Меню

Фернанделька шапка с козырьком



Вальтовка или фернанделька?

Спортивная шерстяная шапочка с помпоном и козырьком чехословацкой фирмы Tonak была популярна у неизбалованных советских модников еще в далекие 60-е. Однако география этого культового шедевра соцлагерного текстиля много шире, как и история. (Роберт Гараев для VK-группы «Казанский феномен)

Выяснилось например, что шапочка крайне востребована в Сенегале и Нигерии, которые являются основным рынком сбыта чешского предприятия (в 2015 там продали 220 000 единиц). Для казанцев же она стала синонимом группировок и группировщиков, которые в 80-х «делили асфальт», ходили на сборы, делали друг другу «копилки» в голове и крышевали только появившихся кооператоров и бизнесменов.

В городах и весях Советского Союза, а также за его пределами шапочка имела много любопытных самоназваний. В Ленинском и Кировском районах Казани прижилось название ВАЛЬТОВКА (иногда встречалось употребление «валетка»), в районе Чеховского рынка и в центре города их чаще всего называли ФЕРНАНДЕЛЬКАМИ, в Приволжском районе Казани она стала ГОНДОНЧИКОМ и ПИДОРКОЙ. В славном городе Кургане вариант с козырьком назывался ГАНЦОВКА (без козырька “пидорка”). В Челябинске шапочка Tonak ,также, как и в Казани была атрибутом пацанской моды 86-91 и именовалась МОНГОЛКА.

«У нас на Сквере, Калуге, Зинина (названия казанских группировок — прим. автора) и т.д. называли фернандельками»/Ольга Т., Казань

В родной Чехии шапочка была известнаа как ЗМИЕВКА/ZMIJOVKA или ХАДОВКА/HADOVKA. В Словакии zmijovka стала БУДАЙКОЙ и даже обрела политический смысл благодаря выступившему во время ноябрьской революции 1989 года в ней одному из ее лидеров Яну Будаю. Она перестала быть символом сельского жителя/рыбака/мясника и обрела диссидентский окрас после того как ее увидели на трибуне в Братиславе, а спустя годы на ретро-волне стала популярна и у современных модников.

ФОРМОВКИ, ПЕТУШКИ и ГОНДОНЫ

Пацанские понятия, помимо прочего декларировали внешний вид участников группировок. Пацан должен был быть одет в чистую, опрятную и удобную для драки одежду, иметь аккуратную стрижку. Приветствовались спортивные костюмы и обувь, в качестве зимнего головного убора в конце восьмидесятых на смену выходящим из моды норковым «формовкам» помимо героя нашей статьи пришли разноцветные кооперативные «петушки» и черные/темно синие вязаные «гондончики».

Алексей Г. , 1973 г. р., Дербышки, Казань: «Петушок в начале был дефицитом и его кроили из спортивных трико и логотипы наносили через трафарет белым герметиком»

КОЗЫРЬКИ и ПОМПОНЫ

Важная деталь — в Ленинском и Московских районах татарской столицы на рубеже восьмидесятых и девяностых в некоторых дворах был приемлем вариант вальтовки только строго с козырьком. Без козырька не котировались вовсе. При этом помпон часто отрывали, а недостающие козырьки некоторые умельцы мастерили своими руками из пластика, картона или подручных средств:

“Отпарывали козырек у фуражки военной и вшивали, кому доставалась без козырька”/Андрей М., Казань

Пацанскую моду с ее региональными вариациями не всегда можно было обьяснить логикой. Соседи из Ижевска, например, не заморачивались по поводу козырьков:

«Без козырька ТАБЛЕТКА, название в Ижевске 80-е. Конечно, все варианты считались пацанскими. Так же и челнинские пацаны носили без козырьков, они частые «гости» были у нас в Ижевске»/Руслан С.

В набережных Челнах, ближайшем соседе татарстанской столицы Казани ее иногда уважительно называли просто КАЗАНКА

«Зубристые линии — сходство с заточенным КАРАНДАШОМ. С ровными линиями называли ФЛОМАСТЕРОМ, не помню что было круче. Фернанделька в Дербышках (район города Казань — прим. автора) называлась пидаркой почему-то»/Булат Г. обьясняет этимологию еще одного народного названия чехословацкого шлягера легкой промышленности.

