Это цитата сообщения Bo4kaMeda Оригинальное сообщениеСКАЗКА О ЗНАМЕНИТОМ ХУДОЖНИКЕ. БРЮЛЛОВ

СКАЗКИ О ХУДОЖНИКАХ




К. Брюллов «Автопортрет»
1836г.

Больше двух веков тому назад (а один век — это целых сто лет!) — жил да был один ученый. Он был историк, и все, кто читал его книги, удивлялись тому, как много он знает.

— Вы будто своими глазами видели все это! — говорили эти люди.

И не догадывались, что говорили сущую правду.

Тут была одна тайна. Бабушка этого ученого, умирая, позвала его к себе и дала ему широкую серебряную чашу и маленький серебряный сосуд с жидкостью. На вид — вода и вода.

— Налей эту жидкость в чашу, зажги свечу — увидишь, что будет,— сказала она.

И — вот чудо! — увидел он в этой чаше то, что было много веков тому назад. Как строились египетские пирамиды, как возводились белоснежные храмы, как работали древние художники и скульпторы...


«Вирсавия»
1832г.
Холст, масло 173 х 125,5
Государственная Третьяковская галерея
Москва

А однажды увидел ученый прекрасный город. Его
здания и тенистые дворики были украшены росписями и мозаиками — картинами, выложенными из разноцветных кусочков камня. Жители сновали по улицам, что-то покупали в лавочках, пили вино и смеялись. Небо было безоблачным, теплое море удивительного цвета плескалось у берега, а вершина огромной горы курилась дымом, как будто там разожгли костер.

И вдруг земля задрожала. По ней, как по морю, пробежали волны, и то там, то здесь появились глубокие трещины. Здания зашатались и стали разваливаться, будто сделанные из кубиков. Люди выбегали из домов, они кричали и метались во все стороны, стараясь спастись. А из вершины горы уже валили клубы дыма и превращались в черные облака, которые закрыли все небо. На землю, здания, людей сыпались мелкие раскаленные камешки и тучи черного жирного пепла. Стало темно как ночью... Грозный гул слышался из-под земли. Раскаты грома разрывали небо. Почти непрерывно вспыхивали огромные молнии, на миг освещая все вокруг страшным неживым светом. А потом с вершины горы стремительной широкой рекой полилась огненная лава, все сжигая на пути.


«Сон девушки на рассвете»
1830-е
Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Историк сразу понял, что видит извержение вулкана Везувия, которое произошло много веков назад. А гибнущий город называется Помпеи. С ужасом смотрел он на людей, надеясь, что они еще успеют спастись. Вдруг ученый увидел лежащую неподвижно молодую женщину. Рядом с ней плакал маленький кудрявый ребенок. Никто не замечал его, никто не мог ему помочь! И тут ученый вспомнил, что сказала ему бабушка напоследок:

— Только один раз в жизни ты можешь выпить глоток этой воды. А когда — поймешь сам.

Не думая ни секунды, он быстро поднес к губам сосуд и выпил этот единственный глоток волшебной жидкости. В тот же миг он очутился рядом с малышом, схватил его на руки и вновь оказался в своей комнате. Кувшинчик был по-прежнему зажат в его руке. А чаша пропала. Навсегда.


«Нашествие Гензериха на Рим»
1836
холст, масло 88 x 117,9
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Долго ли, коротко ли, но мальчик, которого назвали Карлом, вырос и стал художником. Фамилия его была Брюллов. Он стал самым лучшим учеником Академии Художеств в Петербурге, а потом его отправили в Италию. Тогда считалось, что учиться нужно только у древних итальянских художников и скульпторов.

Старый ученый к тому времени уже умер. Перед смертью он отдал Карлу свой серебряный кувшинчик и сказал:

— Жидкость эта — волшебная. Один раз в жизни ты можешь выпить из этого кувшинчика глоток. Но только однажды! А когда — поймешь сам.


«У Богородицкого дуба»
1835
Холст, масло 61 х 74
Государственная Третьяковская галерея
Москва

И вот приехал Карл Брюллов в Италию. У него были карие глаза и кудрявые волосы, и все, кто его видел, говорили:
— Он красив как Аполлон!

