Раймонд Лоуи, один из первых в мире промышленных дизайнеров, произнес в свое время сакраментальную фразу: «Некрасивое не продается». В справедливости этих слов сегодня успели убедиться многие предприниматели. Как увериться и в обратном: «Покупается - красивое». Промышленный дизайн становится важнейшим инструментом в продвижении товара, а часто - даже главным способом повышения продаж и завоевания симпатий потребителя.

Покупают «по одежке»

Люди, приобретя долгожданную возможность делать выбор, всё чаще предпочитают не только наиболее качественные, но и самые стильные товары. И тут уже совсем не важно, о чем именно идет речь: об автомобилях или прищепках. «При обилии предложений, которые есть сегодня на рынке, человек часто ориентируется на определенный образ, эмоции, которые он вызывает. Человек во многом определяет и выделяет тот или иной объект из множества в силу того, что он привлекателен. Это касается и рекламных сообщений (люди сильно реагируют на образ именно в рекламном сообщении), и упаковки товаров. Это касается и внешнего вида товаров, который предлагается потребителю. Исходя из этих обстоятельств, можно однозначно сказать, что роль дизайна в современных условиях становится доминирующей», - говорит Евгений Барсуков, главный художник г. Воронежа.

При этом в отдельных сегментах рынка значение промышленного дизайна становится определяющим. «Сегодня на массовом рынке видеотехники ни у кого нет технологического преимущества, достигнут некий порог совершенства. Как завлечь потребителя в этой ситуации? Мы сконцентрировались на нетехнологической идее: решили сделать технику удобной и эргономичной, простой в использовании. Для реализации этой идеи в России мы и обратились к российским дизайнерам - они лучше понимают отечественного потребителя, чем, например, их китайские коллеги», - говорит Михаил Крундышев, заместитель главы представительства китайской корпорации BBK Electronics в России и СНГ.

Впрочем, сегодня очень трудно вообще назвать хотя бы один товар, над образом которого не потрудились бы промышленные дизайнеры. Взять, к примеру, те же радиаторы отопления. Более показательный пример трудно найти. Сколько лет его «стыдливо» скрывали за шторкой или прикрывали декоративными экранами?! Согласитесь, именно этот прибор часто портил общее впечатление от всего ремонта. Неудивительно, что в наши дни радиатор стал одним из главных вызовов для творчества дизайнеров, и это незамедлительно принесло свои плоды. Вот, к примеру, NOBO Safir - первый в мире стеклянный обогреватель. Благодаря прозрачному стеклу он хорошо сочетается с любым интерьером.

В наши дни промышленный дизайн применяется и в отношении совсем уж «прозаичных» вещей: например, канализационных установок, используемых во время перепланировки жилья при невозможности перенести канализационный стояк. Эти удобные «приборы» состоят из водосборного резервуара для стоков со встроенным насосом. Однако до недавнего времени существовала одна проблема: внешний вид таких устройств, увы, был совсем «непрезентабельным».

Впрочем, и в данном вопросе, повторимся, находится место для творчества дизайнеров. Например, при разработке канализационных насосных установок Sololift+ были учтены эстетические требования - устройство компактно, имеет плавные линии, может поместиться в ограниченном пространстве, а главное - идеально впишется в интерьер любого санузла. Немаловажно и то, что акустической гармонии прибор тоже не нарушает, будучи практически бесшумным.

«Автор» данной установки - компания GRUNDFOS - вообще известен тем, что при проектировании самых что ни на есть «бытовых» вещей (насосы, канализационные установки и т.д.) широко использует возможности промышленного дизайна, который подразумевает не только создание «красивых форм», но и улучшение функциональности изделия. Например, в разработке циркуляционных насосов GRUNDFOS серии Magna участвовала целая группа промышленных дизайнеров и специалистов по эргономике, перед которыми стояла задача создать наиболее удобную для пользователя панель управления устройством.

Как результат, насос имеет не только современный внешний вид, но и понятный интерфейс, благодаря чему научиться пользоваться им можно в минимальные сроки. Последний пример наглядно демонстрирует, что промышленный дизайн не означает создание красивой формы ради нее самой. Каким бы оригинальным чисто внешне не было устройство, оно должно быть и удобным, и функциональным, даже если речь идет о незначительных, на первых взгляд, прихотях современного человека.

Например, концептуальный проект пульта дистанционного управления от известной Студии Артемия Лебедева ориентирован на многочисленных любителей быстрого переключения каналов. Перед дизайнерами была поставлена задача сделать пульт, в котором будет столько же кнопок, сколько каналов в телевизоре. В результате у них получилось изделие «Пультиус», рассчитанное на 399 каналов. Выбор сотни - первой, второй или третьей - производится специальными кнопками. Остроумно, удобно и функционально - в этом и состоит суть промышленного дизайна!

Дизайн государственной важности

В создании красивых и функциональных вещей заинтересованы отнюдь не только одни частные компании, но и государство в целом. Директор Международного центра финансово-экономического развития (МЦФЭР) Максим Межанский подчеркивает: «Среди факторов, обеспечивающих конкурентные преимущества национальной экономики, промышленный дизайн начинает играть одну из ведущих ролей и становится неотъемлемой частью не только производства, но и продвижения продукции. Это касается всех товаров - предметов и продуктов массового потребления, производственного оборудования, транспорта и даже объектов производственного и социального назначения».

Общемировая практика свидетельствует: для производства и продвижения инновационной продукции (а «дизайноемкая» продукция по определению является инновационной) необходима государственная поддержка. Современные разработки в области промышленного дизайна очень дорогостоящие и затратные; не каждое предприятие может их себе позволить. Вот почему во многих странах мира развитие промышленного дизайна субсидируется государством.

