Меню

Абрамов сарафан краткое содержание



Абрамов сарафан краткое содержание

Книга Ф. Абрамова «В Питер за сарафаном» запись закреплена

«Краткое содержание» рассказа Фёдора Абрамова
«В Питер за сарафаном»

Фёдор Абрамов является очень известным русским и советским писателем. Он создал невероятно большое количество рассказов, способных растрогать даже самого прагматичного и безэмоционального читателя. Его рассказы ещё никого не смогли оставить равнодушным. К таким творениям относится рассказ под названием «В Питер за сарафаном». Краткое содержание данного произведения представлено в этой статье.

Рассказ «В Питер за сарафаном» отличается от произведений многих авторов советского времени своей добротой, искренностью, неподдельностью, отсутствием пафоса и способен вывести любого человека на искренние чувства и слёзы.

В центре внимания рассказа находится глуповатая девушка по имени Оля. Она всю жизнь росла в сельской местности, поэтому неудивительно, что не знает городской жизни и не представляет людей, которые живут чище и богаче чем она. Девушка обладает достаточно весёлым нравом, она смотрит на эту жизнь с позитивным настроем и радуется каждой мелочи, как обыкновенная сельская баба. Но то, что её отличает от других деревенских девушек – это её пылающее сердце, которое не затухает несмотря на все неудачи. Оля очень целеустремлённая личность, которая, как правило, добивается своего и даже больше.

В общем главная героиня пошла в город Петербург за нарядом. Она считала, что её подруга имеет много парней-друзей и внимания с их стороны из-за того, что носит именно это одеяние. Этим волшебным одеянием являлся самый обыкновенный, как не думала героиня, сарафан. Но вся проблема заключалась именно в том, что в деревне этот сарафан нельзя было купить. Он продавался только в городе Санкт-Петербург, что являлся в то время столицей Российского государства. Именно в этом городе существовала ярмарка, на которой выбрать понравившийся сарафан могла любая девушка и, конечно, купить его. Невероятно, сколько там было сарафанов!

Итак, как уже стало известно, девушка считала, что её счастье прямо пропорционально наличию сарафана. Но она была пинежской девушкой, которая жила весьма далеко от города Питер. А именно расстояние от её деревеньки до города равнялось – полторы тысячи верстам.

Она прошла этот долгий путь, купила сарафан и обрела счастье, как того и желала её деревенская девичья натура.

PS. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Источник

Краткое содержание Абрамов В Питер за сарафаном

Рассказ «В Питер за сарафаном» отличается от произведений многих авторов советского времени своей добротой, искренностью, неподдельностью, отсутствием пафоса и способен вывести любого человека на искренние чувства и слезы.

В центре внимания рассказа находится глуповатая девушка по имени Оля. Она всю жизнь росла в сельской местности, поэтому неудивительно, что не занят городской жизни и не представляет людей, которые живут чище и богаче чем она. Девушка обладает достаточно веселым нравом, она смотрит на эту жизнь с позитивным настроем и радуется каждой мелочи, как обыкновенная сельская баба. Но то, что ее отличает от других деревенских девушек – это ее пылающее сердце, которое не затухает несмотря на все неудачи. Оля очень целеустремлённая личность, которая, как правило, добивается своего и даже больше.

В общем главная героиня пошла в город Петербург за нарядом. Она считала, что ее подруга имеет много парней-друзей и внимания с их стороны из-за того, что носит именно это одеяние. Этим волшебным одеянием являлся самый обыкновенный, как не думала героиня, сарафан. Но вся проблема заключалась именно в том, что в деревне этот сарафан нельзя было купить. Он продавался только в городе Санкт-Петербург, что являлся в то время столицей Российского государства. Именно в этом городе существовала ярмарка, на которой выбрать понравившийся сарафан могла любая девушка и, конечно, купить его. Невероятно, сколько там было сарафанов!

Итак, как уже стало известно, девушка считала, что ее счастье прямо пропорционально наличию сарафана. Но она была пинежской девушкой, которая жила весьма далеко от города Питер. А именно расстояние от ее деревеньки до города равнялось – полторы тысячи верстам.

Она прошла этот долгий путь, купила сарафан и обрела счастье, как того и желала ее деревенская девичья натура.

Выше было представлено краткое содержание сюжета рассказа Федора Абрамова.

Федор Абрамов является очень известным русским и советским писателем. Он создал невероятно большое количество рассказов, способных растрогать даже самого прагматичного и безэмоционального читателя. Его рассказы еще никого не смогли оставить равнодушным. К таким творениям относится рассказ под названием «В Питер за сарафаном». Краткое содержание данного произведения представлено в этой статье.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Абрамов. Все произведения

В Питер за сарафаном. Картинка к рассказу

Сейчас читают

США, Скалистые горы. Местные жители обеспокоены тем, что происходит с «Орлиным гнездом» – 600-метровой горой неподалёку от деревни. Земля у подножия горы содрогалась от сильных толчков, а вершину покрывали плотные густые облака.

1920 год. В прохладный зимний день два зажиточных жителя Лондона выходят из аристократичного ресторана и видят лежачего на земле без сознания бедно одетого молодого человека.

