Меню

Чекмень это у казаков



ЧЕКМЕНЬ

Казачий словарь-справочник. — Сан. Ансельмо, Калифорния, С.Ш.А. . Составитель словаря Г.В.Губарев, редактор — издатель А.И.Скрылов . 1966-1970 .

Смотреть что такое «ЧЕКМЕНЬ» в других словарях:

ЧЕКМЕНЬ — (тат.). Верхняя татарская одежда, похожая на казакин. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЧЕКМЕНЬ верхняя мужская одежда в виде казакина. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка

ЧЕКМЕНЬ — ЧЕКМЕНЬ, чекменя, муж. (тюрк. cekmen). Верхняя мужская кавказская одежда вроде казакина. «Он был в зеленом черкесском чекмене.» Пушкин. «Можно было биться об заклад, что в жилах этого патриарха, опирающегося на посох, одетого в старомодный… … Толковый словарь Ушакова

ЧЕКМЕНЬ — ЧЕКМЕНЬ, чекменек муж., вост. крестьянский кафтан, более исподний; чекменёк, короткий полукафтан, с перехватом; дон., урал. казачий кафтан, чекменик. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

Чекмень — верхняя мужская одежда в переходной форме между халатом и кафтаном. Обычно изготавливался из сукна. Застёгивали чекмень на левом боку: крючки пришивали на край правой полы, а петли на ле­вую полу[1]. Чекмени были популярны у тюркских народов, а… … Википедия

чекмень — черкеска, бекеша, полукафтан Словарь русских синонимов. чекмень сущ., кол во синонимов: 10 • бекеша (6) • кафтан … Словарь синонимов

ЧЕКМЕНЬ — (тюрк.) верхняя мужская одежда у народов Ср. Азии, Юж. Сибири, Кавказа: суконный полукафтан в талию со сборками сзади … Большой Энциклопедический словарь

ЧЕКМЕНЬ — ЧЕКМЕНЬ, я, муж. (устар.). 1. Суконная верхняя мужская одежда халатообразного покроя, реже в виде кафтана или полукафтана. 2. Долгополая верхняя форменная одежда казачьих офицеров. 3. То же, что черкеска. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов,… … Толковый словарь Ожегова

чекмень — чекмень, род. чекменя; мн. чекмени, род. чекменей и устарелое чекмены, чекменов … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

ЧЕКМЕНЬ — чикмень, чикман, чекпень (тюрк. верх. одежда), мужской кафтан из сукна у народов Средней Азии, Южной Сибири и Восточной Европы … Этнографический словарь

чекмень — чекмень, чикмень, чикман, чекпень (тюрк. — верхняя одежда), мужской кафтан из сукна у народов Средней Азии, Южной Сибири и Восточной Европы … Энциклопедия «Народы и религии мира»

чекмень — я; м. [тюрк. чекмен] 1. Старинная мужская одежда в виде полукафтана в талию со сборками сзади. Накинуть ч. на плечи. Снять ч. // Верхняя одежда такого покроя у казаков. Казачий ч. 2. В странах Востока: верхняя мужская одежда в виде халата.… … Энциклопедический словарь

Источник

Значение слова «чекмень»

1. Старинная мужская одежда кавказского типа — суконный полукафтан в талию со сборками сзади. Кто ж этот путник? русский? нет. На нем чекмень, простой бешмет. Лермонтов, Измаил-Бей.

2. Верхняя с длинными полами одежда у казаков; мундир казачьего офицера. У крыльца их встретили слуги, расторопные, совсем не похожие на пьяницу Петрушку, хоть на них и не было фраков, а козацкие чекмени синего домашнего сукна. Гоголь, Мертвые души. Казаки, старые и молодые, в мундирах, в «чекменях», в форменных фуражках, — все поглядывали на уезженную, пыльную дорогу. Серафимович, Степные люди.

3. Верхняя мужская одежда восточного покроя, сшитая халатом. В глубине переулка показался молодой всадник в темно-зеленом чекмене, туго стянутом пестрым поясом. Ян, Чингнз-хан.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Чекмень (тат. чепкен — верхняя одежда) — верхняя мужская одежда в переходной форме между халатом и кафтаном. Обычно изготавливался из сукна. Застёгивали чекмень на левом боку: крючки пришивали на край правой полы, а петли — на ле­вую полу. Чекмени были популярны у тюркских народов, а также являлись элементом одежды у казаков.

ЧЕКМЕ’НЬ, я́, м. [тюрк. cekmen]. Верхняя мужская кавказская одежда вроде казакина. Он был в зеленом черкесском чекмене. Пушкин. Можно было биться об заклад, что в жилах этого патриарха, опирающегося на посох, одетого в старомодный казачий чекмень, течет чистейшая кровь кавказских горцев. Шолохов. Снаряжу коня, наточу булат, затяну чекмень, полечу в леса. А. Кольцов.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

чекме́нь

1. истор. старинная мужская одежда кавказского типа — суконный полукафтан в талию со сборками сзади ◆ Как теперь вижу его в коротенькой люстриновой поддевке, в таковых же шароварах, заправленных за сапоги, и в сером мужицком чекмене, который он носил вместо осеннего пальто. Д. Н. Мамин-Сибиряк, «В худых душах», 1882 г.

2. истор. верхняя с длинными полами одежда у казаков; мундир казачьего офицера ◆ Само знамя сняли с древка; велели и уряднику снять с себя чекмень; потом сам полковник вдвоем с сотенным командиром стали обматывать знамя вокруг тела молодого человека; когда обмотали и укрепили, он надел опять чекмень свой и аккуратно застегнулся, а сверх чекменя надел и тоже застегнул плотно серую шинель. К. Н. Леонтьев, «Сдача Керчи в 55-м году (Воспоминания военного врача)», 1887 г.

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: страховщик — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

ЧЕКМЕНЬ

Смотреть что такое ЧЕКМЕНЬ в других словарях:

ЧЕКМЕНЬ

ЧЕКМЕНЬ, -я, м. (устар.). 1. Суконная верхняя мужская одеждахалатообразного покроя, реже в виде кафтана или полукаф- [ тана. 2.Долгополая верхняя форменная одежда казачьих офицеров. 3. То же, чточеркеска. смотреть

ЧЕКМЕНЬ

чекмень м. устар. 1) а) Верхняя мужская кавказская одежда, напоминающая казакин. б) Старинная одежда русских горожан такого покроя. 2) Верхняя форменная долгополая одежда казачьих офицеров. 3) Старинная верхняя мужская крестьянская одежда.

