Меню

Бурятская народная шапка мужская



Буряты: национальный костюм мужской и женский, фото

Национальный костюм бурят – это традиционная одежда народа с многовековой историей и культурой. Традиции в одежде этого народа связаны с его образом жизни и суровым сибирским климатом. Национальная традиционная одежда бурят приспособлена к кочевому образу жизни и резким перепадам температур. Занятие скотоводством обусловило набор материалов, из которых изготавливали костюмы: шерсть, кожа, мех, шелк. Какая национальная одежда у бурят? Какие костюмы носят мужчины и женщины? Как выглядят буряты в национальных костюмах в настоящее время и как выглядели в прошлом? Какие цвета и материалы выбирают буряты для пошива своих нарядов? Обо всем этом и других интересных особенностях национальной одежды одного из народов Сибири и пойдет речь в статье.

История костюма

В Прибайкалье проживали многие монголоязычные народности: якуты, буряты, тунгусы и другие. О древнем костюме бурятов можно судить по письменным описаниям дипломатов и путешественников 17-18-го веков, более ранние письменные упоминания о национальной одежде, быте и образе жизни сибирского народа не сохранились.

Первым описал бурятский костюм наш посол в Китае Спафарий Н. Он писал, что в Бурятии в 17-м веке были популярными хлопчатобумажные ткани, привозимые из Китая и Бухары.

Изучением костюмов сибирских народов и народностей с научной точки зрения занялись исследователи и ученые только в начале 19-го века.

Особенности

Суровый климат и кочевой образ жизни сыграли огромную роль в выборе материалов для пошива одежды и формировании стиля национального костюма бурят. Проводя целый день в седле, буряты должны были носить очень комфортную и удобную одежду, она не должна была им мешать, но должна была укрывать их от ветра и согревать в суровые морозы. Так как занимались они в основном животноводством, то шили преимущественно из кожи, меха, конского волоса, шерсти. Шелк и хлопок покупали у соседних народов.

Буряты – это кочевой народ, они жили на огромных расстояниях друг от друга, поэтому у каждого рода костюмы имели свои отличительные особенности. Иногда они отличались очень существенно.

Есть летний и зимний варианты национального костюма бурят. Но главный элемент одежды – это халат. Зимний костюм (дэгэл) шили из овчины, которую обшивали бархатом. Летний халат, или тэрлинг, шили из легких хлопчатобумажных материалов. Праздничные костюмы, как правило, шили из шелка.

Халаты застегивались сбоку, что защищало от ветра и хорошо согревало в зимнюю стужу. Халаты должны были быть такой длины, чтобы закрывали ноги при верховой езде и при ходьбе. Кроме того, халат при необходимости использовали как постель, на одну полу ложились, другой накрывались.

Бурятский костюм имеет свои разновидности, в зависимости от возраста и пола. Национальный костюм бурятов для детей одинаковый как для девочек, так и для мальчиков, детей одевали в прямые халаты, которые очень были похожи на мужские.

После свадьбы женщины надевали рубаху, штаны и халат, который уже представлял собой кофту и юбку, сшитые на талии. Халат застегивался на специальные пуговицы. Все замужние бурятки в обязательном порядке носили безрукавки.

Традиционные прически как атрибут национального костюма

В детстве и мальчикам, и девочкам заплетали на макушке одну косу, а остальные волосы сбривали. Переставали брить волосы девочкам, которые достигали возраста 13-15 лет. Когда их волосы отрастали, их заплетали в две косы на висках, что служило уже первым явным половым отличием от мальчиков. В 16 лет на голову девочкам надевались специальные украшения – саажа, которые символизировали готовность девушки к замужней жизни и означали что, к ней уже можно свататься.

После свадьбы женщине заплетали две косы.

Традиционные цвета костюмов

Традиционным цветом бурятской национальной одежды является синий. Но были и исключения. Иногда халаты шили из коричневого, зеленого, бордового материалов.

Халат мужчин украшал энгер (четырехугольный борт), который имеет очень символическое значение. Он состоял из цветных полос, верхняя из которых всегда белого цвета (когда к бурятам пришел буддизм, цвет энгера допускался золотой).

