Меню

Что означает шапка у мусульман



Чалма, феска, куфия, тюбетейка…

Твоя шапка расскажет о тебе многое

В наше время некоторые предметы одежды у многих людей стойко ассоциируются с представителями определённых религий. Особенно это касается головных уборов. Причиной тому является культурное и историческое многообразие народов, исповедующих ту или иную веру. Мусульмане не являются исключением в этом плане. Рассмотрим кое-какие варианты из того, что обычно бывает на голове у мужчин в исламских странах.

Чалма

Взять хотя бы чалму (тюрбан) – кусок ткани, обмотанный вокруг головы или головного убора и имеющий длину от 2,5 до 8 метров. Чалма получила распространение среди ряда народов Северной Африки, Аравийского полуострова, Индии, Средней Азии. В России этот головной убор можно увидеть на представителях мусульманского духовенства. Востоковеды утверждают, что в мире существовало не менее тысячи способов повязывания чалмы. В современных арабских странах форма, цвет, манеры ношения чалмы весьма разнообразны. У неё различное число складок, узел впереди или сзади, конец свешивается сбоку или на спину и т. д.

Все эти нюансы так или иначе свидетельствуют о профессии, возрасте и месте проживания владельца чалмы. В мусульманском мире чалме уделяется особое значение. Объясняется это тем, что её носил сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), рекомендуя своим сподвижникам делать то же самое. В одном из хадисов говорится, что он, читая проповеди в мечети, надевал чёрную чалму, и её конец спускался на плечи.

Хадисы расходятся насчёт сведений о точной длине и цвете этой чалмы. В некоторых хадисах упоминается, что длина чалмы Пророка (мир ему и благословение) составляла 7 локтей, то есть примерно 2,5–3 метра. Рассказывают, что свою любимую чалму Пророк (мир ему и благословение) подарил ближайшему сподвижнику – зятю и двоюродному брату Али (да будет доволен им Аллах). Кстати, волнистые линии на наших, дагестанских тюбетейках также имеют непосредственное отношение к чалме. Эта линия, являясь неким подобием ткани, которая обвязывается вокруг головы, уподобляет тюбетейку чалме.

Куфия

Следующим головным убором, распространённым среди мусульман, является куфия. В русскоязычных странах куфия получила название «арафатка» в честь лидера палестинцев Ясира Арафата, неотъемлемой частью имиджа которого была куфия. Арафат укладывал её на голове таким образом, чтобы находящаяся на плече часть ткани по форме напоминала очертания исторической Палестины. Куфия представляет собой мужской головной платок, обычно придерживаемый чёрным обручем. В зависимости от региона происхождения человека, носящего куфию, могут различаться орнамент, расцветка, а также способ завязывания головного убора. Например, в Саудовской Аравии эта манера совсем простая – однотонный или с красным орнаментом головной платок, наброшенный на голову – иногда даже без поддерживающего обруча.

В Омане куфию повязывают гораздо более сложным образом и совсем иначе, чем саудовцы, на манер чалмы. Оманцы не используют поддерживающий куфию обруч, что повсеместно принято в Иордании и Палестине. А что касается различных расцветок куфии, то она почти всегда состоит из белой хлопковой ткани, а некоторые имеют пестрый орнамент в красном или чёрном цвете. Куфия с красным орнаментом является самой популярной в странах Персидского залива. А чёрно-белая – в Палестине и Ливане. Красно-белые куфии носят всюду в этих областях, но наиболее тесно они связаны с Иорданией.

Тюбетейка

Переходим к тюбетейке – головному убору, наиболее распространённому среди мусульман России и среднеазиатской части бывшего СССР. Тюбетейку определяют как круглую или квадратную, островерхую или плоскую, лёгкую шапку, надеваемую прямо на голову. Её другое название – «такия».

В Средней Азии существует большое многообразие фасонов тюбетеек: есть там и конусообразные, и полусферические, квадратные и плоские. Их форма, особенности узора, цвет, предназначение отличаются друг от друга в зависимости от этнической и территориальной принадлежности.

