Меню

Абрикосов цапель отряд драгун чулок



Морфологические и синтаксические нормы русского литературного языка

1.В каком ряду все существительные в форме Им. п. мн. ч. имеют окончание –ы (-и)?

1) доктор, фронт ; 2) консул, торт ; 3) юнкер, приговор ; 4) шофер, корпус (здание)

2.В каком ряду все существительные в форме Им. п. мн. ч. имеют окончание –а (-я)?

1) корм, округ, мастер, конструктор 2) тенор, купол, ректор, пропуск (документ)

3) жернов, адрес, тон (звуковой), сорт; 4) лагерь (военный), обшлаг, жемчуг, кузов

В каком ряду есть ненормативная (нелитературная) форма родительного падежа множественного числа существительного?

3. 1)трое гусаров, пригоршней, оглобель, грузин 2)саженей, рентген, сплетней, плеч

3)носков, коленей, помидоров, басен 4)кеглей, свечей, румын, (эскадрон) гусар

4. 1)минеров, без погон, узбеков, полк улан 2)цыган, партия кадетов, полотенец, аршин

3)яслей, эполет, киргизов, щупалец 4)барж, кочерег, блюдцев, долей

5. 1)абрикосов, цапель, отряд драгун, чулок 2)центнеров, калмыков, сумерек, чучел

3)туфель, простыней, пять драгунов, вафель 4)яблок, болгар, усадеб, побережий

6. В каком ряду все существительные общего рода?

1)брюзга, плакса, судья, недотрога 2)агроном, ровня, космонавт, задира

3)тихоня, непоседа, скряга, запевала 4)недоучка, невежа, разиня, кассир

7. В каком ряду все существительные относятся к среднему роду?

1)коммюнике, какао, бра, авеню, депо 2)зебу, кашне, рантье, меню салями

3)метро, пианино, кольраби, вуаль, кофе 4)пари, такси, кашпо, бюро, жюри

8. В каком предложении фамилия не склоняется?

1) Студенту (Скрыпник) достался счастливый билет.

2) О моем друге (Данилевич) написали в местной газете.

3) К соседке (Мацкевич) приехали родственники.

4) Мои родители очень любят песни Булата (Окуджава).

В каком предложении допущена ошибка в употреблении предложно-падежной формы?

9. 1) Тревожиться за судьбу своих воспитанников – вечный удел всех учителей.

2) Туристы, побывавшие в разных концах земли, хорошо знают о большом преимуществе самолета над поездом.

3) После ссоры он долго не мог уверить товарища в том, что секрет раскрылся случайно.

4) Ему пришлось отчитаться в израсходовании крупной суммы казенных денег.

10. 1) Мы действовали согласно правилам игры, которые объяснил тренер.

2) В здоровом человеке стремления соразмерны с силами организма.

3) Иронизировать над самим собой не каждому дано.

4) Казалось, что гость был обижен на холодный прием.

11. 1) До людей у него жадность: ко всякому присмотрится, от всякого возьмет все, что тот может дать.

2) Мы хотели допытаться от очевидца подробного рассказа о происшествии, но он не проронил ни слова.

3) Для людей, пренебрегающих спортом, как правило, несвойственны большая выносливости и крепкая физическая сила.

4) Уверенность в своих выводах позволила ученым приблизиться к разгадке необычного атмосферного явления.

12. 1) В кабинете биологии выращены выносливые к холоду цветы.

2) Оптимизм, как ни странно, присущ людям с тяжелой судьбой.

3) На ближайшем заседании комитета было решено заслушать отчет о работе целого подразделения.

4) Беспокоится про брошенные в суматохе чертежи он начал после того, как двери проходной захлопнулись.

13. 1) Мой партнер по игре в большой теннис – тренер спортивной школы.

2) Хотя альпинистов предостерегали об опасности, они не могли нарушить данного себе обещания увидеть капризную вершину.

3) Нехватка в городке рабочих мест заставила людей переселиться туда, где был спрос на строительные специальности.

4) Наблюдать за порядком в караване было поручено самому опытному погонщику.

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)

14. 1) В театре шел премьерный показ спектакля.

2) На рассвете путники покинули свой привал и пошли дальше.

3) Мы надеялись, сто кто-нибудь останется и сможет смотреть за домом.

4) Все обсуждали хорошую теплую осень и что зима наступит нескоро.

15. 1) Бойцы верили и надеялись в победу.

2) С утра шел дождь, и крыши домов блестели.

3) Части общей темы называются микротемами.

4) Чехова ставят во многих театрах мира.

16. 1)Я люблю и наслаждаюсь морем.

