Бог - источник всего. Все исходит из Него, но при этом Он полностью независим от Своего творения. Шрила Прабхупада говорит: "Богу не нужно ходить на работу". В материальном мире - чем выше начальник, тем больше на нем ответственности и, соответственно, забот. Однако Верховному Повелителю всего сущего, как это ни парадоксально, не нужно ни о чем заботиться. Господь - Верховный наслаждающийся, а всю "работу" за Него выполняют Его бесчисленные энергии.

Священные писания говорят, что энергия Верховного Господа проявляется трояко: как внутренняя (духовная), внешняя (материальная) и "пограничная" (живые существа). Кроме того, поскольку Кришна - сач-чит-Ананда-Виграха, трансцендентное олицетворение вечности, знания и блаженства, сама Его личная, внутренняя энергия тоже проявляется трояко - как хладини (аспект блаженства), Сандхини (аспект вечного бытия), и Самвит (аспект сознания).

Верховный Господь, Кришна - источник счастья для всех живых существ. И все же Сам Он наслаждается тем блаженством, которое приносит Ему Его энергия хладини.

Бог непостижимым образом обладает противоречивыми качествами. Так, хотя Он ни в чем не нуждается, Его желания безграничны. И главное из этих желаний, отражение которого живет в каждом из нас, - потребность быть любимым. Любовь к Богу суть энергии хладини, поэтому она и есть источник счастья как для Самого Бога, так и для всех Его преданных слуг.

Высшее проявление любви к Богу называется махабхавой - духовным счастьем. И олицетворением этого счастья является Шримати Радхарани.

Шримати Радхарани всегда сопровождает Господа Кришну. Все воплощения Бога - как в духовном, так и в материальном мире, исходят из Кришны, а все возлюбленные Господа исходят из Шримати Радхарани. Она распространяет Себя в бесчисленное множество экспансий, чтобы служить Своему возлюбленному Господу. Все Гопи Вриндавана, царицы Двараки и богини процветания (Лакшми-сахасра-шата) - это проявления Шримати Радхарани.

Из всех планет духовного мира Голока Вриндавана считается высшей, поскольку на ней проявлено наибольшее разнообразие рас, духовных вкусов отношений Бога и Его преданных. И лучше всего это многообразие проявляется в отношениях Кришны и гопи - девушек-пастушек Враджа. Шримати Радхарани называют лучшей из гопи. Она бесконечно дорога Господу Кришне. Говорится, что Кришна доволен Своим преданным слугой только тогда, когда им довольна Шримати Радхарани. К счастью, Шримати Радхарани бесконечно сострадательна, Она готова пролить Свои благословения на каждого, кто искренне стремится служить Ее возлюбленному Кришне.

В Радхаштами, день Своего явления в этот мир, Шримати Радхарани особенно милостива. И у каждого из нас есть шанс заслужить Ее внимание - медитируя на Ее божественные качества, участвуя в празднике в Ее честь и выполняя служение.

Наши чувства и ум материальны. Попытку познать духовную энергию Господа с помощью этих материальных приспособлений Шрила Прабхупада сравнивает с попыткой уместить слона на блюде. И все же, по милости возвышенных преданных слуг Господа, мы имеем возможность читать и размышлять об удивительных качествах Шримати Радхарани. Ей посвящены "Шри Вриндавана-махимамрита" Прабодхананды Сарасвати, "Шри Мадхава-махотсава" Шрилы Дживы Госвами, "Према-Бхакти-чандрика" Нароттама даса Тхакура, множество стихов "Чайтанья-чаритамриты" Кришнадаса Кавираджа Госвами, и бесконечное множество других священных писаний.

Вот несколько стихов, рассказывающих о славе Шримати Радхарани, на которые можно медитировать в день Радхаштами (да и в любой другой).

"Трансцендентная богиня Шримати Радхарани - вечная спутница Господа Шри Кришны, неотличная от Него Самого. Она - главная среди богинь процветания. Все в Ней привлекает всепривлекающего Господа. Она - предвечная внутренняя энергия Господа" ("Брихад-гаутамия-Тантра", цит. по "Чайтанья-чаритамрите", Ади, 4.83). "Она поклоняется Господу Кришне, исполняя Его желания. Поэтому Пураны называют Ее Радхикой" ("Чайтанья-чаритамрита", Ади, 4.87).

"Радха - высшая богиня (парама-девата), достойная всеобщего почитания. Она покровительница каждого, мать вселенной" ("Чайтанья-чаритамрита", Ади, 4.89).

"Серьги Шримати Радхарани - это имя, слава и качества Господа Кришны. Величие имени Господа Кришны, Его славы и качеств всегда затопляет Ее речь". ("Чайтанья-чаритамрита", Мадхья, 8.179).

"Сокровище леса Вриндавана, Шри Радха, сияющая, как миллионы золотых зеркал, исполненная очарования и грации, всегда украшена цветочными гирляндами, драгоценными ожерельями, вечной юностью, несравненной красотой, всеми трансцендентными качествами и экстатическими признаками чистой любви, которые очаровывают и покоряют всех Ее подруг, гопи. Пусть же эта Шри Радха станет вечным объектом моего поклонения". ("Шри Врандавана-махимамрита", 3.82) "Я поклоняюсь Говинде, предвечному Господу, пребывающему в Своей обители Голоке вместе с Радхой, которая есть отражение Его духовного тела и которая олицетворяет Собой высшее блаженство (хладини). Их свита - это Ее наперсницы, продолжения Ее тела, проникнутые вечно блаженной духовной расой". ("Брахма-самхита", 5.37).

"Шри Радхика напоминает золотой цветок ананаса, а Шри Шьямасундара похож на голубой сапфир. Их красота затмевает все. Шри Радхика и Шри Шьямасундара - непревзойденные танцоры и приводят друг друга в восторг Своими подобными драгоценным камням качествами.

Очаровательные лица Шьямасундары и Радхики украшает выражение любви. Их прекрасные сияющие тела - голубоватое и золотистое - облачены в желтые и темно-синие одежды. Они чаруют друг друга настроением глубокой любви". ("Према-бхакти-чандрика", 4.6-7)

Кстати, день Радхаштами - последний, когда мы можем получить Даршан Шри Шри Радхи-Шьямасундары в московском храме Шри Шри Даял Нитай - Шачисута.