С наступлением перестройки модные тенденции казанских пацанов начали меняться гораздо быстрее. Например, важным стало наличие либо отсутствие помпона на шапке.

Айрат Ши., 1975 гр, Хадишка, 1-е Горки: “89-90-й годы уже сильно отличались от 85-86-го в плане моды. По-моему, именно за оторванный помпон и отдалённое сходство с оным письменным предметом спортивная вязаная шапка и получила название «карандаш». А с помпонами «пацаны» не ходили. В 88-й школе я такого не помню”

Его тезка и одношкольник старшеклассник (разница пять лет) Айрат Ша возражает: “Я как раз и учился в 88-й школе по 87-й год и мы ходили с помпонами”

В Казани вальтовки/фернандельки/карандаши носили исключительно пацаны — наравне с широкими штанами и появившимися позже финскими петушками были статусными символами и говорили о привилегированности их хозяина. Пожалуй, если ты на улице встречал человека в головном уборе фирмы Tonak, то 99% это был группировщик:

Павел С. , 1975 гр «Гопники могли снять с чушпана любую одежду, но вот если на чушпане оказывалась «фернанделька» — то помимо изъятия оной в обязательном порядке полагались пиздюли. Ношение этого головного убора было исключительной привилегией пацанов»

В середине 80-х в некоторых группировках Казани пытались застолбить за собой право ношения вальтовок определенного цвета/узора в качестве отличительного атрибута, благо Tonak широко разнообразил свою линейку. Головной убор пытались использовать в качестве маркера принадлежности к определенной конторе.

Старшеклассники моей 94-й школы учили как отличать участников разных “контор”:

Чайники носят красные шапки с синей и белой полосами и большим помпоном, Хитрый двор красные вальтовки, Пентагоновские — черные гондончики, а Низы темно-синие петушки и называются Низами потому что натягивают их низко на лоб”

Звучало красиво, но когда у меня настало время убедиться в этом лично, мода поменялась. На этапе становления территориальных группировок, когда велись “войны за асфальт” и зарабатывался силовой авторитет отличительная атрибутика помогала ее участникам, играя роль флагов и погон в армии. Однако когда ситуация в городе немного устаканилась и пацаны “определились с кем они по жизни” она стала ненужным, а в какой-то момент даже мешающим рудиментом и сменилась понятным желанием любого участника ОПГ “не светиться перед мусорами”.

Читайте также:  Шапка для парки с капюшоном

Алексей Г. , 1973 г. р., Дербышки: “Одежда была строго регламентирована среди участников ОПГ. Все одинаково коротко стрижены — менты и враги за волосы не схватят. Одинаковая одежда — сложно узнать при опознании. Пидорки, телаги, прощайки. Дешево и сердито”

Мне повезло, я отжал свою красную змеевидную вальтовку у отчима, который совершенно случайно владел этим привезенным из Саратова ценнейшим артефактом и возможно только подозревал о его тогдашнем статусе и крутизне. Но скорее всего даже не догадывался. В Москве Tonak, кстати, иногда “выбрасывали” в свободную продажу:

«Метро Пражская, торговый центр Прага. 3 р 50 к стоила, я там аж две купил, красную и бордовую в 80-х»/Андрей М., Казань

Кстати, Будай не единственный политик, носивший zmijovka: «С чешским юмором, как известно, у чехов все в порядке, с самоиронией тоже, поэтому, например, комиссар Евросоюза Владимир Шпидла, отправляясь в Брюссель исполнять свою комиссарскую миссию, нарядился именно в эту шапку. В его блоге народ потом долго у него выспрашивал, почему успешный политик, несомненно имеющий хорошую зарплату, носит шапочку мясников и трактористов»/из ЖЖ

В 60/70-е был еще один политический деятель португальской Гвинеи Амилкар Кабрал, тесно друживший с Советским Союзом и сделавший чешский Tonak частью своего фирменного стиля.

Комментарий казанского пацана: «Вот за такое ношение шапки п@здов помню весь возраст выхватывал. Шапка должна быть или на глазах, или на макушке (как гондончики лопата), а на поллба чушпаны только носят».