Каждый цвет у бурятов имеет свое значение, например черный – это земля, дом; красный — энергия, огонь, жизнь; синий – небо, надежда.

Головные уборы и обувь

И мужчины, и женщины носили шапки, которые представляли собой круглые с небольшими полями головные уборы с остроконечной верхушкой, которая украшается навершием, обычно серебряным, и кистями. Шапки шили из тканей синего цвета. Каждый элемент у шапки бурят имел свое символическое значение. Красные кисти, например, — символический элемент головного убора монголоязычных народов. В середине 15-го века Эсэн–тайша приказал всем народам, проживающим в монгольском государстве, носить на головных уборах красные кисти. С тех пор в национальных головных уборах таких народов, как буряты, калмыки, присутствует этот элемент декора.

Зимней обувью бурят были унты, которые делали из кожи жеребят. Осенью и весной носили сапоги, носы которых были заостренными, летом носили обувь из конского волоса, которая прикреплялась к кожаной подошве.

Какой национальный костюм у бурятов-мужчин

Мужские халаты обычно шили из материала синего цвета, основным и главным атрибутом костюма были пояса, которые отличались материалом, размерами и техникой пошива.

Верхняя мужская одежда не отрезалась по талии и расширялась к низу. На вороте, как правило, пришивались несколько золотых, коралловых или серебряных пуговиц. Их пришивали также на плечах, под мышкой и самую нижнюю – на талии. Пуговицы тоже имели символический смысл. Например, верхние, считалось, приносили счастье, во время молитвы специально расстегивали пуговицы, чтобы благодать божественная проникла в тело. Средние пуговицы означали достоинство и честь, нижние символизировали достаток и богатство.

Читайте также:  Чулки с подтяжками сетка

Обычно зажиточные буряты шили костюмы из роскошных тканей и украшали их серебром. По одежде можно было судить о социальном статусе, его происхождении и месте проживания человека.

Женский костюм

Женская одежда менялась в соответствии с возрастом и изменением положения в обществе. Состоял женский национальный костюм из рубахи, штанов и халата, поверх которого надевалась безрукавка.

Детский костюм девочки: халат прямой, подпоясанный кушаком из материи. В возрасте 14-16 лет девочки меняли свою одежду и прическу. Халат состоял из кофты и юбки, которые сшивались по линии талии.

Левая пола халата традиционно запахивалась на правую и застегивалась на плече и на боку на специальные пуговицы. Халат, как правило, был двухслойным, верх обшивался дорогой материей, внутри была подкладка. Подол юбки обшивался цветным материалом, иногда мехом.

Обязательным атрибутом одежды замужней бурятки должна была быть безрукавка, которая надевалась поверх халата. По форме и стилю безрукавки можно было узнать, откуда бурятка и каково финансовое состояние ее рода. Например, у восточных бурят женщины носили короткие безрукавки (уужа), западные бурятки носили уужу с пришитой к ней сборчатой юбкой. Безрукавку шили из ярких тканей и украшали спереди перламутровыми пуговицами или серебряными монетами.

По традициям и религиозным правилам, бурятка не могла показаться на глаза мужчин, не надев безрукавку и не покрыв голову головным убором.

Женщины пожилого возраста носили очень упрощенную одежду, халаты шили из тканей темных оттенков, но обязательным атрибутом оставалась безрукавка и головной убор.

Украшения

Украшения являются обязательным атрибутом мужского и женского национальных костюмов бурят. Фото украшений поможет разобраться в неимоверном количестве их видов.

Мужской костюм украшают два элемента – огниво, или хэтэ, и нож, или хатуга. Рукоятку и ножны ножа украшали чеканкой, серебряными подвесками и камнями-самоцветами. Огниво представляло собой небольшую сумочку, пошитую из кожи. Его украшали чеканным узором. Носят нож и огниво мужчины на поясе.

