4. Почему, по твоему, чаще всего начинают курить подростки?
От нечего делать.
За компанию.
Хочется быть взрослым.
Любопытно, баловство.
Модно.
Успокаивает, поднимает настроение.
По примеру близких.
5. В некоторых семьях курят родители. Как ты к этому относишься?
Хорошо.
Плохо.
Мне все равно.
6. Хорошо ли курить?
Да.
Нет.
Не знаю.
Если в западноевропейских странах здоровый образ жизни является нормой – это модно и престижно, то в России проблема детского курения достигла критической точки. Подростковое курение стремительно молодеет. Таким образом, из всего вышеизложенного очевидно, что с наступлением подросткового возраста риск начала курения резко возрастает. Кроме того, если в младшем школьном возрасте свыше 95 % учеников отрицательно относятся к курению вообще, то в подростковой среде картина резко меняется: курение становится привлекательным, влияние взрослых снижается, и все большую значимость приобретают мнение и пример сверстников.
Поэтому сегодня пойдет речь не только о вреде курения, но и о том, как родители могут помочь своему ребенку в борьбе с этим коварным соблазном.
Далее для достаточно глубокого осознания темы разговора необходимо разобраться в ключевых понятиях, которыми будем оперировать:
курение активное;
курение пассивное;
ответственность;
соблазн;
выбор;
помощь.
Разобравшись в смысле понятий, родители переходят к работе над проблемой. Педагог предлагает рассмотреть основную и высшую цель воспитания – передачу ребенку ответственности за собственную жизнь. В ходе обсуждения родители должны прийти к мысли о том, что:
♣ самая высшая ценность человеческого бытия – это сама жизнь;
♣ собственная жизнь человека (ее продолжительность, качество, содержательность) во многом зависит от самого человека, его образа жизни, привычек;
♣ главное в воспитании – научить ребенка быть ответственным за свою жизнь, т. е. уметь отвечать за свои поступки и их последствия.
Необходимо подвести родителей к тому, что конечной целью воспитания ребенка является формирование человека, способного самостоятельно принимать в отношении себя ответственные решения.
Затем участники собрания выполняют упражнение активатор, в процессе которого им следует продолжить следующие предложения:
♣ «Быть ответственным по отношению к ребенку для меня означает…»
♣ «Свою ответственность по отношению к ребенку я проявляю через…»
♣ «Я несу ответственность за…»
Высказывания родителей фиксируются на доске.
Задания для родителей
Прочитайте ситуации, приведенные ниже, коллективно проанализируйте их; представьте вариант завершения ситуации в виде сценки.
1 я группа. Вы возвращаетесь домой после тяжелого трудового дня. А ваш ребенок сидит в своей комнате с одноклассником, и оттуда пахнет сигаретным дымом. Ваши действия?
2 я группа. Однажды, наводя порядок на столе своего ребенка, вы обнаружили несколько сигарет и решили поговорить с ним об этом. Как вы будете это делать?
3 я группа. Ребенок вернулся домой, от него пахнет сигаретным дымом. Когда вы говорите ему об этом, он отрицает, что курил. Ваши действия?
Рефлексия ролевой игры. Родителям предлагается ответить на вопросы:
♣ Было ли вам комфортно играть роль подростка?
♣ Что вы чувствовали при этом?
♣ Знакомы ли вам проигрываемые ситуации?