Произведение относится к философской прозе писателя, отражающей реальную действительности современной жизни и демонстрирующей представителей простого народа в качестве примеров для подрастающего поколения.

Произведение Даниила Андреева «Роза Мира», признано по праву, как самое фантастическое, философское и религиозное творение автора.

Дмитрий Павлович Санин, помещик 52 лет, находит среди своих вещей гранатовый крестик и вспоминает историю с ним связанную. За 30 лет до этого он путешествовал по Европе и, оказавшись во Франкфурте

Источник

Мадам Жизнь

Познавательно-развлекательный проект

Отзыв о рассказе Абрамова «В Питер за сарафаном»

Главная героиня рассказа Федора Абрамова «В Питер за сарафаном» — пожилая деревенская женщина Ольга Филипьевна, жившая в одной из деревень Архангельской области. Ее возраст уже перевалил за восемьдесят лет, поэтому Филипьевна стала с годами даже забывать, когда у нее день рождения.

Однажды она зашла к соседке Марье Петровне, чтобы та напомнила, когда же у нее очередной день рождения. У соседей она застала ленинградского писателя, который записывал истории из жизни деревенских жителей.

Узнав, что писатель приехал из Ленинграда, Филипьевна сказала, что в юности она была в этом городе, который тогда называли Питером. Причем ходила она в Питер пешком. Писатель недоверчиво отнесся к этому заявлению старушки, ведь от деревни до Ленинграда было более тысячи километров. Но Марья Петровна подтвердила слова старушки и попросила Филипьевну подробно рассказать историю о том, как та ходила в Питер, после чего жители деревни стали звать ее питербуркой.

И Филипьевна стала рассказывать историю своего пешего похода в северную столицу. Когда Ольге Филипьевне было четырнадцать лет, соседям пришла посылка из Питера от их сына. В этой посылке был очень красивый сарафан для дочери соседей, Марьюшки. А у Ольги отец был бедным, и она ходила в простой домотканой одежде.

Когда девушки-соседки отправились на гулянку, деревенские парни сразу обратили внимание на Марьюшку в красивом питерском сарафане. Глядя на успех подруги, Ольга тоже стала думать, как бы ей заполучить такой сарафан, чтобы побыстрее выйти замуж? И она решила отправиться пешком в далекий Питер, чтобы купить себе точно такой же сарафан.

Как ни странно, отец поддержал ее решение и даже дал в дорогу все свои сбережения, рубль медью. Девушка отправилась в далекий поход. Началось ее путешествие зимой, а к весне она добралась до Вологды. В пути ей помогали добрые люди, и девушке казалось, что ее, как будто, за руку ведут.

Когда началась весна, зимнюю обувь пришлось менять на сапоги. За эти сапоги Ольге пришлось три недели работать нянькой. А к лету добралась она и до Питера. С собой у девушки была бумажка с адресом брата Марьюшки. Люди подсказали девушке, что ей надо идти на Васильевский остров. По дороге она посмотрела и царский дворец и каменный столб, что стоит перед ним на площади.

Целый год Ольга работала нянькой у одного немца и смогла купить заветный сарафан, после чего вернулась в деревню. Вот только ожидаемого эффекта сарафан не оказал, и Филипьевна до пятидесяти лет не могла выйти замуж. Только потом от людей она услышала, что популярность ее подруги Марьюшки у деревенских женихов объяснялась не питерским сарафаном, а тем, что у отца Марьюшки в те времена было пять коров.

Рассказав историю своего хождения в Питер, старушка Филипьевна пошла домой. А ленинградский писатель смотрел ей вслед и думал о том, что прошло много лет и пройдет еще больше, а история пешего похода четырнадцатилетней девушки в северную столицу так и останется в памяти людей.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Абрамова «В Питер за сарафаном» заключается в том, что не следует принимать поспешных решений. Героиня рассказа, увидев успех подруги у местных женихов, решила, что причиной этого успеха является питерский сарафан. Ольга предприняла далекое путешествие, чтобы заполучить такой же сарафан, но позднее выяснилось, что успех подруги у парней был вызван не сарафаном, а богатством ее отца.

Рассказ Абрамова «В Питер за сарафаном» учит обдуманно принимать решения, взвешивать все за и против, прежде чем оповещать людей о принятом решении. Когда отец провожал Ольгу на санях, девушка была готова отказаться от похода в Питер. Но отец сказал ей, что она должна идти, раз уж так решила. Еще он сказал, что дочь станет знаменитой на всю округу после такого путешествия.

В рассказе мне понравилась главная героиня, которая в юном возрасте отправилась в пеший поход за тысячу километров, чтобы стать обладательницей заветного сарафана. Ольга реализовала свою задумку, она добралась до Питера, заработала деньги, купила сарафан и вернулась с покупкой в родную деревню.

Какие пословицы подходят к рассказу Абрамова «В Питер за сарафаном»?

Молодец в кафтане, девица в сарафане.
Дал слово – держи.
Слышит звон, да не знает, где он.

