Это цитата сообщения Dinka-Irinka Оригинальное сообщениеЮвелирные украшения в стиле барокко

 (294x280, 48Kb)
Я, как всегда, увлеклась. Читая про Людовика XIV, начала смотреть на ювелирные украшения эпохи. Походила по разным сайтам. Налюбовалась так, что решила у себя все это сохранить. Что-то выкидываю, что-то сокращаю.. Но красиво все так. Так и хочется объять необъятное... Нереально..

Эпоха Людовика XIV - именно тогда стиль Барокко пришел во Францию, а оттуда распространился по всей Европы. О возникновении термина барокко известный исследователь стилей В.Е Власов писал: «жаргонное словечко «бароко» использовалось португальскими моряками для обозначения бракованных жемчужин неправильной формы, а в середине XVI века оно появилось в разговорном итальянском языке как синоним всего грубого, неуклюжего, фальшивого».Несколько позже, уже во Франции слово baroquer получило новое значение «смягчать, растворять контур, делать форму более мягкой, живописной».Создатель же искусствоведческого термина «барокко» Г. Вельфин, характеризуя стиль, даёт несколько его ключевых характеристик: живописность, величественность, массивность, динамичность.

Свойственная стилю помпезность и представительность непременно сочетались с жизнерадостностью и внутренней силой, прослеживающимися во всех творениях эпохи барокко: в динамике силуэтов, игре светотени, насыщенности декора, сложности криволинейных очертаний. Все перечисленные качества прослеживаются и в изделиях декоративно-прикладного искусства, в частности – в ювелирных изделиях. Даже в мелкие украшения пришли законы, выработанные архитектурой барокко: симметричность, композиция, построенная на ритмике, выразительная профилировка форм, сочный рельефный орнамент.

Исполнялись изделия из золота, реже – серебра, разноцветной эмали и драгоценных камней или крупных жемчужин. Благодаря развитию международной торговли и колонизации в Европу поступали изумруды из Бразилии и Колумбии, алмазы и рубины из Индии, бирюза из Персии, что позволило разнообразить ювелирные изделия. Развивалась и техника огранки драгоценных камней. Среди типов огранки были распространены кабашон, огранка в форме прямоугольника (table-cut), остроконечная огранка (point-cut), «роза». Первая бриллиантовая огранка (называемая Мазарини) была изобретена в середине XVII века.

Некоторые типы огранок:

Популярность жемчуга неправильных форм зародилась в шестнадцатом веке, и, как упоминалось выше, его название – «бароко» - стало именем всего стиля. Природная неровная поверхность усиливала светотеневую игру перламутра и будила воображение мастера. Исходя из разнообразной формы жемчужин, придумывалась та или иная фигура – животное, птица или мифологический персонаж. Жемчуг в таких изделиях дополняли золотом, эмалью и драгоценными камнями. Обычно их носили на цепи в качестве украшений или амулетов. Такова подвеска «Лебедь», выполненная в 1590-х годах нидерландским мастером. Изделие отличает сложная техника: крылья, шея и хвост лебедя сделаны из золота и покрыты чёрно-белой эмалью, голубая эмаль изображает воду. Инкрустация алмазами, изумрудами, рубинам дополняют подвеску. Однако эти изделия из «барочного» жемчуга неправильных форм скорее можно охарактеризовать как украшения маньеризма, их носили только в конце XVI – начале XVII века.

Изменение стиля ювелирных изделий, его переход к эстетике барокко обусловили два фактора: развитие технологий, связанных с обработкой драгоценных камней, и обращение к растительным и цветочным мотивам. Произошло это только в 20-х годах XVII века, когда фигуративные изображения полностью исчезли из декора, а в моду вошёл барочный растительный орнамент названный «cosse de pois», «стручок гороха». Его разработали во Франции, где были изданы декоративные проекты Бальтазара Лемерсье и Жака Кайларта. Гравюры этих мастеров распространялись по всей Европе.

На портрете Елены Формент, второй жены Рубенса, мы видим, как носились подобные украшения, представляющие собой что-то между брошью и подвеской: не имея никаких креплений, они пришивались прямо на платье. Ювелирные изделия с мотивами «стручка гороха» были популярны в Европе в 1620-х – 1650-х годах, однако растительный орнамент развивался на всем протяжении XVII века.

Несмотря на использование металла и драгоценных камней, всю первую половину XVII века основным материалом был жемчуг. Часто украшения дамы состояли только из жемчужного ожерелья, плотно прилегающего к шее, серег и браслета. Мода на жемчуг распространялась из Франции, ставшей в XVII веке центром искусства. Жемчуг нашивали на ткань, им украшали волосы, жемчужными нитями в несколько рядом дополняли платья.


