"Взгляни своими глазами на то, что есть, и на то, чего нет.

Альфред Норт Уайтхед, американский математик и философ, был одним из крупнейших исследователей сознания человека. В частности, он подчеркивал, что та красота, которую мы открываем в природе, в гораздо большей степени является следствием и продуктом особенностей нашего восприятия, нежели следствием особенностей объекта как такового. Имея это в виду, сделаем первый шаг в нашем путешествии, цель которого - углубить понимание природы зрения и восприятия в целом. Д-р Уайтхед говорил: <Поэты решительно заблуждаются. Им следовало бы обратить свои стихи к самим себе, и тогда это были бы оды во славу прекрасного устройства человеческого сознания. Природа - это скучная штука, в ней нет ни звуков, ни запахов, ни цветов; в ней есть просто кружение материи, бесконечное и бессмысленное>.
Если д-р Уайтхед прав придется признать: то, о чем мы думаем как о чем-то, что мы видим, дает нам гораздо более достоверные сведения о нас самих, нежели об окружающем мире. И эта идея лежит в основе главнейших психологических и духовных учений мира.
Но, спросите вы, каким образом связан с этой идеей глаз? Для начала давайте посмотрим, что нам вообще известно о зрении - о зрении с помощью глаз.

Когда ученые объясняют феномен зрения, они часто начинают сравнивают глаз с фотоаппаратом. Свет, подобно тому как это происходит с линзами аппарата, попадает в глаз через небольшое отверстие - зрачок, расположенный в центре радужной оболочки глаза. Зрачок может быть шире или уже: таким образом регулируется количество попадаю-щего света. Далее свет направляется на заднюю стенку глаза - сетчатку, в результате чего в мозгу возникает определенная картинка (образ, изображение). Точно так же, когда свет попадает на заднюю стенку фотоаппарата, изображение фиксируется на пленку. Однако анатомия зрения не сводится к этому. Чтобы понять процесс сознательного визуального восприятия, необходимо исследовать и то, как человек, чтобы видеть, одновременно использует и глаза, и мозг, а для этого недостаточно простой аналогии с фотоаппаратом. Занимаясь изучением анатомии человеческого зрения, мы быстро обнаружим, что свет, проникая в глаза, способствует возникновению целого ряда явлений и процессов в нашем сознании, естественно, влияя на нашу жизнь в целом. Более того: хорошо видеть - не значит просто иметь острое зрение. Зрение формирует саму нашу жизнь, определяя не только то, насколько точно и отчетливо мы можем воспринимать свет, различать цвета и видеть те образы, что проходят перед нами, но и то, как мы проживаем собственную жизнь, что мы при этом испытываем и как взаимодействуем с окружающим миром. Генетика, наше детские воспоминания, наше поведение - все вносит вклад в то, как мы используем свои глаза и что при этом видим. Удивительнее всего, что, углубившись в изучение анатомии зрения, вы обнаружите, что способны не только улучшить свое зрение, но и расширить возможности своего восприятия окружающего мира, а значит - повлиять на тот выбор, который вы делаете ежедневно и ежечасно, и даже изменить свою манеру общения с окружающими.
Миллионы ощущений и нервных импульсов посылаются от ваших глаз в ваш мозг. Таким образом происходят сложные взаимодействия между мозгом и сознанием , в результате чего в сознании появляются образы, которые вы опознаёте как свой дом, свою машину, озеро, на берегу которого вы отдыхали прошлым летом, лицо матери, словом - то, что вы видели когда-то или видите сейчас. Свет, приняв форму этих узнаваемых образов, предстает своеобразным стимулятором для ваших воспоминаний о событиях прошлого. В этом смысле зрение выступает как пассивное восприятие, и ничего больше.