2) Стебли цветов подрезают наискось острым ножом.

3) Синонимы – это богатство языка.

4) Дядя и племянница садились у чайного стола и слушали рассказ старой няни.

17. 1) Я скучаю по вас.

2) Я сказал, что ухожу и приду нескоро.

3) Одни задавали вопросы, другие на них отвечали.

4) Все думали о случившемся и что завтра начнутся увольнения.

18. 1)Последнее, о чем сказал докладчик, — это употребление синонимов в речи.

2) Некрасов писал стихи для народа, говоря, что «я лиру посвятил народу своему»

3)Те, кто не смог понять и оценить новаторство Пушкина, обвиняли его в простонародности.

4) Ожидая прибытия поезда, пассажиры вышли на перрон.

19. 1) На собрании обсуждался ряд вопросов, волнующие многих.

2) Пришлось пожертвовать двумястами рублями.

3) В парке насчитывается около семидесяти кустов сирени.

4) Около полутораста гектаров земли были засеяны пшеницей.

Читайте также:  Вышивка лентой для шапки

20. 1) Кто, как не сама природа, демонстрирует нам рациональность и совершенство.

2) Трудно было ожидать такого странного поворота событий.

3) Путешественники восхищались не только красотой дальневосточной тайги, но также и рек и озер.

4) Справиться со сложными заданиями вам помогут справочники.

21. 1) Мы выписываем журнал «Природу».

2) Школьники охотно помогали группе археологов, приехавшей из Москвы.

3) Пьеса ставилась как в столичных, так и в провинциальных театрах.

4) После казни декабристов Пушкин остался верен друзьям.

В каком предложении НЕТ синтаксической ошибки?

22. 1) Я с восхищением следил за самолетами, чудесным творением увлеченных людей, которые удалялись на запад.

2) Глядя на первоклассников. У нас возникают воспоминания о тех днях, когда мы впервые переступили порог школы.

3) Пьер похож на Андрея Болконского, а княжна Марья похожа на своего брата.

4) Катерина жила в родном доме, как птичка на воле; попав в дом Кабанихи, жизнь ее резко переменилась.

23. 1) Разные по характеру люди чрезвычайно привлекали мое внимание.

2) Не рассмотрев образ автора в романе «Евгений Онегин», мой анализ будет односторонним.

3) Регулярно занимаясь спортом, наше здоровье укрепится.

4) Посещая выставку, мне было интересно, как художники изображают наш город.

24. 1) В полдень на берегу реки можно наблюдать интересную картину, которая протекает вдоль луга.

2) Около автобусной остановки, которая расположена недалеко от нашего дома, я встретил своего товарища.

3) Коровы ждут своих доярок, которые пасутся на лугу.

4) Сняв шапку, гость протянул хозяину руку, которая была сильно поношена и забрызгана грязью.

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

25. 1) в две тысячи восьмом году 2) в двух тысячи восьмом году

3) с восьмьюдесятью одной розой 4) более семисот участников

26. 1) две пары носок; 2) две пары чулок; 3) наикрасивейший; 4) очень смелый

27. 1) ярче всех; 2) выздоравливай скорее; 3) трое братьев; 4) у новых туфлей

28. 1) много гольф; 2) много чулок; 3) много носков; 4) много помидоров

29. 1) очень прекрасно; 2) наивысочайший; 3) менее удачный; 4) наилучший

30. 1) вкусные торты; 2) палец с мозолем;3) пятьюстами деревьями; 4) в две тысячи четвертом

31. 1) килограмм апельсин; 2) несколько брелоков; 3) петь звонче; 4) ягода слаще

32. 1) более лучше; 2) пара джинс; 3) оглох; 4) девятисот девяноста девяти деревьев

33. 1) наиболее удачно; 2) делав что нужно; 3) положите на стол; 4) залезай выше

34. 1) красивый тюль; 2) пять купон; 3) вкусные торты; 4) директора школ.

35. 1) сестра моложе брата; 2) пришел из института поздно;

3) вопреки прогнозов погода улучшилась; 4) опытные шоферы.

Какое утверждение неверно?

36. Неужели не стоит Бэла твоего скакуна?

1) в предложении 2 частицы; 2) неужели – отрицательная частица

3) твоего – притяжательное местоимение в форме ед. ч.род. пад.

4) частица НЕ употреблена при отрицании.

37. Неужели только он засомневался в том, говорил ли проводник правду?

1) вопросительная частица ЛИ употреблена как союз для связи придаточного предложения с главным.

