Стихотворение "море" жуковского. как воплащена идея романтического двоемерия

  • «Море» — одно из самых лучших и самых известных стихотворений В. А. Жуковского. Оно было создано в 1822 году. Жанр — элегия.

    «Море» написано четырехстопным амфибрахием и белым стихом, которые позволили Жуков­скому имитировать безмолвие моря, движение волн, колыхание морской поверхности. Компози­ция стихотворения построена на изображении трех различных состояний морской стихии. Жуков­ский изображает море в спокойном состоянии, в бурю и после нее. Все три картины великолепны. В спокойной морской глади отражаются и чистая лазурь неба, и золотые облака, и блеск звезд. В бурю море бьется, вздымает волны, шум которых замечательно передан Жуковским при помо­щи аллитераций (повторения согласных) :
    Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
    Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу.. .
    Благодаря повторению шипящих звуков создается полная иллюзия шипения кипящих, кло­кочущих волн. Трехсложные стопы в приведенных строках разделены паузами, передающими мерные удары волн.

    Но не только красота морской стихии занимает мысли поэта. В «Море» Жуковский прибегает к олицетворению природы. Поэт изображает море «живым» , «дышащим» , наполненным «тревож­ной думой» . Безудержная стихия «бьется» , «воет» , «рвет и терзает враждебную мглу» . Следует отметить обилие эмоциональных эпитетов («сладостный блеск» , «светозарная лазурь» и т. д.) , ме­тафоры («смятение моря») , эпитеты, подчеркивающие состояния моря («безмолвное море» , «ис­пуганные волны») , состояние неба («таинственное, сладостное, полное жизни») . Поэт обращается к морю с вопросами, словно к человеку:
    Что движет твое необъятное лоно?
    Чем дышит твоя напряженная грудь?
    Море остается загадкой для лирического героя. Раздумья приводят его к мысли о сходстве человеческой жизни и жизни морской стихии. Море из «земныя неволи» тянется к небу, чтобы обрести желанную свободу.

    Главной темой элегии Жуковского «Море» является изображение двух миров — моря и неба. Так автор воплощает в своем произведении идею романтического двоемирия. Как известно, мир для романтиков делился на две части: «здесь» и «там» . «Там» и «здесь» — это антитеза (проти­вопоставление) , эти категории соотносятся как идеал и действительность. Презираемое «здесь» — это современная действительность, где торжествует зло и несправедливость. «Там» — некая поэ­тическая действительность, которую романтики противопоставляли реальной действительности.

    В данном стихотворении картины состояния моря связаны с настроением, миром эмоций и чувств человека (полны «тревожной думы») . Таким образом, образ моря символизирует чело­века, погруженного в реальную действительность, находящегося «здесь» . Образ неба, соответ­ственно, воплощает желанное «там» . Риторические вопросы, задаваемые морю («Что движет твое необъятное лоно? / Чем дышит твоя напряженная грудь?») , связывают картины природы с фило­софскими раздумьями о смысле человеческой жизни.

    Развитие лирического сюжета свидетельствует о том, что достижение идеала, который вопло­щает небо, обманчиво, невозможно. Сначала море изображается внешне спокойным, но на самом деле оно наполнено «смятенной любовью» и «тревожною думой» . Из «земной неволи» оно тянется к далекому, светлому небу, что символизирует стремление человека к гармонии, поиску идеала. Затем автор изображает бушующее море, которое рвет и терзает «враждебную мглу» , скрываю­щую от него небо. Эта борьба как будто заканчивается успешно: «И мгла исчезает, и тучи ухо­дят» . Но финал стихотворения демонстрирует хрупкость этой победы. Полное и окончательное совмещение идеала и действительности невозможно:
    Но, полное прошлой тревоги своей,
    Ты долго вздымаешь испуганны волны,
    И сладостный блеск возвращенных небес
    Не вовсе тебе тишину возвращает;
    Обманчив твоей неподвижности вид:
    Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,