Меню

Барышня крестьянка какого цвета был сарафан у лизы



Тест «Барышня-крестьянка» 6 класс
тест по литературе (6 класс) на тему

Тест «Барышня-крестьянка» 6 класс

Скачать:

Вложение Размер
test_baryshnya-krestyanka.docx 16.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тест по литературе «Пушкин А. С. «Барышня-крестьянка»» для 6 класса

Правильных ответов — 12. Оценка — 3

1. В какой цикл вошло произведение «Барышня-крестьянка»?

1) «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»
2) «Повести Пушкина»
3) «Проза Пушкина»
4) ни в какой цикл не вошло

2. Укажите, кто «в молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку в начале 1797 года, уехал в свою деревню и с тех пор он оттуда не выезжал».

1) Иван Петрович Берестов
2) Григорий Иванович Муромский
3) Владимир Берестов
4) Трофим

3. Укажите, кто «был настоящий русский барин. Промотав в Москве большую часть имения своего и на ту пору овдовев, уехал он в последнюю свою деревню, где продолжал проказничать, но уже в новом роде».

1) Иван Петрович Берестов
2) Григорий Иванович Муромский
3) Алексей Берестов
4) Трофим

4. Как звали дочь Григория Ивановича Муромского?

1) Лиза
2) Акулина
3) Настя
4) Маша

5. Как называл свою дочь Григорий Иванович Муромский?

1) Елизавета
2) Лизонька
3) Бетси
4) Лиза

6. Сколько лет было дочери Муромского?

1) 16
2) 17
3) 18
4) 19

7. О ком идёт речь?

«Сорокалетняя чопорная девица, которая белилась и сурьмила себе брови, два раза в год перечитывала «Памелу», получала за то две тысячи рублей и умирала со скуки в этой варварской России».

1) Лиза
2) Настя
3) мисс Жаксон
4) Акулина

8. Как называлось имение Муромских?

1) Прилучино
2) Тугилово
3) Отрадное
4) Лысые Горы

9. Как называлось имение Берестовых?

1) Прилучино
2) Тугилово
3) Отрадное
4) Лысые Горы

10. Укажите правильное толкование слова «горелки» в следующем предложении:

«Вот вышли мы из-за стола и пошли в сад играть в горелки, а молодой барин тут и явился».

1) приборы для сжигания газообразных и жидких горючих материалов
2) подвижная игра, в которой стоящий впереди ловит по сигналу других участников, убегающих от него поочерёдно парами
3) прятки
4) прыжки через горящий костёр

11. Укажите, о ком идёт речь в предложении:

«Стройный, высокий, румянец во всю щеку. »

1) Иван Петрович Берестов
2) Григорий Иванович Муромский
3) Алексей Берестов
4) кузнец Василий

12. Что было изображено на кольце, которое носил Алексей Берестов?

1) красная роза
2) жёлтый тюльпан
3) мёртвая голова
4) щит и меч

13. Кто сшил Лизе лапти?

1) Трофим
2) Алексей Берестов
3) кузнец Василий
4) Настя

14. Какого цвета был сарафан у Лизы?

1) синий
2) коричневый
3) красный
4) жёлтый

15. Где первый раз встретились Лиза и Алексей?

1) в доме Берестова
2) в доме Муромского
3) в поле
4) в роще

16. Кем представился Берестов Лизе во время первой встречи?

1) камердинером
2) кучером
3) барином
4) пастухом

17. Как звали собаку Берестова?

1) Сбогар
2) Барон
3) Рэкс
4) Чопер

18. Укажите, о ком идёт речь:

«набелена была по уши, . фальшивые локоны, гораздо светлее собственных её волос, взбиты были, как парик Людовика XIV, . талия была перетянута, как буква икс, и все бриллианты её матери, ещё не заложенные в ломбарде, сияли на её пальцах, шее и ушах».

1) мисс Жаксон
2) Лиза
3) Настя
4) Акулина

19. Где была «учреждена почтовая контора» для переписки Берестова с Лизой?

1) в дупле старого дуба
2) в старой кузнице
3) под большим камнем у дороги
4) под упавшим деревом в роще

20. Как Алексей Берестов поступил после приказа отца жениться на Лизавете Григорьевне?

