Почему РЖД России купил поезд Сапсан дороже чем Китай в 7.5 раз дороже?
Вопрос стоимости тех восьми поездов производства германской фабрики из г. Крефельд на платформе «Веларо Рус» мог бы стать предметом не только журналистского, но и уголовного расследования. Цена в 34,5 млн. евро + 44,25 млн. евро (обслуживание) за каждый состав из 10 вагонов удивила не только наше издание. Например, депутат Госдумы от фракции КПРФ В. И. Кашин поручил комитету по транспорту ГД сделать соответствующий запрос в Генеральную прокуратуру.
Если разобраться, безусловно, китайцам поезда достались поразительно дешево. И впрямь в 7,5 раз дешевле, чем заплатили РЖД. Наверное, азиаты хорошо умеют торговаться. Как и – строить нормальные дороги.
Кстати, непонятен ваш аргумент, касающийся китайского контракта.
Во-первых, участвовал госбюджет КНР в этом процессе или нет – без разницы. Конечная цена состава все равно – в 7,5 раза ниже, чем заплатили РЖД.
Во-вторых, акционер у ОАО «Российские железные дороги» один-единственный. Это – Российская Федерация. То есть – все население страны. Поэтому в конечном счете любые расходы компании идут из государственного кармана.
Но в данном случае не это важно. Цена «Веларо» для китайцев действительно аномально низкая. Потому что Китай покупал не готовые составы, а платформы. Правда, в отличие от российской монополии ухитрился за свои небольшие деньги получить лицензию на их производство.
Если же изучить международные новости о контрактах на поставку составов «Сименс Веларо» различных модификаций в разные страны, всплывет следующее. Для начала заглянем в отчет самого «Сименса» – как продавались разные семейства «Веларо» :
– В 2001 году испанцы заплатили 705 млн. евро за 16 скоростных поездов. Сумма включает контракт по обслуживанию на 14 лет. Итого, за поезд – 44 млн. евро. На самом деле испанцы заплатили меньше. Потому что «Сименс» сорвал сроки поставки (смежник отказался передавать часть лицензий) и был оштрафован сначала на 12,9 млн. евро, затем еще на 8 миллионов. Собственно, этот поезд после всех доделок и назвали платформой «Веларо» . Отсюда – «испанское происхождение» .
– Щедрые русские выложили 630 млн. евро за восемь составов «Веларо» . Итого: 78,75 млн. за поезд. Правда, контракт по обслуживанию у нас на 30 лет (как мы знаем – в реальной жизни это услуги 12 немцев) . Хороша же разница!
Вообще вопрос по обслуживанию – невероятно интересный. Очень хотелось бы знать – что конкретно оно в себя включает? За что платятся такие деньги? Это – просто работа дюжины приглашенных инженеров? Или, скажем, в цену входят запчасти? Так или иначе – неужели за ближайшие 30 лет РЖД не в состоянии подготовить собственных специалистов и осилить техобслуживание самостоятельно? Потому платит за каждого немецкого инженера по миллиону евро в год?
Тем более – во всех других международных контрактах, кроме двух, – того первого, испанского, и российского – ни о каком техобслуживании нет и речи. Либо оно входит в цену. Либо покупатели сами справляются (на чем изрядно экономят).

  • Чему удивляться, откатная политика. Аппетиты растут.
  • интересный вопрос....