Воспитывая ребенка, заботливые родители стараются давать ему самое лучшее, оберегать от всяческих проблем и забот. Полагая, что кроха еще очень мал, мы отстраняем его от выполнения вполне посильных для него дел, тем самым мешая ему развиваться. Мы даже не подозреваем, что наши дети способны на большее.

Важно вовремя понять, что ребенок не так беспомощен, как нам кажется, и дать ему возможность освоить новые и интересные для него виды деятельности. Пусть поможет вам вымыть овощи, полить цветы, вытереть пыль в своей комнате.

Дайте ему почувствовать себя взрослым, и очень скоро он войдет во вкус и многое будет делать сам.
Эффект бумеранга

Все родители хотят, чтобы ребенок поскорее приобрел хотя бы минимальный набор навыков ухода за собой. Научился самостоятельно умываться, одеваться, кушать, наводить порядок в комнате и так далее. С этих самых «мелочей» как раз и начинается воспитание самостоятельности, столь необходимой во взрослой жизни, а также чувства ответственности. Но бывает и по-другому.
У 3-летнего Саши очень заботливая мама. Каждый день она его умывает, одевает, полагая, что он еще очень маленький, чтобы самостоятельно помыть руки или почистить зубки, надеть трусики или снять ботинки. А во время обеда он настойчиво протягивает маме ложку, чтобы она его покормила. Даже играть Саше скучно одному, когда мама занята на кухне. И вот он тянет ее за подол, пока она наконец не бросит свое занятие и не построит ему домик из конструктора или не нарисует что-нибудь на доске. На прогулке мама заботливо носит за сыном его ведерко и машинки, которые он взял из дома. Разве можно нагружать ребенка, ведь он еще такой маленький! И спать малыш укладывается только вместе с мамой.
Времени на домашние дела у нее почти не остается, она может что-то делать, только когда Саша спит. А на отдых у нее и вовсе нет ни минутки.
Сущий ад!

Вряд ли 3-летний ребенок способен оценить такое самопожертвование. Стараясь защитить сына от всяких трудностей, мама приучает его к беззаботной жизни. А ведь все наши привычки из раннего детства формируют характер и воздействуют на будущее. Поэтому, если Сашина мама вовремя не изменит свой подход к воспитанию, скорее всего, он вырастет безответственным, эгоистичным и зависимым от родителей человеком. Другое дело — Сашина ровесница Таня. Она всегда занята: ведь ей надо покормить рыбок, убрать игрушки, одеть мишку на прогулку. А в магазине Таня сама дает деньги продавцу и выбирает любимый сок.

Дома они вместе с мамой лепят пельмени, а потом Таня помогает накрыть на стол и раскладывает приборы.

Недавно мама даже поручила девочке нарезать овощи. Как радовалась малышка, когда ей вручили маленький ножик и дали столь ответственное задание! Она так старалась! А мама смотрела, чтобы дочка не порезалась.

Еще Таня любит поливать цветы. У нее даже есть своя маленькая леечка. Она набирает в нее воду и старательно увлажняет почву для своей любимой герани. Сначала девочка увлекалась и наливала слишком много водички, но сейчас уже знает, сколько будет в самый раз. Нетрудно предположить, кто из ребят вырастет более самостоятельным, ответственным, независимым человеком и легко справится с любыми трудностями, не будет сдаваться при первой же неудаче. Поэтому не ограничивайте малыша в стремлении что-то сделать самому, так ему будет лучше!

Чтобы обучить ребенка самостоятельности, не надо изобретать каких-то сложных методов. Жизнь сама предоставляет массу возможностей и ситуаций.

Надо просто присмотреться и чаще привлекать его к своим взрослым заботам. Если ребенок, например, заинтересовался тем, как вы вытираете пыль или моете полы, не стоит отстранять его, полагая, что это не его обязанность. Дайте ему в руки чистую, влажную тряпочку. Пусть попробует. Для него это в первую очередь развлечение. Важно, чтобы задачи, предлагаемые малышу, были посильными и безопасными для здоровья.

Только не ждите от ребенка идеально выполненной работы. Поругав кроху за неловкость, можно надолго отбить у него желание помогать. Главное — участие! Помогая маме, ребенок получит хороший урок и положит еще одно умение в копилку своего жизненного опыта.
Что он может?

Стремление к самостоятельным действиям проявляется у детей очень рано. Малышу только исполнился год, а он уже сам пытается овладеть ложкой.

* Если вовремя предоставить ему возможность для тренировок, то к 1,5 годам он сможет справиться с едой без чьей-либо помощи.
* 2-летнему карапузу по силам самому помыть с мылом руки и вытереть их, а также снять с себя расстегнутую мамой одежду.
* В 3 года ребенок может самостоятельно одеться, застегнуть пуговицы, натянуть колготки. В этом возрасте он способен поддерживать порядок в своей комнате и оказывать небольшую помощь по дому. Если ему доверяют такие важные взрослые заботы, малыш переполняется гордостью и сознанием собственной значимости.

Как правило, на 3-м году жизни он то и дело заявляет маме: «Я сам!» В это время стремление к самостоятельности проявляется особенно четко. Важно не упустить этот момент и помочь ребенку освоить желанное занятие. А если что-то не получается, не спешите делать все за него. Пусть попробует еще и еще разок. Лиха беда начало!
Похвала похвале рознь

Почаще хвалите ребенка — это мощное средство в родительском арсенале воспитания. Не скупитесь на добрые слова. Это помогает закрепить нужное поведение.

Однако хвалить тоже надо с умом. Старайтесь избегать «пустых», надуманных поощрений, иначе ваши слова просто обесценятся.

Похвала обязательно должна быть адресной. То есть, если вы довольны поступком ребенка, лучше сказать ему не просто, что он хороший, а скорее так: «Я очень довольна тем, как ты сегодня сделал то-то и то-то».

Причем поощрять надо сразу же, не откладывая приятные слова в долгий ящик, иначе вкус победы не будет таким сладким.