Это цитата сообщения Bo4kaMeda Оригинальное сообщениеСКАЗКА О ЦАРЕВНЕ ЛЕБЕДИ И ХУДОЖНИКЕ-ВОЛШЕБНИКЕ | ВРУБЕЛЬ

ВРУБЕЛЬ


Врубель Михаил Александрович. «Автопортрет» 1882г.

И почему это все сказки заканчиваются свадьбой?
Вот обвенчались князь Гвидон и царевна-Лебедь и стали жить да поживать... А что же дальше-то было?
Вот послушай, я тебе кое-что расскажу...


. Гвидон (экран для камина)

Родились у них царевна Звездочка, царевна Росинка и царевич Лучик. А царевна-Лебедь не стареет, не меняется, только краше становится. И вот приказал однажды царь Салтан, чтобы князь Гвидон привез ему портрет своей жены. Ни у кого ведь нет такой красавицы!
Вернулся князь Гвидон домой, закручинился.
- Чего ты не весел? - спросила его, как бывало, царевна-Лебедь.
- Хочет отец, чтобы висел у него твой портрет. Да кто же сможет его написать? Где такого живописца взять?
- Не печалься, - улыбнулась царевна-Лебедь. - Ступай себе с Богом. Будет тебе портрет.
Вот рано-рано утром, когда все еще спали, вышла царевна на крыльцо, махнула рукавом, и прилетели к ней двенадцать диких уток. Сели, встрепенулись - и превратились в двенадцать румяных, толстеньких старушек.
- Чего тебе надобно, красота ты наша ненаглядная? - захлопотали они вокруг царевны.
Надо мне художника, который смог бы написать мой портрет. Скажите мне, любезные мои мамки, не слыхали вы где про такого?
- Ох, никому такое непосильно, - закручинились старушки. - Твою-то красоту недаром волшебной зовут. И художник должен волшебником быть. Нет, не знаем...
Тут прилетела тринадцатая уточка. С кряканьем спустилась, отряхнулась и тоже превратилась в улыбчивую старушку.


«Портрет старушки Кнорре за вязанием»,1883г.

Узнала она, зачем их царевна кликнула, и сказала:
- Есть вроде такой художник. Слыхала я. И фамилия у него какая-то необычная. Вроде как Врубелем его кличут...
- Врубель? - удивилась царевна-Лебедь. - Это из какой же он страны.
- Да наш он, русский, - махнула рукой старушка-уточка. - А фамилия его как будто польская. Пишет он картины необыкновенные. И видеть умеет то, что другие не видят.
- А ну-ка, Настасьюшка, покажи! - приказала царевна-Лебедь.
Пошептала старушка - глядь! - висят перед царевной в воздухе три картины.


«Пан» 1899г. Холст, масло 124 х 106,3
Государственная Третьяковская галерея. Москва

На одной сидит кто-то огромный, весь заросший сивыми кудрями. Руки узловатые, как коряги, лицо все в морщинах, на лбу рожки... А глаза под седыми кустистыми бровями голубые-голубые, ясные-ясные, как у маленького ребенка. И такие же добрые... Ночь опускается над болотистой равниной, месяц затеплился на краешке неба, все цвета погасли, превратились в серый и черный, только озерца и фиалки светятся в полутьме. И глаза...
- А-а-а, - улыбнулась царевна-Лебедь. - Это ведь Пан... По-русски - Лесовик. Знаю, знаю... Лет ему несчетно, а все так же молод и добр, как сама наша природа... Смотри-ка! Никто его увидеть не может, а художник ваш сумел... А лицо-то как удивительно написано!


«К ночи»,1900.
Холст, масло 129 х 180. Государственная Третьяковская галерея. Москва

Посмотрела она на другую картину. А на ней поляна изображена, вся заросшая чертополохом. Сумерки опустились на землю, лошадей вывели в ночное, чтобы они попаслись и отдохнули. Вдруг встрепенулись они, чего-то почуяли, подняли головы. И будто ожили, распустили колючки кусты чертополоха, зажглись во тьме темно-красные цветы. Чу! - ночь близка. А вместе с ней оживают таинственные неведомые существа. Кто это появился из темноты. Пастух? А может, полевик, древний дух этой поляны? Кто знает... Тревожна, пуглива, полна чудес ночная пора...


«Сирень»,1900г.
Холст, масло 160 х 177. Государственная Третьяковская галерея. Москва

Покачала головой царевна-Лебедь, посмотрела на третью картину. И там тоже вечер. И светятся в полутьме, как прозрачные драгоценные камни, тяжелые гроздья сирени... Как их много! Как они прекрасны! А вот соткалась под кустом, словно из ночной тени какая-то фигурка. Кто это? Сирень, ожившая к ночи и превратившаяся в девушку? Или какое-то другое существо? Непонятно, но красиво, тревожно и... сказочно.