Шапочка до сих пор выпускается, ее можно заказать в интернете. В наши дни ревизионизма всего советского она приобрела статус «прикольного ретро-подарка», который можно найти и заказать на Авито или в VK-пабликах, просят за нее 1800 рублей. Однако есть возможность заказать zmijovka прямо на сайте чешского производителя за 10 евро + доставка.

Поводом для написания этого материала, кстати, послужил владелец ностальгического паблика в VK из Набережных Челнов, некий Трофим, активно монетизирующий тему. Он в своих многочисленных DIY-видеороликах называет любимую шапку страшным словом ФИРМАНДЕЛЬКА (автор обьясняет происхождение самоназвания от словосочетания «фирменная моделька»). Эта исковерканная «фернанделька» является челнинским диалектом и очень режет мое ухо. Зато сподвигнула написать материал и расставить точки над i.

Источник

Головные уборы от «А до Я», или Большой Шляпный Словарь

Академическая квадратная шапочка — торжественный головной убор выпускников высших учебных заведений, следующих британской модели образования. Академическая шапочка представляет собой квадратную доску с кисточкой по центру, прикрепленную к небольшой шапочке традиционно черного цвета с желтой или золотой кисточкой.

«Б»

Бандана — небольшая косынка или платок, изначально банданы имели чисто практическое значение, использовались американскими ковбоями во время перегона скота. Бандана обвязывалась вокруг шеи и, при необходимости, ею закрывали лицо чтобы защититься от пыли. Сейчас бандана традиционный атрибут байкеров.

Как пример — пиратская бандана.

Башлык — военный, казачий головной убор. Представляет собой суконный остроконечный капюшон, надеваемый в непогоду поверх какого-либо головного убора для предохранения «от холода, дождя и солнечного зноя». Имеет длинные концы-лопасти для обматывания вокруг шеи.

Бейсболка — кепка которую первоначально носили бейсболисты. До появления бейсболки головным убором бейсболиста была соломенная шляпа-канотье и жокейская кепка.

Берет — мягкий объемный головной убор без козырька, известен еще со времен средневековья. Берет широко используется в вооруженных силах. Женский берет может быть фетровым, шитым или вязаным. Также берет — головной убор художника 🙂

Бескозырка — головной убор матросов, армии и флота многих стран. Бескозырка представляет собой фуражную шляпу без козырька.

Боливар — разновидность цилиндра с широкими прямыми полями.

Упоминается в романе в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» (1823—1831).

Покамест в утреннем уборе,

Надев широкий боливар

Онегин едет на бульвар

И там гуляет на просторе,

Пока недремлющий брегет

Не прозвонит ему обед.

Бомбер — молодежная модель зимнего головного убора с длинными ушами и отделкой из овчины.

Боярка — меховая мужская шапка старинного русского фасона. Состоит из мехового верха, бархатного колпака и шёлковой подкладки. Меховой верх изготовлялся из соболя, бобра или белька, а также из овчины.

Боярку носил Ф.И. Шаляпин, в ней же его изобразил на своей картине Б.М. Кустодиев.

Бретонская кепка — вид фуражки из шерсти. Традиционно считается головным убором моряков, потому что бретонская кепка была частью униформы французских матросов. Название происходит от слова «Бретань» — так называется историческая область Франции, занимающая полуостров на северо-западе страны.

В России бретонскую кепку называли «картузом», ее носили как военные, так и обычные люди.

Буденовка — головной убор красноармейца в виде шлема. По задумке авторов головного убора (по некоторым источникам автором эскиза буденовки является художник Кустодиев), форма буденовки повторяет форму стального шлема русского война 15в., подчеркивая героизм и величие.

«В»

Венок — сплетенные в тугое кольцо цветы или листья. Круглая форма венка и живая составляющая символизирует вечность, постоянство, бесконечную жизнь, связь с божественной природой. Возможно, именно поэтому венок во многих культурах стал символом царской власти (от него и произошла корона). В славянских землях венок приобрел еще и смысл любви.

Вуалетка — небольшая шляпка с вуалью, больше похожая на аксессуар, чем на шляпку, обычно крепится к прическе на заколках или шляпной резиночке.

Вуаль — тонкая прозрачная сетка, которая крепится к женским шляпкам.

«Г»

Галеро — кардинальская шляпа, очень большая плоская красная шляпа с широкими полями, по сторонам полей шляпы свисают по 15 кисточек. Галеро является геральдическим отличием сана кардинала.