Читайте также:  Вязанье крючком летние сарафаны

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источник

Краткое содержание абрамов в питер за сарафаном за 2 минуты пересказ сюжета

В Питер за сарафаном

Опять горели где-то леса, опять солнце было в дыму, неживое, словно заколдованное, и песчаная раскаленная улица, вся расчерченная черными тенями — от амбаров, от изгороди, от поленницы, — светилась каким-то диковинным неземным светом. И временами казалось, там, за окнами, не то Кащеево царство из полузабытой сказки далекого детства, не то какая-то неведомая фантастическая планета.

Но вокруг-то нас с Павлом Антоновичем никакой фантастики не было. Старинная крестьянская изба с плотно закупоренными окнами по случаю дыма и чада на улице, большая, еще битая из глины печь, с которой терпко пахло осиновым листом (старик держал козу), и занимались мы самым обыденным делом — разговором.

Павел Антонович, хоть и не выпускал из рук полотенца — в избе было душно и жарко, — выглядел еще молодцом. За столом сидел прямо, умные серые глаза из-под густых, все еще черных бровей глядели твердо.

Но странно бывает устроена человеческая память! Павел Антонович хорошо помнил седые предания о «белоглазой чуди», некогда жившей у нас, на Пинеге, до прихода новгородцев и москвитян, живо мог рассказать о причудах кеврольского воеводы, которому возили питьевую воду за пятнадцать верст из одного холодного ручья, знал о пустынях в глухих чащобах на Юле, где в старину скрывались раскольники и беглые солдаты, а вот когда заходила речь о гражданской войне на Севере — он сам был участником ее, — память ему частенько изменяла.

Нас выручала Марья Петровна, его жена, полная, грузная старуха с удивительно молодыми глазами.

— Да ведь ты опять, дедо, не в те сани сел, — с легкой усмешкой поправляла она мужа и при этом поощряюще подмигивала мне: — Пишите, пишите! Нынче вся жизнь на бумаге. По прошествии какого-то времени Марья Петровна, сочувственно поглядывая на меня и на мужа, сказала:

— Все вы упарились. Не знаю, разве к Филиппьевне сходить. У ней завсегда квас на погребе. Старинного покроя человек… — И тут же воскликнула: — Вот она, легка на помине!

Я почувствовал, как легкая тень прошла по моему лицу, и вскоре услышал шорох веника на крыльце, скрип наружной двери. В избу вошла старушонка. Чинно перекрестилась, разогнулась и прошамкала какое-то приветствие на старинный манер, вроде «все здорово-те».

До чего же эта была маленькая да ветхозаветная старушоночка!

И опять на память невольно пришла старинная сказка с ее добрыми и благочестивыми бабушками-задворенками.

Впрочем, одета она была по-современному: стеганая коричневая безрукавка, серый матерчатый передник, сапожонки кирзовые, а от прошлого разве что полинялый бордовый сарафан, да домотканый пояс с кистями, да синий повойник, выглядывавший из-под теплого бумазейного платка, по-старинному повязанного концами наперед.

— Что, Филиппьевна, в гости? — спросила хозяйка, подавая ей табуретку.

— Како в гости? Середь бела дня в гости! Филиппьевне-то пензии не платят. Это вам, молодым, по гостям ходить. Пришла про рожденье свое узнать.

— Ох ты господи! — всплеснула руками Марья Петровна. — Я и забыла тебе сказать. Завтра у тебя день рожденья.

— Завтра? То-то мне не сидится сегодня. Куделю пряду ноне. Председатель просит: «Выручи, Филиппьевна, без веревок сидим, никто не хочет престь». А как Филиппьевны-то не будет, к кому, говорю пойдешь?

— Бабушка, — подал и я свой голос, — а сколько вам лет?

— Кто у вас в гостях-то? Худо вижу — весь свет в дыму. — Филиппьевна поднесла сухонькую коричневую руку к глазам и, подслеповато щурясь, посмотрела в мою сторону. — Молодец кабыть? Откуда?

— Дальний, бабушка. — Я нарочно повысил голос, сообразуясь с ее возрастом.

— Чую, что дальний. У нас говоря-то кабыть потише, — с легким подковыром сказала старуха.

— Из Ленинграда, бабушка. Слыхала такой город?

— Она не только слыхала. Она бывала там, — не без удовольствия ответила Марья Петровна.

— Почто бывала-то? — с притворной сердитостью возразила Филиппьевна. — Я и в Питере бывала-то.

— Так ведь это одно и то же, бабушка, — рассмеялся я.

— Одно, да не одно. В Ленинград-то на машинах ездят да по воздуху летают, а в Питер-то я пешком хаживала.

— Отсюда, из Ваймуши? — Это деревня километрах в четырех от Пинежского райцентра. — Подальше маленько. Верст десять еще прибавь. Из Шардомени.

Я перевел взгляд на Марью Петровну, затем снова посмотрел на старушонку. Да не морочат ли они меня? Ведь это же сколько? С Пинеги до Двины, с Двины до Вологды… Свыше полутора тысяч километров! И вот такая крохотуля промеряла этакое расстояние своими ногами…

Но еще больше удивился я, когда услышал, что она ходила в Питер — за чем бы вы думали? — за сарафаном…

— Правда, правда, — горячо заверила меня Марья Петровна. — Ходила наша бабушка. За сарафаном ходила. Расскажи, Филиппьевна, не забыла еще?