«Богатырь». Декоративное панно. 1898г.
Государственный Русский музей Санкт-Петербург

- Ну, это художник так художник, - улыбнулась царевна-Лебедь. - Этому все по плечу будет. Ну-ка, голубушка, - сказала она улыбающейся старушке, - пригласи его к нам. Только поласковее будь с ним, не обидь его чем. Настоящие художники народ нежный, того и гляди - осерчает.
- Не беспокойся, краса моя ненаглядная, - кивнула старушка. Сложила ручки, присела - и вот уже уточка стремительно пролетела в небе.
Всего несколько минут прошло - глядь! - стоит перед царевной Лебедь сам художник. Невысокий, светловолосый, голову гордо поднял, брови нахмурил - сердится, видно.
- Прости, что без спросу побеспокоили тебя, - зажурчала, словно реченька, царевна-Лебедь. - Знаю я, что художник ты необыкновенный. Неволить я тебя не хочу, но никто, кроме тебя, мой портрет написать не сумеет. Может, не будешь зла на меня держать, услужишь свекру моему, царю Салтану?
Посмотрел-посмотрел на нее Врубель и вдруг... улыбнулся!


«Царевна-Лебедь»
Эскиз одноименной картины. 1900г.

- Отчего ж не написать, - ответил он. - Попробовать можно. Уж больно ты на мою жену похожа!
- И кто же у тебя жена? - спросила, немножко обидевшись, царевна-Лебедь. - Как ее звать?
- Зовут ее Надежда. Она у меня певица. И голос у нее необыкновенный - нежный-нежный, ровный-ровный, как говор ручейка.
- Ну что ж, тем более, - говорит царевна-Лебедь. А сама еще больше рассердилась. Еще бы, ни у кого ведь такого голоса, как у нее, не было.


«Портрет Н.И.Забелы-Врубель на фоне березок», 1904г.

А художник посмотрел на нее, да и говорит:
- Ну-ну, не сердись! Ты же все-таки волшебница. Покажи-ка мне лучше, как лебедью-то становишься.
- Ну, смотри, - усмехнулась царевна-Лебедь.
Наклонила она голову, руки вверх подняла, махнула ими - глядь! - превратились руки в крылья, платье - в белые пушистые перья, шея стала гибкой и длинной, только глаза остались прежними - огромными, печальными, с длинными пушистыми ресницами.
- Ох, хороша! - не выдержал художник. - Ничего не скажешь, чудо-красавица!
- То-то же! - подумала царевна-Лебедь и тотчас обернулась опять человеком.


«Царевна-Лебедь»,1900г.
Государственная Третьяковская галерея. Москва

Такой и написал ее Врубель на портрете. Оглядывается на нас, словно приглашает в свою сказочную страну, зовет своими прекрасными глазами. Жемчугом и серебром отливает ее наряд. Таинственно светятся в сумерках драгоценные камни в короне и кольцах. Облаком поднимаются вокруг лебединые крылья - миг, и превратится чудо-царевна в красавицу-Лебедь.
- Ну что ж, спасибо, художник, - сказала царевна-Лебедь. - Такой портрет можно и в царские палаты повесить. Чем заплатить мне за твою работу?
- Если можешь, подари один из твоих нарядов моей жене, - попросил Врубель. - Ты не знаешь, может быть, что о тебе и князе Гвидоне сочинили оперу и моя Надежда выступает в твоей роли. Вот будет чудо, если она появится на сцене в таком наряде!


«Дама в лиловом».
(Портрет Надежды Ивановны Забелы-Врубель), 1904г.

- Ну что ж, - решила царевна. - Это можно.
А потом спросила:
А что ты сейчас делаешь? Что задумал?
- Сейчас ... Сейчас я пишу “Демона”..
- Разреши мне посмотреть, - попросила царевна-Лебедь. - И сказала Настасьюшке:
- Покажи, сделай милость!


«Демон сидящий», 1890г.
Холст, масло 114 х 211
Государственная Третьяковская галерея. Москва

И тут же возникла в воздухе огромная, удивительная картина. Окруженный громадными, будто из разноцветных граненых камней сделанными цветами, где-то высоко-высоко, в горах, а может быть и вовсе не на Земле, сидит на ней могучий человек. Нет... конечно, это не человек... А кто же это? Может быть, какой-то молодой Бог? Но почему его лицо так печально? Почему его глаза словно ничего не видят? Куда смотрит он? О чем думает?
Посмотрела на картину царевна-Лебедь, нахмурила брови.
- Смотри, художник, сказала она. - С Демоном шутки плохи. Он прекрасен, как ангел, но у этого ангела злая душа. У него тысяча лиц и никогда ты не узнаешь истинного. Забудь о Демоне - вот мой совет. Я знаю, что говорю. Он запутает тебя, закружит, сведет с ума. Это все, чем я могу тебе помочь...