ЧЕКМЕНЬ

чекмень черкеска, бекеша, полукафтан Словарь русских синонимов. чекмень сущ., кол-во синонимов: 10 • бекеша (6) • кафтан (33) • одежда (297) • полукафтан (8) • чекменек (5) • чекменишко (1) • чекпень (1) • черкеска (3) • чикман (1) • чикмень (1) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: бекеша, кафтан, одежда, полукафтан, чекпень, черкеска, чикман, чикмень. смотреть

ЧЕКМЕНЬ

ЧЕКМЕНЬ(тат.). Верхняя татарская одежда, похожая на казакин.Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н.,1910.ЧЕКМЕНЬверхн. смотреть

ЧЕКМЕНЬ

-я́, м. 1.Старинная мужская одежда кавказского типа — суконный полукафтан в талию со сборками сзади.Кто ж этот путник? русский? нет. На нем чекмень, п. смотреть

ЧЕКМЕНЬ

(тюрк.) 1. Старинная мужская верхняя одежда из сукна, шитая наподобие кафтана, в талию, со сборками сзади. 2. Верхняя длиннополая одежда у казак. смотреть

ЧЕКМЕНЬ

старинная верхняя одежда Казаков; Ч. шился из сукна в талию и с широкими рукавами, стянутыми в запястье манжетом; по основным линиям кроя и по способу запахивания правой полы на левую, подобен скифским кафтанам с древних изображений, а также кавказской черкеске. Расхожий Ч. длиною до колен, а праздничные на 15 или 20 сантиметров длиннее, передние полы цельные, спина разрезная по талии, грудь открытая почти до пояса, как в черкеске, полы обшиты кругом широкой парчевой или узорчатой цветной ширинкой; рукава часто имели разрез по внешнему шву между локтем и плечом, так что их можно было откидывать за спину. Парадный Ч. носился в распашку поверх бешмета и холодного оружия, а расхожий стягивался поясом, на котором снаружи навешивалась шашка. (По рисункам А. И. Ригельмана). смотреть

ЧЕКМЕНЬ

1) Орфографическая запись слова: чекмень2) Ударение в слове: чекм`ень3) Деление слова на слоги (перенос слова): чекмень4) Фонетическая транскрипция сло. смотреть

ЧЕКМЕНЬ

чекмень чекме́ньм., род. п. -еня́ «крестьянский кафтан, казацкий кафтан с талией», донск. (Шолохов), уральск. (Даль), укр. чекмíнь «верхняя одежда мещ. смотреть

ЧЕКМЕНЬ

м., род. п. -еня «крестьянский кафтан, казацкий кафтан с талией», донск. (Шолохов), уральск. (Даль), укр. чекмiнь «верхняя одежда мещан», чекман «татарская верхняя одежда», польск. czekman, сzесhmаn – то же.Заимств. из тур., тел., чагат., уйг., крым.-тат. cakman «верхнее платье», тат. cikman «суконный кафтан» (Радлов 3, 1956, 2113); см. Мi. ЕW 418; ТЕl. I, 275; Бернекер I, 139; Готьо, МSL 16, 87 и сл.; Локоч 33; Менгес, Glossar 707 и сл.; Рясянен, Мel. Мikkola 275. См. сукман. смотреть

ЧЕКМЕНЬ

ЧЕКМЕНЬ чекменя, м. (тюрк. cekmen). Верхняя мужская кавказская одежда вроде казакина. Он был в зеленом черкесском чекмене. Пушкин. Можно было биться об заклад, что в жилах этого патриарха, опирающегося на посох, одетого в старомодный казачий чекмень, течет чистейшая кровь кавказских горцев. Шолохов. Снаряжу коня, наточу булат, затяну чекмень, полечу в леса. А. Кольцов.

ЧЕКМЕНЬ

(2 м), Р. чекменя/; мн. чекмени/, Р. чекмене/йСинонимы: бекеша, кафтан, одежда, полукафтан, чекпень, черкеска, чикман, чикмень

ЧЕКМЕНЬ

корень — ЧЕКМЕНЬ; нулевое окончание;Основа слова: ЧЕКМЕНЬВычисленный способ образования слова: Бессуфиксальный или другой∩ — ЧЕКМЕНЬ; ⏰Слово Чекмень со. смотреть

ЧЕКМЕНЬ

чекмень сущ.муж.неод. (1) ед.пр. в высокой шапке, в желтом чекмене, в синем кафтане, с висячимиПут2.

ЧЕКМЕНЬ

чекме́нь, чекмени́, чекменя́, чекмене́й, чекменю́, чекменя́м, чекме́нь, чекмени́, чекменём, чекменя́ми, чекмене́, чекменя́х (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») . Синонимы: бекеша, кафтан, одежда, полукафтан, чекпень, черкеска, чикман, чикмень. смотреть

ЧЕКМЕНЬ

чекме́нь, -я́; р. мн. чекмене́йСинонимы: бекеша, кафтан, одежда, полукафтан, чекпень, черкеска, чикман, чикмень

ЧЕКМЕНЬ

чикмень, чикман, чекпень (тюрк.- верх. одежда), мужской кафтан из сукна у народов Средней Азии, Южной Сибири и Восточной Европы.Синонимы: бекеша, кафт. смотреть

ЧЕКМЕНЬ

чекмень, чекм′ень, -я, м. (устар.).1. Суконная верхняя мужская одежда халатообразного покроя, реже в виде кафтана или полукафтана.2. Долгополая верхняя. смотреть

ЧЕКМЕНЬ

ЧИКМЕНЬ (тюрк.) — традиционная верхняя мужская одежда: у народов Кавказа — суконный полукафтан в талию со сборками сзади; у народов Средней Азии и Южной Сибири — суконный халат; на Руси — крестьянский кафтан, обычно исподний. смотреть

ЧЕКМЕНЬ

ЧЕКМЕНЬ, -я, м. (устар.). 1. Суконная верхняя мужская одежда халатообразного покроя, реже в виде кафтана или полукаф- [ тана. 2. Долгополая верхняя форменная одежда казачьих офицеров. 3. То же, что черкеска. смотреть

ЧЕКМЕНЬ

Заимств. в XIX в. из татар. яз., где чикмән — «суконный кафтан».Синонимы: бекеша, кафтан, одежда, полукафтан, чекпень, черкеска, чикман, чикмень

ЧЕКМЕНЬ

чекм’ень, -‘яСинонимы: бекеша, кафтан, одежда, полукафтан, чекпень, черкеска, чикман, чикмень

ЧЕКМЕНЬ

-я〔阳〕捷克曼(高加索男子上衣, 腰间有褶). Синонимы: бекеша, кафтан, одежда, полукафтан, чекпень, черкеска, чикман, чикмень

ЧЕКМЕНЬ

ЧЕКМЕНЬ, чекменек м. вост. крестьянский кафтан, более исподний; чекменёк, короткий полукафтан, с перехватом; донск. урал. казачий кафтан, чекменик.