А другие добавляли, разглядывая его картины:
— Древние сказали бы, что сам Аполлон помогает ему.

Дело в том, что давным-давно в Италии Аполлон считался богом красоты и искусства. Тогда его изображали в виде прекрасного юноши и думали, что он помогает художникам, поэтам и музыкантам. А Брюллов был сказочно талантлив. Он умел изображать переливчатые шелка, кружева или прозрачные ткани пышных нарядов, локоны красавиц и их драгоценности. Но главное, Брюллов, как никто другой, умел передать радость жизни, красоту молодости, счастье любви.


«Итальянское утро»
1823г.
Кунстхалле
Киль

Но Брюллов мечтал о своей главной Картине. И никак не мог найти для нее тему. Однажды он услышал, что начались раскопки древнего города Помпеи. Оказывается,
черный пепел засыпал город слоем в несколько метров, а под ним все сохранилось точно таким же, как было. Брюллов решил поехать на раскопки.

И как только очутился на этом месте, увидел море, купол Везувия, улицы и здания, росписи и вещи, найденные учеными-археологами, он сразу понял, что уже был здесь однажды, может быть, во сне или так давно, что даже не мог сказать когда... Не раздумывая, он взял серебряный сосуд, и выпил заветный глоток таинственной жидкости.


«Диана, Эндимион и Сатир»
1849
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Все закружилось перед ним — и вот он уже стоит на площади древней Помпеи Страшный гул и грохот перекрывают крики людей... Воздух такой горячий, что на землю замертво падают птицы! Вот лежит на мостовой женщина, и, ненужные, рассыпались по камням ее драгоценности. Взбесившиеся кони тащат за собой
сломанную колесницу.

В одно мгновение Брюллов вспомнил — и запомнил — все! И понял, какую картину будет писать! Люди, которых он хотел изобразить, были прекрасны! Почти каждый, не думая о себе, старается помочь другому. Вот двое сыновей несут больного отца. А вот юноша с девушкой на руках. На ее голове венок из роз. Это его невеста. Рядом — юноша с матерью. Он просит ее собрать все силы. А она умоляет, чтобы он спасался один. И Брюллов даже узнал потом, что этого юношу звали Плиний Младший! Он действительно сумел спастись и описал, как все это было.Красивая женщина прижала к себе дочерей, не зная, где искать спасения. Молодой мужчина пытается прикрыть жену и детей легким плащом. И среди всех этих людей Брюллов решил изобразить себя самого. Ведь он наверняка был бы художником и там, в древних Помпеях, где почти каждый дом был украшен росписями.


«Последний день Помпеи»
1830-1833г.
Холст, масло. 456.5 x 651 см
Государственный Русский музей

Лица всех людей обращены к небу. Небо, всегда ясное и безоблачное, стало зловеще черным и красным. Земля встает на дыбы и ревет как раненый зверь...

Брюллов не мог оторваться от работы. Бывало, его на руках выносили из мастерской, потому что у него уже не было сил идти.

Он назвал свою картину «Последний день Помпеи». И когда ее закончил и показал людям, все поняли: явился великий мастер. Целые толпы собирались у картины и не могли наглядеться. Она была страшной и прекрасной одновременно.

«Да, — думали зрители, глядя на полотно, — люди слабы и беспомощны перед силами природы. Они не могут остановить огромную волну или землетрясение. Но они могут оставаться людьми, даже когда им грозит гибель! Конечно, не все способны на это. Вон и у Брюллова: какой-то человек в ужасе вскочил на лошадь и мчится, не разбираядороги и давя других. Но таких немного. Так и должно быть — ведь настоящая Картина должна учить людей добру и мужеству!»


«Нарцисс, смотрящий в воду»
1819г.
холст, масло 162 х 209,5
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

Брюллов стал знаменит. Самые прославленные и богатые люди просили, чтобы он написал их портрет. Но Брюллову пора было возвращаться в Россию. Ему не хотелось
туда — в сырой, холодный Петербург. Он не желал подчиняться никому, даже самому императору! «Все равно не смогу я там жить!»— думал он.