Особо подчеркнем, что практически все, что мы видим, - это то, что мы научились видеть. Ведь мы приходим в жизнь, не имея представления о том, как добывать информацию из света, падающего на сетчатку. В младенчестве то, что мы видим, для нас не означает ничего или почти ничего. Стимулированные светом импульсы от сетчатки попадают в мозг, но они для малыша - только ощущения, лишенные смысла. По мере взросления и обучения человек начинает интерпретировать эти ощущения, пытается в них разобраться, понять, что они означают.
Представьте: миллионы разнообразных ощущений проходят через наш мозг на протяжении жизни. Разум призван управлять этим процессом, расшифровывая все эти бесчисленные нервные импульсы и извлекая смысл из того, что иначе было бы просто хаотическим потоком света и цвета. Наш разум фильтрует и интерпретирует эти ощущения. Он даже выносит суждения, определяющие, что приемлемо, а что - нет: таким образом, он определяет, что нам положено видеть, а что отвергнуть, что надо принять, а чем пренебречь. Разум решает, какую поступающую информацию допустить в более глубокие области нашего существа, и как раз этот процесс я и называю <сознательным зрением>.
Для большинства людей невидимость ассоциируется с темнотой - или, по крайней мере, с неспособностью воспринимать, что там находится. То, чего мы не осознаем, остается за пределами нашего обыденного сознания. Начало осознания означает начать путь к сознательному зрению. Это - процесс восприятия неразличимого, когда мы открываем в себе возможности, лежащие вне поля нашего непосредственного визуального восприятия. Если мы хотим обрести сознательное зрение, необходимо отдавать себе отчет в том, что свет вызывает внутри нас, как и в том, что он рассказывает нам о том, что находится <снаружи> (вне нас).

Лил Вертенбакер в своей книге <Глаз: окно в душу> утверждает:
<Каждую секунду (когда вы бодрствуете) глаз посылает в мозг около миллиарда единиц информации. Эти порции света превращаются в сознании в удивительно сложные образы. Глаза способны различать около десяти миллионов градаций интенсивности света и около семи миллионов оттенков цветов; через глаза мы получаем примерно 75 процентов всей воспринимаемой нами информации>.

Pеакция на свет присуща нам от рождения и происходит почти постоянно в течение всей нашей жизни. Но такое поведение мышц несет и очень важное метафорическое послание. Сужение зрачка вызы-вается светом. Свет - форма энергии. Энергия способна вызывать изменения функционирования тех или иных частей тела. Когда часть тела начинает функционировать иначе, происходит своего рода трансформация.
<Это огонь очей позволяет нам видеть, а значит - воспринимать мир>.
Артур Заджонг. Охотясь за светом: история близнецов - света и сознания.

Под влиянием света зрачок глаза сужается безо всяких усилий или контроля человека. Нам не приходится, как в случае с фотоаппаратом, устанавливать размер диафрагмы. Сужение зрачка происходит благодаря автоматическому контролю нашего мозга. Современные самофокусирующиеся фотографические аппараты делают примерно то же самое: фотоэлектрический <глаз> регулирует диаметр входного отверстия позади линзы, дозируя таким образом количество попадающего света. Однако тот, кто снимает, должен лишь подобрать пленку с соответствующей светочувствительностью.

Представьте себе на минутку тьму внутри вашего глаза как некое невидимое пространство. Когда свет идет извне в темноту, он может потребовать от нас, чтобы мы в известном смысле переменились. То, что мы воспринимаем как нечто находящееся вне нас, - это преобразующая энергия, и чем глубже она погружается в невидимое, тем больше влияние, которое она оказывает на нас. Можно было бы сравнить это путешествие света в более глубокие, невидимые области нашего существа со спуском в глубины неведомой пещеры или плаванием среди неисследованных рифов. Подобные приключения дают энергию и дозу возбуждения. Чем глубже вы погружаетесь, тем больше вам удается увидеть. Такое проникновение под поверхность внешней видимости и называется глубиной. Именно здесь мы познаем невидимое.

<Наш мир озаряют два света. Один даст нам солнце;
другим отвечает ему свет глаз.
Мы можем видеть
только благодаря их единению;
мы будем слепы, если не станет одного из них>.
Заджонг. Охота на свет

Интеграция нашей внутренней жизни происходит, когда мы соединяем видимое и невидимое. В этом движении к целостности мы наблюдаем и ощущаем. Человеческий глаз приспособлен и предназначен именно для такого интегрированного зрения, и этот процесс объединения я и называю сознательным зрением. Именно таким путем мы входим в мир, во вселенную, лежащую за пределами того, что может увидеть камера, - и именно так мы начинаем понимать, что преобразование света - далеко не все, что способен делать глаз."