ЧЕКМЕНЬ

עטיפהСинонимы: бекеша, кафтан, одежда, полукафтан, чекпень, черкеска, чикман, чикмень

ЧЕКМЕНЬ

Ударение в слове: чекм`еньУдарение падает на букву: еБезударные гласные в слове: чекм`ень

ЧЕКМЕНЬ

ЧЕКМЕНЬ (тюрк .), верхняя мужская одежда у народов Ср. Азии, Юж. Сибири, Кавказа: суконный полукафтан в талию со сборками сзади.

ЧЕКМЕНЬ

ЧЕКМЕНЬ (тюрк.) — верхняя мужская одежда у народов Ср. Азии, Юж. Сибири, Кавказа: суконный полукафтан в талию со сборками сзади.

ЧЕКМЕНЬ

сущ. муж. родачекмінь

ЧЕКМЕНЬ

чекме’нь, чекмени’, чекменя’, чекмене’й, чекменю’, чекменя’м, чекме’нь, чекмени’, чекменём, чекменя’ми, чекмене’, чекменя’х

ЧЕКМЕНЬ

верхняя мужская одежда у народов Средней Азии, Южной Сибири, Кавказа: суконный полукафтан в талию со сборками сзади.

ЧЕКМЕНЬ

Начальная форма — Чекмень, винительный падеж, единственное число, мужской род, неодушевленное

ЧЕКМЕНЬ

ЧЕКМЕНЬ. Заимств. в XIX в. из татар. яз., где чикмән — «суконный кафтан».

ЧЕКМЕНЬ

чекме́нь (тюрк.) кавказький верхній чоловічий одяг.

Источник

Чепкен(чекмень, черкеска ), чоха- скифо-хазарский (тюрский) костюм.

чикмень, чикман, чекпень ,чоха (тюрк.- верх. одежда), мужской кафтан из сукна у народов Средней Азии, Южной Сибири и Восточной Европы. Именно этими тюркскими терминами называли горский костюм до прибытия на Кавказ русского населения, что отображено во многих исторических и художественных источниках. Поэтому название «черкеска» не объясняет истинного происхождения данного вида одежды, как пытаются некоторые уверить.

Читайте также:  Перешить мутоновую шубу выкройки

( от тур. çoha, çuha ≈ сукно) , верхняя мужская одежда из сукна.

Чекмень м обл. (вост.-рус), устар. крестьянский кафтан || чекменёк короткий полукафтан с перехватом || (дон., Урал.) чекмёник казачий кафтан (Даль, 4, 587). Соколов, 1834 чекмёнъ; Опыт, 1852 чекмёник; Ушаков, 4, 1246 чекмень ( тюрк . cakman) (Сл. Акад., 1965, 17, 816, 817). Огиенко считает чекмёнъ заимств. от татар , относя его к татаро-монгольским словам (1915, 33, 31). Чаг.-тат. чик-мэн, кирг. чекмен || чекпен, каз. шекпен. Верхняя мужская одежда, общее описание которой дано у Будагова (Словарь, 482), а этнографическое у Воробьева. В Codex Cumanicus, естественно, цекмен (Дмитриев, 1958, 35). Фасмер также приводит тюркские соответствия со ссылкой на Радлова (4, 325, 326). Радлов чтман (казан.) = чдоолдон суконный кафтан; чакман ( тур., чат., тел., крым., тзф.) = чакпан 1. (тел., чаг.) сукно; 2. (чаг., тур.) плащ; 3. (тур.) широкие брюки; 4. (тар.) платье с подкладкой (3, 1956); чапкан (тур., тел.), вм. чакман, чакпан 1. (тел.) сукно, шерстяная материя; 2. (тел.) суконный кафтан; 3. (тур.) короткий суконный кафтан с длинными разрезными рукавами (3, 1995, 1996); чакпан (алт., тув.5, тел.) = чакман сукно, шерстяная материя (3, 1956). ср. кирг. чекмен, чепкен 1. род верхней мужской стеганой. одежды. 2. суконный халат без подкладки ; то же, что кементай (верхняя одежда из войлока) (Юдахин, 1965, 855, 858, 371); кк. шекпен чекмень (Кк.-рус. сл., 1957, 733).

Чепкен, чуха (черкеска) была прототипом распространённой одежды у хазар(тюрков) и была заимствована впоследствии другими народами Кавказа.

На серебряном хазарском блюде в сцене единоборства двух богатырей можно увидеть хазарский костюмный комплекс. Он состоял из распашного, приталенного, подпоясанного кафтана, запахнутого налево с отворотом по вороту, длинных штанов, заправленных в сапоги, и головного убора в виде повязки (на одном из персонажей). Оба борца одеты в кафтаны из одинаковой ткани, идентичен и материал поясной одежды.

Изображенный на упомянутом блюде покрой кафтанов встречается на некоторых других памятниках искусства. В частности, на фреске из Афрасиаба изображен тюрок в запахнутом налево приталенном распашном кафтане, ворот которого тоже имеет отвороты (см. [Альбаум, 1975, рис. 5]). Мужские платья такого же покроя можно видеть на росписях в Кизиле, Тарашлыке и в Кучаре. Согдийский вариант тюркского кафтана зафиксирован в росписях Пенджикента.

На мужскую одежду раннего средневековья в Иране, Средней Азии или Византии оказали мощное воздействие тюркоязычные кочевники евразийских степей — авары, булгары, хазары. Повсеместно прослеживается влияние тюрок не только на одежду, но и на доспехи, и конскую упряжь [Распопова, 1970, с. 86-91]. Даже автор знаменитого византийского военного трактата VI в. “Стратегикон” Маврикий рекомендовал: «Одежда самих воинов должна быть просторна, длинна и красива, как у авар» [Маврикий Стратег, 1903, с. 17].

Покрой северокавказских кафтанов соответствовал крою тюркской плечевой одежды. Особенно наглядно это иллюстрирует кафтан, найденный в Мощевой Балке. Он сшит из иранской ткани с изображениями Сэнмурва, но по тюркскому канону.Крой средневекового кафтана вполне соответствует описанию черкески, приведенному Е.Н.Студенецкой: «Черкеска, обтянутая по фигуре, от пояса плавно расширялась книзу при помощи особого кроя спины и клиньев. Боковые швы у подола оставляли незашитыми на 10-12 см» [Студенецкая, 1989, с. 87]. Традиция застежки встык, состоящей из матерчатых пуговиц и петелек, часто пришитых на полочке верхней одежды, или представляющей собой несколько пар галунов с металлическими пуговицами, фиксируется в кавказском костюме с раннего средневековья и встречается среди найденных изделий XI-XV вв. Таким образом, можно констатировать, что бытовавший в средние века покрой верхней одежды не только сохранился в этнографическом платье, но стал господствующим, типичным в одежде народов Северного Кавказа.(рис.1)

Однако наибольшее воздействие на развитие северокавказских народов оказал Хазарский каганат. Аланская правящая династия состояла в родстве с хазарской, заимствовала у хазар их титулатуру, подражая хазарскому двору, носила их костюм, который в VII в. представлял собой базовый костюм мужского населения Северного Кавказа. В могильниках, связанных с аланским этносом, обнаружены целые формы одежд, обуви, головных уборов этого периода (Рис 2).

