Скажите, задавались ли вы вопросом: " Кто я? Тварь дрожащая или право имеющий? "

  • Нет. Один уже задался этим вопросом, и что из этого получилось? Иногда предпочитаю учиться на чужих ошибках
  • Конечно, ещё в училище.
  • Да ненормально задаваться таким вопросом. Это искажённое мировосприятие Достоевского, его искажённый мир, субъективное восприятие, которое он вложил в уста Раскольникова. Рисунки шизофреников из той же оперы.
    Упадочный, слабый, извращённый дух сквозит в мире Достоевского. Это мир - не нормальный. Нормальный мир это мир, который отразился в древнегреческой культуре и исскустве, мир Аполлона, где:
    "Лучезарным воплощением несокрушимо крепкого, действенного и жизнелюбивого эллинского духа стоит перед нами этот образ. На прекрасном молодом лице -- печать огромной силы воли. Стройное, мускулистое тело полно божественной мощи. Глаза смотрят твердо и зорко, в углах губ -- энергичные складки. Улыбки нет на светлом лице бога: оно всегда строго и серьезно. Но ни тени скорби нельзя подметить в этой строгой серьезности; напротив, великая радостность светится в ней, --та строгая, глубоко-серьезная радостность, которая родится из ощущения божественной значительности жизни.
    Страх человека перед жизнью, боязливое взвешивание возможных опасностей, бездеятельное преклонение перед необходимостью вызывают только нетерпеливое негодование в боге-"бойце": нет и не должно быть в жизни никаких страхов, никаких душевных "стеснений".
    Вечно вы ищете духом, нестойкие, глупые люди,
    Тягостных мук для себя, и забот, и душевных стеснений!
    Так говорит Аполлон в одном из гомеровых гимнов (к Аполл. Пиф. 354--355). И в восторге смотрит он у Пиндара на могучую Кирену, "прекраснолокотную деву". Без оружия она схватилась и бьется со львом. Аполлон обращается к кентавру Хирону:
    Выйди, Филирид, из священной пещеры,
    И на смелый дух, на великую мощь
    Девы порадуйся. В схватке
    Грозной бестрепетным вижу
    Лик ее. Выше страданий
    Дух свой она вознесла,
    И неведом сердцу страх.
    Кто ее родил из смертных?
    (Пиф. эпиник. IX, 50--57).
    И вот как учит людей Аполлон в "Илиаде" относиться к божественной неизбежности. Троянцы отступают. Аполлон является Энею и говорит:
    Как же смогли б вы, Эней, защитить, вопреки и бессмертным,
    Трою высокую, если теперь ниспослать вам победу
    Хочет сам Зевс, а вы лишь трепещете, стоя без битвы?
    Видел когда-то других я людей, --только собственной силе,
    Собственной смелости духа и мощи они доверяли.. .
    Сам бессмертный, сам бог, --Аполлон упрекает людей за то, что они не смогли бы, в случае нужды, добиться своей цели "вопреки бессмертным"!
    На свете не должно быть ничего страшного, нужно возносить свой дух выше страданий и нужно жить, жить и радоваться жизни. Радоваться жизни, не думать о смерти, как будто она еще очень далека, и в то же время жить жадно, глубоко и ярко, как будто смерть должна наступить завтра. В недавно найденной оде Вакхилида Аполлон говорит:
    Ты смертен, человек. Поэтому живи,
    Как будто каждый день
    Последний для тебя,
    И вместе с тем, как будто впереди
    Еще полвека глубоко-богатой жизни.
    Законы божеские чти
    И духом радуйся. Нет блага выше.
    Радуйся духом! "
    В. Вересаев"Аполлон и Дионис"
    В нормальном мире незачем, да и некогда задаваться такими вопросами. В нём надо жить и радоваться.
  • это проявляется в экстремальных условиях- пока тихо -спокойно - не поймешь