1) Дал согласие на брак с нелюбимой.
2) Написал письмо Акулине и предложил ей свою руку.
3) Попросил дочь Муромского отказаться от брака с ним.
4) Уехал в город, чтобы не жениться на Лизавете Григорьевне.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект разработан для проведения урока математики в классе- комплекте, где сидят учащиеся 5 и 6 классов.

Авторские произведения учащихся литературного кружка «Вдохновение» (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс).

Данные методические разработки можно использовать во время проведения предметной недели географии в 6-11 классах. Разработка урока систематизирует знания учащихся по теме «Африка» в 11 классе.

Урок-игра-одна из современных образовательных технологий.На таких уроках у учащихся расширяется кругозор, развивается познавательная активность, формируются определенные умения и навыки, необходимые в.

Рабочие программы составлены согласно рекомендациям ЦРО г.Братска.

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно — тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа.

Источник

Тест с ответами: “Барышня-крестьянка” А.С.Пушкин

1. Берестов читает это периодическое издание:
а) Сенатские ведомости +
б) Московские ведомости
в) Губернские ведомости

2. По политическим убеждениям отставной гвардеец Берестов считает себя:
а) либералом
б) консерватором +
в) демократом

3. Сын Берестова, Алексей:
а) служит драгуном
б) помогает отцу по имению
в) учится в университете +

4. При встрече с Алексеем Лиза выдает себя за:
а) дочь кузнеца +
б) дочь конюха
в) дочь служанки

5. На Лизу в роще напал(а):
а) волк
б) лиса
в) собака +

6. Григорий Муромский увлечен этой страной:
а) Германия
б) Англия +
в) Франция

7. Подружку Лизы зовут:
а) Полина
б) Акулина
в) Настя +

8. Молодой Берестов при встрече с Лизой притворился:
а) камердинером +
б) лесничим
в) конюхом

9. Имение Берестовых называлось:
а) Аксаково
б) Киреево
в) Тугилово +

10. Муромского и Берестова примирило:
а) ранение Муромского на охоте
б) падение с лошади Муромского +
в) падение с лошади Берестова

11. Какое произведение читала по слогам Акулина уже на третьем уроке:
а) «Наталья, боярская дочь» +
б) «Слово о полку Игореве»
в) «Бедная Лиза»

12. Воспитательницу Лизы звали:
а) мисс Кларксон
б) мисс Жаксон +
в) мисс Масьен

13. Чем намеревался заниматься Алексей:
а) поступить на военную службу +
б) заниматься хозяйством
в) продолжить учёбу

14. Чему принялся обучать Акулину Алексей:
а) французскому языку
б) стрельбе из ружья
в) грамоте +

15. Что заставило Алексея укрепиться в своём решении просить руки Акулины:
а) сообщение отца о решении его женить на Лизе Му­ромской +
б) предстоящая свадьба Акулины
в) предстоящий отъезд Алексея

16. Как на английский манер называл Лизу отец:
а) Бетти
б) Бетси +
в) Тутси

17. Что похитила Лиза из «арсенала» своей воспитательницы, чтобы предстать перед Алексеем в новой роли же­манницы:
а) краски и сурьму
б) белила и пеньку
в) белила и сурьму +

18. Произведение «Барышня-крестьянка» вошло в этот цикл:
а) «Проза Пушкина»
б) «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» +
в) «Повести Пушкина»

19. О ком эти слова: «в молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку в начале 1797 года, уехал в свою деревню и с тех пор он оттуда не выезжал»:
а) о Григории Ивановиче Муромском
б) о Владимире Берестове
в) об Иване Петровиче Берестове +

20. О ком эти слова: «был настоящий русский барин. Промотав в Москве большую часть имения своего и на ту пору овдовев, уехал он в последнюю свою деревню, где продолжал проказничать, но уже в новом роде»:
а) о Трофиме
б) о Григории Ивановиче Муромском +
в) о Алексее Берестове