На Северном Кавказе с тюбетейками дело обстоит проще. В большинстве своём их многообразие составляют головные уборы со свисающей с верхушки кисточкой, характерные для мусульман Чечни, и тюбетейки конусообразной формы с волнистой или прямой полосой сбоку, получившие распространение в Дагестане. Или это могут быть тюбетейки со всякого рода вышивкой и привычной надписью «made in…», которые в качестве подарка своим близким привозят с собой из хаджа паломники.

На Востоке тюбетейка выполняет функцию не только головного убора. Её также используют как основу для завязывания чалмы.

Феска

Некоторые мусульмане Турции и Северной Африки надевают феску. Форма фески – усечённый конус, в середину верхушки которого вставлена кисточка. Своё имя она получила от города Фес – одного из больших городов Марокко, который прежде имел монополию на изготовление этого головного убора. В Турции повсеместно используется традиционный известный нам тип фески – красного цвета с чёрной кисточкой. А в Тунисе, Ливии и Марокко она в два или три раза длиннее и имеет синюю шёлковую кисть.

Феска, как и тюбетейка, идеально подходит для повязывания чалмы. В 1826 году османский султан Махмуд II провозгласил феску официальным головным убором военных и чиновников, после чего она стремительно распространилась по территории Империи. Однако уже через 100 лет, в 1925, президент новой Турции Кемаль Ататюрк запретил красную шапку, и сегодня немногие турки носят классическую феску.

Читайте также:  Шуба орнелла шопен шоу

Оставшиеся головные уборы – те, которые можно встретить повсеместно, не только в мусульманских странах. А именно: кепки, бейсболки, шляпы, шапки. Многие мусульмане надевают их как в мечети, так и в общественных местах. Ношение вышеперечисленного никаким образом не противоречит религиозным правилам. Напротив, прикрытие головы является сунной Пророка (мир ему и благословение).

Важным моментом также является этика ношения головного убора. Это значит, что человеку, надевшему тюбетейку, ещё более непозволительно совершать поступки, порицаемые нашей религией.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Что носят на голове восточные мужчины: Тюрбан, тюбетейка, феска и др

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Тюбетейка

Этот головной убор чрезвычайно популярен у многих народов, его издавна носили в Поволжье и на Урале, на Кавказе, в Крыму, в Средней Азии. Привычное для русского уха название закрепилось благодаря созвучию с татарским «тубэтэй», то есть «шапочка». В других же языках тюбетейка носит разные имена, у азербайджанцев это «арахчын», узбеки называют ее «дуппи», но, например, в Самарканде этот головной убор уже зовется «калпок».

Тюбетейкам отводилась не только практическая роль – защищать голову от летней жары и зимнего холода. В старину она служила своему хозяину и как оберег – считалось, что этот головной убор способен защитить от недоброго глаза.
Тюбетейки шили по-разному: в форме конуса или четырехклинными, плоскими или островерхими, из нескольких слоев шелковой, бархатной ткани, сукна или сатина, украшали орнаментом – вышивкой или бисером. Изготовление тюбетеек традиционно было женским занятием, носили же этот головной убор все – и мужчины, и женщины, и дети.

В сороковых-пятидесятых годах прошлого века в СССР произошел настоящий бум этих головных уборов, когда тюбетейки стали носить по всей стране. Эту «моду» привезли из среднеазиатских республик те, что возвращались домой из эвакуации.
Тюбетейку могли носить как самостоятельный головной убор либо наматывая поверх нее тюрбан.

Тюрбан (чалма)

Может показаться, что тюрбан – один из атрибутов ислама, но это не так. Большой кусок ткани, обмотанный вокруг головы, а именно это представляет собой тюрбан, – очень древнее изобретение человека. Такие головные уборы носили еще в третьем тысячелетии до нашей эры, это подтверждают находки, относящиеся к культуре Древней Индии и Месопотамии.

В исламский мир тюрбаны попали от арабов домусульманского периода. Этот головной убор стал обязательным, поскольку его, согласно хадисам, носил пророк Мухаммед. Для тюрбана берут кусок ткани длиной от пяти до восьми метров, в некоторых случаях — до двадцати.

Этот головной убор традиционен и для Индии. Для сикхов ношение тюрбана – «дастара» — обязательно. А их воины – ниханги – носят тюрбаны, как и другую одежду, только синего цвета. В прошлом же воины могли носить в тюрбане оружие и вещи для похода, отчего головной убор становился массивным и тяжелым.