Конструкция мужского кафтана основывалась на распашном характере кроя. Он был отрезным немного ниже линии талии, имел левый запах и рукав, превышающий длину руки (Рис 3)

Холщовый кафтан, обнаруженный в Подорванной Балке В.Н.Каминским и И.В.Каминской, состоял из 20 деталей. Из выкройки видно, что аланским мастерицам была известна система косого кроя и вытачек, позволяющая убирать излишки ткани в области торса, благодаря чему достигался эффект облегания туловища.

Поясная одежда средневекового населения Северного Кавказа была однотипной для мужчин и женщин. Она включала штаны, чулки, ноговицы и кожаные носки. Короткие штаны кроили из трех квадратов. Этот покрой был распространен в кочевническом мире с гуннских времен. Верх обрабатывали крайне узким рубцом, в который невозможно было продеть шнур. Поэтому штаны закрепляли на поясе при помощи стягивающего ремня. Детали соединяли обметочным швом “через край”. Технологически короткие штаны изготовляли небрежнее по сравнению с тщательной обработкой кафтанов. Видимо, это происходило потому, что штаны были скрыты под верхней одеждой.В VII-XI вв. рассмотренный покрой одежды был основным у населения Северного Кавказа. Приталенно-расклешенный кафтан, остроконечные шапки и мягкие высокие сапоги составляют основной набор предметов мужского костюма персонажей, изображенных на стенах гробницы с реки Кривой, а также на каменной плите, обнаруженной в Кочубеевском районе Ставропольского края.

Источник

Тайны мира и человека

Как менялась казачья походная амуниция

В статье рассматривается эволюция казачьей военной формы, в основном происходившая в течение XIX века. От традиционной одежды разных казачьих областей до формы единого образца. В качестве иллюстраций представлены рисунки-реконструкции автора.

Сегодня, заходя в зал Военной галереи Государственного Эрмитажа, невольно останавливаешься у монументального полотна П. Хесса «Сражение при Тарутине 6 октября 1812 года». На картине запечатлена атака казаков на французскую кавалерию. Мы видим прославленных лейб-казаков, бесстрашные сотни «донцов», лихую казачью артиллерию, несущуюся в бой. Блестяще нарисованы всадники, их форма, снаряжение и оружие. Но почему-то не покидает чувство приукрашенности происходящего. Действительно, большинство персонажей нарисованы в летней форме, несмотря на холодное время года. У Хесса в основном форма одежды парадная и образцов более позднего периода. К примеру, донские артиллеристы в 1812 году носили синие, а не зеленые куртки и чекмени. Известно, что парадную форму берегли, а для военных походов использовали домотканую одежду «казачьего покроя».

Придворного живописца понять просто. Большинство заказных батальных картин XIX века выполнены в «парадном» стиле. Естественно, и главные герои этих полотен рисовались во всем величии и красоте. Сама война изображалась как эффектное, колоритное зрелище. Этой позиции продолжают следовать некоторые современные художники, авторы статей и книг по истории казачества (при отборе рисунков). В результате тиражируется шаблонный, в какой-то степени однобокий образ казачества. Мы попытаемся проанализировать имеющиеся письменные, иконографические источники и фотодокументы и на их основе реконструировать характерные типы казаков на войне.

В период распада Золотой Орды в степь («Дикое поле») уходили отряды опытных воинов-славян, оказавшихся не у дел. Здесь они обеспечивали свое существование охотой и рыбной ловлей, а также захватом военной добычи. По профессиональному интересу и по православной вере они объединялись с другими отрядами степняков и образовывали военные общины («братства»). Жизнь в степи была крайне опасной и непредсказуемой, поэтому больше всего ценилось не одеяние, а оружие и конь. Главное требование к одежде — удобство и функциональность. Часто перед лицом врага воины оголяли торс, показывая, что не дорожат жизнью и будут биться насмерть. Эта боевая традиция известна со времен походов князя Святослава и сохраняется у казаков по сей день. Таких бойцов называли «оторвами», позднее — «характерниками». Они обладали способностями усиливать в сражении свой физический потенциал и тем самым становиться неуязвимыми. Из них вырастало будущее казачество.

На реконструкции 1 изображен молодой всадник «в смертном задоре», в походной одежде. Он без защитного головного убора, сбросил серый армяк, полотняную рубаху и устремился на врага. Конь и казак составляют единое целое. У коня грива подстрижена, чтобы не мешала в бою, оставлена только челка. У всадника традиционные борода и усы, которые олицетворяли волю, воспринимались как сакральный символ. Такой же символ — серьга в ухе. Прическа «айдар» — стрижка вкруг всей головы обрубом, не в скобку. Казак одет в красные шаровары, которые носили молодые воины. На ногах распространенные башмаки — невысокая обувь из кожи теленка на толстой подошве, с кожаными ремнями, при помощи которых закреплялась на ноге, обмотанной куском шерстяной ткани. Воин опоясан кожаным ремнем, украшенным медными и серебряными бляшками, к которому прикреплялся кинжал или сабля. Дополняют вооружение лук и колчан со стрелами.

Со временем образ казачества претерпевал изменения. Первые подробные описания казаков «на походе» середины XVI века оставил генерал А.А. Ригельман. Они настолько непривычны, что их старались и стараются не замечать, относят к разряду небылиц. Записанные Ригельманом в конце XVIII столетия донские предания сообщают, что, узнав о неудачных попытках Ивана Грозного взять Казань, казаки на своем Кругу решили оказать ему помощь. Собираясь на войну, «атаман послал часть казаков к устью реки Дон и велел настрелять птиц баб и привезти великое количество перьев их. Сими перьями убрал он поверх одежды, с головы и до ног, войско свое, и так пышно, что каждой человек представлялся превеличайшим страшилищем. Он вооружил их всех военною сбруею, как-то: копьями, ружьями, саблями, луками и стрелами и прочим, кто что имел и привел под Казань на помощь Ивану Грозному». Вид этих воинов, по преданию, сильно испугал царских воевод. Посланец царя, приблизившись к лагерю, смог только спросить: «Люди они или привидение?» В ответ громогласно раздалось, «что люди они, да и русские вольные, пришедшие с Дону царю московскому помогать взять Казань и за Дом пресвятыя Богородицы все свои головы положит».