21. Дочь Муромского звали:
а) Лиза +
б) Акулина
в) Настя

22. Дочери Муромского было столько лет:
а) 18
б) 17 +
в) 16

23. «Сорокалетняя чопорная девица, которая белилась и сурьмила себе брови, два раза в год перечитывала «Памелу», получала за то две тысячи рублей и умирала со скуки в этой варварской России» -это:
а) Настя
б) Лиза
в) мисс Жаксон +

24. Имение Муромских называлось:
а) Отрадное
б) Прилучино +
в) Лысые Горы

25. Выберите верное толкование слова «горелки» в ниже представленном предложении:
«Вот вышли мы из-за стола и пошли в сад играть в горелки, а молодой барин тут и явился».
а) приборы для сжигания газообразных и жидких горючих материалов
б) прыжки через горящий костёр
в) подвижная игра, в которой стоящий впереди ловит по сигналу других участников, убегающих от него поочерёдно парами +

26. О ком идет речь в ниже представленном предложении:
«Стройный, высокий, румянец во всю щеку…»
а) кузнец Василий
б) Алексей Берестов +
в) Иван Петрович Берестов

27. На кольце, которое носил Алексей Берестов, было изображено:
а) мёртвая голова +
б) жёлтый тюльпан
в) красная роза

28. Кто сшил Лизе лапти:
а) Алексей Берестов
б) кузнец Василий
в) Трофим +

29. Какого цвета был сарафан у Лизы:
а) синий +
б) коричневый
в) красный

30. Где первый раз встретились Лиза и Алексей:
а) в доме Муромского
б) в роще +
в) в доме Берестова

Источник

6 класс. Тест по литературе. А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка»

В тесте всего 20 вопросов по произведению Александра Сергеевича Пушкина «Барышня-крестьянка»

1. В какой цикл вошло произведение «Барышня-крестьянка»?

1) «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»
2) «Повести Пушкина»
3) «Проза Пушкина»
4) ни в какой цикл не вошло

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина» — цикл повестей Александра Сергеевича Пушкина, состоящий из 5 повестей и выпущенный им без указания имени настоящего автора, то есть самого Пушкина. Книга состоит из предисловия издателя и пяти повестей: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»

Правильный ответ: «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»

2. Укажите, кто «в молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку в начале 1797 года, уехал в свою деревню и с тех пор он оттуда не выезжал».

1) Иван Петрович Берестов
2) Григорий Иванович Муромский
3) Владимир Берестов
4) Трофим

В одной из отдаленных наших губерний находилось имение Ивана Петровича Берестова. В молодости своей служил…

Правильный ответ: Иван Петрович Берестов

3. Укажите, кто «был настоящий русский барин. Промотав в Москве большую часть имения своего и на ту пору овдовев, уехал он в последнюю свою деревню, где продолжал проказничать, но уже в новом роде».

1) Иван Петрович Берестов
2) Григорий Иванович Муромский
3) Алексей Берестов
4) Трофим

Вообще его любили, хотя и почитали гордым. Не ладил с ним один Григорий Иванович Муромский, ближайший его сосед. Этот был настоящий…

Правильный ответ: Григорий Иванович Муромский

4. Как звали дочь Григория Ивановича Муромского?

1) Лиза
2) Акулина
3) Настя
4) Маша

Но всех более занята была им дочь англомана моего, Лиза (или Бетси, как звал ее обыкновенно Григорий Иванович). Отцы друг ко другу не ездили, она Алексея еще не видала

Правильный ответ: Лиза

5. Как называл свою дочь Григорий Иванович Муромский?

1) Елизавета
2) Лизонька
3) Бетси
4) Лиза

Но всех более занята была им дочь англомана моего, Лиза (или Бетси, как звал ее обыкновенно Григорий Иванович). Отцы друг ко другу не ездили, она Алексея еще не видала

Правильный ответ: Бетси

6. Сколько лет было дочери Муромского?

1) 16
2) 17
3) 18
4) 19

Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и следственно балованное дитя…

Правильный ответ:17

7. О ком идёт речь?

«Сорокалетняя чопорная девица, которая белилась и сурьмила себе брови, два раза в год перечитывала «Памелу», получала за то две тысячи рублей и умирала со скуки в этой варварской России».

