спине и груди, полотнища собраны под узкую обшивку и мелкие защипы (на спине — встречные), зафиксированные по лицевой стороне красной шерстяной нитью. Посередине груди имеется небольшой разрез, застегивающийся на пуговицу. Длинные узкие лямки крепятся на груди и середине спины. По низу сарафан украшен крупным орнаментом, выполненным в технике аппликации из красного узорного ситца: цепочку ромбов с обеих сторон обрамляют неширокие горизонтальные полосы. В верхней части сарафана края отмечены красной ситцевой бейкой.

РУБАХА

Рубаха имеет составную конструкцию . Верхняя часть рубахи изготовлена из х/б домотканины в технике полотняного переплетения и выборного ткачества и фабричной ткани оранжевого цвета. Спинка сшита из двух прямых полотнищ, одно из которых заворачивается наперед, образуя боковую часть. На другом боку располагается небольшая составная прямоугольная вставка; нагрудная часть представляет собой широкую прямоугольную полосу фабричной х/б ткани. Полотнища и вставки соединены между собой небольшими плечевыми вставками — прямыми поликами, пришитыми по утку. Верхние края поликов, полотнищ и вставок собраны в сборки под узкую обшивку, образуя каре образный вырез горловины с разрезом по середине груди, застегивающимся на две пуговицы с воздушными петлями. Края манжет украшены небольшими оборочками из тонкой шерстяной ткани розового цвета. Под рукава вшиты квадратные ластовицы. Узор рубахи выполнен в технике нечасто встречающегося в крестьянском рукоделии выборного ткачества. Основными мотивами орнамента являются геометризованные цветы-звезды, косые кресты, лучеобразные фигуры. На поликах и верхней части рукавов располагаются полосы из разновеликих антропоморфных фигур.

САРАФАН

Сарафан прямого покроя сшит из одного поперечного полотнища ткани, изготовленного в технике поперечного переплетения из шерстяных, х/б и льняных нитей, с узором в виде ярких, узких, разноцветных полос. По боковым сторонам грудка заложена в защипы под узкую обшивку-тесьму. С изнаночной стороны она продублирована темным сукном. На спине полотнище в верхней части собрано частыми складочками, зафиксированными с верху тесьмой — обшивкой и на середине спины с изнанки узкой полоской холста. Сарафан имеет длинные, узкие лямки. Подол изнутри подшит холстом

Конструкция кокошника состоит из трех частей: лобной части и двух клинов. При сшивании они образуют нечто, напоминающее шапочку. Лобная часть усилена картонной прокладкой. Кокошник посажен на подкладку из ситцевой ткани. Вышивка лобной части выполнена в виде геометрического орнамента в технике «золотное шитье», верхняя часть головного убора заполнена орнаментом стилизованного растительного мотива.

Конструкция кокошника состоит из 3 частей: лобная часть, затылочная часть, и широкая обтачка низа изделия . На кокошнике имеется застежка в виде металлических крючков. Выполнен кокошник из бархата и украшен золотным шитьем. Орнаментация вышивки — стилизованные растительные элементы

Конструкция кокошника состоит из трех частей. Выполнен образец из бархатной ткани, украшен вышивкой золотного шитья стилизованными растительными элементами. Парчовый штоф с геометрическим рисунком является очельной часть кокошника. Кокошник посажен на подкладку. Обычно поверх кокошника надевался платок.

Читайте также:  Синяя юбка с серым свитером

Развертка «сороки» имеет 3 основные части — очелье, позатылень и специальная нашивка из основной ткани, которая удлиняет позатылень. Конструкция имеет жесткий каркас — вшитую картонную полосу высотой 20см. Завязки шириной 5 см из ситцевой ткани, крепятся к очелью. Головной убор посажен на подкладочную ткань. Выполнен образец из бархатной ткани. Очелье богато украшено золотным шитьем, цветными стразами и нашитым парчовым позументом. Нашита тесьма из разноцветного бисера, по краям очелья пришита бахрома. Позатылень украшен вышивкой в технике «золотное шитье», орнаментация выполнена в виде растительных мотивов. К низу нашивной части позатыльня пришиты три пышных кисти красного и зеленого цвета. Декоративным соединением очелья и позатыльня являются две полоски золотной тесьмы.