2) ТОЛЬКО – ограничительная частица

3) НЕУЖЕЛИ – восклицательная частица

4) в глаголе ЗАСОМНЕВАЛСЯ – возвратный постфикс.

38. Уж ему надо бы знать, что у нее ни кола ни двора.

1) частица БЫ употреблена в составе составного глагольного сказуемого.

2) частица НИ употреблена в устойчивом сочетании слов.

3) в предложении нет формообразующих частиц.

4) УЖ – усилительная частица.

39. По мере того как лодка приближалась к заводи, тревога наша усиливалась, потому что мы (так)же не находили примет, о которых рассказал охотник.

1) О которых – относительное местоимение в роли союзного слова; в придаточном предложении является дополнением.

2) придаточное предложение с союзом ПОТОМУ ЧТО не может стоять перед главным.

3) В предложении употреблено 6 служебных частей речи

4) наречие ТАК с частицей ЖЕ пишется слитно.

40. В каком предложении есть междометие?

1) Долго не смолкало в зале многоголосое браво.

2) Здравствуй и прощай – такие разные слова!

3) «Вот так штука!» — удивленно пробормотал Степан, не застав бригадира на месте.

4) О радостный восторг! Куда я полечу?

41. В каком предложении нет междометия?

1) О Муза! Возгордись заслугой справедливой…

2) В трубке долго молчали, а потом взволнованный голос сказал: «Алло! Мне нужно встретиться с вами!»

3) Письмо начиналось так: «Здравствуй, моя дорогая бабуля!»

Источник

Русский язык,разобраться не могу,помогите

Какое окончание в именительном падеже множественного числа должны принимать следующие имена существительные? В каких случаях возможны вариантные формы окончаний?
Архитектор, бас, боцман, буфер, бухгалтер, волос, двор, инспектор, инструктор, инженер, катер, клапан, конструктор, лектор, лоцман, мичман, ордер, отпуск, офицер, пекарь, прожектор, рапорт, свитер, сектор, суп, тенор, токарь, тополь, торт, цех, шофер, якорь, ястреб.

Читайте также:  Шапка кошка спицами размеры

Образуйте формы родительного падежа множественного числа от следующих существительных, выбирая окончание, употребляемое в литературном языке. В случае затруднения обращайтесь к словарям.
Абрикосы, баклажаны, блюдца, болгары, боты, будни, валенки, вафли, верховья, вишни, герцы, грабли, граммы, драгуны, заморозки, калмыки, колени, колечки, лохмотья, макароны, монголы, нападки, низовья, носки, облака, оладьи, осетины, плечи, побережья, потемки, простыни, рельсы, ремесла, саперы, сапож-ки, снадобья, сплетни, сумерки, таджики, туфли, турки, узбеки, устья, цапли, чул-ки, шаровары, эполеты, ясли.

Архитекторы, басы, боцманы (разг. боцмана) , буфера, бухгалтеры (разг. бухгалтера) , волосы, дворы, инспекторы (разг. инспектора) , инструкторы (разг. инструктора) , инженеры/а, катера, клапаны, конструкторы, лекторы, лоцманы, мичманы, ордера/ордеры, отпуска, офицеры, пекари (разг. пекаря) , прожекторы/прожектора, рапорты/а, свитеры/а, сектора/ы, супы, тенора/ы, токари/я, тополя/и, торты, цеха/и, шоферы/а, якоря, ястреба/ы.

Абрикосов, баклажанов, блюдец, болгар, ботов, будней, валенок, вафель, верховьев/верховий, вишен, герцев, грабель/граблей, граммов, драгун/драгунов, заморозков, калмыков, коленей, колечек, лохмотьев, макарон, монголов, нападок, низовьев/низовий, носков, облаков, оладий, осетин, плеч, побережий, потемок, простынь/простыней, рельсов, ремесел, саперов, сапОжки — сапожек, сапожкИ — сапожков, снадобий, сплетен, сумерек/сумерок, таджиков, туфель, турок, узбеков, устьев, цапель, чулок, шаровар, эполет/эполетов, яслей.

Источник

Проверочная работа по теме «Имя существительное»

Проверочная работа по теме «Имя существительное» предполагает проверку знаний и умений обучающихся 10 класса после повторения изученного материала по данной теме. Работа представлена в двух вариантах, к каждому варианту даётся ответ.

Просмотр содержимого документа
«Проверочная работа по теме «Имя существительное»»

Проверочная работа по теме «Существительное» Вариант 1.

Какое утверждение неверно? 1) В современном русском языке различаются самостоятельные и служебные части речи. 2) Слова из одной лексико- грамматической группы могут переходить в другую . 3) Формы слова – это разновидности одного и того же слова, отличающиеся друг от друга лексическим значением.