Один из наиболее ярких примеров - Великобритания, своеобразная «Мекка» современного дизайна. Там роль внешнего вида в обеспечении конкурентоспособности продукции национальной промышленности была осознана еще в годы Второй мировой войны: в 1944 году возник полуправительственный Совет по технической эстетике (ныне - Совет по дизайну), в функции которого входила координация усилий по поддержке национальных разработок в области дизайна промышленных товаров.

В 80-е годы при непосредственном участии тогдашнего премьер-министра Маргарет Тэтчер в стране была разработана и принята долгосрочная программа развития дизайна, включавшая меры государственной поддержки этой сферы деятельности. В 1997 году премьер-министр Тони Блэр активно поддержал разработанный Советом по дизайну проект «Изделие нового тысячелетия». Получили одобрение на государственном уровне также программы финансирования разработок в области промышленного дизайна, на которые из бюджета страны ежегодно выделяется порядка 10 миллиардов фунтов стерлингов.

Интерес к этой теме проявили и российские власти. Показательно, что недавно на уровне правительства нашей страны была одобрена «Концепция развития дизайна в РФ до 2008 года». Большой интерес к развитию промышленного дизайна выказал теперь уже бывший министр экономического развития Герман Греф. При его личном участии состоялось возвращение в Россию одного из самых известных отечественных дизайнеров, работавшего с такими гигантами, как Citroen и Toyota, Владимира Пирожкова. В России Пирожков создал мультиотраслевой центр промышленного дизайна и инноваций «Астра Росса».

«Астра Росса» уже договорилась о контракте с «Гражданскими самолетами Сухого» на разработку официальной раскраски и элементов фирменного стиля Superjet-100. При этом с «Сухим» Пирожкова «свел» именно Герман Греф. Он заметил, что по сравнению с Boeing-787 расцветка SSJ выглядит не слишком интересно, и посоветовал обратиться к промышленному дизайнеру.

А осенью этого года за развитие в России промышленного дизайна выступил и первый вице-премьер Сергей Иванов. Выступая на первой Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития машиностроения России», он отметил, что продукция отечественных машиностроителей должна быть не только надежной, но и красивой.

Радует тот факт, что интерес к данному вопросу виден не только на словах, но и на деле. Так, в настоящее время на Урале стартует проект по организации центров промышленного дизайна, которые станут вести научную работу и оказывать помощь промышленным предприятиям в разработке дизайна их продукции. Подобные центры будут оснащены современным оборудованием, позволяющим быстро создавать трехмерные компьютерные модели и образцы новой продукции, готовые к запуску в производство. Планируется, что их финансирование будет осуществляться из федерального и областного бюджетов.

Конструктивный рисунок

Проблема отечественного промышленного дизайна заключается и в небольшом опыте самих исполнителей. В СССР дизайну вообще уделялось мало внимания, а потому в современной России нужных специалистов не так уж и много.

Говоря о положении дел в российском промышленном дизайне, Серен Фрам, один из владельцев и креативный директор европейской компании Artlinco, занимающейся разработками в данной сфере, отмечает: «Собственно дизайнеры, те, кто занимается у вас дизайном как искусством, - вполне квалифицированные специалисты, действительно хорошо знают свое дело. Но они не понимают нужд потребителя, не знают, как наладить производство, не умеют планировать. Если дизайнер не может выбрать правильного направления для развития своей идеи, если у него не налажено управление производством, то он не достигнет успеха. В России производится немало удачных продуктов, но в Европе о них почти никто не знает, их не найдешь в магазинах. У вас нет опыта продвижения дизайнерских разработок, нет традиции промышленного дизайна. Это нужно менять».

С этим мнением согласен и генеральный директор компании «Сокол» Дмитрий Тиманов: «Дизайнер может нарисовать картинку, а дальше - пропасть. Он рисует дизайн, закладывает параметры, но потом по этим параметрам ничего нельзя произвести. Мы потратили почти два года, чтобы дизайнерский рисунок телевизора довести до реального производства. Мы отсылаем наброски производителю пресс-форм, он говорит, что из этого произвести ничего нельзя: там надо отверстия увеличить, там стенки толще сделать и так далее. Мы показываем эти дополнения дизайнерам - теперь они падают в обморок. Мы убили на согласования кучу времени, что для столь быстро меняющегося рынка, как бытовая электроника, недопустимо».

И всё же прогресс наблюдается и в этой сфере. Так, одна из ведущих отечественных компаний в сфере промышленного дизайна, SmirnovDesign, выпустила на рынок дочернее подразделение - компанию «Смирнов-Технологии». Она будет заниматься доведением дизайнерских разработок до готовности массового производства и отработкой всех технологических и производственных задач по выпуску изделия.

...Дорогу осилит идущий. Безусловно, пока в нашей стране промышленный дизайн находится в стадии становления, что обусловлено невысоким уровнем развития производственного сектора российской экономики. Отечественный производитель только начинает задумываться о способах интеграции дизайна в свой бизнес-процесс. Тем не менее, есть все основания полагать, что в этом плане мы повторим западный путь.

Как и там, растущая конкуренция со временем заставляет выходить «за рамки» привычных скидок и промоакций. Да и грядущее вступление России в ВТО, которое приведет к появлению на рынке еще большего количества товаров, вынудит производителей внимательнее относиться к их внешнему виду и функциональным обязанностям.

И, быть может, тогда «красота и не спасет мир», но продажи спасет точно!

Дизайн-студия «DPIart»