Гангстерская шляпа — фетровая шляпа с полями, имеет три вмятины на тулье (сверху и по бокам), по сути это та же шляпа федора (см. ниже «федора»), которая очень полюбилась гангстерам.

Читайте также:  Шаль крючком шотландский чертополох

Гоголь — мутоновая шапка в виде пилотки, имеющая глубокий продольный замин. Была популярна в среде русской интеллигенции начала XX века.

«Д»

Двууголка — шляпа Наполеона, двурогая шляпа пришедшая на смену более громоздкой треуголке. Вплоть до Первой мировой войны двууголка была частью парадной одежды офицеров и чиновников, в том числе и в России.

Диадема — головное украшение в виде венца (венка). Диадема не замыкается в кольцо, в некоторых случаях диадема не имеет венца, а прикрепляется к прическе.

«Е»

Ермолка — традиционный еврейский мужской головной убор. Круглая шапочка, плотно прилегающая к голове; маленькая шапочка, носимая под верхней шляпой евреями.

«Ж»

Жокейка — плотно облегающая голову шапка-шлем с козырьком. Жокейка головной убор конного наездника.

«З»

Шляпа-Зонт – головной убор в виде зонта, крепко держится на голове, защищает от дождя.

«И»

Индейский головной убор — представляющий собой венец из орлиных перьев. Традиционный головной убор индейцев, надеваемый по торжественным случаям, реже их надевали на охоту.

«К»

Камилавка — головной убор в Православной церкви красного, фиолетового или чёрного цвета в виде расширяющегося кверху цилиндра.

Канотье — французская соломенная шляпа жёсткой формы с цилиндрической тульёй и прямыми полями. С начала XX века в течение нескольких десятилетий был популярным мужским головным убором и модным аксессуаром.

Капелло Романо — буквально «римская шляпа» или сатурно (итал. saturno; потому что шляпа своим видом напоминает планету Сатурн) — круглая шляпа с широкими полями и полусферической тульёй, носимая католическим духовенством.

Капор — женский головной убор, соединяющий в себе черты чепца и шляпы. У капора высокая шляпная тулья (для убранных на затылок волос) и обрамляющие лицо широкие жёсткие поля, сужающиеся к затылку.

Капюшон — откидной головной убор, пришитый или пристегиваемый к вороту верхней одежды.

Картуз — разновидность фуражки. Картузы широко использовались в европейских армиях 15-17 века. Позднее картузы вошли в использование и среди гражданского населения. (Также см. выше «Бретонская кепка»)

Каска — защитный шлем военнослужащих, а также средство защиты головы у категорий лиц, действующих в опасных условиях (шахтёры, строители, спелеологи, спасатели, спортсмены, парашютисты, мотоциклисты и так далее).

Каскетка — легкая фуражка, средство индивидуальной защиты для строительства и ремонта, которая не предназначена для защиты от травм.

Также каскеткой называют женский головной убор, закрывающий уши, но открывающий затылок (в виде объемного ободка, закрывающего уши).

Кепи — вид фуражки с небольшим прямым горизонтальным козырьком.

Кепка — вид фуражки с твердым донышком и длинным, широким, прямым козырьком.

Клобук – головной убор монаха. Состоит из камилавки (цилиндра с обрезанными полями) и «намётки» — чёрного покрывала (из шёлка или других материалов чёрных тонов).

Клош — дамская шляпка в форме колокольчика, которая вошла в моду еще в 1920-х годах. Название произошло от французского слова cloche — колокольчик. Клош — небольшая шляпка с маленькими опущенными полями.

Ковбойская шляпа — фетровая, кожаная или соломенная шляпа, с высокой округлой тульёй, вогнутой сверху, и с широкими, подогнутыми вверх по бокам, полями. Является атрибутом американских ковбоев и ранчеров, а также исполнителей музыки кантри.

Кокошник — старинный русский головной убор в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма.

Колпак — головной убор конусообразной или округлой формы. Есть разные виды этого головного убора: Шутовской или дурацкий колпак (прежде надевавшийся шутами, иногда с бубенчиками). Также колпак может быть поварским.

Как пример — колпак Санта Клауса.