Так и вышло. Он не смог уже написать ни одной большой картины. Говорят, даже пытался еще глотнуть из того серебряного сосуда, но это ему не помогло. Потом он заболел. И уехал назад, в свою родную солнечную Италию, где ему пришлось пожить совсем недолго.


Автопортрет К.П.Брюллов


«Всадники. Портрет Е.И.Мюссара и Э.Мюссар»
1849
Картон, акварель, белила, итальянский карандаш 69 х 59,9
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Всадница»
1832
Холст, масло 291,5 х 206
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Портрет Ю.П Самойловой с приёмной дочерью Амалией»
1842г.
Холст, масло 249 х 176
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«Портрет сестер А.А. и О.А.Шишмаревых»
1839г.
Холст, масло 281 х 213
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«Итальянский полдень»
1827г.
Холст, масло 64 х 55
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«Портрет певицы Фанни Персиани-Токинарди в роли Амины в опере Беллини Сомнамбула»
1834
Холст, масло 113 х 87
Научно-исследовательский музей РАХ
Санкт-Петербург


«Портрет княгини Елизаветы Павловны Салтыковой»
1841г.
Холст, масло 200 х 142
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«Портрет баснописца Ивана Андреевича Крылова»
1839
Холст, масло 102,3 х 86,2
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Портрет графини О.И.Орловой-Давыдовой с дочерью»
1834г.
Холст, масло 195 х 126
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Портрет княгини М.П.Волконской»
1837-1840гг.
холст, масло 103х85,
Государственный Русский музей
Cанкт-Петербург


«Портрет великой княжны Ольги Николаевны»
(1822-1892).
1837
Холст, масло 46 х 38 (овал)
Самарский областной художественный музей
Самара


«Портрет детей Волконских с арапом»
1843
Холст, масло 146,1 х 124,1
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Портрет скульптора Ивана Витали»
1836
Холст, масло 94,2 х 76,3
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Гадающая Светлана»
1836
Нижегородский государственный художественный музей


СКАЗКИ О ХУДОЖНИКАХ


0 (200x263, 15Kb)Галина Евгеньевна Ветрова. Сказка о знаменитом художнике. К. Брюллов

Книга предназначена для чтения взрослыми детям
Издательство «Белый город»
Директор К. Чеченев
Директор издательства А. Астахов
Коммерческий директор Ю. Сергей
Руководитель проекта Н. Астахова
Редактор Л. Жукова
Корректоры: А. Нонгородова, Н.Старостина
Компьютерная верстка Л. Морозова

Серия сообщений "СКАЗКИ О ХУДОЖНИКАХ":

Часть 1 - Сказка о художнике, любимце муз. Орест Кипренский
Часть 2 - Сказка о волшебной стране. Сильвестр Щедрин
...
Часть 17 - СКАЗКА О ЛЕСНОМ ХУДОЖНИКЕ. ШИШКИН
Часть 18 - СКАЗКА О ХУДОЖНИКЕ, КОТОРЫЙ ПРИДУМАЛ ВРЕМЕНА ГОДА
Часть 19 - СКАЗКА О ЗНАМЕНИТОМ ХУДОЖНИКЕ. БРЮЛЛОВ
Часть 20 - СКАЗКА ПРО ХУДОЖНИКА И КРАСНУЮ КОННИЦУ. МИТРОФАН ГРЕКОВ
Часть 21 - СКАЗКА О ВОЗВРАЩЕННОМ ВРЕМЕНИ. СУРИКОВ
...
Часть 30 - СКАЗКА О БЛАГОРОДНОМ ХУДОЖНИКЕ. ИВАН МАКАРОВ
Часть 31 - СКАЗКА О ХУДОЖНИКЕ, МАРИНЕ И МАРИНКЕ. НИКОЛАЙ ДУБОВСКОЙ
Часть 32 - СКАЗКА О ХУДОЖНИКЕ И ЧУДЕСНОМ БЛЮДЕЧКЕ. НИКОЛАЙ НЕВРЕВ