Ношение чалмы или тюрбана было связано с общественным положением, например, в Индии низшим кастам иметь такой головной убор было запрещено. А о значении тюрбанов можно судить по драгоценностям, что украшали их. Например, знаменитый алмаз «Кохинур», который сейчас находится среди камней британской короны королевы Елизаветы, на протяжении нескольких веков украшал головной убор раджей из династии Малавского султаната. Легенда гласила, что если камень упадет с тюрбана, народ Малвы попадет в рабство. Так, в сущности, и произошло – когда жена раджи передала алмаз в попытке умилостивить завоевателей, государство было уничтожено и стало частью империи Великих Моголов.

Считается, что в мире существует больше тысячи способов завязывания тюрбана – головные уборы выходят разными по форме, количеству складок, по тому, где располагается конец ткани – сбоку или на спине. Различаются и цвета тюрбанов у разных народов и социальных групп. Для мусульманина обычным является белый, носят также черный или зеленый тюрбан. У шиитов, как и у индийцев и пакистанцев, принято носить чалму без других головных уборов – фески или тюбетейки.

Традиционно этот головной убор носили лишь мужчины. Но с началом Возрождения и женщины стали сооружать тюрбаны. И восточная мода, в свою очередь, заимствовала европейские идеи – что произошло, например, в Османской империи, когда султан Махмуд II принял решение поменять внешний облик чиновников и солдат, включая и их головные уборы.

Феска

Сын, по некоторым версиям, французской наложницы османского правителя, Махмуд II всегда был сторонником вестернизации. В 1826 году он уничтожил корпус янычар, заменив его на новое военное подразделение – «Победоносную армию Мухаммеда». Воинам предписывалось носить высокую шапку-колпак с шелковой кисточкой — феску. Османы и раньше использовали этот головной убор, наматывая на него тюрбан. Вообще, история фески опять-таки уходит в глубину веков и уж точно за пределы эпохи ислама. Традиционный для фески цвет – красный.

Читайте также:  Шарф под розовый пуховик

Считается, что фески носили в Византии, а возможно, и раньше, в Древней Греции. Свое название головной убор получил от марокканского города Фес, где изготавливали такие шапочки, а главное – окрашивали их в красный цвет. Слово «феска» вошло в обиход османов, увидевших когда-то давно такие головные уборы в своих африканских провинциях, Тунисе и Марокко. Марокканцы и сейчас относят феску к элементам своего традиционного наряда, ее надевают и высокопоставленные должностные лица во время официальных мероприятий.

С двадцатых годов прошлого века, когда реформы Ататюрка затронули и национальный костюм, ношение фески, как и тюрбана, в Турции было запрещено и наказывалось штрафом или арестом.

Куфия

Самым простым из восточных головных уборов у азиатских и африканских народов стала куфия – платок, который защищал голову и лицо от солнцепека и песка, а еще – от холода, поскольку куфия использовалась в пустыне, где ночью температура сильно падает. Считается, что этот головной убор начали носить в городе Эль-Куфе – отсюда и название.

На территории юго-запада Азии, Аравийского полуострова, севера Африки, включая Сахару, куфия стала неотъемлемым элементом мужского гардероба. Чаще всего ее носили с обручем черного цвета – икалем, который придерживал платок на голове, в Саудовской Аравии икаль не использовали, а в Омане куфию повязывали вокруг головы на манер тюрбана. В Иордании и Палестине появился особенный способ ношения этого головного убора – арафатка, по имени лидера Палестины Ясира Арафата.

Традиционные цвета куфии – белый и красный. С приходом на восток солдат Британской империи, куфию стали носить и европейцы, ее называли «шемаг». Носили не из соображений моды – скорее, это был самый удобный способ защититься от жаркого южного солнца. А вот в мировые тренды куфия попала на рубеже тысячелетий.

Тагельмуст

Одну из разновидностей восточных тюрбанов издавна носили туареги – один из народов Северной Африки. Тагельмуст – это головной убор из хлопковой ткани, соединенный с вуалью – он закрывает и голову, и лицо. По обычаям туарегов этот кусок ткани достигает десяти метров в длину, а сама материя должна быть синего цвета – она окрашивается вручную по собственной технологии этого народа. Тагельмуст может передаваться по наследству.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Тюбетейка: сунна или элемент культуры?