1) Лиза
2) Настя
3) мисс Жаксон
4) Акулина

Она была единственное и следственно балованное дитя, Ее резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаяние ее мадам мисс Жаксон, сорокалетнюю чопорную девицу, которая белилась и сурьмила себе брови, два раза в год перечитывала «Памелу», получала за то две тысячи рублей и умирала со скуки в этой варварской России

Правильный ответ: мисс Жаксон

8. Как называлось имение Муромских?

1) Прилучино
2) Тугилово
3) Отрадное
4) Лысые Горы

— «Из Прилучина; я дочь Василья кузнеца, иду по грибы» (Лиза несла кузовок на веревочке). «А ты, барин? Тугиловский, что ли?»

Правильный ответ: Прилучино

9. Как называлось имение Берестовых?

1) Прилучино
2) Тугилово
3) Отрадное
4) Лысые Горы

«А ты, барин? Тугиловский, что ли?» — «Так точно, — отвечал Алексей, — я камердинер молодого барина».

Правильный ответ: Тугилово

10. Укажите правильное толкование слова «горелки» в следующем предложении:

«Вот вышли мы из-за стола и пошли в сад играть в горелки, а молодой барин тут и явился».

1) приборы для сжигания газообразных и жидких горючих материалов
2) подвижная игра, в которой стоящий впереди ловит по сигналу других участников, убегающих от него поочерёдно парами
3) прятки
4) прыжки через горящий костёр

Вот вышли мы из-за стола и пошли в сад играть в горелки, а молодой барин тут и явился… — Что вы? Да этакого бешеного я и сроду не видывала. Вздумал он с нами в горелки бегать. — С вами в горелки бегать! Невозможно!…

Правильный ответ: подвижная игра, в которой стоящий впереди ловит по сигналу других участников, убегающих от него поочерёдно парами

11. Укажите, о ком идёт речь в предложении:

«Стройный, высокий, румянец во всю щеку…»

1) Иван Петрович Берестов
2) Григорий Иванович Муромский
3) Алексей Берестов
4) кузнец Василий

— Ну! а Берестов? — Погодите-с. Вот мы сели за стол, приказчица на первом месте, я подле нее… а дочери и надулись, да мне наплевать на них… — Ах, Настя, как ты скучна с вечными своими подробностями! — Да как же вы нетерпеливы! Ну вот вышли мы из-за стола… а сидели мы часа три, и обед был славный; пирожное блан-манже синее, красное и полосатое… Вот вышли мы из-за стола и пошли в сад играть в горелки, а молодой барин тут и явился. — Ну что ж? правда ли, что он так хорош собой? — Удивительно хорош, красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щеку…

Правильный ответ: Алексей Берестов

12. Что было изображено на кольце, которое носил Алексей Берестов?

1) красная роза
2) жёлтый тюльпан
3) мёртвая голова
4) щит и меч

Он первый перед ними явился мрачным и разочарованным, первый говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности; сверх того носил он черное кольцо с изображением мертвой головы.

Правильный ответ: мёртвая голова

13. Кто сшил Лизе лапти?

1) Трофим
2) Алексей Берестов
3) кузнец Василий
4) Настя

Настя и тут ей помогла: она сняла мерку с Лизиной ноги, сбегала в поле к Трофиму пастуху и заказала ему пару лаптей по той мерке.

Правильный ответ: Трофим

14. Какого цвета был сарафан у Лизы?

1) синий
2) коричневый
3) красный
4) жёлтый

Около получаса прошло в несносном для него ожидании; наконец он увидел меж кустарника мелькнувший синий сарафан и бросился навстречу милой Акулины.

Правильный ответ: синий

15. Где первый раз встретились Лиза и Алексей?

1) в доме Берестова
2) в доме Муромского
3) в поле
4) в роще

Она думала… но можно ли с точностию определить, о чем думает семнадцатилетняя барышня, одна, в роще, в шестом часу весеннего утра?

Правильный ответ: в роще

16. Кем представился Берестов Лизе во время первой встречи?

1) камердинером
2) кучером
3) барином
4) пастухом

«Так точно, — отвечал Алексей, — я камердинер молодого барина».

Правильный ответ: камердинером

17. Как звали собаку Берестова?

