Читая Братьев Карамазовых меня не покидали мысли о некоторых очень знакомых мне словах, чаще действиях различных персонажей, центром которых для меня без сомнения, так же как и для всех практически, стали старец Зосима, Алеша, Иван, Митя и Федор Карамазовы. И если о Карамазовых стоит писать отдельно, и не столько потому, что они заслуживают больше внимания в силу естественных причин больше текста романа, сколько из-за уникального, отдельно стоящего характера отца Зосимы и его действий. Сказ об отце, да именно сказ, так как трудно подобрать отдельное слово ко всему, что о нем написано в романе, можно разделить на три части.
Первая это непочредственные деяния Зосимы, о них мы и поговорим более подробно. Вторая, философия отца Зосимы в контексте православия, при чем, если православная церковь кичится своим особым положением в романе через святость старца, я же нахожу больше различий, чем сходств в учении Зосимы и современной православной доктрины. Третья, это путь отца к гармонии, тоже заслуживает отдельного повествования и размышлений, но и об этом мы сегодня если и конснемся то вскользь.
Так, чемже вы заняты отец?
Для более подробного изучения действий отца нам обязательно надо окунуться в мир постулатов феноменологическго направления современной гуманитарной психотерапии центрированной на человеке Роджерса. Я буду приводить выдержки основных терапевтических условий для изменения личности (да, так и читайте в подзаголовке книги "Теории личности" Л. Хьелл, Д. Зинглер ), которые в последствии очень интересным образом встроятся в картины исповедания (десять минут бился, как правильно написать это слово =)) ) святым разных людей.
1. Два человека находятся в психологическом контакте.
Чтобы обобщить вывод, можно сказать, что необходимым условием для того чтобы терапевт мог начать работу должно быть то, что человек готов открыть душу и излить что накопилось, а терапевт готов так же открыть, принять и посочувствовать.
2. Человек пришедший к терапевту находится в состоянии дисгармонии, когда его Я-концепция или самость находиться в тревоге по отношению к тому что сделал этот человек. Попросту говоря убил, украл и мучается.
3. Терапевт при этом является гармоничным и интегрированным, то есть в миру с собой и с жизнью.
4. Терапевт испытывает безусловное положительное внимание к человеку.
То есть, что бы он ни сказал, что бы он ни сделал (членовредительство терапевта исключается) терапевт продолжает принимать эти действия, прощать их и безусловно любить человека, просто за то, что он есть, вот такой какой есть.
5. Терапевт испытывает ровно такие же чувства, которые испытывает человек, когда рассказывает о своих переживаниях и старается выразить это понимание.
6. Как минимум должна произойти передача понимания терапевтом тех эмоций, которые испытывает человек, эмоций тождественных тому что испытывает человек.
К примеру человек говорит, что ему стыдно на людях чихать и терапевт переживает подобную эмоцию стыда и выказывает согласие, что действительно "стыдно", он понимает человека, понимает его на эмоциональном уровне.
Выполнение данных условий терапевтом помогает человеку пережить катарсис и испытать инсайт.
Катарсис - довольно сложное понятие, так как оно в первую очередь связано с переживаниями, глубокими переживаниями человека, а значит в точности передать словами, что переживает человек крайне сложно. Если же упростить данное понятие, то это в первую очередь осознание своих переживаний, скажем так, человек выбирается из кокона защиты и открытой грудью на амбразуру кидается на все то, что его терзало долго время.
Инсайт - это "прозрение", которое наступает за катарсисом. Всем известная фраза "то, что нас не убивает, делает сильнее" как раз об этом. Испытанные чувства, которые человек считал для себя не совместимыми с его реальностью, переживаются им в катарсисе, человек благополучно восстает из пепла и таким образом переживает инсайт, обновляя себя и свои чувства, обретая новый опыт во взаимодействии со своими страхами, страхи рассеиваются и человек становится чуточку сильнее, гармоничнее, смелее.

Отобразив критерии успешной терапии, мы перейдем напрямую к роману и тому, что делал Зосима в моменты исповедания других.
Я приведу исключительно начало романа, точнее как Старец принимал у себя семейство Карамазовых, а так же исповедовал женщин.
Карамазовы.