По древнему бурятскому обычаю, при рождении сына в древние времена отец обязательно заказывал для него нож, затем родовые ножи передавались из поколения в поколение. Ножи нельзя было передавать другим людям, особенно плохим знаком было потерять свой нож.

Женские украшения поражают своим разнообразием и сложностью. На каждом пальце и в несколько рядов носили кольца, исключением был средний палец. Браслеты носили на обеих руках, причем браслеты и серьги носили не снимая.

Височные кольца и украшения символизировали солнце, звезды, снег, луну. Нагрудные состояли из различных медальонов, в которые обычно вкладывали молитвы. Иногда височно-нагрудные украшения были выполнены в виде ожерелья с колокольчиками.

Шейные украшения имеют символику, означающую плодородие.

Женские украшения были в основном из серебра, со вставками бирюзы, коралла, янтаря.

Молодые девушки носили боковые подвески, представляющие собой две круглые пластины. Они закреплялись с двух сторон на уровне пояса, к одной пластине прикреплялись щипцы, зубочистка, к другой – замочек, маленький нож и огниво. Обе подвески заканчивались кистями из шелковых нитей желтого, зеленого или красного цветов.

Современная мода и национальный костюм

Современная мода часто использует элементы национального костюма народа буряты, фото которого очень часто встречается в модных журналах. Известные дизайнеры и кутюрье очень часто используют национальные атрибуты одежды разных народов для создания своих шедевров. Не исключение и национальный костюм бурят.

Многие элементы костюма и большая часть декоративных элементов, орнаменты, серебряные оригинальные украшения, головные уборы, оригинальный бурятский рукав, трапециевидная форма силуэта модели часто используются модельерами в своих коллекциях.

Источник

Бурятская народная шапка мужская

Буряад арадай малгай

Монгол-буряад туургатанай малгай гүнзэгы удхатай гээшэ. Тойробшо малгайн орой хүхэ тэнгэридэл, һэеы гэрэй оройдол, гүбээ дободол түхэреэн. Шобогор түхэлтэй малгайнууд обоо уулын сахюуса эзэдэй һуудал болохо үндэр хадын орой һануулна.

Буряад хүн буряад малгайгаа үмдэхэдөө, тэнгэриин ехэ бурхашуулһаа хамгаалгатай болоно гэжэ тоологдодог. Дээдэ ехэ тэнгэриин бурхашуул туһа хайра хүргэнэ, аршалжа абана. Эрэ ба эхэнэршье хүн багахан шэгэбшэтэй, улаан залаатай тойробшо малгай үмдэдэг байгаа. Малгайн хуби бүхэн өөрын гүнзэгы удхатай, һүлдэ тэмдэгтэй юм. Шобогор оройн малгай амгалан байдалай, һалбаран хүгжэлтын тэмдэг болоно. Малгайн орой дээрэхи улаан шүрэтэй мүнгэн дэнзэ бүхы юртэмсэ гэрэлтүүлдэг наранай һүлдэ тэмдэглэнэ. Жаргалтай заяа, шанга һүр һүлдэ малгайн орой дээрэхи улаан залаа гэршэлнэ. Малгайн орой дээрэ жэншэ байдаг, удхань – зоригтой, шанга, бата бэхи байдал харуулна. Буряад зоной эгээ дуратай үнгэ — мүнхэ тэнгэридэл – хүхэ үнгэ болоно.

Малгайн дүүрэн һүлдэ тэмдэг иимэ удхатай: түрэл гарални олон болуужан, hүp hүлдэмни юумэндэ диилдэшэгүй бадаржа, орой дээрэмни хиидэжэ ябуужаг. «Муу тулюурай шэнжэ — мухар малгай» гэжэ оньһон үгэ буряадтамнай бултанда мэдээжэ.