Какое утверждение неверно? 1) Типы склонения имён существительных различаются только в падежных формах единственного числа. 2) К 3-му склонению относятся все существительные женского рода на мягкий согласный и на Ж, Ш, а также слово ПУТЬ и десять существительных на –МЯ. 3) Число несклоняемых существительных пополняется за счёт отдельных сложносокращённых слов (аббревиатур). 4) Одушевленность и неодушевленность существительных определяется при сравнении форм Им.п, Род.п . Вин.п

Какое утверждение неверно? 1) Суффиксы –ость, — изм,- аж служат для образования существительных с абстрактным значением. 2) Все вещественные имена существительные имеют только форму единственного числа. 3) Род несклоняемых существительных, являющихся иноязычными географическими названиями, определяется по соотнесению его с родом того нарицательного существительного, наименованием которого является имя собственное. 4) Все падежи, за исключением Именительного, называются косвенными.

В каком ряду все существительные в форме Им.п., множ.ч имеют окончание –Ы(-И)? 1) доктор, фронт 2) консул, торт 3) юнкер, приговор 4) шофёр, корпус (здание)

В каком ряду все существительные в форме Им.п., множ.ч имеют окончание –А (-Я)? 1) корм, округ, мастер, конструктор 2) тенор, купол, ректор, пропуск (документ) 3) жёрнов, адрес, тон (звуковой), сорт 4) лагерь (военный), обшлаг, жемчуг, кузов

В каком ряду есть ненормативная форма Род.п., множ.числа существительного? 1) трое гусаров, пригоршней, оглобель, грузин 2) саженей, рентген, сплетней, плеч 3) носков, коленей, помидоров, басен 4) кеглей, свечей, румын, эскадрон гусар

В каком ряду есть ненормативная форма Род.п., множ.числа существительного? 1) минёров, без погон, узбеков, полк улан 2) цыган, партия кадетов, полотенец, аршин 3) яслей, эполет, киргизов, щупалец 4) барж, кочерёг, блюдцев, долей

В каком ряду все существительные относятся к среднему роду? 1) коммюнике, какао, бра, авеню, депо 2) зебу, кашне, рантье, меню, салями 3) метро, пианино, кольраби, вуаль, кофе 4) пари, такси, кашпо, бюро, жюри

В каком предложении допущена грамматическая ошибка? 1) Платье – халат постиран и убран в шкаф. 2) Письмо – открытка уведомило покупателя о выходе новой книги. 3) Театр – студия открыл новый сезон. 4) Урок – лекция впервые проведён в нашем классе.

В каком предложении фамилия не склоняется? 1) Студенту (Скрыпник) достался счастливый билет. 2) О моём друге (Данилевич) написали в местной газете. 3) К соседке (Мацкевич) приехали родственники. 4) Мои родители очень любят песни Булата (Окуджава).

В каком ряду есть ошибка в употреблении падежной формы существительного? 1) нужда в доверии, рассказать вопреки желанию, типичен для студенческой среды 2) гордиться школой, осуждать малодушие в приятеле, оплатить проезд в метро 3) уверенность в победе, удивиться чудом природы, уплатить долги. 4) уплатить за покупки, укорять в неискренности, прибыть согласно расписанию.

В каком предложении допущена ошибка в употреблении предложно- падежной формы имени существительного? 1) В кабинете биологии выращены выносливые к холоду цветы. 2) Оптимизм, как ни странно, присущ людям с тяжёлой судьбой. 3) На ближайшем заседании комитета было решено заслушать отчёт о работе целого подразделения. 4) Беспокоиться про брошенные в суматохе чертежи он начал после того, как двери деленных судпроходной захлопнулись.

Читайте также:  Как связать спицами шапку ушанку для мальчика схема

В какой строке указана неверная грамматическая характеристика выделенного существительного? Ярким пламенем вспыхнуло на горизонте жаркое июльское солнце. 1) Начальная форма – пламя. 2) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, ср.р, 2 скл. 3) Непостоянные признаки: употреблено в Тв.п, ед.ч. 4) Существительное пламя не имеет форм множественного числа.

В какой строке указана неверная синтаксическая характеристика выделенных существительных? 1) Стоя на горе, видишь на правой стороне почти всю Москву. – прямое дополнение.

2) Цветы на подоконнике разводил. – косвенное дополнение. 3) На другой стороне реки видна дубовая роща. – подлежащее. 4) Она была идеал. – именная часть составного именного сказуемого.

Проверочная работа по теме «Существительное» Вариант 2.