С первых минут Федору Павловичу Зосима не понравился, не понравился чисто внешне, так как показалось лицо его злобным и надменным. Именно по этому Федор пускается в свои ерничества практически издеваясь как над самим старцем так и над чувствами других людей, которые осознавали всю важность общения с Зосимой. На лицо мы видим нарушение первого постулата, когда человек не готов открыть душу перед старцем, равно как перед психотерапевтом ;)
Мы так же видим как миусов обещавший самому себе вести себя сдержанно перед Карамазовым не выдерживает его кривляний и не в силах превозмочь свой гнев (а сущности всего лишь гордыню) начинает упрекать и порицать Федора Павловича на что ествественно сразу получает ответные удары, завязывается перепалка.
В то время как старец мирно выслушав все издевательства отца семейства, не только успокоил Миусова, который тоже почувствовав свой стыд порывался уйти из кельи, предполагая, что ведет себя не достойно и его за это не простят, но и точно так же радушно принял и самого Карамазова со всеми его выходками, попросив не в чем себя не стеснять и весть себя как дома.
Тут произошло практически чудо, Карамазов польщенный, что его наконец не отвергают за все его откровенное свинство и хамство, в первый раз в жизни покаялся испытав катарсис и инсайт. Естественно все это дано автором в усеченном варианте, во многом от того, что Достоевский сам плохо представлял насколько важны те переживания, которые испытал Федор, в многом видимо просто полагаясь на то что он видел и слышал несомненно не один раз пребывая на такого рода исповедях.
Но для нас это представляется важнейшим доказательством того, что святые отцы русской православной церкви во многом являлись первыми гуманистически направленными психотерапевтами применяющими принцип человекоцентрированной психотерапии.
Давайте рассмотрим эту сцену более детально в контексте принцыпов терапевтических условий тории Роджерса.
1. Психологический контакт.
В данном случае мы наблюдаем его у Миусова, да он и сам говорит, что готовился к встрече с праведником. тут очень важно понять, что старец Зосима в православной традиции не просто старичек-боровичек с прищуром, а личность с почти мистическим ореолом,
ореолом почитания и преклонения, то есть большим авторитетом в среде верующих прихожан, коих в те времена было подавляющее большинство. То есть авторитет его был непререкаемым в глазах общества и люди сами себя подготавливали к встрече, не сомневаясь в том, что старец образумит и направит.
В то время как Федор Павлович выказывает глубокое неуважение к столь значимой персоне среди прихожан, тем самым показывая, что он не готов к контакту, закрыт по всем фронтам и пришел решать свои дела.
2. Не сомненно что сам отец Карамазов находится в глубокой дисгармонии с самим собой, к слову сказать и Миусов не далеко ушел, и как раз этот страх и стыд, что его "уличат" и заставляет его "кидаться" на всех, тем самым защищая себя от унижения, если вдруг ктото заденет и его самого за живое.
3. Что же касается самого старца Зосимы, то он ни сколько не взволнован и пребывает в гармонии и любви к каждому, и естественно не поддается на провокации Карамазова.
Тут кстати можно проследить некоторое сходство Зосимы с Миусовым. Оба в келье первоначально прощают Карамазову все его грехи. Сам Миусов в душе готов простить Федора Павловича.
Но в том и разница обычного человека и профессионального терапевта, что если первый не выдерживает насмешек и начинает злиться, то второй, будучи гармоничной личностью и превосходным психотерапевтом, прощает все выходки несчастного человека, искреннее его принимает, переживает за него и любит таким какой он есть.
4. То есть испытывает безусловное положительное внимание к человеку в целом со всеми его недостатками и достоинствами.
Задача терапевта не столько раскрепостить страдающего, сколько дать ему возможность высказаться, излить всю свою боль, все что накопилось, так как это очень сильно помогает человеку в дальнейшем пережить свои комплексы принять их и побороть. Эту простую истину должен знать каждый приличный терапевт, так что если вы попали на прием к психотерапевту не стесняйтесь вываливать ему всю правду матку, хороший терапевт будет этому только рад, и вряд ли произнесет хоть слово, кроме слов одобрения и понимания, плохой, постарается оборвать вас на полу слове осудить и пристыдить, вы тем самым сами для себя определите ценность терапевта и в любом случае выиграете, к хорошему вы снова придете уже в полной готовности раскрываться и дальше, а плохого забудете как звали и сэкономите не мало денег (хороший терапевт стоит дорого, ибо "нарасхват").
