4. Почему, по твоему, чаще всего начинают курить подростки?

От нечего делать.

За компанию.

Хочется быть взрослым.

Любопытно, баловство.

Модно.

Успокаивает, поднимает настроение.

По примеру близких.

 

5. В некоторых семьях курят родители. Как ты к этому относишься?

Хорошо.

Плохо.

Мне все равно.

 

6. Хорошо ли курить?

Да.

Нет.

Не знаю.

 

Если в западноевропейских странах здоровый образ жизни является нормой – это модно и престижно, то в России проблема детского курения достигла критической точки. Подростковое курение стремительно молодеет. Таким образом, из всего вышеизложенного очевидно, что с наступлением подросткового возраста риск начала курения резко возрастает. Кроме того, если в младшем школьном возрасте свыше 95 % учеников отрицательно относятся к курению вообще, то в подростковой среде картина резко меняется: курение становится привлекательным, влияние взрослых снижается, и все большую значимость приобретают мнение и пример сверстников.

Поэтому сегодня пойдет речь не только о вреде курения, но и о том, как родители могут помочь своему ребенку в борьбе с этим коварным соблазном.

 

Далее для достаточно глубокого осознания темы разговора необходимо разобраться в ключевых понятиях, которыми будем оперировать:

курение активное;

курение пассивное;

ответственность;

соблазн;

выбор;

помощь.

 

Разобравшись в смысле понятий, родители переходят к работе над проблемой. Педагог предлагает рассмотреть основную и высшую цель воспитания – передачу ребенку ответственности за собственную жизнь. В ходе обсуждения родители должны прийти к мысли о том, что:

♣ самая высшая ценность человеческого бытия – это сама жизнь;

♣ собственная жизнь человека (ее продолжительность, качество, содержательность) во многом зависит от самого человека, его образа жизни, привычек;

♣ главное в воспитании – научить ребенка быть ответственным за свою жизнь, т. е. уметь отвечать за свои поступки и их последствия.

 

Необходимо подвести родителей к тому, что конечной целью воспитания ребенка является формирование человека, способного самостоятельно принимать в отношении себя ответственные решения.

Затем участники собрания выполняют упражнение активатор, в процессе которого им следует продолжить следующие предложения:

«Быть ответственным по отношению к ребенку для меня означает…»

«Свою ответственность по отношению к ребенку я проявляю через…»

«Я несу ответственность за…»

 

Высказывания родителей фиксируются на доске.

 

Задания для родителей

Прочитайте ситуации, приведенные ниже, коллективно проанализируйте их; представьте вариант завершения ситуации в виде сценки.

 

1 я группа. Вы возвращаетесь домой после тяжелого трудового дня. А ваш ребенок сидит в своей комнате с одноклассником, и оттуда пахнет сигаретным дымом. Ваши действия?

 

2 я группа. Однажды, наводя порядок на столе своего ребенка, вы обнаружили несколько сигарет и решили поговорить с ним об этом. Как вы будете это делать?

 

3 я группа. Ребенок вернулся домой, от него пахнет сигаретным дымом. Когда вы говорите ему об этом, он отрицает, что курил. Ваши действия?

 

Рефлексия ролевой игры. Родителям предлагается ответить на вопросы:

♣ Было ли вам комфортно играть роль подростка?

♣ Что вы чувствовали при этом?

♣ Знакомы ли вам проигрываемые ситуации?