1) Сбогар
2) Барон
3) Рэкс
4) Чопер

…как вдруг прекрасная легавая собака залаяла на нее. Лиза испугалась и закричала. В то же время раздался голос: «Tout beau, Sbogar ici…» и молодой охотник показался из-за кустарника.

Тубо, Сбогар, сюда… (франц.)

Правильный ответ: Сбогар

18. Укажите, о ком идёт речь:

«набелена была по уши, … фальшивые локоны, гораздо светлее собственных её волос, взбиты были, как парик Людовика XIV, … талия была перетянута, как буква икс, и все бриллианты её матери, ещё не заложенные в ломбарде, сияли на её пальцах, шее и ушах».

1) мисс Жаксон
2) Лиза
3) Настя
4) Акулина

Лиза, его смуглая Лиза, набелена была по уши, насурьмлена пуще самой мисс Жаксон; фальшивые локоны, гораздо светлее собственных ее волос, взбиты были, как парик Людовика XIV…

Правильный ответ: Лиза

19. Где была «учреждена почтовая контора» для переписки Берестова с Лизой?

1) в дупле старого дуба
2) в старой кузнице
3) под большим камнем у дороги
4) под упавшим деревом в роще

Прошла неделя, и между ними завелась переписка. Почтовая контора учреждена была в дупле старого дуба.

Правильный ответ: в дупле старого дуба

20. Как Алексей Берестов поступил после приказа отца жениться на Лизавете Григорьевне?

1) Дал согласие на брак с нелюбимой.
2) Написал письмо Акулине и предложил ей свою руку.
3) Попросил дочь Муромского отказаться от брака с ним.
4) Уехал в город, чтобы не жениться на Лизавете Григорьевне.

Он написал Акулине письмо самым четким почерком и самым бешеным слогом, объявлял ей о грозящей им погибели, и тут же предлагал ей свою руку.

Правильный ответ: Написал письмо Акулине и предложил ей свою руку.

Источник

«Не шей ты мне, матушка, красный сарафан…». Комическая семантика женского костюма в «Барышне-крестьянке»

В исследованиях о «Повестях Белкина» неоднократно отмечалась роль маскарадных мотивов «Барышни-крестьянки». Однако подробный анализ семантики костюма в этой новелле не проводился. Не претендуя на исчерпывающее объяснение костюмных реалий и их значения в новелле, мы постараемся проследить их театрально-пародийную семантику, рассчитанную на читателя 1830-х годов.

Начнем с того, что время действия «Барышни-крестьянки» по костюмам может быть датировано с погрешностью в пределах года или двух. В тексте настойчиво упоминается туго перетянутая талия мисс Жаксон; когда же Лиза пародийно изображает свою гувернантку, в ее костюме присутствует не только затянутый «в рюмочку» корсет, но и преувеличенно пышные рукава. Л. Краваль приводит пушкинский эскиз к «Барышне-крестьянке», на котором изображена стоящая спиной к зрителю девушка в длинном платье с корсетом и пышными рукавами, однако же отнюдь не гротескного характера 1 .

По-видимому, это ее повседневное платье. До 1820 года носили короткие, свободные, перепоясанные под грудью платья, имитирующие античную тунику 2 . А позднее? Об этом пишет Ф. Готтенрот: «Затем талия стала постепенно опускаться, но внизу оставалась прямой, а наверху снабжалась глубоким вырезом; юбка была книзу расширена и сохраняла свою воронкообразную форму благодаря жесткой нижней юбке, но в плечах и предплечьях платье подложено было толстыми пуховыми подушками или корзинообразными подставками. В этом направлении шли дальше. Около 1830 г. рукава имели форму окороков; вверху они были очень широки, от локтя или середины предплечья сужались и плотно обтягивали запястья; талия опускалась все ниже и сузилась наконец до «осиной талии», тогда как юбка, поддерживаемая несколькими нижними, становилась все более пышной на бедрах…» 3

В этом описании вполне узнаваем костюм Лизы, позаимствованный ею у мисс Жаксон. Естественно, действие новеллы не может происходить позже времени ее написания, то есть 1830 года. Но у нас есть другая привязка – смерть Белкина, предполагаемого автора «Повестей». Она произошла осенью то ли 1828, то ли 1829 (по ранней редакции) года. Итак, события «Барышни-крестьянки» могли иметь место не ранее 1820 и не позднее 1828 года. Однако, учитывая скорость эволюции моды, как она описана у Готтенрота, необходим временной промежуток, для того чтобы корсет и рукава достигли утрированности мисс Жаксон. Поэтому наиболее вероятным временем действия являются 1825 – 1828 годы.