— Как забыть-то… Мне еще тогда говаривали: ну, девушка, всю жизнь будешь вспоминать Питер. И верно: как вечер-то подойдет, так и почнет из меня жилочки вытягивать. Всю-то ноченьку как на вытяжке лежу.

— Это, Филиппьевна, годы выходят, — посочувствовала Марья Петровна.

— Да ведь мои годы еще что. Восемьдесят четвертый пойдет, а матенка у меня в девяносто лет за морошкой хаживала.

Павел Антонович, который с приходом Филиппьевны завалился на кровать и до сих пор хранил молчание, тут поднял крупную облысевшую голову:

— Про матенку-то ему неинтересно. Ты про то, как в Питер ходила. Раньше, бывало, только об этом и трещала. Питербуркой звали.

— Звали. И рассказывать любила. А сейчас вся дорога в дыму. А раньше-то? Как начну вспоминать, каждый кустик, каждую ямочку вижу.

Все-таки Филиппьевна поддалась уговорам.

— Вишь, родитель-то у меня из солдатов был, бедный, — издалека начала она, — а нас у его пять девок. А мне уж тогда пятнадцатый год пошел, а я все в домашнем конопляном синяке хожу. Вот раз зашла к суседям, а у них посылка от сына пришла — в Питере живет. И такой баской сарафан прислал сестре — я дыхнуть не могу.

Алый, с цветами лазоревыми — как теперь вижу… Ну, скоро праздник престольный подошел — богородица. Вышли мы с Марьюшкой — это дочь-то суседей, которым посылка из Питера пришла. Вышли впервой на взрослое игрище. Она в новом сарафане, а я в синяке, только пояском новым — сама соткала — подпоясалась.

Смотрю, и робята толк в сарафанах понимают. Я хоть и маленькая росточком была, можно сказать, век недоростком выжила, а на лицо ничего, приглядна была. А Марьюшка, прости господи, тюря-тюрей — губы распустит, на ходу спит. А тут в новом-то сарафане нарасхват пошла. Бедно мне стало.

Вот и думаю: мне бы такой сарафан! — боюсь в девках засидеться. А откуда такой сарафан возьмешь? Житье-то у родителей не богато. Братьев нет. Вижу, самой смекать надо. А где? Куда девку-малолетку возьмут? Ни в лес, ни в работницы. Да и сарафан-то питерский мутит голову.

У иных девок тоже сарафаны, да не питерские — дак робята-то не так кидаются. Ну и порешила: пойду в Питер за сарафаном. Сходила…

— Эка ты, — подосадовала Марья Петровна, — да как ходила-то, рассказывай!

Филиппьевна вытерла темной рукой глаза.

— Мама, как услыхала, что я в Питер надумала, заплакала. «Что ты, говорит, Олюшка, умом пошаталась?» А тата-покойничек, из солдатов был, крутой на руку. Икону с божницы схватил: «Моя, говорит, девка! Иди, Олька. Люди же, говорит, ходят». Ну, матенка непривычна была перечить — не нонешнее время.

Назавтра рано встала, хлебцы испекла, а тата уж воронуху запряг. Мама в голос, суседи прибежали: куда да куда девку собираете? А тата молчит, подхватил меня как перышко в сани и давай кобылу вожжами нахаживать. Тоже и ему не сладко было… Верст тридцать, до Марьиной горы, родитель подвез.

Дал мне на прощанье рупь медью.

— На-ко, девка, иди с рублем в Питер, — всхлипнула Марья Петровна.

— Дак ведь деньги-то не трава — в лесу не растут. А дома-то у нас еще четверо по лавкам… Ну, дал мне родитель денег, перекрестил: «Иди, говорит, Олька, ищи свое счастье». А я как увидела, что он в сани садится, заревела: «О татонька, татонька, не уезжай. Не надо мне и сарафана». — «Нет, говорит, Олька, иди. Проходу тебе в деревне не будет, питербуркой звать станут».

Филиппьевна опять вытерла глаза.

— А все равно — и сходила в Питер, а прозвище приросло. Питербуркой и помирать стану.

— Ты скажи, как в лесу-то одна зимой осталась. — Марья Петровна прослезилась.

У меня тоже что-то защекотало в горле.

— Так и осталась. Кругом ели, как медведицы на задних лапах выстали, а я одна посередь дороги. И вперед ступить боюсь, и назад ходу нету. Отец-то у нас два раза говорить не любил… Спасибо людям. Меня как за руку до самого Питера вели. Выпрошусь у кого на ночлег, скажу, куда иду, только головами машут да охают. «Полезай ты, говорят, скорее, дитятко, на печь».

А иной раз и подвезут, а то опять когда подводы идут, и за подводами подбежу. Только один раз мужичок подшутил, не на ту дорогу направил. Дак уж его в деревне ругали. «Вот какой, говорят, бесстыдник, над кем смываться вздумал. Отольются ему эти слезы». А так что — грех обижаться. Приветили в каждой деревне. И молоком накормят, и картошки на дорогу сунут.