Какое утверждение неверно? 1) В современном русском языке различаются самостоятельные и служебные части речи. 2) К непостоянным признакам существительного относятся падеж, число. 3) Отвлечённые существительные обозначают совокупность предметов или лиц как единое целое.

Какое утверждение неверно? 1) Типы склонения имён существительных различаются только в падежных формах единственного числа. 2) Ко 2-му склонению относятся все существительные женского рода с окончанием –А,-Я, а также слово ПУТЬ и десять существительных на –МЯ. 3) Число несклоняемых существительных пополняется за счёт отдельных сложносокращённых слов (аббревиатур). 4) Одушевленность и неодушевленность существительных определяется при сравнении форм Им.п, Род.п . Вин.п

Какое утверждение неверно? 1) Названия населённых пунктов на –ов, -ев, -ово, -ево имеют окончание –ОМ.. 2) У неодушевленных существительных иноязычного происхождения на –тор, -сор в Им.п. мн.ч пишется окончание –А,-Я. 3) Род несклоняемых существительных, являющихся иноязычными географическими названиями, определяется по соотнесению его с родом того нарицательного существительного, наименованием которого является имя собственное. 4) Все падежи, за исключением Именительного, называются косвенными.

В каком ряду все существительные в форме Им.п., множ.ч имеют окончание –Ы(-И)? 1) доктор, фронт 2) консул, торт 3) юнкер, приговор 4) шофёр, корпус (здание)

В каком ряду есть ненормативная форма Родит.п множ.числа существительного? 1) абрикосов, цапель, отряд драгун, чулок 2) центнеров, калмыков, сумерек, чучел 3) туфель, простыней, пять драгунов, вафель 4) яблок, болгар, усадеб, побережий

В каком ряду все существительные общего рода? 1) брюзга, плакса, судья, недотрога 2) агроном, ровня, космонавт, задира 3) тихоня, непоседа, скряга, запевала 4) недоучка, невежа, разиня, кассир

В каком предложении допущена грамматическая ошибка? 1) Плакат – реклама понравился художественному совету. 2) Мои родители не только хранят «Роман- газету», но и часто перечитывают её. 3) Мы заинтересовались книгой – справочником, который был представлен на выставке. 4) Небольшой завод – лаборатория появился на окраине нашего города.

В каком ряду все существительные относятся к женскому роду? 1) буржуа, какао, бра, авеню, депо 2) зебу, кашне, рантье, меню, салями 3) метро, пианино, кольраби, вуаль, кофе 4) гантель, мозоль, кадриль, тушь, кольраби

В каких словах не допущена орфографическая ошибка? 1) лебёдушка, хлебышек, камешек, гнёздышко. 2) чашичка, письмецо, камушек, ущельице 3) водица, реченька, батюшка, воробышек. 4) воробушек, берёзанька, водичка, платьице.

В каком предложении фамилия не склоняется? 1) Студенту (Скрыпник) достался счастливый билет. 2) О моём друге (Данилевич) написали в местной газете. 3) К соседке (Мацкевич) приехали родственники. 4) Мои родители очень любят песни Булата (Окуджава).

В каком ряду есть ошибка в употреблении падежной формы существительного? 1) Мы действовали согласно правилам игры, которые объяснил тренер. 2) В здоровом человеке стремления соразмерны с силами организма. 3) Иронизировать над самим собой не каждому дано. 4) Казалось, что гость был обижен на холодный приём.

В каком предложении допущена ошибка в употреблении падежной формы имени существительного? 1) Тревожиться судьбой своих воспитанников – вечный удел всех учителей.. 2) Ему пришлось отчитаться в израсходовании крупной суммы казенных денег.. 3) После ссоры он долго не мог уверить товарища в том, что секрет раскрылся случайно. 4) Наблюдать за порядком в караване было поручено самому опытному погонщику

В какой строке указана неверная грамматическая характеристика выделенного существительного? Когда медведь был уже близко, Антон схватил вилы. 1) Начальная форма – вилы. 2) Постоянные признаки: нарицательное, конкретное, неодушевлённое. 3) Непостоянные признаки: употреблено в Вин.п, во мн.ч. 4) В предложении является прямым дополнением.

В какой строке указана неверная синтаксическая характеристика выделенных существительных? 1) Кто в детстве не мечтал стать отважным путешественником.– обстоятельство. 2) Мы часами размышляем о прошлой жизни. – косвенное дополнение. 3) На другой стороне реки видна небольшая деревенька. – подлежащее. 4) Чтение – вот лучшее учение. – именная часть составного именного сказуемого.

Источник