В истории Эртелева переулка было несколько ярких имен деятелей отечественной культуры, выбравших этот скромный переулок местом своего жительства, среди них три архитектора.

В «Руководстве к отысканию жилищ по С. Петербургу» С. Аллера 1824 г. мы встречаем имя домовладельца участка на месте современного дома № 9 по Эртелеву переулку архитектора, титулярного советника Михаила Алексеевича Овсянникова (1776–1826).350 Выпускник Академии художеств в 1797 г., Овсянников вошел в историю русской архитектуры как мастер классицизма. С 1817 г. Михаил Алексеевич выполнял должность архитектора Публичной библиотеки. В 1820 х гг., когда зодчий жил в Эртелевом переулке, занимался реконструкцией Юсуповского дворца (Невский пр., 86, ныне – Дом работников искусств), одного из самых значительных памятников архитектуры ампира на Невском проспекте. После его смерти работой по перестройке дворца З. Н. Юсуповой занимался Г. Фоссати. Кроме того, М. А. Овсянников построил дом № 1 на Загородном проспекте (дом А. Тычинкина), более известный как «Дом Дельвига», а также перестроил здание Общества поощрения художеств (ул. Большая Морская, 38).351

В 1850 х гг. в доме № 4, принадлежавшем М. Я. Поповой, жил академик архитектуры Иероним Доменикович Корсини (1808–1876),352 служивший архитектором в Министерствах финансов и внутренних дел, известный, в первую очередь, как автор великолепной ограды шереметевского дворца с родовым гербом (наб. р. Фонтанки, 34); ему же принадлежит и отделка интерьеров Фонтанного дома в 1837–1853 гг. Архитектор завершил эту работу, проживая в Эртелевом переулке, являясь личным архитектором графа Д. М. Шереметева. По проектам И. Д. Корсини в 1840 е гг. построены Дом костела Св. Станислава на Мастерской ул., 9, доходные дома на Моховой ул., 7, и ул. Марата, 48, перестроенного особняка и здания статс секретариата Царства Польского (пр. Римского Корсакова, 35, ул. Глинки, 8)353 и др.

С Эртелевым переулком связано имя академика архитектуры А. Х. Пеля (1809–1902). В 1850 – 1860 х гг. ему принадлежал участок дома № 4,354 на нем он ничего не построил. Еще учеником Академии художеств начинал свою деятельность помощником О. Монферрана. По его проектам в столице возведено и перестроено более 60 зданий, среди которых доходные дома и особняки, благотворительные и учебные заведения. В годы, когда он владел участком в Эртелевом переулке, выполнял обязанности архитектора II отделения Собственной его императорского величества канцелярии (1861–1870 гг.), гласного Городской думы, члена многих благотворительных обществ.355 Еще об одном архитекторе, проживавшем в Эртелевом переулке, К. Ф. Мюллере, уже рассказано в предыдущих разделах.

Безусловно, одним из самых выдающихся жильцов Эртелева переулка был замечательный скульптор, живописец, график, вице президент Императорской академии художеств Федор Петрович Толстой (1783–1873). Последние годы жизни он провел в доме № 1, принадлежавшем Н. И. Чаплиной, в квартире 10. Его имя среди жильцов этого дома мы находим во Всеобщей адресной книге на 1867–1868 гг.

Путь к вершинам искусства для него был не совсем обычным, представителю знатного дворянского рода Ф. П. Толстому была уготована иная, военная, карьера. В 1802 г. выпускается мичманом из Морского кадетского корпуса в Балтийский гребной флот, но тяга к искусству привела его в Академию художеств, где он посещает классы в качестве вольноприходящего ученика. Графу пришлось преодолеть недоверие к нему ряда профессоров Академии, считавших его дилетантом, случайно вошедшем в среду художников, их настораживал его военный мундир, однако талант Федора Толстого и его прилежание в занятиях скоро были оценены, и он стремительно, с большим опережением переходил из класса в класс.