К пятидесятым годам XVII столетия мотивы барокко плотно вошли в декор ювелирных
изделий. Серьги, подвески, аграфы, пряжки и другие драгоценности компоновались из причудливо изогнутых акантовых листьев, волют и фантастических растений. В орнаментике преобладали тяжелые гирлянды цветов и плодов, раковины, сплетения прихотливых бантов, картушей, двойного завитка в виде буквы «С».

Серьги сначала делали из жемчуга вытянутой формы, называемого панделок, затем их форма постепенно усложнялась. Серьги украшали жемчугом, эмалью, драгоценными камнями, в декоре преобладали мотивы банта и крупных поникших листьев. В конце XVII века появился новый тип украшений - серьги с тремя жемчужными подвесками, формы «жирандоль».
Италия, 1670-е

Наличие в костюме многочисленных драпировок требовало заколок. Эту роль стали играть броши, которые впервые вошли в обиход именно в эпоху барокко. Введение брошей в моду легенда приписывает мадам де Савиньи, придворной даме из окружения Людовика ХIII. Так называемые «броши Савиньи» состояли из двух частей: к верхней, напоминающий бант, отдельно крепилась подвеска. Такая форма возникла из-за привычки привязывать к одежде подвески атласными лентами. Крупные броши, декорированные яркими камнями - изумрудами, рубинами, сапфирами, жемчугом, - украшали декольте корсажа или подчеркивали талию. Все броши того времени в соответствии с принципами стиля барокко имели пышные, строго симметричные формы и были обильно украшены глубокими по цвету драгоценными камнями. С обратной стороны броши декорировались эмалью.
"Портрет мадам де Савиньи" Лефевр, 1665

брошь Савиньи и серьги. Нидерланды, втор. половина 17 в.

Женщины также украшали руки браслетами. Они могли быть низанными жемчугом или золотыми с драгоценными камнями, с оборотной стороны украшались эмалью. Как правило, браслеты носили попарно, на узкой манжете с рюшем. Большое количество браслетов носили в Голландии и Фландрии.

На талии носили различные косметические предметы: зеркальца, коробочки для благовоний. Они чаще изготавливались из более дешевого материала – серебра - и практически не украшались эмалью или драгоценными камнями, только золотились и гравировались. В таких контейнерах, носимых на длинной цепочке, находились ароматические средства, которым приписывались целебные и охранные функции. Основным компонентами были палочки корицы, гвоздика и лепестки роз. Прикрепляли к талии и медальоны с эмалевыми миниатюрами внутри.


Медальон, содержащий миниатюру (сверху, справа)

Середина 17 века
Золото, перегородчатые эмали, бриллианты, драгоценные камни
Великобритания
Пример английского придворного стиля

Портрет Изабеллы Койманс, Франц Хальс, 1650-52

Ну, еще отдельные образцы нашла на разных ресурсах:

Круглая брошь
Середина 17 века
Золото, изумруды
Диаметр 6 см
Лондон
Великобритания
На изготовление этой броши, сделанной в колониях, пошел 81 колумбийский изумруд. Из сокровищ галеона "Маравильяс", затонувшего в 1656 году у Багамских островов.

Пектораль (от лат. pectorale «касающееся груди, относящееся к груди») — нагрудное украшение, могло быть частью защитной амуниции воина.

Пектораль в виде креста
Середина 17 века
Золото, изумруды; гравировка
Длина 10 см
Лондон
Великобритания
На декор лицевой стороны пекторали пошло 66 колумбийских изумрудов. Из сокровищ с галеона "Маравильяс", затонувшего в 1656 году у Багамских островов.

Специальный распылитель для пудры.
1695

Вот как это делалось:

Вот

Серия сообщений "Живопись, ювелирное искусство":

Часть 1 - А вы рисуете?
Часть 2 - Учиться рисовать по книгам?
...
Часть 5 - Камни для близнецов: золотистые и желтые топазы
Часть 6 - Картины Юлия Клевера: зимние мотивы
Часть 7 - Ювелирные украшения в стиле барокко
Часть 8 - Продолжаю впадать в детство: Arthur Rackham - иллюстратор книг (сказок, сказок)
Часть 9 - Эдвард Роберт Хьюз и его картины
...
Часть 14 - Константин Коровин "Живопись. Театр. К 150-летию со дня рождения"
Часть 15 - Выставка. Валентин Серов. Линия жизни. Из фондов графики Государственный Третьяковской галереи.
Часть 16 - Выставка «Воображаемый музей»