«Иллюстрация к поэме М.Ю.Лермонтова "Демон"», 1890-91гг.

- Побледнел Врубель, покачал головой.
- Нет, царевна, - сказал он. - Спасибо за совет. Но никто не сможет этого сделать, кроме меня. А я смогу.
- Тебе решать... - печально промолвила царевна и пропала. Осталась жить на своем прекрасном острове, в своей счастливой сказке.


«Принцесса Грёза». Панно. 1896г.

А у художника была другая судьба. Не послушался он царевны и написал еще одну картину с Демоном. Долго кружил ему голову Демон, являлся во сне, мучил наяву. Даже когда картина была уже на выставке, Врубель все еще переписывал лицо, все пытался поймать его настоящее выражение. Но так и не сумел. А потом сошел с ума.
Сказки бывают и с печальным концом...


«Демон поверженный»,1902г.
Холст, масло 139 х 387. Государственная Третьяковская галерея. Москва


«Аллегория Нижегородской ярмарки». 1895г.


«Гензель и Гретель»
(Т.С.Любатович и Н.И.Забела в ролях оперы З.Гумпердинка). 1896г.


«Желтые розы», 1894.
Триптих "Цветы" для особняка Е.Д.Дункер в Москве. Правая часть триптиха
Холст, масло. 134.5 x 135.5 см Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля


«Жемчужина». 1904
Картон, пастель, гуашь, уголь 35 х 43,7
Государственная Третьяковская галерея. Москва


«Левая рука художника», 1882г.


«Моцарт и Сальери слушают игру слепого скрипача», 1884г.


«Портрет Константина Дмитриевича Арцыбушева»
1897
Холст, масло 101,5 x 136,7
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Портрет сына художника»
1902г.


«Розы и лилии»
1894
Триптих "Цветы" для особняка Е.Д.Дункер в Москве. Левая часть триптиха
Холст, масло. 134 x 134.5 см
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля


«Садко»
1899г.


«Сальери всыпает яд в бокал Моцатра»
1884г.


«Шестикрылый серафим (Азраил)»
1904г.
Холст, масло 131 х 155
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«Натюрморт. Подсвечник, графин, стакан»
1905г.


«Обручение Марии с Иосифом»
1881г.


«Портрет Н.И.Забелы-Врубель»
1904г.


«Портрет Саввы Ивановича Мамонтова»
1897г.
Холст, масло 187 x 142,5
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Портрет артистки Надежды Ивановны Забелы-Врубель»
1898г.
Холст, масло 124 x 75,7
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Роза»
1904
Бумага на картоне, акварель, графитный карандаш 29,8 х 18,5
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Натурщик»
1882г.


«Гамлет и Офелия». 1883г.


«Голова Иоанна Предтечи». Этюд. 1905г.


«Автопортрет с жемчужной раковиной»
1905г.
Бумага на картоне, акварель, уголь, белила, пастель 58,2 x 53
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

источник 1
источник 2

Серия сообщений "СКАЗКИ О ХУДОЖНИКАХ":

Часть 1 - Сказка о художнике, любимце муз. Орест Кипренский
Часть 2 - Сказка о волшебной стране. Сильвестр Щедрин
...
Часть 4 - Сказка о сказочнике. Васнецов
Часть 5 - СКАЗКА О ГРУСТНОМ ХУДОЖНИКЕ. ЛЕВИТАН
Часть 6 - СКАЗКА О ЦАРЕВНЕ ЛЕБЕДИ И ХУДОЖНИКЕ-ВОЛШЕБНИКЕ | ВРУБЕЛЬ
Часть 7 - Сказка о художнике и чудных словах|СТЕПАН ДМИТРИЕВИЧ ЭРЬЗЯ
Часть 8 - СКАЗ О ХУДОЖНИКЕ И ВЕЛИКОЙ ТИШИНЕ | АНДРЕЙ РУБЛЕВ
...
Часть 45 - СКАЗКА О ХУДОЖНИКЕ И ЛЮБВИ К ОТЕЧЕСТВУ. ГРИГОРИЙ ГАГАРИН
Часть 46 - СКАЗКА О ХУДОЖНИКЕ И НАСТОЯЩЕМ ДЕЛЕ. ИЛЛАРИОН ПРЯНИШНИКОВ
Часть 47 - СКАЗКА О ПРИСНИВШЕЙСЯ ПРИНЦЕССЕ. ВЛАДИМИР ГАУ