При системном изучении приведенных сведений ничего необычного в них не обнаруживается. О воинах отборных передовых отрядов в степном пограничье, с избытком украшавших себя перьями, писали западные путешественники. Они изображены на немецких гравюрах XVI века и в альбоме-отчете 1567 года французского офицера Николя де Николаи, проехавшего до Стамбула в 1551-м. В Турции «крылатых» всадников называли «дели». По всей видимости, казаки, выступая на войну, использовали этот прием, с одной стороны, для маскировки (ввести противника в заблуждение), с другой — для устрашения. При атаке, особенно конной, конструкции из перьев издавали пугающий шум, в схватке не позволяли накинуть аркан. Облик «казаков-страшилищ» можно представить по современным историческим фильмам, где показаны крылатые польские гусары второй половины XVII века.

Следует также иметь в виду, что на Дону и его притоках в избытке селились дикие лебеди и гуси (серые и белые), а название реки Хопер, по Далю, толкуется как «притон диких гусей». Логично предположить, что соперники казаков, видя их в бою, называли их по-своему — белый гусь. Через сто лет «крылья» за спиной всадника стали признаком доблести, благородства и особого статуса. «Крылатые воины» служили в конном эскорте царя Алексея Михайловича.

На реконструкции 2 изображен конный бородатый казак под Казанью, пышно украшенный птичьими перьями (по описаниям Ригельмана). В холодную погоду он одет в синий зипун — удобную для верховой езды распашную одежду из грубого сукна или шерсти, без ворота, полуприлегающего, расширенного к низу силуэта, с узкими длинными рукавами, с застежкой справа налево на крючки или кожаные пуговицы. На зипун одета кольчуга, на которую, в свою очередь, наброшена самодельная куртка из рыси мехом наружу. Голова защищена шлемом с бармицей, поверх которого надета шапка с широким мерлушчатым околышем и цветным суконным колпаком. На ногах — традиционные шаровары, заправленные в мягкие сапоги: без них невозможно было скакать на лошади и управлять ею. Всадник вооружен луком со стрелами, саблей и пикой, к древку которой вверху привязан пук птичьих перьев.

Читайте также:  Шапка по украински как будет

со стрелами, саблей и пикой, к древку которой вверху привязан пук птичьих перьев.
Внешний вид казаков мало изменился и в XVIII веке. Остались в прошлом экзотические и устаревшие предметы, но одежду «старинного покроя» и традиционное оружие казаки отстояли. В период всеобщего переодевания в «немецкое платье» власти побоялись подчинить казаков новым порядкам и высочайшее пожаловали их «кафтаном и бородой». С этого времени кафтан стал отличием и основой казачьей одежды. Его вместе с бешметом носили и на службе, и в быту.

Старинный бешмет представлял собой распашную рубашку длиной до колен, с прямыми цельными полами, с небольшим стоячим воротником и узкими рукавами. Он застегивался на груди до талии на пуговицы или крючки. По вороту и борту мог обшиваться тесьмой или галуном. Кафтан известен как вид однобортной распашной одежды с «низким воротником, который не застегивался на шее, а открытый шел до половины груди, так что бешмет оставался открытым и видным; с половины груди у кафтана были застежки или крючки». Рукава верхнего кафтана делались разрезными спереди от плеча до локтей, так что могли быть надеты на руки или откинуты и завязаны за спиной.

Парадный кафтан имел пышные рукава, по воротнику, борту и на прорезях под мышками обшивался галуном широким или узким, смотря по званию: широким — у старшин и узким — у младших чинов. Галун на кафтанах нашивался и сзади по швам — от талии до мышц или плеч. Кафтан подпоясывался цветным кушаком с золотистыми кистями.

В середине 1770-х годов правительство сделало попытку регламентировать традиционную одежду и установить казачьим формированиям цвета парадной одежды. При этом бешмет был назван полукафтаном, папаха — меховой шапкой. Одежду предполагалось шить из светло-синего, красного, малинового и коричневого сукна. На местах не последовали этому начинанию, некоторый отклик оно нашло только в среде казачьей старшины.

Основной тон в казачьей одежде задавали донцы. Побывавший на Дону в конце XVIII века иностранец И.Г. Георги отмечал преобладание синего цвета в верхней одежде казаков, при этом шаровары большей частью изготавливались из красного сукна. По его наблюдению, «шаровары у казаков походят на турецкие, только гораздо поуже, почти полушаровары. На голове носят шапки с круглыми, из овчинок, высокими околышами. По кафтану подпоясываются рядовые сабельным опоясьем или же поясом камлотовым и других материй, но старшины сверх опоясья сабельного имеют шелковые персидские или польские поясы, сабли носят на полукафтанье. Полусапоги черного сафьяну или простой кожи, но [у] старшины часто — красные или желтые».

На реконструкции 3 изображен бывалый донской казак с неизменными бородой и усами. Он одет в ношеные синие домотканый кафтан и суконный бешмет, рукава которого продеты в прорези кафтана и выпущены наружу. Кафтан подпоясан красным кушаком с желтыми кистями. За кушак заткнут пистолет. Под кушаком — поясная портупея, на которой висит сабля. Через правое плечо перекинуто ружье, с обмотанным куском материи ударным замком, через левое плечо — кавалерийская патронная сумка. Традиционные шаровары — красные, полусапоги — черные. К седлу приторочены походные сумы. Завершают боевой образ казака черная папаха с красным верхом, перчатки с крагами и пика с красным древком — «дончиха».

Как известно, казаки, отправляясь на войну, готовили «справу» сами и за свой счет. Они одевали не парадный, а домашний кафтан или халат, бешмет или длинную рубашку с пуговицами; часто полы их заправлялись в шаровары, которые заворачивались в полусапоги. Оружие было свое — «дедовское» или трофейное: в необходимый комплект входили сабли или шашки, ружья или карабины, всегда — пики и пистолеты. Обязательной и незаменимой вещью считалась высокая папаха, чуть расширенная книзу. Для войны папахи шились в основном из меха барана, реже — волка и медведя, так как эти меха смягчали удар сабли, благодаря своей специфике. Дополняли наряд разнообразные кушаки, выполнявшие и гигиенические функции (использовались как полотенце). В таком виде предстают казаки на зарисовках очевидцев — Г. Бонбри, Й. Вольца, X. Гейслера, К. Жернеля, Ф. Лежена, Л. Эльмера и других.

