Сегодня наконец- то выкроил 3 часа свободного времени и посмотрел от корки до корки (без ускоренных промоток!) михалковский "великий фильм о великой войне", как говорится в рекламе. Речь идёт об "Утомлённых солнцем-2". А то читаешь- читаешь всякие, большей частью, ругательные отзывы, а самому увидеть, настолько ли страшен чёрт, как его малюют, тоже охота. Итак.

Не хочется придираться к мелочам, заметным в фильме. Об этом писали и пишут (немецкие солдаты со "Шмайсерами" в 1941 году, железные крыши деревенских домов, фашистские велосипеды белорусского производства и цыганские гитары производства китайского). Всё это досадные мелочи, и не более. В "17 мгновениях весны" этого добра тоже хватает. Смотрим, как заведённые! Берём глубже. Даже взгляду непрофессионала ясно, что, как минимум, треть кадров фильма сделана с помощью малобюджетной компьютерной графики: дымящиеся пейзажи- задники, взрывы, пожары, самолёты и другая техника, птицы, насекомые и так далее. Вероятно, таким образом было сэкономлено немало денег, которые пошли на зарплату актёрам. Стараюсь в этом месте даже не улыбаться. О динамике сюжета. Как бы это сказать, чтобы автор сильно не обиделся? Это напоминает старую калымагу, которую вяло тащат на изодранном буксирном тросе. Причём, трос всё время обрывается. Операторская работа и раскадровки шаблонны и неинтересны: вот это я видел у Спилберга, а это из "Титаника"... Через полчаса просмотра на невольные аналогии уже перестаёшь обращать внимание. Далее - погрешности сценария. Слишком много случайных совпадений, "склеивающих" сюжет. Думается: и как это в первый же день войны именно тот лагерь разбомбили, который требуется по сюжету. Лагерь- то должен был неблизко от границы находиться. Но немцы, молодцы, везде поспели. Обилие кровавых сцен перекликается с другим фильмом, где сыграл Михалков - "Жмурки". В роли уголовного авторитета Никита Сергеевич смотрелся органичнее, что ли. Но вернёмся к изрядно утомлённым. Много споров у зрителей и рецензентов вызывает сцена, где обнажённая медсестра взбадривает обнажённым телом совершенно изувеченного танкиста. Прямо возле дымящегося танка! Спорят и спорят: могло такое быть или нет? Тем кто не досмотрел фильм до конца или не смотрел его вовсе, могу сказать следующее. До разрекламированного рукоблудия там дело не дошло. Танкист умер чуть ранее. За минуту до этого медсестра ему вколола дозу морфия, так что на какое- то время он действительно мог воспрянуть и забыть про обожжённые 80% кожных покровов. Таковы частности. Теперь хочется сказать об основном и на полном серьёзе. У каждого фильма, вне зависимости от бюджета и звёздности режиссёра должна быть основная идея. То основное, что хотел сказать автор своим фильмом. Тут у "Утомлённых- 2"(на мой взгляд) ПОЛНЕЙШИЙ ПРОВАЛ. Вместо основной идеи усматривается пара- тройка "субидей": как несправедливо попал под сталинскую раздачу генерал Котов, как бездарны были военначальники Великой Отечественной и как много крови и оторванных конечностей на войне. Всё это, без спору, так, но делать из этого "великий фильм о великой войне" чрезмерно расточительно и натянуто. Много лет знаменитый автор ищет в нашем пропащем народе запропавшую национальную идею. А она всё не находится. И "великим фильмом" этот безыдейный народ не пронять. Критикуют, ругаются, покидают кинозалы через 15 минут просмотра. Не воспринимает народ Михалкова, как значительного нравоучителя. Быстро утомляется. Смотришь в глаза измученному войной генералу- рядовому Котову и говоришь "по Станиславскому" - "Не верю!". Не михалковское это амплуа. Роль наглого пройдошистого начальника поезда из "Вокзала для двоих" Никите Сергеевичу удалась куда лучше. На этом, пожалуй, заканчиваю. Сей рецензией не претендую на истину, а лишь выражаю своё сугубо личное мнение... До новых встреч!