Читайте также:  Свитер оверсайз спицами женский молодежный мастер класс

Хлебцем-то, правда, бедновато было — голодный тогда год был…

Читать

Федор Александрович Абрамов

В Питер за сарафаном

Опять горели где-то леса, опять солнце было в дыму, неживое, словно заколдованное, и песчаная раскаленная улица, вся расчерченная черными тенями – от амбаров, от изгороди, от поленницы, – светилась каким-то диковинным неземным светом. И временами казалось, там, за окнами, не то Кощеево царство из полузабытой сказки далекого детства, не то какая-то неведомая фантастическая планета.

Но вокруг-то нас с Павлом Антоновичем никакой фантастики не было. Старинная крестьянская изба с плотно закупоренными окнами по случаю дыма и чада на улице, большая, еще битая из глины печь, с которой терпко пахло осиновым листом (старик держал козу), и занимались мы самым обыденным делом – разговором.

Павел Антонович, хоть и не выпускал из рук полотенца – в избе было душно и жарко, – выглядел еще молодцом. За столом сидел прямо, умные серые глаза из-под густых, все еще черных бровей глядели твердо.

Но странно бывает устроена человеческая память! Павел Антонович хорошо помнил седые предания о «белоглазой чуди», некогда жившей у нас, на Пинеге, до прихода новгородцев и москвитян, живо мог рассказать о причудах кеврольского воеводы, которому возили питьевую воду за пятнадцать верст из одного холодного ручья, знал о пустынях в глухих чащобах по Юле, где в старину скрывались раскольники и беглые солдаты, а вот когда заходила речь о гражданской войне на Севере – он сам был участником ее, – память ему частенько изменяла.

Нас выручала Марья Петровна, его жена, полная, грузная старуха с удивительно молодыми глазами.

– Да ведь ты опять, дедо, не в те сани сел, – с легкой усмешкой поправляла она мужа и при этом поощряюще подмигивала мне: – Пишите, пишите! Нынче вся жизнь на бумаге.

По прошествии какого-то времени Марья Петровна, сочувственно поглядывая на меня и на мужа, сказала:

– Все вы упарились. Не знаю, разве к Филиппьевне сходить. У ней завсегда квас на погребе. Старинного покроя человек… – И тут же воскликнула: – Вот она, легка на помине!

Я почувствовал, как легкая тень прошла по моему лицу, и вскоре услышал шорох веника на крыльце, скрип наружной двери. В избу вошла старушонка. Чинно перекрестилась, разогнулась и прошамкала какое-то приветствие на старинный манер, вроде «все здорово-те».

До чего же это была маленькая да ветхозаветная старушоночка!

И опять на память невольно пришла старинная сказка с ее добрыми и благочестивыми бабушками-задворенками.

Впрочем, одета она была по-современному: стеганая коричневая безрукавка, серый матерчатый передник, сапожонки кирзовые, а от прошлого разве что полинялый бордовый сарафан, да домотканый пояс с кистями, да синий повойник, выглядывавший из-под теплого бумазейного платка, по-старинному повязанного концами наперед.

– Что, Филиппьевна, в гости? – спросила хозяйка, подавая ей табуретку.

– Како в гости? Середь бела дня в гости! Филиппьевне-то пензии не платят. Это вам, молодым, по гостям ходить. Пришла про рожденье свое узнать.

– Ох ты господи! – всплеснула руками Марья Петровна. – Я и забыла тебе сказать. Завтра у тебя день рожденья.

– Завтра? То-то мне не сидится сегодня. Куделю пряду ноне. Председатель просит: «Выручи, Филиппьевна, без веревок сидим, никто не хочет престь». А как Филиппьевны-то не будет, к кому, говорю, пойдешь?

– Бабушка, – подал и я свой голос, – а сколько вам лет?

– Кто у вас в гостях-то? Худо вижу – весь свет в дыму. – Филиппьевна поднесла сухонькую коричневую руку к глазам и, подслеповато щурясь, посмотрела в мою сторону. – Молодец кабыть? Откуда?

– Дальний, бабушка. – Я нарочно повысил голос, сообразуясь с ее возрастом.

– Чую, что дальний. У нас говорят-то кабыть потише, – с легким подковыром сказала старуха.

– Из Ленинграда, бабушка. Слыхала такой город?

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Читать онлайн В Питер за сарафаном страница 1. Большая и бесплатная библиотека

Опять горели где-то леса, опять солнце было в дыму, неживое, словно заколдованное, и песчаная раскаленная улица, вся расчерченная черными тенями — от амбаров, от изгороди, от поленницы, — светилась каким-то диковинным неземным светом. И временами казалось, там, за окнами, не то Кащеево царство из полузабытой сказки далекого детства, не то какая-то неведомая фантастическая планета.

Но вокруг-то нас с Павлом Антоновичем никакой фантастики не было. Старинная крестьянская изба с плотно закупоренными окнами по случаю дыма и чада на улице, большая, еще битая из глины печь, с которой терпко пахло осиновым листом (старик держал козу), и занимались мы самым обыденным делом — разговором.

Павел Антонович, хоть и не выпускал из рук полотенца — в избе было душно и жарко, — выглядел еще молодцом. За столом сидел прямо, умные серые глаза из-под густых, все еще черных бровей глядели твердо.