5. И мы видим как отец Зосима выслушивает Карамазова и глубоко чувствует ущербность этого человека, его скрытые страхи, боль и недовольство самим собой.
6. И именно это и высказывает, попадая в самую точку, прося не стыдиться самого себя.
Мы только что увидели работу высококлассного гуманистического психотерапевта использующего методы человеко центрированной психотерапии.
То что так же мы видим результаты, плоды, так сказать, его труда, пораженный Карамазов спешит полуискренне-полушутя поблагодарить Зосиму за то, что он его понял, возможно впервые человека поняли, не осудили, пожалели и полюбили таким как он есть и человек, даже такой распутный как Федор Павлович, откликнулся благодарностью, кто в романе помнит еще хоть один момент, когда Карамазов старший к кому то испытывает благодарность? То-то....
То есть в человеке, в погибшей душе развратника и пропойца шевельнулось нечто парадоксальное, чувство благодарности и любви, то есть проснулась безгрешная душа его, открылся родник, нет прыснули капельки, скорее даже выступили как пот, капли внутренней свободы, а вместе с тем и внутренней гармонии и божественной, духовной любви к ближнему, рациональной доброты и стремления к хорошему. Внутри человека живет не зверь, внутри человека его безгрешная душа, часто замученная и истерзанная грешными людьми, но всегда живая и дайте ей волю она расцветет в любви и гармонии.
Первородного греха нет и быть не может. Этот первородный грех лишь следствие порабощения и контроля за человеком, когда ему дается свобода ОТ в условиях и рамках морали и закона придуманных другими людьми ради достижения своих часто корыстных целей. Вера в Бога и любовь к богу - это есть вера в человек и любовь к человеку и никак иначе. Именно здесь я лично вступаю в непримиримую позицию к современной церкви утвеждающей, что первородных грех человека есть его главная сущность и беда, так же как Фрейд, когда то утверждал об иррациональном ИД, которое необходимо сдерживать ради возможности встроиться в общество и быть его полноправным членом. Свобода ОТ в моем понимании - это ущербная свобода основанная на насилии над человеческого природой и безгрешной душой. Да, не многие сейчас готовы принимать свободу ДЛЯ, да свобода ОТ путем насилия успешно гарантирует жизнь цивилизации, но пора, пора перестраиваться, мы все видим куда зашла эта свобода, мы на пороге самоуничтожения, с одной стороны угроза ядерной войны как сублимация страхов людей, что их обидят и обделят, с другой стороны усложнившаяся структура коммуникаций поддерживающая жизнь людей на всей планете, сейчас любой чих крупного вулкана приведет к коллапсу той или иной большой сложной системы, который потянет за собой обрушение всего интегрированного мира. Пора даль людям свободу ДЛЯ.... чтобы они смогли высвободить свой скрытый за комплексами и страхами потенциал, пора уже брать качеством, а не количеством, нам нужны открытые деятельные люди способные в своей актуализации, внутренней интеграции и свободе ДЛЯ принять вызовы современного мира и взвалить на свои плечи всю работу по очищению авгиевых конюшен и приведению мира в порядок, выведению его на новый уровень качества жизни цивилизации. Гениями не рождаются, гениями становятся!
Но мы отвлеклись.
Перед выходом к женщинам старец еще раз призывает Карамазова не лгать и в первую очередь самому себе. то есть дает совет ему, как избавиться от собственных комплексов и начать жить в гармонии с собой.
В конце концов грешный человек испытывает то чего не испытывал в начале, доверие к старцу и готовность ему открыться. Но дальше мы конечно все уже знаем, дальше Карамазовские страсти опять захлестывают Федора Павловича и уже с головой и уже до смерти.
"Верующие бабы"
Здесь мы видим картину групповой терапии с обязательным "чудом" в виде усмиренной блаженной. Достоевский и сам указывает на "искусственность" этого чуда, однако объясняя это необходимостью самих людей, которые пришли на исповедь. Ведь вера, она всегда зиждется на чуде, авторитете и загадке.