Малгайн тойробшо хара гү, али хара хүрин үнгэтэй хилэн бүдөөр, баяшуул булганай, халюунай арһаар оёдог бэлэй. Хара үнгэ – бүхы амитай юумэ тэжээдэг газарай һүлдэ тэмдэг гээшэ. Малгай удха соо дэлхэйн дүрбэн махабад ороно: гал, наран, хии, газар ба уһан. Дээрэһээ доошонь харахада – дээдэ юртэмсын тэмдэг наран, дунда – хада уула, доодо – газар болоно. Тиимэһээ буряад зон малгайгаа доогуур хаяжа, малгай дээгүүрээ алхалжа, хайша хэрэг малгайдаа хандажа болохогүй. Обоо уулынгаа, уһа голойнгоо эзэдые хүндэлхэдөө, айлша угтахадаа, түрэ, найр хуримай ёһололнуудта ошоходоо, заатагүй малгайгаа үмдэхэ хэрэгтэй.

Читайте также:  Детские вязаные шапки ссср

Зунай, үбэлэй, үдэр бүхэндэ үмдэдэг, гоёлой малгай гэжэ байгаа юм. Ехэнхидээ малгайгаа хара, хүхэ сэмбээр, харин гоёлой малгай сэнхир-хүхэ торгоор оёһон байдаг. Малгайе шэлүүһэнэй, һолонгын, хурьганай, халюунай гү, али үнэгэнэй арһаар, зунай малгайн тооробшо хилэн бүдөөр оёдог бэлэй. Малгай шандаганай, хэрмэнэй арһаар дулаалдаг, һэеыгээр доторлодог бэлэй.


Головной убор для бурята, монгола — предмет, наделенный особой сакральностью. Форма убора — полусферическая, повторяет форму небесного свода, поверхности юрты, очертания сопок и холмов, типичных для территории Бурятии и Монголии. Конусообразная форма напоминает контуры гор — обиталищ духов, хозяев, божеств.

Предки бурят считали, что головной убор – это «вместилище», он и оберег жизненной силы человека и символическое обращение к Небу, Солнцу как Творцам. Когда человек надевает бурятскую шапку, он обретает покровителей тэнгэринского мира, которые оберегают его и помогают ему. Мужчины и женщины носили круглые шапки с небольшими полями и с красной кисточкой (залаа) наверху. Все детали, цвет головного убора имеют свою символику, свой смысл. Так, остроконечная верхушка шапки символизирует процветание, благополучие. Серебряное навершие дэнзэ с красным кораллом на верхушке шапки как знак солнца, освещающего своими лучами всю Вселенную.

Кисти (залаа сэсэг) обозначают лучи солнца. Непобедимый дух, счастливую судьбу символизирует развивающийся на верхушке шапки залаа. Узелок сомпи обозначает прочность, крепость. Излюбленным цветом бурят является — синий, который символизирует синее небо, вечное небо. При этом женщины снимали шапки только когда ложились спать. Традиционно головные уборы различались и по сезону и назначению: они были зимние и летние, будничные и нарядные. Материалом служило сукно черного или синего цвета, а нарядные шапки шили из шелковых тканей сине-голубых тонов. Околыш летней шапки покрывали плисом, бархатом, использовались также меха выдры, мерлушки, рыси, лисицы, колонка. Тулью шапки иногда утепляли войлочной подкладкой или мерлушкой, также использовались беличьи и заячьи меха.

У забайкальских кочевников наиболее популярны были 3 типа шапок, из них наиболее древний — цельнокроеный одношовный головной убор юyдэн, с наушниками, и полукруглым выступом, закрывающим шею. Шапка состояла из двух половин — правой и левой. Верх выкраивался вместе с наушниками, был узким в налобной и широким в затылочной части. Такая форма хорошо защищала лицо и шею. Шили ее из черного или синего плотного сукна, как и субу — накидку, надеваемую в непогоду. Данная одежда (суба и юдэн) чаще всего встречалась у бурят степных районов (агинских, кяхтинских, джидинских, закаменских). У монголов она называлась юбан, у казахов — башлык, у тувинцев — бyдзэлгэ.