Конфедератка — национальный польский головной убор с четырёхугольным верхом. За четырехугольный верх иногда и «академическую шапочку» называют конфедераткой.

Корона — головной убор, являющийся символом монархической власти. Короны производились из различных драгоценных металлов (чаще из золота или из серебра) и украшались драгоценными и полудрагоценными камнями.

Косынка — она же платок, представляющая собой кусок ткани в форме равнобедренного треугольника. Распространен практически по всему миру. Является национальным головным убором русских, украинцев и некоторых других народов.

Котелок — европейская мужская шляпа полусферической формы с небольшими полями из твёрдого войлока.

Кубанка — невысокая меховая шапка цилиндрической формы с плоским верхом — форменный головной убор казачьих войск. До II мировой войны была популярным мужским головным убором на Кубани, а в 80-е годы XX века вошла в моду как женская зимняя шапка.

«Л»

Лыжная шапочка — шитый из эластичной ткани или вязаный головной убор (шапка), плотно облегающий голову, часто с помпоном.

«М»

Маска — головной убор закрывающий не только голову, но и лицо. Шапка-маска (еще имеет название балаклава) предназначена для альпинистов, любителей зимней охоты и рыбалки или для людей, которые проводят длительное время зимой на улице.

Менингитка — маленькая нарядная шляпка модная в 50е годы, шляпка была настолько мала, что совсем не согревала голову.

Митра — головной убор, часть облачения христианских священнослужителей.

«Н»

Накомарник — надеваемая на голову и лицо шляпа с сеткой для защиты от комаров, мелких мух, мошки и других летающих насекомых.

«О»

Ободок (или обруч) — это аксессуар для волос в виде полукольца, которым закрепляют волосы.

Охотничья шляпа — основная особенность этой шляпы — два козырька, спереди и сзади, и два боковых отложных «уха». Козырьки защищают лицо и шею от солнца. Уши шляпы могут либо отгибаться и связываться под подбородком, чтобы защитить владельца от холодной погоды и сильного ветра, или же завязываться наверху, чтобы не мешать. Клетчатый рисунок ткани служит камуфляжем.

Охотничья шляпа также известна как шляпа Шерлока Холмса.

«П»

Панама — лёгкая шляпа с упругими полями; соломенная или шитая из легких натуральных тканей.

Читайте также:  Бобер меняет шубку или нет

Папаха — мужской меховой (из овчины или каракуля) головной убор, элемент военной формы. Шапка распространена у многих славянских народов, в России у казаков. Также папаха распространённа у народов Кавказа и Средней Азии.

Парик — искусственные или настоящие волосы, которые надеваются на голову как шапка, создавая ту причёску, под которую он сделан.

Пилотка — головной убор в виде сплюснутой с боков лёгкой шапочки. Пилотка может быть элементом военной форменной одежды, различной униформы.

Платок — кусок ткани, обычно квадратный или треугольный, используемый в качестве головного убора.

«Девушка в платке» А.Г. Венецианова

Порк-пай (или Свиной пирог) — шляпа, похожая на миску: невысокая почти цилиндрическая тулья с ложбинкой, напоминающей защип пирога (pork pie – свиной пирог).

«Р»

Рыбацкая шляпа — панама оливкового цвета с рыболовными крючками и приманками, подвешенными на ремешке вокруг шляпы.

«С»

Слауч — так некогда называлась популярная женская шляпа из фетра с загнутыми вниз полями и округлой невысокой тульей.

Соломенная шляпка — любая шляпа выплетенная из соломы с широкими полями. Такой головной убор предназначен для защиты от солнца и возможного солнечного удара.

Сомбреро — широкополая шляпа с высокой конусообразной тульёй и обычно с закруглёнными вверх краями полей. Часть мексиканского национального костюма.

«Т»

Таблетка — небольшая женская шляпка без полей с круглой или овальной цилиндрической тульей.

Твидовая шляпа — шляпа, шитая из шерстяной ткани — твида. Твидовая ткань мягкая на ощупь, с небольшим ворсом, обычно саржевого (диагонального) переплетения, бывает меланжевая, чаще с цветными узелками.

Тиара — корона, изначально тиара была головным убором папы Римского.

Тирольская шляпа — традиционный головной убор в альпийском регионе Тироле, который ранее занимал часть Северной Италии и Австрии. Шляпа с трапециевидной тульей, мягкой продольной складкой сверху и узкими полями, прямыми спереди и подвернутыми с задней стороны.