Свадебный головной убор «сорока» состоял из трех частей: кички с маленькими острыми рожками, позатыльня и собственно «сороки» каблукообразной формы. Сорока является древним по способу ношения головным убором русской женщины. Основу свадебного головного убора воронежской крестьянки составляет кичка — твердая налобная часть в виде подковы с торчащими вверх большими рожками, обшитая кумачом. К ней крепится кусок холста, края которого присобраны на тонкий шнур — «вздержку». Кичку одевают на голову на уровне лба и тщательно закрывают холстом женские волосы, затем фиксируют шнуром ткань на голове. Затылок прикрывают позатыльньником — прямоугольной полосой расшитого золотыми нитями бархата, закрепленного для жесткости на картоне, к верхней части и боковым сторонам которого пришиты полосы шелковой ткани с завязками по краям. Их перекрещиваю на лбу, и несколько раз обвязывают вокруг рожек, таким образом, плотно скрепляя кичку с позатыльнем. И, наконец, сверху на рожки надевают сверкающую золотом маленькую сороку, которая венчает все это сооружение. Основными мотивами орнамента золотой вышивки на позатыльне и по верху сороки являются «древа», аналогичные подобным изображениям на рукавах свадебной рубахи.

Конструкция повойника состоит из 2 частей: лобной и теменной. Теменная часть повойника присборена, что создает небольшой объем изделия. Изделие посажено на подкладку из ситцевой ткани. Выполнен образец из бархатной ткани бордового цвета и богато украшен золотным шитьем. Орнаментация теменной части представляет собой стилизованные растительные мотивы. Лобная повойника имеет украшение из парчового штофа, на котором имеется орнамент в виде геометрических фигур. Штоф нашит на лобной части повойника. Повойники использовались как в дополнении нарядной, так и рабочей одежды. Носили его женщины замужние

Конструкция головной повязки проста , представляет собой прямоугольный шаблон из картона, обтянутый куском красной ткани. Часто встречаются экземпляры с «ушками». К концам шаблона пришивались завязки — лента. В основном встречаются образцы повязок, выполненных из ткани красного цвета (цвета солнца). В качестве украшения на повязках использовалась золотная тесьма с фестонами, золотное шитье, рубленный перламутр, бисер, цветные стекла, фольга, низание по бели бисером. Поверх повязок одевался платок или шаль с бахромой

Сарафан

Крой сарафана

Первоначально сарафан имел вид перегнутого пополам полотнища с небольшим вырезом для головы и рук. Позднее проймы сарафана и вырез увеличились настолько, что стало неэкономично выкраивать их вместе с полотнищами. Появились лямки, которые кроились отдельно, но иногда по прежнему назывались «проймами». Женская одежда выполняла не только бытовые функции, а также была символична. На спинке сарафана сохранилась деталь называемая «вилка» или «лягушка», напоминавшая по форме распластанную лягушку — символ плодородия, рождения новой жизни. Отделка сарафана также выполняла роль оберега.

У старообрядцев-переселенцев Алтайского края наиболее часто встречается косоклинный сарафан (см. рис.6) с одним или двумя полотнищами спереди и клиньями по бокам. Реже встречается круглый сарафан из нескольких полотнищ. Он больше украшался: 3-4 ленты, возможно оборка. Дошедшие до нашего времени сарафаны (из музейных коллекций) из кашемира, шелка, сатина преимущественно синего, красного и бордового цвета, а также узорчатые (по красному или синему фону букеты цветов).

Мерки
Завязать веревочку под руками, выше груди.
Длина Изделия — от веревочки до нужной дайны, т.е. на 6-7см выше щиколотки;
Объем Груди — при глубоком вдохе;
Длина Лямки — от середины позвоночника по плечу до груди, перпендикулярно шнуру (на линии соска).
Единица измерения — точная ширина полотнища (для домотканого холста — 40см.

Технология пошива:
Если впереди одно полотнище, то первые клинья длинные, вторые — короткие. Перед не сосбаривался, спинка скашивается, чтобы складки ушли на спину (см. рис. 7).Если впереди два полотнища, а сзади одно полотнище и два клина, то возможны 3 типа сарафана (см. рис.8).

Раскрой сарафана:
Длина сарафана для взрослого 118-120-125см, для подростка 105-108см. Рассмотрим рис.9: а) ширина ткани 50см, расход ткани 6м 10см, длина подола Зм 50см; б) ширина ткани 80см, расход ткани 5м, длина подола 4м 20см; в) ширина ткани 80см, расход ткани Зм.

В сарафане I типа клинья должны быть длиной = длине заднего полотнища (т.е. на 3 см длиннее переднего полотнища для сарафана с «хвостом»). При сшивании частей сарафана клинья подравниваются (см. рис.10). Клинья могут быть трапецевидные (если большой объем груди), можно сделать 1 клин треугольный, а другой — трапецевидный.