ТАК ЛИ ЧОПОРНА МИСС ЖАКСОН?

Мисс Жаксон, казалось бы, самый очевидный персонаж, в действительности требует особого комментария. В первую очередь потому, что мода, которой она следует, английской не является. Готтенрот указывает, что сама реформа женского платья в Европе в конце XVIII века (отказ от фижм и перетянутых талий) произошла под английским влиянием 4 – малоизвестный факт, поскольку обычно эту реформу связывают с французской революцией и модой на античность. Псевдоантичным туникам революционных времен в действительности предшествовало уже наметившееся упрощение женского костюма во Франции по английскому образцу. Англичане Нового времени предпочитают комфорт: в конце XVIII века из Англии на континент попадает женская теплая куртка «спенсер» 5 . Спенсеры носили до 1840-х годов как дополнение к платью 6 . Для мисс Жаксон, англичанки и тем более «сорокалетней девицы», было бы логично носить просторное распашное платье и спенсер сверху. Так одевались все англичанки в ее молодости. Однако в одежде она следует моде одновременно недавней и не исконно английской по происхождению. Таким образом, за мнимой чопорностью мисс Жаксон проступает откровенное кокетство.

К тому же она злоупотребляет белилами и сурьмой, что тоже не является английской чертой. Традиционная английская культура, связанная с протестантизмом, осуждает избыток косметики на лице. Еще в 1589 году Дж. Флетчер, посетивший Россию, с неодобрением писал о размалеванных русских женщинах 7 7 . И это было в XVI веке, когда косметикой пользовались повсеместно не только женщины, но и мужчины. В XIX же веке толстый слой белил и сурьмы на лице английской девушки погубил бы ее репутацию безвозвратно: наилучшим вариантом для приличной англичанки, тем более незамужней, считалось не пользоваться косметикой вообще. Однако, переехав в Россию, мисс Жаксон изо всех сил старается придать себе кокетливый вид, не заботясь о том, что в ее годы и с ее внешними данными это выглядит крайне нелепо.

Следует ли принимать всерьез ее заявление о том, что она «умирала со скуки в этой варварской России» 8 8 Судя по ее погоне за модой, существование ее не совсем бесцельно. Она явно хочет казаться соблазнительной и разрешить свои личные проблемы. Не исключено, что объектом ее притязаний является сам вдовец Муромский, который об этом не догадывается. Русские дворяне, случалось, женились на незнатных иностранках, а еще чаще делали их своими любовницами, но ввиду нелепости внешнего вида мисс Жаксон никому из персонажей в голову не приходит, что она хочет казаться привлекательной. Поэтому ее так раздражает озорной характер Лизы – не столько из мнимой чопорности, сколько из зависти, потому что естественность Лизы заведомо предрасположена к большему успеху, чем уродливое кокетство мисс Жаксон. Естественность Лизы является более «английской», чем корсет и белила ее наставницы. Обида достигает апогея, когда Лиза является в образе самой мисс Жаксон и начинает весьма пошлый флирт с не узнавшим ее Алексеем Берестовым. Гувернантка воспринимает это не только как пародию на свою внешность, но и как недвусмысленный намек – ради чего на самом деле женщины перетягивают талию и белятся. Дополнительно следует прокомментировать имя героини. Разумеется, не мисс Жаксон, а мисс Джексон (Jackson) – так оно должно звучать по-английски. Хотя Пушкин был и не в ладах с английской фонетикой, он достоверно знал, как читается английское j, – об этом свидетельствует его заметка 1829 года, где имя шекспировской героини он транслитерирует как «Джюльета» 9 . (Он не мог почерпнуть это из перевода – в обоих русских переводах того времени Джульетта именовалась Юлией.) Следовательно, имя гувернантки намеренно «офранцужено», как, впрочем, и ее внешность. Пушкин насмехается над англоманией Муромского, который с трудом представляет себе, что такое «английское».