Но странно бывает устроена человеческая память! Павел Антонович хорошо помнил седые предания о «белоглазой чуди», некогда жившей у нас, на Пинеге, до прихода новгородцев и москвитян, живо мог рассказать о причудах кеврольского воеводы, которому возили питьевую воду за пятнадцать верст из одного холодного ручья, знал о пустынях в глухих чащобах на Юле, где в старину скрывались раскольники и беглые солдаты, а вот когда заходила речь о гражданской войне на Севере — он сам был участником ее, — память ему частенько изменяла.

Нас выручала Марья Петровна, его жена, полная, грузная старуха с удивительно молодыми глазами.

— Да ведь ты опять, дедо, не в те сани сел, — с легкой усмешкой поправляла она мужа и при этом поощряюще подмигивала мне: — Пишите, пишите! Нынче вся жизнь на бумаге. По прошествии какого-то времени Марья Петровна, сочувственно поглядывая на меня и на мужа, сказала:

— Все вы упарились. Не знаю, разве к Филиппьевне сходить. У ней завсегда квас на погребе. Старинного покроя человек… — И тут же воскликнула: — Вот она, легка на помине!

Я почувствовал, как легкая тень прошла по моему лицу, и вскоре услышал шорох веника на крыльце, скрип наружной двери. В избу вошла старушонка. Чинно перекрестилась, разогнулась и прошамкала какое-то приветствие на старинный манер, вроде «все здорово-те».

До чего же эта была маленькая да ветхозаветная старушоночка!

И опять на память невольно пришла старинная сказка с ее добрыми и благочестивыми бабушками-задворенками.

Впрочем, одета она была по-современному: стеганая коричневая безрукавка, серый матерчатый передник, сапожонки кирзовые, а от прошлого разве что полинялый бордовый сарафан, да домотканый пояс с кистями, да синий повойник, выглядывавший из-под теплого бумазейного платка, по-старинному повязанного концами наперед.

— Что, Филиппьевна, в гости? — спросила хозяйка, подавая ей табуретку.

— Како в гости? Середь бела дня в гости! Филиппьевне-то пензии не платят. Это вам, молодым, по гостям ходить. Пришла про рожденье свое узнать.

— Ох ты господи! — всплеснула руками Марья Петровна. — Я и забыла тебе сказать. Завтра у тебя день рожденья.

— Завтра? То-то мне не сидится сегодня. Куделю пряду ноне. Председатель просит: «Выручи, Филиппьевна, без веревок сидим, никто не хочет престь». А как Филиппьевны-то не будет, к кому, говорю пойдешь?

— Бабушка, — подал и я свой голос, — а сколько вам лет?

— Кто у вас в гостях-то? Худо вижу — весь свет в дыму. — Филиппьевна поднесла сухонькую коричневую руку к глазам и, подслеповато щурясь, посмотрела в мою сторону. — Молодец кабыть? Откуда?

— Дальний, бабушка. — Я нарочно повысил голос, сообразуясь с ее возрастом.

— Чую, что дальний. У нас говоря-то кабыть потише, — с легким подковыром сказала старуха.

— Из Ленинграда, бабушка. Слыхала такой город?

— Она не только слыхала. Она бывала там, — не без удовольствия ответила Марья Петровна.

— Почто бывала-то? — с притворной сердитостью возразила Филиппьевна. — Я и в Питере бывала-то.

— Так ведь это одно и то же, бабушка, — рассмеялся я.

— Одно, да не одно. В Ленинград-то на машинах ездят да по воздуху летают, а в Питер-то я пешком хаживала.

— Отсюда, из Ваймуши? — Это деревня километрах в четырех от Пинежского райцентра. — Подальше маленько. Верст десять еще прибавь. Из Шардомени.

Я перевел взгляд на Марью Петровну, затем снова посмотрел на старушонку. Да не морочат ли они меня? Ведь это же сколько? С Пинеги до Двины, с Двины до Вологды… Свыше полутора тысяч километров! И вот такая крохотуля промеряла этакое расстояние своими ногами…

Но еще больше удивился я, когда услышал, что она ходила в Питер — за чем бы вы думали? — за сарафаном…

— Правда, правда, — горячо заверила меня Марья Петровна. — Ходила наша бабушка. За сарафаном ходила. Расскажи, Филиппьевна, не забыла еще?

— Как забыть-то… Мне еще тогда говаривали: ну, девушка, всю жизнь будешь вспоминать Питер. И верно: как вечер-то подойдет, так и почнет из меня жилочки вытягивать. Всю-то ноченьку как на вытяжке лежу.

— Это, Филиппьевна, годы выходят, — посочувствовала Марья Петровна.

— Да ведь мои годы еще что. Восемьдесят четвертый пойдет, а матенка у меня в девяносто лет за морошкой хаживала.

Читайте также:  Переводчик с английского свитер

Павел Антонович, который с приходом Филиппьевны завалился на кровать и до сих пор хранил молчание, тут поднял крупную облысевшую голову:

— Про матенку-то ему неинтересно. Ты про то, как в Питер ходила. Раньше, бывало, только об этом и трещала. Питербуркой звали.

— Звали. И рассказывать любила. А сейчас вся дорога в дыму. А раньше-то? Как начну вспоминать, каждый кустик, каждую ямочку вижу.

Все-таки Филиппьевна поддалась уговорам.

