Рецензия

Нейрохирург Том Крео ставит опыты на обезьянах, стараясь приостановить процесс размножения раковых клеток. У его жены Иззи имеется опухоль мозга и каждый новый день может стать для неё последним, а поэтому ученый работает почти круглосуточно. Эксперимент с экстрактом коры экзотического дерева приносит удивительный результат: генетический механизм старения клеток остановился. Крео ощущает, что теперь он как никогда близок к излечению. Иззи передаёт мужу свой незавершенный роман «Фонтан», об испанском конкистадоре, который был отправлен королевой на поиски Древа Жизни… В далёком будущем мужчина медитирует внутри таинственной Сферы, которая летит в космическом пространстве. Он ухаживает за деревом, разговаривая с ним как с живым существом…

С момента выхода на экраны последней картины Даррена Аронофски прошло уже 6 лет. С 2002 года, когда «Фонтан» было решено снимать, сценарий и замысел будущей картины сильно изменился: сменился кастинг, место действия, бюджет. По факту, всё это не имеет непосредственного отношения к фильму, а с другой стороны, зачастую именно подобная суета влияет на финальный результат. Конечно, режиссер отлично понимал, что после шедеврального «Реквиема», который быстро превратился в культ для любителей американского indie-movie, зритель будет оценивать пристально и станет судить по гамбургскому счёту, оценивая его соответствием с собственными ожиданиями. В общем, у Аронофски был один единственный выход – снять пускай не шедевр, но картину, за которую не будет стыдно в контексте ранних, излюбленных фестивальной публикой, работ.

Цель, конечно, определяет средства её достижения. «Фонтан» не стал исключением из правила. В атмосфере всего фильма чувствуется желание режиссёра доказать, что он может развить свои предыдущие успехи. Для этого Аронофски старается раскрыть сложную тему Жизни и Смерти. Соединение трёх сюжетных линий (прошлое, настоящее и будущее) недвусмысленно намекает на амбиции самого режиссёра, а именно – не столько поведать ещё одну историю любви, сколько осмыслить её, насытив при этом фильм множеством эзотерических аллюзий. Легко сказать, трудно сделать.
В итоге болото созданных им смыслов затягивает Аронофски и он окончательно в нем тонет. Временная карусель с конкистадорами, хирургами и медитирующими мужчинами в сферах нравятся зрителю лишь поначалу. Ближе к середине картины, когда замысел режиссёра начинает излучаться из каждого кадра, все эти «полёты» наводят на мысли об избыточных функциях, которые были важны поначалу, но стали совершенно ненужными в конце. Сам Аронофски же лишает себя выбора, ведь на этом приёме построен весь фильм, и зрителя вынуждают следить за своеобразным триптихом до самого финала.
Главная проблема «Фонтана» не в невысоком уровне реализации (с этим у Аронофски, как всегда, всё отлично), а в центральной задумке, визуализации которой и посвящена вся картина. Режиссёр сам пошел ва-банк, неверно (или слишком самонадеянно) рассчитав свои силы. Пока что Аронофски всё же спортсмен, который способен ёмко и ярко реализовывать задуманное им в рамках небольших средств и ресурсов. Фильм «Фонтан» – долгий и вымученный марафон, выиграть который режиссёру явно не удалось.
 (492x699, 83Kb)