Некоторые виды одежды сегодня ассоциируются с приверженцами той или иной религии. Одним из таких атрибутов служит тюбетейка, которую носят многие мусульмане во время посещения мечети, а также в обыденной жизни.

Несмотря на то, что дизайн головного убора у каждого народа свой, предназначение тюбетейки едино для всех правоверных.

Каноническое положение головного убора в исламе

В современном мире большое влияние на религию оказывают местные национальные обычаи и традиции, что, в свою очередь, привело к некоторым различиям в духовной практике, поклонении, исполнении религиозных обрядов, в воззрениях на исламские каноны у разных народов. В результате стало сложно выявить грань между религией и национальным сегментом.

Вопрос о ношении головного убора мусульманами служит тому наглядным примером. Одни верующие связывают его с предписаниями Шариата, другие – исключительно с культурой исповедующих ислам народов.

Большинство учёных относят ношение мужского головного убора к элементу религии, а некоторые и вовсе утверждают, что – это сунна. Сторонники такой позиции, как правило, сходятся во мнении, что совершение намаза без головного убора – это макрух (порицаемо). За это верующему не записывается грех, но он заслуживает порицания.

В качестве доказательства приводится аят Священного Корана:

«Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети…» (7:31)

В данном случае речь идёт не только о прикрытии аурата, но и необходимости облачиться в чистую одежду, умаститься благовониями и использовать мисвак. И некоторые богословы утверждают, что тюбетейка, чалма или иной головной убор мусульманина тоже относится к его украшениям, а значит, его ношение желательно.

Для обоснования этой позиции приводятся также и некоторые хадисы, в которых описывается, что Посланник Всевышнего (с.г.в.) постоянно носил головной убор.

Со слов сподвижника по имени Джабир ибн Абдуллах передаётся, что в день завоевания Мекки Пророк (с.г.в.) был в чёрной чалме (Муслим, Тирмизи). В другом хадисе приводятся слова самого Мухаммада (с.г.в.): «Отличительной особенностью между нами и многобожниками служит повязанная чалма» (Абу Дауд). На основании этого многие видные богословы заявляли о желательности покрытия головы, как это делал Посланник Аллаха (с.г.в.). Но исключением считается совершение паломничества, так как во время хаджа ношение головных уборов запрещено.

Есть и другая версия, утверждающая, что головные уборы у мусульманских народов – это лишь атрибут культуры, а чалму арабы носили и до Милости миров Мухаммада (с.г.в.). Т.е. Посланник Аллаха (с.г.в.), повязывая чалму, руководствовался не религиозными постулатами, а национальным обычаем.

Ношение головных уборов у арабов прижилось из-за климатических условий местности. Многие племена, проживавшие в пустынях Аравии, носили чалму для защиты от солнечных лучей. Именно этим объясняется, по мнению сторонников данной позиции, тот факт, что Пророк (с.г.в.) постоянно был в головном уборе. От арабов этот элемент культуры со временем «перекочевал» и к другим народам, принявшим ислам, трансформировался и видоизменялся. Так и появились тюбетейки у мусульман тюркского мира.

Читайте также:  Рубашка с шарфом для женщин

Виды тюбетеек

У различных тюркских народов присутствует собственное название национального головного убора. У мусульман России, большинство из которых – татары, головной убор именуется тюбетейкой. Это слово произошло от татарского «тубе» («вершина»). На территории Узбекистана её так же называют тюбетейкой, но присутствуют и собственные названия – «дуппи» и «калпок». В Таджикистане их именуют туппи (на севере страны) и токки (на юге). В Казахстане распространено название «такья», а в Туркменистане – «тахья».

У любого народа мы можем встретить разнообразие форм и цветов данного элемента гадероба. Это связано с тем, что тюбетейки издревле различались в зависимости от города проживания, социального статуса человека, пола и даже возраста. Например, классическая ферганская тюбетейка имеет строгий вид. Для нее характерно сочетание белого узора с черным фоном.

