Нужно вместе с ребенком проанализировать, какие переживания вызывают затруднения: боязнь обидеть друга, нежелание поссориться с приятелем, неумение сформулировать свою позицию. Впрочем, возможны варианты, когда следует позволить себя уговорить, даже если делать чего то не хочется: пойти вместе с приятелем в магазин, помочь в приготовлении уроков. Нужно, чтобы ребенок четко отличал подобные ситуации от тех, когда соглашаться нельзя: залезть в чужой сад, закурить, попробовать спиртное.

Уметь отказываться необходимо; существует много разных способов отказа. Примером может служить известная игра: «Барыня прислала сто рублей, что хотите, то берите, «да» и «нет» не говорите, «черное» и «белое» не покупайте». Эта игра демонстрирует некоторые способы отказать, не говоря слова «нет». По этому же принципу можно построить и другую игру: например, один из участников предлагает другому прогулять урок, а тот отказывается, но не произносит «запретных» слов.

В разговоре с подростком можно перечислить способы отказа, используемые в различных жизненных ситуациях:

♣ просто сказать «нет» без объяснения;

♣ отказаться и объяснить причины отказа;

♣ предложить сделать что то другое взамен нежелательного;

♣ отказаться и уйти;

♣ убежать;

♣ продемонстрировать вариант поведения «заезженная пластинка» – на все уговоры отвечать «нет», «не буду»;

♣ проигнорировать предложение;

♣ постараться объединиться с кем то, кто придерживается твоего мнения;

♣ постараться избегать опасных ситуаций.

Полезно на примерах обсудить, когда какой способ самый желательный, и предложить ребенку понаблюдать, какие способы используют окружающие.

Однако в реальной жизни типичной ситуацией часто оказывается иная, когда на отказ следует грубая реакция, особенно если ребенок оказывается перед целой группой сверстников. Нужно объяснить подростку, что в ответ на жесткое давление, когда он поставлен перед выбором – сдаться или лишиться расположения группы, мнением которой он дорожит, – нужно постараться разрядить напряжение, дав уклончивый ответ, если речь, например, идет о курении: «Что то сейчас не хочется» или «Я уже бросил». Подросток должен понимать: чем ниже его статус в группе, тем более жесткое давление будет на него оказываться, поэтому настойчивые предложения закурить – проявление не заботы и внимания, а неуважения к нему. Ведь как ведет себя лидер группы? Одному из авторов в разговоре с известной певицей Татьяной Б. случилось узнать следующее: она в своей группе закурила первой; однако, когда ее подруги стали ей подражать, тут же бросила – ведь она была лидером, и ей не нужно было брать с кого то пример. Полезно бывает сыграть на стремлении подростка быть не как все, сереньким и неинтересным, а выделиться из толпы.

Примером подобной ситуации может послужить следующая. Подросток попал в довольно затруднительное положение: встретил на улице своего друга с красивой девушкой, и тот предложил ему закурить. Друг выглядит самостоятельным, взрослым: он курит, у него есть девушка. Как обернуть все себе на пользу и не выглядеть в глазах девушки сопляком? Возможные варианты ответа: «Спасибо, я курить бросил» (т. е. проявил самостоятельность и силу воли) или «Я при дамах не курю» (и соперника унизил, и сам не закурил).

Отрадно то, что наряду с распространением вредных привычек у подрастающего поколения проявляется стремление вести здоровый образ жизни; родители должны всеми силами им в этом помогать.

Мы надеемся, что приведенные советы помогут родителям сформировать у ребенка правильное отношение к курению, которое поможет ему избежать опыта общения с сигаретой и отказаться от употребления табака.