На полях сражений своим видом выделялись уральские казаки. Они предпочитали кафтану привычный им широкий халат. Он кроился с боковыми клиньями и шалевидным воротником, с широкими рукавами, позволявшими в холодную и ветреную погоду убирать вожжи вместе с кистями рук в рукав. Халат не имел застежек и запахивался на правую или на левую сторону, что зависело от желания казака. Шился из шерстяных, часто пестрого цвета, тканей; для летнего времени — из нанки и других легких материй. Были распространены халаты, сшитые из шкур мехом внутрь, а также изготовленные из конских шкур мехом наружу. Для подвязывания халата использовался длинный кушак.

Под халат надевали бешмет. У уральцев он кроился прямым спереди, с отрезной спинкой и пришивными клиньями сзади. По свидетельству старожилов XIX века, «часто он шился таким образом, что перед бешмета был шелковый, а спина и рукава из китайки или другой какой-либо недорогой материи». Шаровары были широкие, суконные или нанковые, шились удобными для верховой езды и заправлялись в мягкие азиатские сапоги. Иногда шаровары носились навыпуск.

На реконструкции 4 изображен уральский казак на марше. Он одет в халат-яргак, сшитый из шкурок двух-трехмесячных жеребят, шерстью вверх. Яргак надевался поверх основных одежд и хорошо защищал от ветра и дождя, не портился от влажности. Одежда подвязана малиновым кушаком, за который заткнут пистолет. На поясной портупее под кушаком — восточная сабля и принадлежности для стрельбы — сумки для пуль и пороха, натруска. На ремне через правое плечо висит ружье с вилообразной подставкой, прикладом вперед с обернутым тонкой шкурой ударным замком. Пика — с металлическими оковами древка (для прочности). На голове традиционная шапка с высоким малиновым колпаком, в правой руке — нагайка.

Типы уральских казаков запечатлены иностранными художниками-современниками Т. Вебером, Ж. Пишоном, Р. Портером, К. Берне. На некоторых гравюрах бросается в глаза отсутствие у многих «уральцев» холодного оружия. Это соответствует утверждениям уральских старожилов, что первоначально сабли казаки не любили, считали их бесполезными и поэтому обзывали «темляками».

Предметом особой заботы и гордости уральского казака была борода, которую называли «отечеством» и считали знаком принадлежности к казачьему роду. Примечательно, что все попытки властей «обрить» уральцев не имели успеха.

В 1801 году было принято решение ввести единую казачью форму одежды, предварительно испытав ее на строевых казаках Донского казачьего войска. Власти пошли путем соединения кафтана и бешмета. В результате получился новый вид одежды — однобортный длинный чекмень. Попутно бешмет укоротили и переделали в куртку.

Первые форменные чекмени шились из темно-синего сукна, со стоячим воротником и застежкой на крючки. Воротники и пришивные обшлага по швам полагалось обшивать красным кантом. Куртка делалась короткой или удлиненной, но заправлялась в шаровары и пристегивалась к ним с внутренней стороны на пуговицы. Место соединения надежно скреплялось широким цветным кушаком. Прежние шаровары с мотней немного сузили и боковые швы закрыли широкими цветными лампасами, с этих пор ставшими официальным отличием степовых казаков. В качестве головного убора ввели меховой кивер — высокую шапку из черных смушек с висячим верхом из красного сукна. Новшеством также стали погоны у казаков, витые жгуты (затем — эполеты), шарфы-пояса и шпоры у казачьих офицеров. Позднее эту форму одежды с некоторыми особенностями распространили на другие казачьи войска.

На реконструкции 5 представлен собирательный образ строевого донского казака, развернувшегося в атаку с походного положения. Он надел на войну форменный чекмень с погонами, походные шаровары, обшитые кожей, и самодельную высокую фуражку с козырьком. Шаровары нового образца (с красными лампасами) выпущены на сапоги с каблуками. Чекмень подпоясан портупеей, на которой висит легко-кавалерийская сабля. Портупея закрыта широким черным кожаным ремнем с накладным карманом посередине и двумя кобурами по бокам, в которые вставлены кремневые пистолеты. Через правое плечо перекинуто ружье, подготовленное к стрельбе, через левое — одета перевязь с лядункой. В руке, прижатой к боку, казак держит пику с красным древком, которую по донской привычке положил между ушами лошади.

Донские казаки в чекменях. В середине «баклановский» чекмень с напатронниками.

В ходе военных кампаний казаки усовершенствовали свой костюм. Большинство нижних чинов стали носить произвольные суконные фуражки, а на шапках — черные чехлы. Широкие и свободные шаровары приспособили для того, чтобы в них можно было заправлять всю куртку. Верх их настолько удлинили, что порой он доходил до середины груди, дополнительно утепляя ее после тугого стягивания кушаком. Такие шаровары защищали казака от ветра и переохлаждения. Для прочности их наиболее трущиеся части нередко обшивали кусками кожи. В холодное время года поверх одежды одевали бурки, полушубки, позднее — шинели. Бурка в походе считалась незаменимой. Она защищала от дождя, снега, холода, жары, ветра. На привале служила подстилкой и одеялом одновременно. Наброшенная на колья, играла роль заслона или палатки. Надетая на плечи, маскировала оружие и спасала его от сырости. Большой популярностью пользовался балахон — валенный из овечьей или верблюжьей шерсти плащ с капюшоном. По нему скатывалась вода, в сильные морозы он не лопался, как кожаные вещи.

Колоритные образы казаков мы видим на зарисовках с натуры, выполненных художниками К. Вагнером, X. Гейслером, И.А. Клейном, С. Кристофором и другими. Содержащаяся в их работах информация об одежде, вооружении и снаряжении, особенностях их ношения и применения позволяет скорректировать сложившиеся представления о казаках в период войн с Наполеоном.

Все свое имущество донец везет с собой. Оно уложено в походные сумы и приторочено с обоих боков лошади. Вещи укрыты синим суконным чепраком с красной обшивкой. Сверху закреплена кожаная подушка, на которой сидит всадник.

В таком виде казаки возвращались победителями домой. Овеянные славой чекмень и шаровары с лампасами прижились на Дону, их стали носить не только на службе, но и донашивать дома. Таким образом казак всегда был одет по форме и готов в любое время выступить в поход.

Казаки обладали способностями быстро приспосабливаться к условиям честности, где приходилось воевать. Это помогло им успешно выдержать испытания, выпавшие на их долю на Северном Кавказе.