Традиционным головным убором бурят южных районов считалась «32-пальчатая шапка» (32 хургатай малгай) с высокой конической тульей, отогнутыми полями. Использовались ткани преимущественно синего цвета. Для шитья шапки двухслойный кусок материи простегивали, расчертив на усеченные 32 конуса-сегмента, каждый сегмент набивали шерстью, после чего края сшивали. На верхушку тульи пришивали навершие жинчи в виде шарика из кусочка кедра, обтянутого материей, или из толстых шнуров ткани завязывали узел «улзы». К жинчи привязывали также залаа — красную шелковую кисть из крученых шнуров или шелковых ниток. Оторочку зимней шапки делали из меха рыси, выдры, лисы. Передняя часть отворота шапки — козырек назывался парабша, далибша, по бокам пришивались наушники-хасабша. Число 32 соответствовало числу 32 божеств Сундуя. Есть еще одно объяснение числа строчек 32 — «32 поколения монголоязычных народов».

Головной убор хори-бурят прострачивался 11 горизонтальными строчками — по числу 11 родов хоринских бурят. На головном уборе агинских бурят строчек было 8 — по числу 8 агинских родов. При этом было важно, чтобы швы были ровными: шапки с кривыми швами носить было нельзя.

Традиционный зимний головной убор — хасабшатай малгай — с высокой тульей и наушниками. Летняя шапка — тойробшо малгай. Околыш нарядных шапок обшивали плисом, мехом выдры, что могли себе позволить только состоятельные женщины.

Дополнением к шапкам у буряток Забайкалья были повязки даруулга, татуурга. Их надевали на голову с нарядной шапкой, обычно в теплое время года, на свадьбу, на гулянье. Это украшение в Селенгинском районе имело вид короны с выступом на лицевой части, даруулга хоринцев была прямой и неширокой. Даруулга обычно шили из шелка, плиса, бархата, как правило, синего цвета на твердой основе (береста, картон). Сверху нашивали бусы, кораллы с редкими вставками бирюзы, малахита, янтаря. Повязка девушек отличалась височными подвесками из связок бус, составленных пучками. Каждое звено заканчивалось кистями ярко-красных ниток, пластинами, монетами из серебра. Замужние женщины носили повязку без подвесок.

Полная символика верха головного убора звучит так: тyрэл гарални олон болуужан, hyp hyлдэмни юумэндэ диилдэшэгyй бадаржа, орой дээрэмни хиидэжэ ябуужаг («Пусть мой род приумножается, как лучи золотого солнца, пусть моя жизненная энергия не иссякает и развевается надо мной»). По этому поводу бытует пословица: «Муутулюурай шэнжэ — мухар малгай». Нижний околыш (тойробши) — круг, сшитый из черного или темно-коричневого бархата, более состоятельные отделывали его мехом соболя, выдры. Черный цвет — символ земли (почвы), которая питает все живое. Таким образом, в головном уборе сосредоточены 4 стихии: огонь, солнце, воздух, вода и земля. По вертикали символы верхнего мира — солнце, среднего — горы, нижнего — земля. Поэтому головные уборы нельзя было бросать на землю, перешагивать через них, относиться к ним небрежно. Совершая различные обряды, связанные с подношением угощений духам местности, гор, рек, при встрече гостей или проведении свадебных обрядов буряты обязательно надевали головные уборы.

Читайте также:  Простая шапка спицами лицевыми петлями

Источник

Национальный костюм бурятов

Национальный костюм не только отражает принадлежность какому-то народу, этносу, но и сочетает в себе культуру этого народа. Его образ жизни, традиции и самобытность.

Национальный костюм бурят не стал исключением и ярко демонстрирует тот образ жизни и уклад, который был присущ этому народу много веков.

Буряты проживают на территории Сибири – Республика Бурятия, Иркутская область и Забайкальский край. Истории известно также, что существуют обширные поселения бурятов во Внутренней Монголии КНР, в Монголии, Маньчжурии.

Бурятский костюм сродни многим костюмам монголоязычных и тюркских народов. Буряты издавна были кочевниками, занимались скотоводством и охотой, жили в суровом сибирском климате. Это во многом повлияло на присутствие в национальном костюме многих элементов, придающих удобство и свободу движений, практичность и всесезонность.