— Вишь, родитель-то у меня из солдатов был, бедный, — издалека начала она, — а нас у его пять девок. А мне уж тогда пятнадцатый год пошел, а я все в домашнем конопляном синяке хожу. Вот раз зашла к суседям, а у них посылка от сына пришла — в Питере живет. И такой баской сарафан прислал сестре — я дыхнуть не могу.

Алый, с цветами лазоревыми — как теперь вижу… Ну, скоро праздник престольный подошел — богородица. Вышли мы с Марьюшкой — это дочь-то суседей, которым посылка из Питера пришла. Вышли впервой на взрослое игрище. Она в новом сарафане, а я в синяке, только пояском новым — сама соткала — подпоясалась.

Смотрю, и робята толк в сарафанах понимают. Я хоть и маленькая росточком была, можно сказать, век недоростком выжила, а на лицо ничего, приглядна была. А Марьюшка, прости господи, тюря-тюрей — губы распустит, на ходу спит. А тут в новом-то сарафане нарасхват пошла. Бедно мне стало.

Вот и думаю: мне бы такой сарафан! — боюсь в девках засидеться. А откуда такой сарафан возьмешь? Житье-то у родителей не богато. Братьев нет. Вижу, самой смекать надо. А где? Куда девку-малолетку возьмут? Ни в лес, ни в работницы. Да и сарафан-то питерский мутит голову.

У иных девок тоже сарафаны, да не питерские — дак робята-то не так кидаются. Ну и порешила: пойду в Питер за сарафаном. Сходила…

— Эка ты, — подосадовала Марья Петровна, — да как ходила-то, рассказывай!

Филиппьевна вытерла темной рукой глаза.

— Мама, как услыхала, что я в Питер надумала, заплакала. «Что ты, говорит, Олюшка, умом пошаталась?» А тата-покойничек, из солдатов был, крутой на руку. Икону с божницы схватил: «Моя, говорит, девка! Иди, Олька. Люди же, говорит, ходят». Ну, матенка непривычна была перечить — не нонешнее время.

Назавтра рано встала, хлебцы испекла, а тата уж воронуху запряг. Мама в голос, суседи прибежали: куда да куда девку собираете? А тата молчит, подхватил меня как перышко в сани и давай кобылу вожжами нахаживать. Тоже и ему не сладко было… Верст тридцать, до Марьиной горы, родитель подвез.

Дал мне на прощанье рупь медью.

— На-ко, девка, иди с рублем в Питер, — всхлипнула Марья Петровна.

— Дак ведь деньги-то не трава — в лесу не растут. А дома-то у нас еще четверо по лавкам… Ну, дал мне родитель денег, перекрестил: «Иди, говорит, Олька, ищи свое счастье». А я как увидела, что он в сани садится, заревела: «О татонька, татонька, не уезжай. Не надо мне и сарафана». — «Нет, говорит, Олька, иди. Проходу тебе в деревне не будет, питербуркой звать станут».

Филиппьевна опять вытерла глаза.

— А все равно — и сходила в Питер, а прозвище приросло. Питербуркой и помирать стану.

— Ты скажи, как в лесу-то одна зимой осталась. — Марья Петровна прослезилась.

У меня тоже что-то защекотало в горле.

— Так и осталась. Кругом ели, как медведицы на задних лапах выстали, а я одна посередь дороги. И вперед ступить боюсь, и назад ходу нету. Отец-то у нас два раза говорить не любил… Спасибо людям. Меня как за руку до самого Питера вели. Выпрошусь у кого на ночлег, скажу, куда иду, только головами машут да охают. «Полезай ты, говорят, скорее, дитятко, на печь».

А иной раз и подвезут, а то опять когда подводы идут, и за подводами подбежу. Только один раз мужичок подшутил, не на ту дорогу направил. Дак уж его в деревне ругали. «Вот какой, говорят, бесстыдник, над кем смываться вздумал. Отольются ему эти слезы». А так что — грех обижаться. Приветили в каждой деревне. И молоком накормят, и картошки на дорогу сунут.

Хлебцем-то, правда, бедновато было — голодный тогда год был…

Вселенная Фёдора Абрамова

Библиотека Фёдора Абрамова в АОНБ им. Н. А. Добролюбова : лекция с электронной презентацией : для среднего и старшего школьного возраста / О. В. Кононова (г. Архангельск)

«Будить, всеми силами будить в человеке Человека» : музыкально-литературная композиция для обучающихся 5-8 классов / С. М. Лобанова, Г. В. Меньшикова (п. Пинега, Пинежский район, Архангельская область)

Верите ли вы, что… : литературная игра, посвященная жизни и творчеству Ф. А. Абрамова : для учеников 9-11 классов / Т. В. Дружинина (п. Васьково, Приморский район, Архангельская область)

Где логика? : библиотечный урок c электронной презентацией по рассказам Ф. А. Абрамова для 7-9 классов / М. А. Мамонова (п. Карпогоры, Пинежский район, Архангельская область)

Долговечные книги Ф. А. Абрамова : семейная викторина / Н. И. Дождикова (п. Сосновка, Пинежский район, Архангельская область)

Жизнь и творчество Фёдора Абрамова : лекция с электронной презентацией : для среднего школьного возраста / Л. Е. Каршина (г. Архангельск)