Первоначально донские полки, оказавшись на Кавказской линии, показывали себя не с лучшей стороны. В условиях предгорий и лесных трущоб пики-дончихи в неумелых руках превращались в бесполезную и обременительную вещь. «Камыш идет!» — насмешливо кричали старые опытные бойцы, завидев сотню донцов с поднятыми вверх пиками. Положение изменилось, когда полками стал командовать родовой казак, блестящий офицер Яков Петрович Бакланов. Он обучил казаков владению пикой и шашкой, значительно улучшил содержание строевых коней. Форменные чекмени отправил на хранение в походные сундучки, а казаков заставил добывать в бою и носить одежду поверженного противника. Особо ценились кавказские шашки, кинжалы и легкие винтовки. Сам Бакланов виртуозно владел всеми видами оружия, мог ударом шашки развалить всадника от шеи до седла. Он одевал летом красный бешмет и трофейное оружие, зимой «наряжался в бурку, или овчинный тулуп и мохнатую шапку…».

Донские казаки, вернувшиеся с Кавказской войны, дополнили домашний гардероб черкеской, кавказским бешметом и наборным ремешком, которые долго сохраняли популярность.

Читайте также:  Вязать мужскую шапку от макушки спицами

На реконструкции 6 изображены донские «казаки-кавказцы», описание которых оставил лично знакомый с Баклановым генерал-майор В.А. Полторацкий: «…Наружность полковника наводила страх и ужас на все окрестные селения, где имя его сделалось пугалом детей и взрослых. 13,5 вершков роста, косая сажень в плечах, рожа — не приведи Бог! — с длиннейшими усами и бородой, вся рябая, темно-фиолетового колера… Отличный ездок, на рослом и лихом коне, с дорогим оружием на себе и громаднейшим значком за собою, он действительно всею обстановкою резко отличался от всех прочих. Популярен был на всем левом фланге значок Бакланова, необыкновенного размера, вроде простыни, с белым черепом по средине и накрест сложенными костями внизу, а кругом с белою же крупными буквами надписью: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Где бы неприятель ни узрел это страшное знамение, высоко развевающееся в руках великана-донца, как тень следующего за своим командиром, — там же являлась и чудовищная образина Бакланова, а нераздельно с нею неизбежное поражение и смерть всякому попавшему на пути шайтан-Баклана…»

Особым явлением на Кавказе стали казаки, поселенные на линии. В течение длительного времени регулярно высылаемые сюда с юга России, они постепенно врастали в «кавказский мир», примеряли на себя местную одежду, овладевали оружием, усваивали живость и удаль своего противника. Находясь во враждебном окружении, линеец служил на пределе физических возможностей, всегда был вооружен и готов к бою. По мнению историка Ф.А. Щербины, «основные приемы партизанской войны, одежду, кавалерийскую выправку, даже характер вооружения — все это линеец перенял у горца. Одним словом, линеец был тот же черкес, но только русской национальности».

Приспосабливаться к умелому противнику пришлось и потомкам запорожских казаков — черноморцам. Они сменили форменные мундиры на трофейные черкески, одели кавказские папахи, поменяли обувь. В целях безопасности сняли с одежды погоны и отпустили бороды по местному фасону. Представление о военных буднях казаков дают акварели и зарисовки с натуры художников Г.Г. Гагарина, Ф.Ф. Горшельта, В.Ф. Тимма и других.

На реконструкции 7 на переднем плане изображен черноморец-пластун с кавказским ружьем. Он носит трофейную черкеску, бешмет и папаху. С одежды сняты погоны. Сходство с горцами усиливают кавказские кинжал и шашка, а также популярные суконные ноговицы (аналог казачьих гамаш). Они обшивались по верхнему и нижнему краю тесьмой (галуном), одевались сверху на икры, имели внизу подножники (штрипки). Ноговицы плотно облегали ногу, защищая шаровары от конского пота, от цепляния за ветки и острые края камней. На ноговицы надевались наколенники в виде коротких широких трубок. Вся конструкция закреплялась на ноге при помощи подвязок и шнурков.

На заднем плане виден стреляющий с коня казак-линеец в изношенной черкеске. У него за спиной пистолет в кобуре. На папаху наброшен широкий длинный башлык. На ногах — чувяки (сапожки из мягкой кожи без каблуков).

С разделением казачьих войск на кавказские и степовые отличительной особенностью первых на долгие годы стала форменная одежда, в основу которой была положена легендарная черкеска.

Эта практичная и приспособленная для войны одежда нашла применение даже за Уралом, в Оренбургском казачьем войске. После зимней Хивинской экспедиции генерала Перовского (1839-1840), сопровождавшейся огромными потерями из-за некачественного регламентированного обмундирования, оренбургские казаки озаботились своей экипировкой для дальних походов в восточную степь. С началом военных действий в Средней Азии войсковое начальство негласно разрешило оренбуржцам, участвовавшим в восточных военных экспедициях, носить одежду, более подходящую для климата с резким перепадом температур. Об этом было принято не распространяться, и только в 1930-х годах казаки, эмигрировавшие в Китай, опубликовали эту информацию. Один комплект одежды у казаков составляли: фуражка с козырьком в белом чехле (с 1869 года с назатыльником), длинная светло-синяя рубаха со стоячим воротником и съемными светло-синими погонами, полотняная черкеска без напатронников, шаровары темно-зеленого сукна без лампасов (позднее, кожаные красные штаны (чембары), сапоги с длинными голенищами. Офицерская форма отличалась от формы нижних чинов съемными погонами соответственно чину и напатронниками на белых черкесках, в которые вставлялись по десять газырей с каждой стороны. В холодное и зимнее время разрешалось носить все, что позволяло чувствовать себя комфортно.

Другой комплект одежды представлен на реконструкции 8. Оренбуржец в походе носит барашковую папаху со светло-синим верхом, традиционную светло-синюю рубаху со стоячим воротником, желтый верблюжий суконный халат с пришивными суконными светло-синими погонами, шаровары темно-зеленого сукна, заправленные в высокие шерстяные носки, которые одеты в легкие ичиги. Башлык использован не по прямому назначению, а для ношения патронов: его сворачивали в виде мешка и надевали через плечо. Конь оседлан без чепрака, а вместо чемодана использованы восточные переметные сумы (курджумы). Казак вооружен линейной винтовкой и регламентированной шашкой. Пика отсутствует, так как, по многочисленным свидетельствам, оренбуржцы считали ее бесполезной вещью. «Выступая в поход, — писал есаул В. Водопьянов, — казак непременно ломал древко своей пики, а копье и подток прятал в чемодан, где эти части его вооружения пребывали в продолжение всей службы, и только по возвращении на льготу казак приводил свою пику в порядок для смотров…»

Казаки, служившие в жарких районах, всегда брали с собой комплект облегченной одежды. Она никем не регламентировалась и отличалась разнообразием: холщовые рубахи и шаровары, шелковые бешметы, полотняные укороченные чекмени, кожаные штаны. Изучив опыт ношения такой одежды, правительство в 1862 году ввело в регулярных частях гимнастические рубахи, которые затем составили основу летней формы одежды частей Туркестанского военного округа. В 1867-м было официально разрешено казакам носить летом в местности с жарким климатом облегченную одежду. Этим сразу воспользовались в Астраханском казачьем войске, посылавшем наряды в район Аму-Дарьи.