Если в сарафане II типа хочется сделать широкий подол, а ткани не много, то можно сделать подклинки (см. рис. 11). Подклинки срезаются и пришиваются к большому клину, а малый клин — к заднему полотнищу.

В сарафане III типа клинья должны быть не меньше 2/3 длины заднего полотнища. Заднее полотнище лучше скашивать, если заднее полотнище не скашивать, то спинку надо «насборить».

Раскрой спинки, лямок, талии:
Ширина лямок 2.5-4см. Кроятся по прямой. Выкройка спинки см. рис. 12. Спинка также может быть выкроена вместе с талией. Лямки вшиваются в спинку, срезая уголок. Талия 3.5- 4см шириной из прямой полосы. Талию можно сделать фигурную (см. рис. 13), в этом случае делается 2 шва.

Последовательность шитья сарафана

1. Подклинки с клиньями сшить по прямой.

2. Соединить передние полотнища (если их два)

3. Пристрочить клинья к переднему и заднему полотнищу.

4. Сшить переднее и заднее полотнища стана по полученным косым сторонам. Сложить верхние срезы, сложить стан сарафана и подравнять низ (см. рис.10).

5. Собрать складки на спине и на груди. Получить объем талии + 1.5-2см. Складки закрепляются строчкой.

6. Лямки сострочить, вывернуть. Если отделка кумачом, то срез не обрабатывается, а отделывается бейкой 2-З см. Лямки могут быть просто отстрочены, либо обшиты шерстяной косичкой.

7. Сострочить спинку и вшить в нее лямки. Отстрочить спинку (см. рис. 14). Шов соединения с лямками обработать контрастными нитками петельным швом.

8. Пришить талию к стану сарафана.

9. Вшить спинку с лямками в талию.

10. Пришить лямки к талии спереди вовнутрь, чтобы регулировать длину сарафана.

11. Выполнить декор грудки: позумент(у «кержаков»), позумент и вьюнчик (у «поляков») или вышивка по борам. Если на грудке вышивка, то сначала выполняется вышивка, а потом обшивается более яркой тесьмой. Сверху грудки возможна отделка тесьмой одного вида, а с трех других сторон — другого. Возможно оформить перед складками односторонними или бантовыми.

12. Выполнить декор по низу сарафана: одна лента(если широкая), две ленты или лента и кружево. На круглых сарафанах две ленты или 2-3 ленты и кружево (если делается оборка). Оборка в складку через 5-6см.

Отделка «кержацкого» сарафана

Часто встречается сарафан «с хвостом» — заднее полотнище на 3-4 см. длиннее переднего. Черная лента по подолу отстрочена на швейной машине волной или узорно, если черная лента широкая, то больше ничего, если узкая, то настрачивается еще одна лента на 8- 12 см от низа сарафана, ручное цветное кружево или позумент.

На груди полоса складок 20-З0 см по 0.7-0.9см глубиной закрепляется рамкой. Если сарафан шелковый, то могут быть «бантовые» встречные складки по 1-1.5см глубиной. Сзади односторонние складки (0.7-0.9см) сходятся к центру спинки, под «лягушкой» складок нет — «лысая середина». Складки закрепляются двумя швами или лентой (можно двумя) или позументом.

Лямки и спинка отстрачиваются на машинке (см. рис. 14а), могут быть обшиты шерстяной красной или черной косичкой по краю. Сарафан делается с подкладом, который подшивается вручную (обязательно посадить материал для подклада).

Возможны варианты: «гладкая» (однотонная) рубаха — пестрый сарафан, «гладкая» рубаха — «гладкий» сарафан.

Отделка «поляцкого» сарафана

Сарафан из узорного шелка, сатина, ситца. Низ сарафана подшивается широкой подкройной (с обратной стороны) обтачкой до декора. Ее отстрачивали фигуркой (см. рис. 14б). По низу сарафана могла быть аппликация «зубчиками»: полоска из одной ткани, зубчики из контрастной ткани, возможна оборка. Украшение низа сарафана широкое до 26см, ленты, вьюнчик, белое кружево ручной работы. Если нет отстрочки низа, то ленты нашивались на 1 см выше низа сарафана.

Грудка может быть оформлена рамкой — вьюнчиком. Возможны варианты: «гладкая» (однотонная) рубаха — пестрый сарафан, «гладкая» рубаха — «гладкий» сарафан, пестрая рубаха — пестрый сарафан.

Схема кроя сарафана

Выкройка сарафана, славянская традиция.

Круглый сарафан («синяк»), рубаха. Материал — тонкий лён.

Последние 2 фотографии без пояса, чтобы лучше был виден крой.
Однако носилась традиционная одежда русских всегда только подпоясаная!

Источник