Поначалу в бурятском костюме использовались подручные материалы – овчина, мех-пушнина (песец, лиса, соболь и другие), натуральная кожа, шерсть. Позже с возникновением торговых связей в костюм добавились шелк, бархат, хлопок, украшения из камней, серебра, золота.


Также существуют родоплеменные различия в костюме бурят. Условно буряты делятся на восточные и западные роды относительно озера Байкал. Традиционная религия бурят – шаманизм и ламаизм (буддизм) также вносили свои оттенки.

Мужской национальный костюм бурят

Традиционный мужской дэгэл в виде халата с верхним бортом и нижним подпоясывался кушаком из шелка, ремнем из кожи, украшенным серебром и камнями. Дэгэл – зимний вариант халата шился из овчины, отделывался сверху тканью – шелком, бархатом. Летний вариант назывался тэрлиг – более тонкий, без утеплителя. Повседневные дэгэлы шились из хлопковой ткани.

Мужской дэгэл обязательно украшался тремя разноцветными полосами сверху, называемыми энгэр. Каждый цвет имел особое значение: черный – плодородную почву, синий – цвет неба, зеленый – земля, красный – очищающий огонь. Полосы энгэра имели четкое расположение по цветам, верхняя полоса могла быть разной по принадлежности к определенному роду, племени – Энгэр располагался ступенями на груди.

* Длина халата была таковой, чтобы закрывать ноги при ходьбе и езде на лошади. Кроме того, на одну полу дэгэла можно было лечь, а другой укрыться при кочевках.

Под дэгэл или тэрлиг надевалась хлопчатобумажная рубаха и штаны из кожи, ткани. Обязательным элементом мужского костюма был пояс. Шился он из разных материалов и имел разную длину и ширину, украшался камнями, серебряными пряжками. На поясе носились нож, табакерка, другие принадлежности.

Женский национальный костюм бурят

Женский костюм претерпевал изменения с возрастом. Девочки носили обычные дэгэлы и тэрлиги с кушаком до подросткового возраста.


С наступлением 13-15 лет менялся крой платья – оно становилось отрезным по талии, сверху на шов пришивалась тесьма – тууза.

С замужеством в женский костюм добавлялась безрукавка. Она могла быть короткой в виде жилета или длинной, в зависимости от принадлежности к тому или иному роду. Края жилетки спереди украшались орнаментом, вышивкой, контрастными лентами или тесьмой.

Нижняя рубашка шилась из хлопка, надевались также штаны.

Женские бурятские украшения были из серебра с камнями из коралла, янтаря, бирюзы и других натуральных камней.

Серебряные украшения имели филигранную ковку в виде национальных орнаментов, узоров.

И мужчины и женщины обязательно носили головной убор. Головные уборы были разнообразными и различались у различных родов.

У западных бурят головной убор имел форму колпака, отороченный по нижнему краю мехом. Верх шился из бархата или другой ткани, украшался вышивкой, бусинами из коралла, тесьмой. Мех использовался из выдры, оленя, рыси, соболя.

Также носились шапки типа ушанок из меха с длинным ворсом – лисы, песца.


У восточных бурят головной убор был в форме конуса с высокой тульей и отогнутыми краями. Также популярна была шапка в виде юрты или сопки с острым концом, украшенным бусиной или кисточкой – наиболее характерная для жителей Бурятии и Монголии.

Различались головные уборы и по географии проживания – хоринские, агинские и т. д.

Бурятский головной убор был символом неба, жизненной силы и отношение к нему воспитывалось уважительное. Нельзя было его кидать на землю, переступать через него, относиться неуважительно.

Обувь бурят представляла собой сапоги из кожи, войлока на плоской подошве с загнутыми вверх носками. Загнутые носки призваны были не наносить вред земле и живым существам при ходьбе.

Такую обувь носили и мужчины и женщины. Обувь из натуральной кожи была удобной, гигиеничной и практичной. Украшали обувь вышивкой по верху либо контрастными нитями швов в виде орнаментов, узоров.

Зимние сапоги были с утеплителем из меха овчины, диких животных. Зимние варианты также представлены в виде унтов.

Источник