3.июня, воскресенье

Исходно этот день календаря меня очень пугал. По моим расчетам это была Троица в Норвегии.  Я исходила из того, что у нас она была 10-го июня. Я была в Троицу уже два раза в Европе – полный коллапс, закрыто все, вплоть до туалетов. Но в октябре, когда планировали путешествие о Троице и не думали. К моей огромной радости, Троица в Европе была неделей ранее. Значит, сегодня обычное воскресенье. Уже радует.

3649705_Pensjonistertur_til_Norge_2012_039 (525x700, 281Kb)

Следующая радость не заставила себя долго ждать. На завтраке мы, наконец, увидели хозяев нашего коттеджа, который оказался вовсе не «домом с приведениями». Завтрак был очень аскетичный. Умяв тарелку мюсли, мы двинулись в сторону автобусной остановки. Шумные, с манатками мы вошли в автобус. При выходе водитель спросил нас на чисто русском  языке: «Не укачало?».

Идем на автобусный терминал и целых 20 минут ожидаем наш автобус. В 9-30 мы загрузились в Валдрес-экспресс, предварительно получив групповую скидку в размере 33%. Нам ехать около 4-х часов до Фагернеса, где мы сядем на следующий автобус. Я уверяю попутчиков, что регион Осло далеко не самый красивый в Норвегии и можно спать. Только я это произношу, как над горным озером встает красавица радуга. Выясняется, что и здесь спать нельзя – надо смотреть в оба глаза. Без каких-либо приключений мы оказались в Фагернесе. Здесь уже стоял автобус, идущий во Флом. На пересадку всего 15 минут, бегом посещаем туалет (как же туристам без него!). Некоторые из попутчиков замечают, что такие забеги не для них – «надо уважать их седины». Они еще не видели во всей красе т.н. «корреспондирующие автобусы», когда из одного автобуса выскакиваешь и уже через минуту ты едешь в другом автобусе.

Я рассказываю, что теперь начинаются самые красивые места в этой поездке. Я не случайно выбрала именно этот маршрут – горный перевал, долина с обилием столбовых церквей должны были впечатлить. Была еще более симпатичная дорога – поездом до Ола, и далее автобусом через Аурланнскую долину. Но этот маршрут не был круглогодичным, и дата его открытия определялась количеством снега в горах. Я решила не рисковать – Фагернес, так Фагернес. В этой местности находится 6 из 26 знаменитых ставкирок (столбовых церквей), которым чуть менее тысячи лет. Еще здесь имеется пара средневековых церквей. У меня в руках подробнейшая карта данного региона, перед приближением к каждому объекту я предупреждаю, что надо искать за окном. Первой показалась средневековая церковь в Улнесе (1265) – совсем молодуха, потом шли дамы постарше: столбовые церкви  в Ломен (1192) и Хёре (1179). Далее было огромное озеро на берегу, которого расположилась последняя на нашем пути красавица ставкирка  в Йойе (1170). Мы эмоционально радовались каждой церкви, видно было, что водителю автобуса это было приятно. С фотографиями найденных объектов дело обстояло хуже – церкви были темными, автобус шел быстро.

3649705_Pensjonistertur_til_Norge_2012_071 (700x475, 254Kb)

Далее мы переваливались через перевал. Из поздней весны, где мы были еще утром, мы оказались в настоящей снежной зиме. Здесь уже не было обычных деревьев. Лишь небольшое количество карликовых деревьев смотрело на вечные снега и льды. Потом мы снова отказались в долине.

3649705_IMG_2943 (466x700, 148Kb)

Где-то здесь стоит наилучшим образом дошедшая до нас Ставкирка из Боргунна. К сожалению, мы ее не увидим – маршрут автобуса идет через малоромантичный туннель. Но тут случается чудо. Водитель автобуса, видя, как мы радуемся всему, что видим за окном, отклоняется от маршрута и едет мило церкви. Мало того, автобус специально замедляет ход, чтобы мы могли сделать фотографии. Вот это да!

