Это цитата сообщения Владолия Оригинальное сообщениеТаврели: славянские шахматы.

Таврели: славянские шахматы.
 (300x187, 25Kb)
История таврелей, история русских шахмат, которые назывались таврелями, уходит корнями в глубокую древность. Еще в скифских курганах Приазовья, в этрусских могильниках, в варяжских захоронениях на южном побережье Балтийского моря археологи находили игральные кости с цифрами и знаками на гранях, разноцветный галечник и большие плоские камни, расчерченные в клетку. В более поздних раскопках (на Черниговщине, в Новгородских землях) обнаружены многочисленные принадлежности для игры в таврели. Последние находки в черте старой Рязани позволяют утверждать, что в IX-X в.в. на Руси были широко распространены таврели - игра с твердо установленными правилами.
Игра в русские шахматы упоминается в былинах о князе Владимире и Садко. Исчезновение этой интеллектуальной игры из традиций русского народа ученые связывают с крещением Руси и соответствующим отношением Церкви к играм, равно как и к песням, пляскам (на всё это накладывался ярлык “бесовство”). Полное их забвение произошло в эпоху Петра I, распространившего в России модную в Европе игру - индийские шахматы.
Современность. Лишь в последнее время, благодаря усилиям Московского дворянского собрания и Фонда поддержки творческой личности, русские шахматы стали бурно развиваться.
В 1997 году созданы Международная и Межрегиональная федерации по русским шахматам. Проделана огромная работа по сбору всей археологической и исторической информации о таврелях, ее систематизации и обобщению. В результате были разработаны и запатентованы современные правила игры в русские шахматы.

Правила игры. Расположение фигур (таврелей). Игра происходит на обычой шахматной доске. В исходной позиции таврели располагаются следующим образом:

 (561x561, 31Kb)

Играют на обычной шахматной доске в 64 клетки. Фигуры – таврели располагаются в том же порядке, что и обычные шахматные фигуры. Передвигаются таврели так же, как и соответствующие им индийские шахматные фигуры. Рокировка и взятие ратника (пешки) на «проходе» осуществляются так же. Цель игры та же, что и в классических индийских шахматах – поставить мат волхву (королю) противника.

Фигуры таврелей, их названия и соответствующие им индийские шахматные фигуры: Волхв-Король, Князь-Ферзь, Ратоборец-Ладья, Лучник-Слон, Всадник-Конь, Ратник-Пешка, Хелги – ратник, стоявший в начале партии перед волхвом и достигший в ходе игры последней горизонтали противника.

Правила передвижения таврелей такие же, как и для соответствующих индийских шахматных фигур, включая рокировку и взятие ратника «на проходе».
Главная особенность игры в русские шахматы - возможность создавать «многоэтажные» башни, которые, учитывая состав включенных в них таврелей, могут осуществлять внезапные атаки на слабо защищенные поля в лагере противника. Игроки должны внимательно следить за составлением башен. Простое развитие фигур может привести к быстрой катастрофе.
Цель игры, как и в индийских шахматах, - матование волхва противника.

ВОЛХВ - КОРОЛЬ.

 (115x124, 0Kb)

КНЯЗЬ - ФЕРЗЬ.

 (115x122, 0Kb)

РАТОБОРЕЦ - ЛАДЬЯ.

 (114x124, 0Kb)

ЛУЧНИК - СЛОН.

 (115x123, 0Kb)

ВСАДНИК - КОНЬ.

 (115x124, 0Kb)

РАТНИК - ПЕШКА.

 (115x123, 0Kb)

ХЕЛГИ.

 (116x123, 0Kb)

Отличия русских шахмат от международных:
Передвижение таврелей.

Ни одна из таврелей до конца игры не снимается с доски, т.е. фигура под ударом не уничтожается, а «берется в плен» - на нее ставится фигура противника. Таврели могут перемещаться как на свободное поле, так и на поле, занятое другой таврелью (своей или противника), по правилам перемещения данной таврели. Волхв не может передвигаться или оставаться на поле, атакованном таврелями противника. Ратник, в ходе игры вновь попавший на свою исходную горизонталь (2-ю для белых и 7-ю для черных), теряет право хода вперед на два поля.
Образование башни, ее передвижение и разделение.

В случае, когда таврель передвигается на поле, занятое другой таврелью (своей или противника), образуется башня, наверху которой становится таврель, сделавшая ход, а внизу остается таврель, стоявшая на этом поле. Теоретически максимальная башня может состоять из 31 таврели (наверху волхв, а под ним – все таврели белых и черных, кроме волхва противника). Башня может становиться на другие таврели и башни, включая их в свой состав. На волхва не может ставиться ни одна таврель.
Башня передвигается по правилам хода верхней таврели.
Башня при своем ходе может разделиться на две (не более) части в любой пропорции. Действие оставшейся на поле части начинается немедленно (по правилам хода верхней таврели).

Превращение ратников.

Каждый ратник, достигнув последней горизонтали противника, превращается только в ту таврель, перед которой он стоял в начале игры в исходной позиции. Ратник, стоявший перед волхвом, превращается в хелги – таврель, которая передвигается как князь или всадник одновременно. Превращение ратника осуществляется только тогда, когда он остается на поле превращения единственной таврелью или верхней в составе башни, и действие превращенной таврели начинается немедленно. При этом таврель ратника переворачивается (на её нижней стороне обозначен символ таврели, в какую превращается ратник). Превращенная таврель в случае её взятия (включения в состав башни) вновь становится обычным ратником.

Запись партий.

Партии записываются с помощью обычной полной шахматной нотации (без буквенного обозначения таврелей) со следующими дополнениями:
x – образование башни, например, b2 x d4:
– – перемещение таврели и башни на свободные поля, например, c8 – g4;
(2) – разделение башни (в скобках указывается количество таврелей, снятых с верха башни), например, f3(2) x f6.

Источник:

http://stribogivnuci.by.ru/articles/russhist/ruschess/ruschess.htm