КРЕСТЬЯНСКИЕ АКСЕССУАРЫ И РЕАЛЬНЫЕ КРЕСТЬЯНКИ

Переодевание Лизы совершается дважды. Второе перевоплощение – в двойника мисс Жаксон – мы уже прокомментировали; остается ее преображение в крестьянку. К этому маскараду Лизы читатели, как правило, относятся совершенно некритично. Между тем характер его далеко не является однозначным.

Начнем с материалов, из которых Лиза шьет себе костюм. На сарафан она приобретает «синей китайки и медных пуговок». Китайка – хлопчатобумажная ткань, в крестьянском хозяйстве не производившаяся; ее, как и медные пуговицы, можно было достать только на базаре за наличные деньги. Барщинные крестьяне, а также значительное количество тех, кто платил оброк натуральными продуктами, почти никогда не имели наличных. В этом смысле Лиза поступает правильно, назвавшись дочерью кузнеца. Кузнецы были зажиточны, поскольку обслуживали все сословия, подковывая лошадей, и получали за это деньги. Кузнец мог себе позволить нарядить дочь в синюю китайку, дорогой по крестьянским меркам материал (крестьяне массово нарядятся в яркие цвета только несколько десятилетий спустя, после изобретения дешевых анилиновых красителей). Дочь общинного землепашца сшила бы себе одежду из пестряди или поскони. Затрапез, дешевая отечественная ткань фабричного производства, появился позднее, в 1840-х годах, и, видимо, был столь дурного качества, что одежда из него сразу же стала восприниматься как унизительная: уже в «Записках охотника» («Ермолай и мельничиха») провинившуюся горничную барин одевает в затрапез.

Более внимательное изучение происхождения и семантики Лизиного сарафана показывает, что в этой области имеется множество неясностей и «белых пятен». Р. Кирсанова в своем исследовании костюма XIX века о происхождении сарафана говорит весьма сумбурно, однако не сомневается в его древности. Единственный аргумент, который она приводит, – изображения женщин «в сарафанах и душегреях» на рисунках путешественников XVI века 10 . Эти рисунки в книге не опубликованы, а потому остается открытым вопрос, можно ли идентифицировать как сарафан одежду, до половины скрытую под душегреей.

Иногда в популярной литературе сарафан отождествляют с летником, но из описания Флетчера однозначно следует, что летником в допетровской Руси называлась одежда с рукавами, один из элементов многослойного женского костюма 11 . Ничего похожего на сарафан Флетчер не упоминает. Вот описание одежды крестьянок XVI века: «Женщина, когда она хочет нарядиться, надевает красное или синее платье и под ним теплую меховую шубу зимой, а летом только две рубахи (ибо так они их называют), одну на другую, и дома, и выходя со двора» 12 .

Речь у Флетчера идет о «белой рубашке» (нижней) и «красной рубашке» (верхней) – женской одежде допетровских времен, описанной и в исследовании И. Забелина 13 . Если высокородная женщина была обязана надевать поверх двух рубашек еще несколько слоев одежды, то крестьянки, видимо, пренебрегали светскими приличиями в пользу удобства. Однако у Забелина, скрупулезно реконструировавшего женский костюм допетровской Руси по иностранным и русским источникам, нет ни одного упоминания о сарафане или похожей по описанию одежде. Вся описанная им женская одежда имеет рукава, сплошные или разрезные. Описание женского костюма этой эпохи у Н. Костомарова, опубликованное в том же сборнике, менее подробно, но тоже не дает ни намека на существование сарафана в XVI – XVII веках 14 . Ни Забелин, ни Костомаров не отождествляют летник с сарафаном.

Лингвистический аспект тоже дает неутешительные результаты. По данным П. Черных, слово «сарафан», хотя и достаточно старое, до середины XVII века означало разновидность мужского кафтана – разумеется, с рукавами, поскольку безрукавные мужские одежды в России этого времени неизвестны 15 15 . При этом Черных оговаривается, что в XVII веке иногда встречаются упоминания и «сарафана женского». Ничего необычного в этом нет – многие названия одежды допетровского времени были одинаковы для обоего пола, только к женским добавлялось пояснительное слово «женский». Тот же Костомаров упоминает «сарафанец» как род мужского зипуна 16 .