3649705_DSC06437 (700x525, 312Kb)

Мы снова в поздней весне – цветут сады. Автобус останавливается в местечке Хобаккен. Здесь у нас целых полчаса – мы ждем очередной автобус. У меня даже нет уверенности, что здесь кто-то живет – всего один дом с кафе. Думаю, это просто пересадочный пункт в горах. Мы разбрелись – кто пьем кофе, кто что-то есть, а кто просто любуется огромнейшими горами. Наконец, пришел автобус, который, наконец, доставит нас в цель нашего вояжа – Флом.

3649705_IMG_2999 (700x466, 252Kb)

Но на нашем пути еще один аттракцион – «Пещера горного короля» или самый длинный в мире Лаэрдельский туннель. Двадцать четыре с половиной километра, да еще 10 метров… В туннеле мы едем почти полчаса. Чтобы не уснуть, он подсвечивается разными цветами и на самом деле создается впечатление, что горный король живет где-то здесь. Наконец появился «всеет в конце туннеля». Яркий свет, больно смотреть и изумрудная гладь Аурланнфьрда. Это первый фьорд на нашем пути, если, конечно, не считать Ослофьорд.

3649705_DSC06445 (700x525, 303Kb)

Вначале пятого мы выгрузились в месте назначения.

Флом – небольшая норвежская деревня, где постоянно проживает около 300 жителей. До начала XX века сюда можно было добраться только по воде. Восемьдесят лет тому назад деревне очень повезло – стали строить знаменитую железную дорогу, которая сейчас по праву занимает второе место в Европе по красоте и морю впечатлений. Несколько позже прорыли туннели, и Флом соединился и с Осло и с Бергеном. Такое удобное транспортное сообщение привело к тому, что Флом превратился в туристическую Мекку – ежегодно сюда приезжает около 1.5 млн туристов. Нам повезло – в Мекке мы будем четыре дня.

До наших уютных домиков идти метров триста. Хозяйка кемпинга, Гертруда, радостно встречает меня. Я буду у нее жить уже в третий раз. Мы поселились в трех уютных домиках. В хитте, как здесь называются подобные домики, есть две спальни, гостиная, санузел. Кухня оборудована всем необходимым – есть здесь и плита с холодильником. А еще есть терраса, где так здорово утром выпить чашку горячего кофе любуясь красавцами водопадами, грациозно спускающимися с гор. А еще можно походить по росе. А еще… Правда, здесь есть и особенности проживания – еду готовишь сам, спишь в специально сшитых лекенпусе – простынных мешках и при отъезде намываешь домик и выносишь мусор.

На размещение и нехитрый ужин я дала час. В половину шестого встречаемся, чтобы вдоль берега фьорда прогуляться до ближайшей деревни Уттернес. Все пришли вовремя – уже хорошо. Зашли в нашу деревню. Целью был продуктовый магазин, но сегодня воскресенье и мы опоздали. Я предполагала такое развитие событий, и кое-какую еду мы привезли из Осло. Немного прошлись по сувенирным лавкам. Вытащила попутчиков из магазина с трудом – сказала, что завтра у них будет масса времени на это. Они, наивные, поверили.

До Уттернеса идти было три километра, три норвежских километра. Шли вдоль фьорда никуда не торопясь. С погодой повезло – солнце светит, птицы поют, водопады шумят. Дошли до поворота на Уттерснес – дорога шла в гору. Кто-то остался внизу, решил, что сидеть на берегу фьорда куда лучше, чем карабкаться в гору. Мы все же полезли вверх. Здесь сохранилось много из XVII-XVIII веков. Теоретически в них можно зайти и все посмотреть, но, во-первых -  это дорого, во-вторых – мы пришли поздно. Довольствовались видом сверху на фьорд и Флом. Не торопясь спустились с горы – нам снова идти три норвежских километра. Около девяти часов мы вернулись домой. В России уже одиннадцать, хочется спать. Надо быстро лечь – завтра нас ждет, пожалуй, главное приключение этой поездки.