На реконструкции 9 изображен астраханский казак в регламентированном холщовом кителе, одинакового покроя с мундиром, и холщовых шароварах. Воротник и обшлага кителя обшиты тонкой желтой тесьмой, на шароварах — кант того же цвета. Казак вооружен капсульной винтовкой, шашкой и пикой.

Свою летнюю одежду разработали и сибирские казаки. Они взяли за основу установленную в 1869 году для частей Туркестанского военного округа белую гимнастерку, но доработали ее по своему вкусу. Получилась удобная и оригинальная одежда, которая сегодня известна как «ермаковка». В коллекции автора имеются фотографии, на которых позируют казаки в рубахах-ермаковках.

На реконструкции 10 изображен сибирский казак в Кокандском походе. Голова его защищена фуражкой с белым полотняным чехлом и назатыльником. Он одет в «ермаковку» из небеленого полотна, с разрезом до середины груди, со стоячим воротником, который застегивался крючком. Разрез прикрывался небольшим лацканом, пришитым к рубахе с правой стороны и застегивающимся на крючок под воротником с левой стороны. На груди нашивались два напатронника, в которые вставлялись газыри. Воротник, обшлага, лацкан и напатронники по краям обшивались тонкой красной тесьмой. На плечах размещали съемные полотняные красные погоны. На ногах казака — красные чембары, заправленные в высокие сапоги с каблуками. Он вооружен винтовкой и шашкой установленных образцов.

Сибирские казаки в «ермаковках»

Приверженность традиционной одежде постоянно демонстрировали уральцы. Известно, что регламентированная форма одежды была введена в Уральском войске значительно позже, чем в других казачьих войсках. В середине 1880-х годов наказной атаман Уральского казачьего войска генерал Н.Н. Шипов, оценив качество повседневной одежды уральцев (халата), предлагал ввести его в «состав форменной одежды, имея в виду то, что халат может заменить казаку китель, как вещь красивая, легкая, не маркая и постройка ее делается домашними средствами»[8].

В 1889 году эта инициатива была одобрена властями, и уральским казакам был установлен новый мундир, созданный на основе почитаемого ими халата. Мундир был длинным, на 14 сантиметров ниже колен, со стоячим воротником с выпушкой, с тремя карманами (один накладной на груди и два прорезных с боков), подкладкой произвольного цвета, шился он из синего сукна с таким расчетом, чтобы можно было надеть под него теплую одежду или полушубок, для чего существовал второй ряд крючков. Новый мундир стали называть татаркой. К нему полагались красные кожаные шаровары (чембары), которые носили все чины независимо от места нахождения полков и времени года. Одновременно уральским казакам разрешили носить папахи из местной длинношерстной овчины с суконным колпаком малинового цвета.

На реконструкции 11 изображен уральский казак на местных маневрах. Он одет в мундир-татарку, чембары и высокие сапоги. На голове — фуражка с синей тульей и малиновым околышем, которая символизировала принадлежность к уральскому казачеству и была отличительным знаком уральцев в Средней Азии. За плечами у казака — винтовка, в правой откинутой руке — пика

Уральский казак в «мундире-татарке».

Такую же форму, но темно-зеленого цвета с желтым (прикладным) сукном и без чембар получили нижние чины Забайкальского, Амурского и Уссурийского казачьих войск. В 1891 году татарки были установлены и для офицеров, но с небольшими изменениями, которые касались также уральцев: у генералов воротник прямой, со скошенными концами застегивался на крючки спереди, у остальных офицеров концы воротника были закругленными, у штаб- и обер-офицеров нашивались петлицы: одна серебряная на воротнике и две галунные на обшлагах. Новым в казачьей форме стали чекмени-татарки, отличавшиеся от мундиров отсутствием галунов и петлиц и закругленными воротниками на генеральских чекменях. Эта удобная и практичная одежда, которая пришлась по душе казакам, вскоре была положена в основу нового казачьего обмундирования всех степовых казачьих войск и просуществовала до 1909 года.

В Забайкалье и на Дальнем Востоке, где суровый климат, для зимних походов использовался дополнительный комплект одежды. Казак надевал на теплое нижнее белье форменный мундир и утепленные шаровары с лампасами. Поверх мундира — ватную куртку и овчинный короткий полушубок с погонами и форменными пуговицами. Ноги защищали волчьи чулки, на которые натягивались козьи унты. На руки надевались пуховые перчатки, а поверх них большие меховые рукавицы мехом внутрь. Голову утепляли вязаной шерстяной шапочкой, прикрывавшей шею, и сверху — традиционной папахой с длинным мехом. Поверх всего набрасывался башлык, обмотанный вокруг шеи. В седельной подушке возили смену белья, погоны, кушак, теплые чулки и форменные сапоги.

Казачий офицер в такой одежде представлен на реконструкции 12. Основу его обмундирования составляет меховой полушубок образца 1862 года: двубортный, из овчин хорошей мягкой выделки, со стоячим овчинным воротником, с двумя косыми боковыми карманами, длиной чуть ниже колен. В отличие от рядовых казаков офицерам разрешалось носить полушубок из любого меха, оторачивать этим же мехом борта, рукава и низ, покрывать его материей защитного цвета и делать произвольные карманы. На полушубок надето походное снаряжение с портупеями, кобурой и ремнями для крепления шашки. На шее висит регламентированный футляр для бинокля. Завершает образ казачьего офицера накинутый на папаху башлык, который, несмотря на временную замену его вязаным шлемом, продолжали носить, а регламентированный шлем одевали под папаху.

В начале XX века после неудач в Русско-японской войне власти пошли по пути унификации всей походной одежды. В результате казаки в защитных фуражках, гимнастерках, мундирах и однообразных шинелях мало чем отличались от солдат регулярных частей. Это сходство еще больше усилилось после 1915 года, когда разрешили заготовлять и поставлять в казачьи части пехотные рубахи и штаны, серые папахи. Но когда на фронте выдавались минуты затишья или части выводились в ближний тыл, казаки доставали из сундучков и одевали цветные фуражки и погоны, незаношенные шаровары с лампасами, «родные» гимнастерки и мундиры (к примеру, ермаковки), пошитые с местными особенностями и согласно традициям. Эта походная, а по сути глубоко народная одежда напоминала о доме, выделяла казака среди других воинов и красноречиво свидетельствовала о принадлежности к древнему «казачьему роду».

Источник