«Жизнь твоя – бесконечная песня» : литературная гостиная, посвященная жизни и творчеству Ф. А. Абрамова : для среднего и старшего школьного возраста / Т. А. Земцовская (п. Сылога, Пинежский район, Архангельская область)

Жить в ладу с собой, со своей совестью : сценарий вечера, посвященного творчеству Ф. Абрамова : для 4 класса общеобразовательной школы / И. И. Асеева, К. Асеева

Завещание Фёдора Абрамова : громкое чтение рассказа «Потомок Джима» : для учащихся 6-9 классов / С. А. Чаусова (г. Архангельск)

Краткий обзор жизни и творчества Ф. А. Абрамова, театральных постановок по его произведениям : литературный час : для среднего и старшего школьного возраста / Н. В. Малютина (г. Архангельск)

«Не живёт земля без праведников…» : методическая разработка литературной гостиной, посвящённой 90-летию со дня рождения Ф. А. Абрамова : для среднего и старшего школьного возраста / Н. Н. Бовсуновская (п. Сия, Пинежский район, Архангельская область)

По страницам «Из рассказов Олёны Даниловны» : литературная игра по творчеству Ф. А. Абрамова в 5 классе / Г. В. Денисова (п. Сия, Пинежский район, Архангельской области)

Произведения Фёдора Абрамова на театральной сцене : лекция с электронной презентацией : для среднего и старшего школьного возраста / Е. Е. Зубова (г. Архангельск)

Сказка, помогающая людям жить : чтение с остановками рассказа Фёдора Абрамова «В Питер за сарафаном» : для среднего школьного возраста / А. Н. Макурина (г. Архангельск)

Читая Фёдора Абрамова : внеклассное мероприятие по литературному краеведению в начальной школе / Е. А. Попова (п. Белогорский, Холмогорский район, Архангельская область)

Федор Александрович Абрамов (1920–1983)

 Все произведения школьной программы по литературе в кратком изложении. 5-11 классПантелеева Е. В.

Федор Александрович Абрамов

  • «О чем плачут лошади»
  • (Рассказ)
  • Литературоведческий анализ

Рассказ Ф. А. Абрамова «О чем плачут лошади» затрагивает чрезвычайно важную и острую тему. В этом произведении автор рассуждает о нужности, полезности человека и всякого живого существа, занимающего какое-то место в жизни.

Рассказ построен в виде сказки и потому имеет три плана повествования.

Первый план — собственно сказка. Старая лошадь Рыжуха обращается к автору с вопросом: действительно ли в прежние времена лошадям лучше жилось — действительно ли лошадей по-хозяйски любили и холили за их тяжелый труд? Автор не находится, что ответить, и с бесшабашной удалью предлагает не думать о пустяках, а «грызть хлеб, пока грызется».

Второй план — это реальная ситуация в советской деревне в «благополучные» годы окончательной победы социализма. Да, лошадь действительно любили и холили, к ней относились по-хозяйски — так было в годы коллективизации, так было после войны.

Но затем человек внешне стал жить лучше, он все больше заботился о себе и все меньше о других. Технику и одежду стали ценить гораздо больше, чем красивое сильное животное.

К лошадям стали равнодушны, исчезла личная связь между колхозником и конем.

Третий план — это внутренний конфликт автора от осознания невозможности разом изменить действительность, невозможности в одночасье повлиять на испортившуюся со временем природу человека. Автор вынужден делать вид, что все нормально.

Автор проникается общей психологией: надо есть свой кусок, «пока грызется», и не задумываться о больших проблемах, нависших над обществом. Человеческое равнодушие на самом деле гораздо шире, оно распространяется не только на лошадей, но и на людей. Ценим ли мы друг друга, таких же тружеников, как и сами — вот вопрос, который ставит Абрамов.

Мы потребительски пользуемся многими общественными благами, но забываем истинную цену этих благ — уважение к человеку, делающему жизнь лучше.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

АБРАМОВ Александр Иванович (1900–1985)
АБРАМОВ Сергей Александрович (Род. в 1944 г.)
Основные темы творчества писателей А. Абрамова и его сына С. Абрамова — путешествия во времени и контакты человечества с представителями других миров. В их произведениях действуют люди

Фёдор Сологуб
(Фёдор Кузьмич Тетерников)
17 февраля (1 марта) 1863 – 5 декабря 1927
Родился в Петербурге, похоронен в Ленинграде. Поэт, прозаик, драматург.В 1915 году, когда только началась творческая жизнь Сергея Есенина, вокруг которого шли бурные толки, Фёдор Сологуб, известный

Федор Александрович Абрамов
В 60-е годы XX столетия в статьях литературных критиков замелькало непривычное словосочетание «писатели-деревенщики». Так называли группу молодых писателей, в своем творчестве обратившихся к сложным проблемам сельской жизни, первыми забивших

А. А. Сурков (1899–1983) 93. Девичья печальная Рано-раненько, до зорьки, в ледоход
Снаряжала я хорошего в поход.
На кисете, на добро, не на беду,
Алым шелком шила-вышила звезду. Шила-вышила удалой голове
Серп и молот алым шелком по канве.
И уехал он, кручинушка моя,
Биться с

Источник