Уникальную ссылку можно встретить у Д. Ровинского, изучавшего по архивным сведениям костюмы шутов и актеров. Он пишет (к сожалению, не раскрывая источник), что в 1633 году царской шутихе Манке был сшит «сарафан из лазоревой крашенины, верх из красного сукна, пуговицы оловянные» 17 . К сожалению, установить покрой этой одежды из описания Ровинского невозможно. Кроме того, шутиху могли нарядить в платье эксцентрического фасона, непохожее на то, что носили в обычной жизни.

Самыми ранними датированными изображениями сарафана в виде безрукавного платья на бретельках являются картины М. Шибанова «Крестьянский обед» (1774) и «Сговор» (1777). По-видимому, они наиболее достоверны из всех ранних изображений сарафана в живописи. Эти изображения имеют ряд важных особенностей:

речь идет не о крестьянах вообще, а о суздальских крестьянах; наряды женщин явно праздничные, а не повседневные;

у всех женщин, одежда которых хорошо видна, верхняя часть сарафана скрыта под епанечкой (как бы вторым укороченным сарафаном), что соответствует древнерусским представлениям о приличии (контуры груди не должны быть видны). В наряд Лизы – и костюмированных крестьянок Венецианова – епанечка не входит.

Кроме того, вопреки надписи, на картине «Сговор» явно изображена не крестьянская, а купеческая среда: на картине интерьер не избы, а городского дома, на переднем плане сидит юноша в европеизированном кафтане.

Сарафан без епанечки появляется на картине Аргунова «Портрет неизвестной». Каков социальный статус женщины, изображенной на портрете, не вполне ясно. Отдельные исследователи уже обращали внимание на нарочитость ее костюма и чуждость ряда его деталей крестьянскому быту## Петинова Е. Ф. Русские живописцы XVIII века.

  1. Краваль Л. А. Рисунки Пушкина как графический дневник. М.: Наследие, 1997. С. 341. Пояснение к рисунку – на с. 41. [↩]
  2. Готтенрот Ф. Иллюстрированная история материальной культуры. М. – СПб.: ACT, 2001. С. 428. [↩]
  3. Там же. [↩]
  4. Там же. С. 427. [↩]
  5. Готтенрот Ф. Указ. соч. С. 427 – 428. [↩]
  6. Проникновение спенсера в Россию датируется концом 1790-х годов – спенсер как часть официального костюма жен штатских служащих ввел Павел I. Об этом см.: Аксаков С. Т. Детские годы Багрова-внука. [↩]
  7. Флетчер Дж. О государстве русском. М.: Захаров, 2002. С. 159. [↩]
  8. Обычный речевой штамп иностранца, пребывающего в России, восходит еще к XVI веку, к запискам англичан-путешественников. [↩]
  9. Пушкин А. С. Полн. собр. соч. в 17 тт. Т. 11. М.: Воскресенье, 1996. С. 83. [↩]
  10. Кирсанова Р. М. Сценический костюм и театральная публика в России XIX века. М.; Калининград: Янтарный сказ; Артист. Режиссер. Театр, 1997. С. 313. [↩]
  11. Флетчер Дж. Указ. соч. С. 161. [↩]
  12. Там же. С. 161 – 162. [↩]
  13. Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях // Быт и нравы русского народа в XVI и XVII столетиях. Смоленск: Русич, 2002. [↩]
  14. Костомаров Н. И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях // Быт и нравы русского народа в XVI и XVII столетиях. С. 98 – 107. [↩]
  15. Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка в 2-х тт. Т. 2. М., 2002. С. 140. [↩]
  16. Костомаров Н. И. Указ. соч. С. 98, 85. [↩]
  17. Ровинский Д. Русские народные картинки. СПб.: Тропа Троянова, 2002. С. 214. [↩]

Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.

Источник

Читайте также:  Модные сарафаны для женщин после 50