Это цитата сообщения a__ya Оригинальное сообщениеКосоклинный сарафан (как сшить + немножко истории)

.

продолжаем тему традиционной славянской одежды. за информацию спасибо Satin_rain

Косоклинный сарафан этнографы считают ранней формой русской одежды и относят его сложение ко времени образования Московской Руси. Такая разновидность женского платья получила распространение в Северной, Северо-Восточной и Северо-Западной Руси.. Общий силуэт этого типа сарафана - трапециевидный, кроме основных полотнищ спереди и сзади обязательно наличие косых боковых клиньев (отсюда и его название - косоклинный).

1175921_kosoklinnii_sarafan_Byrlakovoi_Frosi (700x356, 98Kb)


На Смоленщине косоклинный сарафан в зависимости от типа его, места бытования, покроя, материала, украшения называли по-разному: "ферязь" ("хверзя"), "сумкан", "полбумажник", "клинастик", "синикин", "китайка" ("титайка"), "сорококлин"...
Изготавливался косоклинный сарафан из домотканины, отсюда такая ширина клиньев (35-40см). Способом украшения домашних тканей для сарафанов было крашение. Обычно это темно-синий цвет, реже - черный или красный. Часто после крашения ткань для праздничного сарафана лощилась. Серебристые "волны" на темной ткани переливались и придавали ей богатый вид. Для уплотнения легкой ткани, устойчивости формы, для утепления сарафаны делались и на подкладке (полностью или только подол).
Праздничный сарафан надевался редко, хранился долго. Заложенный в складку он не мялся, перевязанный в сундуках. Складки и украшали сарафан. Можно представить, как сильно расклешенный сзади и по бокам, заложенный в складку сарафан "играл" при движении.

1175921_prostoi_sitcevii_sarafan (292x600, 71Kb)

 

1175921_staroobryadcheskii_kosoklinnii (415x600, 44Kb)
 
 Особенности  косоклинного сарафана:


1.Сарафан по крою имеет перед и спинку.
Сарафанный перед называется ГРУДЬ, а сарафанная спинка - СПИНКА, так называем и мы свои основы.


2.Своеобразный крой КС создаёт на спинке большое количество фалд. Благодаря особенной технологии шитья эти фалды концентрируются сзади. СПИНКА удлиняется на 3-4 см относительно ГРУДИ, и сзади образуется ХВОСТ - сарафан с хвостом.


3.Для создания А-силуэта и расширения сарафана книзу используются длинные вставные КЛИНЬЯ и более короткие ПОДКЛИНКИ, треугольные или трапециевидные. - В общем-то, всем известные клинья годэ - всего лишь простой перепев этого русского приёма.
Клиньев и подклинков может быть до 6 и даже 8 с каждой стороны, тогда ширина ПОДОЛА сарафана достигает 6-8 м.

1175921_post38581242385084_thumb (300x243, 15Kb)


4.Спереди сарафан может быть ГЛУХОЙ (самые древние), РАСПАШНОЙ - с застёжкой на пуговицы, сам разрез по СП называется РАСПАХ. РАСПАХ также может быть ЛОЖНЫМ. ЛОЖНЫЙ РАСПАХ - шов по СП и имитация застёжки.


5.Бретели сарафана спереди называются ЛЯМКИ. Древние сарафаны имели цельнокроенные бретели, затем стали исполняться пришивные.
Сзади могут быть также ЛЯМКИ, но более древней является своеобразная деталь, которая называется ЛЯГУШКА или ВИЛКА. Под ЛЯГУШКОЙ складки на спинке обычно не закладываются - это называется "ЛЫСАЯ ЛЯГУШКА".
«Лягушка» придумана не просто так, а с практической целью: не давать лямкам спадать с плеч и тем самым не мешать в повседневных делах.

1175921_post38581242385573_thumb (208x300, 9Kb)

6.ЛЯМКИ и ЛЯГУШКА крепятся к верху сарафана не непосредственно, а через долевую полоску - или просто неширокий долевик, или слегка выкройную. Эта полоска называется ТАЛИЯ, или ТАЛИЙКА. Снизу к ней крепится сарафан, сверху лямки.


7.Традиционные места декора - середина переда вдоль распаха, ГРУДКА, лямки и подол. Все эти великолепные кружева-расшивы-нашивы называются замечательным словцом УКРАСЫ.

1175921_post38581242385928_thumb (174x300, 13Kb)

8.То, что мы называем "плотное облегание", имеет чудное русское названьице "ПРИЖИМИСТЫЙ КРОЙ". 

9.Верх сарафана может быть особым способом заложен под ТАЛИЮ мелкими складочками, сохраняющими свою форму - это называется НАБОР.

10.Редкий для сарафанов приём, но частый для ДУШЕГРЕЙ, КАЦАВЕЕК и КОРОТЁН.
Хитро сформированные объёмные склады, всегда удерживающие свою форму. Они называются БОРЫ. Интересно, кто смог бы такие смастерить?:)

Прикрепленное изображениеhttp://club.season.ru/style_images/2/click2enlarge.gif); background-attachment: initial; background-origin: initial; background-clip: initial; background-color: rgb(128, 128, 128); border-top-style: solid; border-right-style: solid; border-bottom-style: solid; border-left-style: solid; border-top-color: rgb(128, 128, 128); border-right-color: rgb(128, 128, 128); border-bottom-color: rgb(128, 128, 128); border-left-color: rgb(128, 128, 128); margin-top: 0px; margin-right: 2px; margin-bottom: 0px; margin-left: 0px; padding-top: 11px; padding-right: 2px; padding-bottom: 2px; padding-left: 2px; background-position: 100% 0%; background-repeat: no-repeat no-repeat; " width="253" />

В конце XIX - начале XX веков постепенно на смену традиционным шитым и тканым геометрическим орнаментам приходят повсеместно растительные, так называемые «брокаровские» мотивы, исполняемые, в основном, вышивкой «крестом» красными и черными нитками по счету нитей холста или по канве - на фабричных тканях.
 
прочесть больше об этом сарафане можно здесь

и о крое:

 

1.
косоклин_сарафан Ешки с Сезона (486x648, 99Kb)

2.
расположение на современной ткани (700x224, 31Kb)

3.
устройство лягушки (458x600, 46Kb)

4.
кнструкция косоклинного сарафана (439x600, 59Kb)

5.
косокл_сарафан Ешки с Сезона (486x648, 97Kb)