Позволю себе еще одно отступление. Человек нуждается в вере, это его естественная потребность как пить, есть и спать. И понимая это, разного рода шарлатаны используют разного рода уловки, чтобы заставить человека уверовать в себя или в свою теорию. Для того чтобы точно отделить гнцев от козлищ надо усвоить три простых правила, как только к тебе взывают от имени авторитета. А примеры этого бывают совершенно уникальными от Валуева рекламирующего шампунь от выпадения волос, до такого самовозвеличивания, что смех да и только. Есть один пример довольно забавный, как то мой друг попал в очередной сетевой бизнес, и ему пришлось выслушивать лекции о том, как он станет богатым и какая огромная выгода от использования продуктов этой фирмы и как им "крупно повезло", что именно он (лектор) читает им эти лекции, так как он "широко известный в узких кругах" "уважаемый миллионер алмаз-цирконий" и что уж с ним не пропадешь =) Что делать, сам себя не похвалишь, никто не похвалит. В общем как только тебя начинают "давить авторитетом" знай, люди пытаются навязать тебе то, что тебе категорически не надо, подчеркиваю КАТЕГОРИЧЕСКИ, это правило номер один.
Правило номер два. Как только человек окружает себя ореолом таинственности, "мутит воду", никогда не отвечает прямо, ведет себя отрешенно, делает вид, что больше всех знает, и всем своим видом показывает, что он фигура загадочная и разгадать его никто не сможет никогда, знай этот человек пытается навязать тебе искусственный интерес к своей персоне дабы повлиять на тебя в принятии тех или иных решений, а подчас и контролировать твои мысли и эмоции, не поддавайся (девушек стадами клюющих на "свободных художников" по совместительству "непризнанных гениев" это особо касается).
правило номер три. Как только кто-то пытается тебя уверить в любом даже самом минимальном "чуде", начиная с чуда исцеления, заканчивая мелкими фокусами немедленно закрой все свои каналы общения с этим человеком иначе ты рискуешь быть полностью порабощенным, и дай бог если тебя просто ограбят при игре в наперстки, а то ведь действительно можешь загреметь в секту откуда ходу только в психбольницу (и это в лучшем случае, если тебя есть кому вытаскивать из секты) в любом другом случае ты умрешь веруя в грязные трусы своего "гуру"... такие дела.
Вернемся, итак люди жаждут чуда. так как им это помогает вкрить и тем самым доверять словам праведника, несмотря на всю искусственность этого чуда. Как сказал Достоевский когда много человек жаждут чудо, оно обязательно случится, даже если и в собственном воображении этих людей.
Первый случай с женщиной потерявшей ребенка самый тяжелый, эта утрата невосполнимая как не крути, в данном случае все, чем может помочь хороший терапевт это дать возможность женщине выговориться, потом посочувствовать, и в дальнейшем искренне переживать ее горю, только этим можно залечить такую глубокую рану, так же необходимо достаточно времени чтобы пережить это страдание. хотелось бы отдельно подчеркнуть что в условия такого массового горя старец Зосима естественно не эффективен в своем лечении, именно по этому он призывает на помощь святое писание, тут важно понимать, что церковь и православная вера со всеми своими минусами все таки обладает гигантским плюсом - это новый завет, библия. Всем и каждому советую читать, верить и молиться, так как через эти несложные действия вы сможете излечить многие свои душевные раны, хороших терапевтов нынче почти нет, те кто есть, сродни святым старцам и очередь к ним на многие месяцы вперед, стоят они бешеных денег, терапия занимает уйму свободного времени по этому единственным выходом для каждого здравомыслящего человека является библия, можно и в церковь сходить, но это по желанию, лично я не люблю всю эту поповскую суету с лабазом прямо в храме, лобызанием рук, поклонами и молитвой за деньги. Но библию желательно почитать. но в церкви вы сможете хотя бы минимально высказаться о том что накопилось, исповедаться то есть, ну и причаститься, то есть получить прощение и вот такую конторско-официозную любовь Иисуса =) Что делать, раньше было хуже, поверьте. Ну и в сущности если вас простили и полюбили таким вот грешником какой\какая вы есть то и сами вы сможете хоть на секундочку себя простить, а это уже много, поверьте очень много.
Вторая женщина пришла совета спросить, что делать, сын не пишет, не звонит, даже эсэмэску не может отправить, что жив хдоров.
И тут Зосима участливо выслушивает женщину проникаясь ее страхом и старается развеять этот страх, объясняя, что не имеет смысла бояться неизвестности и надеяться стоит только налучшее потому что только смело смотря на свое будущее можно успокоиться душой.
