Споров вокруг обряда купания в проруби на Крещение много. Кто-то видит в этом способ смыть грехи и очиститься, кто-то утверждает, что традиция эта языческая и никакого отношения к религии не имеет...

В этом году неожиданно заактивничали мои знакомые, мол, давай окунаться на Крещение. С чего такой бум, конкретно мне не совсем ясно. Некоторые-то и о церкви только понаслышке знают. Неужели стремление погрузиться в прорубь продиктовано исключительно модой на здоровый образ жизни? Мотивируют все приблизительно одним и тем же: «грехи смоешь». Мало того, некоторые уверенно рассказывают, что «бесы начинают организм покидать примерно после седьмого окунания». Вот оно как.

Совсем запутал меня друг из России, давно изучающий тему крещенского купания, который твёрдо заявил, что всё это языческий обряд и не более. Приведу его доводы:

«Во-первых, крещенское купание – вещь для Русской Православной Церкви совсем не традиционная. Купания в бытность Древней Руси проводились на Святки, и традиция эта была связана с пониманием иной жизни, потусторонней. Смысл сводился к тому, что на Святки духи предков вселялись в тела живых и таким образом передавали знания и опыт, позволяли предсказать будущее, однако отнимали при этом жизненные силы. У русичей вода всегда считалась самой очистительной силой (на втором месте огонь), которая служила своеобразным мостом между жизнью земной и потусторонней. Поэтому купание на Святки было способом освободиться от занявшей твоё тело чужой души и отправить её в мир иной.
Памяти святого мученика Зосимы пустынника
Во-вторых, купание противоречит Евангелию, в котором написано, что нельзя искушать Господа Бога. Вспомним историю, когда дьявол искушал Христа спрыгнуть с крыши храма, мол, ангелы тебя подхватят и не дадут разбиться. На что Христос ответил, что рисковать жизнью и здоровьем нужно для высшей цели, а не для подтверждения чудесных способностей Создателя.
Крещение Господне
В-третьих, крещение – это единожды проводимый ритуал. Нельзя совершить его несколько раз. Это идёт вразрез с христианским символом веры. Купание же само по себе также воспринимается многими как своеобразное очищение от грехов, мол, покупаюсь в проруби – все грехи смою. При этом люди не отдают отчета, что очищение от грехов, по канонам РПЦ, происходит в таинстве покаяния, но никак не купания. Святая вода носит характер святыни, ей храмы окропляют, иконы, людей. Над святой водой молятся о приЧАЩАющихся (от слова ЧАША) и носит смысл «благоговейно пьющих», а не от приЧИЩАющихся (ЧИСТЫХ). Люди не понимают, что пить и купаться – это разные вещи. Купаться в святыне – не выглядит ли богохульством»?

Автор статьи Антонина Зиновенко (сайт TUT.by )

Людмила И