Ток — головной убор без полей, напоминает шляпу таблетку, но имеет более высокую тулью.

Треуголка — шляпа с полями, загнутыми так, что они образуют три угла. Получила распространение во второй половине XVII века и была популярна до конца XVIII века, пока не была заменена двууголкой.

Трилби — это разновидность шляпы федоры, имеющая более узкие поля и невысокую трапециевидную тулью с одной ложбинкой по центру и двумя по бокам.

Тюбетейка — круглая или квадратная, островерхая или плоская, мужская или женская лёгкая шапочка, надеваемая прямо на голову; получила название от тюркского слова тобе/тюбе, означающего макушку головы или верхушку горы. Тюбетейка — неотъемлемая часть узбекского национального костюма, обычно украшена вышивкой, бисером.

Тюрбан — см. ниже «Чалма».

«У»

Ушанка — зимняя меховая (первоначально — мужская) шапка, широко распространённый головной убор в России.

«Ф»

Фата — легкое женское головное покрывало; свадебный головной убор.

Федора — шляпа, имеющая поля средней ширины и трапециевидную тулью с одной ложбинкой по центру и двумя по бокам. Классическая федора изготавливается из мягкого фетра.

Феска — головной убор в Османской империи, представляет собой шерстяной колпак красного цвета с голубой или черной, шелковой, серебром или золотом перевитой кистью.

Фетровая шляпа — головной убор любой формы с полями, изготовленный из фетра.

Финка — плоская круглая разновидность зимней шапки с меховым спускающимся околышем (назатыльником), прикрывающим уши и шею.

Флоппи — широкополая шляпа. Это может быть как пляжный вариант из крашеной или натуральной соломы, так и шляпа с широкими полями выполненная из фетра.

Фуражка — головной убор с твердым козырьком и устойчивым околышем. Являлся форменным головным убором в вооружённых силах и ведомствах различных государств.

«Х»

Хиджаб — в исламе это любая одежда (от головы до ног), однако в западном мире под хиджабом понимают традиционный исламский женский головной платок.

Хомбург — мужская шляпа из фетра с высоко загнутыми полями и лентой по тулье, на тулье имеется одна продольная ложбинка по центру.

«Ц»

Цилиндр — мужской головной убор, представляющий собой высокую шляпу с плоским верхом и небольшими полями. Цилиндры в качестве повседневного головного убора были распространены на протяжении XIX века.

«Ч»

Чалма — головной убор в виде куска ткани, обмотанного вокруг головы, распространенный среди ряда народов Северной Африки, Аравийского полуострова, Индии и Азии.

Чепец — женский и детский (чепчик) головной убор в виде капора, закрывающий волосы; может иметь завязки под подбородком.

«Ш»

Шапокляк — (фр. chapeau claque) — (chapeau) шапо — шляпа и (claque) кляк — шлепок, удар ладонью; мужской головной убор, разновидность цилиндра, его особенностью является то, что его можно было складывать.

Шапочка — плотно облегающий голову вязаный или трикотажный головной убор. С недавних пор в моду вошли шапочки с вуалью.

Широкополая шляпа — головной убор с широкими полями, мягкими или жесткими. Тулья может иметь любую высоту и форму.

Шлем — предмет защитного оснащения военнослужащих, предназначенный для защиты головы от повреждений, наносимых, преимущественно, холодным оружием, позднее огнестрельным.

Шляпа Шерлока Холмса — см. выше «Охотничья шляпа».

«Э»

Эквадорская панама — лёгкая шляпа с упругими полями из особого сорта соломы — токилья. Панама — национальный головной убор Эквадора.

Эквадорские панамы плетутся из листьев пальмы Carludovica Palmata, которая растет только в прибрежных горных районах Эквадора.

«Ю»

Шляпа юриста, см. выше «Академическая шапочка».

«Я»

Японский головной убор, Каса (kasa) — конусообразная шляпа. Возник в Японии в глубокой древности из-за муссонного климата с долгими сезонами дождей. Касу плетут из соломы, бамбука, камыша, осоки. Существует множество самых разных типов и форм таких шляп. Традиционно каса ассоциируется с самураями.

Источник