Третья женщина признается в убийстве мужа. И каясь приходит просить у старца милости. Как мы помним ранее одна из главнейших задач терапевта принять страдающего со всеми его грехами даже самыми ужасными и он принимает ее убийство, принимает не осуждая, что тоже важно, а наоборот ободряет ее и хвалит за то что она пришла и за то, что страдает, так как если страдает, то и выстрадает себе прощение. Но здесь звучит монолог старца, с которым я не то чтобы не согласен, но ради которого я и рассматриваю вторую часть бесед после Карамазовых, так как считаю это очень важным.
В монологе старца мы недвусмысленно видим, что Зосима в первую очередь говорит, что Бог ее прощает потому что она кается, то есть переживает, то есть ищет выход из тупика, не просто закрываетс в своем грехе, а открыто хочет каяться, что означает, что рано или поздно она все таки простит себя, а значит исцелит свою душу. Но Зосима говорит, что именно и в первую очередь БОГ ее простит и именно бог, опять же в первую очередь, ее любит во грехе ее и со грехом ее. И уж потом он называет себя, как точно так же прощающего и любящего ее со грехом ее. Что мешало Зосиме простить ее самостоятельно, для чего он призывает сначало бога к прощению и любви, а только потом себя. Это только на первый взгляд кажущаяся ортодоксальность основ христианства, но в сущности это очень интересное и глубокое понятие, я еще не пришел к точному определению и постараюсь порассуждать на заданную тему, верно или не верно не так важно. Итак призывая на помощь бога, зосима как бы намекает скорее всего всем страждущим, что даже если и не кому простить вас, то бог уж точно простит. что есть бог для каждого из нас, неччто метафизическое, во что можно только верить, но почувствовать, осязать не возможно. Но мы знаем эту парадоксальность, человеческой психики, что реальность каждого человека своя собственная никак не похожая на реальность другого человека и на реальностью объективную, в сущности реальность любого человека субъективна и строится на его собственных убеждениях, а если немного поглубже то просто ВЕРЫ в существование именно такой реальности и никакой другой. При этом если мы примем во внимание закостенелость или узость мышления, то это никак не отменит факта субъективной реальности, так как даже если человек вдруг решит что реальность объективна, это опять же будет всего лишь его субъективный взгляд на вещи. то есть реальности в глазах людей как таковой нет, как и нет четкого определения добра и зла, а значит и их нет. Есть лишь только то во что мы верим. Для нас и существует, причем совершенно материально существует то и что самое главное ТОЛЬКО ТО во что мы верим, что оно существует. Вывод таков? если мы верим что Бог существует, то он и на самом деле начинает для нас существовать практически в физической оболочке и мы начинаем обнаруживать его чуть ли не за каждым поворотом и под каждым камнем читая "made by GOD"... Вера наша способна материализовать многое, очень многое... именно по этому бог это первое и последнее спасение для каждого из нас, когда идти больше не к кому, мы в вере своей обретаем бога и бог нас прощает. Это самая настоящая самотерапия, мы излечиваем самих себя, излечиваем прощая самих себя, но для прощения нам нужен посредник, обязательно нужен тот кто простит извне и если это не другой человек, то только бог, не можем же мы идти просить прощения к березе, кактусу или птице-секретарь. Итак ставя во главу угла бога, зосима тем самым говорит каждому из нас, что если вам идти не куда, обратитесь в глубины своей души, там вы найдете веру, и с помощью этой веры сами себя и спасете, практически материализовавшаяся притча о том, как мюнхгаузен сам себя вытащил из болота за косичку =) А ведь все эти чудаки не такие и чудаки порой =))
Кстати вот это самолечение еще раз доказывает, что душа человека чиста и праведна и что через обретения самого себя мы сможем гармонично жить на земле не причиняя никому зла и не творя насилия.
Четвертая женщина.
Сразу видно праздная зевака, но и ее он пригрел и не обидел, так как настоящий терапевт прекрасно понимает, что приходят к нему не только с болью и горем, но и поглядеть как на чудо чудное, в сущности это уже плоды пиара, когда человек общеизвестный перестает принадлежать самому себе и становится общим достоянием людей, но и тут надо умерить свою гордыню не унижать и не пренебрегать людьми, каждый из них ценен, ценен по своему, уникален каждый достоин любви и прощения. КАЖДЫЙ!