Женская же тюбетейка указывала на семейное положение ее обладательницы. Именно по тюбетейке молодой человек мог понять, замужем приглянувшаяся ему особа или нет. Причём, головному убору уделялось большое внимание и в случае, если девушка так и не смогла выйти замуж – она вынуждена была всё равно носить девичью тюбетейку.

До нас дошли тюбетейки разных видов, включая круглые и квадратные, сферические и остроконечные, заниженные и завышенные. Кроме того, вышивались они различными узорами и цветами нитей. Это зависело от многих факторов, на которые в дореволюционное время обращали большое внимание – запрещалось носить головной убор, который не соответствует твоему семейному и материальному положению, происхождению, роду деятельности и т.д.

Также мусульманский головной убор выполнял своего рода функцию защиты от тёмных сил. Согласно поверьям, тюбетейка оберегает человека от сглаза, порчи и колдовства. По этой причине запрещалось надевать чужую тюбетейку, так как люди верили, что с головным убором человеку может перейти его судьба. Особенно это касалось тюбетеек умерших.

В наши дни тюбетейка также пользуется особой популярностью у различных слоев населения, причём не только у тюрков. Некоторые предпочитают именно её иным головным уборам. Некоторые же надевают тюбетейку исключительно для походов в мечеть по пятницам и в дни праздников.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Источник

Какие существуют мусульманские головные уборы для мужчин?

В разных странах имеется свой национальный убор. Большинство людей знакомы с имиджем мусульманской женщины и отличительными чертами ее одежды. Гораздо меньше людей знают, что мусульманские мужчины должны также следовать скромному дресс-коду и носить специальные мусульманские головные уборы для мужчин.

Исторически сложилось так, что мусульмане в разных уголках мира одеты по-разному – часто следуя местным обычаям, которые предшествовали исламу, и никто обычно не беспокоился об этих различиях. В прежние времена общины были достаточно изолированы, что позволило каждому иметь свои собственные обычаи и традиции.

Мусульманский костюм с описанием и фото

Для мужчин правила исламской одежды гораздо менее ограничительны, но не менее важны:

  • они должны покрывать астрах (часть тела от пупка до колена) перед всеми неродственными женщинами;
  • нельзя носить золото и шелк или одежду из женского гардероба;
  • должны носить свою нижнюю одежду выше лодыжек.

Thobe (туника) – это длинная одежда, которую носят мусульманские мужчины. Верх обычно сшивается, как рубашка, но длина до лодыжек, крой свободный. Thobe обычно белый, но он также может быть и в других цветах, особенно зимой. В зависимости от страны вариации Thobe могут иметь названия блюдшаша (носят в Кувейте) или кандура (распространена в Объединенных Арабских Эмиратах).

Бишт – более плавный мужской плащ, который иногда носится над мужской косынкой. Он распространен среди высокопоставленных правительственных или религиозных лидеров и в особых случаях, таких как свадьбы.

Serwal – белые хлопчатобумажные штаны, которые мужчины носят под одеждой или другими типами мужских халатов, вместе с белой хлопчатобумажной майкой. Их также используют как пижаму. Эти штаны обладают эластичной талией или регулируемым шнурком. Еще эти штаны известна как mikasser.

На индийском субконтиненте мужчины и женщины носят длинные туники, которые имеют название Шальвар Камез. Их надевают над свободными брюками (шальвар), а название камез относится к тунике.

Следующий элемент мужской одежды – изар. Это широкая полоса ткани, которая оборачивается округ талии, как саронг и заправляется за пояс. Она распространена Йемене, Объединенных Арабских Эмиратах, Омане, частях Индийского субконтинента и Южной Азии.

Головные уборы мусульман

Головной убор «такия» или молитвенный колпак считаются уважительным дополнением к костюму мусульманского человека, особенно в религиозных случаях или при походе в мечеть. Тип головных уборов, которыми пользуются мусульмане, варьируются между исламскими странами в зависимости от традиции и моды.

Общие основные виды мужских головных уборов:

Гутра и Эгаль – мужской мусульманский головной убор, который представляет собой квадратный или прямоугольный платок, вместе с веревочной лентой (обычно черной), чтобы закрепить его на месте.

Источник