meca.JPG (178x223, 15Kb)
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИСЛАМА

1. Мусульмане должны поклоняться только единому Богу. Самым большим грехом в исламе является придание кого-то или чего-то в сотоварищи Всемогущему Творцу, отход от Единобожия: "Поистине, Аллах может простить все грехи, кроме придания кого-либо или чего-либо Ему в сотоварищи" (Коран, 4:48). Эта заповедь направлена и против языческого многобожия и против христианства. Также эти заповеди трактуются как запрет возводить любое творение Бога или человека, чувство или прихоть на уровень Бога.

2. Мусульмане должны верить во всех пророков Всевышнего, начиная от Адама и завершая Моисеем, Иисусом и Мухаммадом, в те Писания, которые были даны Богом человечеству через пророков (прежде всего в Коран), а также в существование ангелов. Ангелы, в представлении мусульман, - это бестелесные существа, которые беспрекословно выполняют поручения Аллаха, являясь его вестниками. Каждый мусульманин при жизни имеет двух ангелов-хранителей, записывающих его хорошие и дурные поступки, с тем, чтобы их можно было после смерти взвесить для определения человека соответственно в рай или ад. Иблис - ангел, ослушавшийся Аллаха и за это выброшенный с небес и строящий козни людям.

3. Мусульмане должны быть убеждены в неминуемом наступлении конца света, Судного дня и последующей вечной жизни в Раю или Аду. Точного описания картины страшного суда ни в Коране, ни в преданиях не имеется. Мусульмане представляют рай в виде чудесного оазиса, с его прохладой, чистой и холодной водой, зеленью и фруктовыми садами, где всё в изобилии: вкусная еда, питьё, реки, текущие молоком, мёдом, вином. В раю у каждого мусульманина будут гурии - девы с чёрными глазами, шелковистыми косами, с нежной белой кожей. Они всегда готовы дарить свои ласки, они всегда остаются молодыми и не теряют девственности. Их телесная чистота не может быть запятнана вовсе или восстанавливается сразу после утех. На вершине рая растёт лотос, в тени которого отдыхают праведники. В раю же хранятся подлинник Корана и другие священные книги, куда записаны деяния людей. Над раем находится трон Аллаха, испускающий чудесный свет, доставляющий покой, умиротворение и блаженство. Мусульманский ад состоит из семи кругов. Он снабжён всевозможными орудиями пыток и другими средствами для истязания грешников. Это и огонь, и котлы с кипящей смолой, и щипцы для вырывания мяса из тела, и ядовитые скорпионы, змеи и всевозможные чудовища, коим на растерзание бросают грешников. Муки ада, как и наслаждения и блаженства рая, по мусульманскому вероучению, продолжаются бесконечно долго.

4. Мусульмане должны верить в предопределение, которое основано на божественной мудрости и божественном всезнании. С точки зрения ислама все предпосылки для совершения благих или преступных деяний, хорошего или плохого созданы Богом. Человек всё же имеет возможность выбирать, но только Бог знает, что будет через секунду или минуту. Люди же могут только предполагать, используя закономерность, установленную Творцом. "Не постигает кого-либо беда, кроме как по дозволению Всевышнего. Кто уверует в Аллаха, сердце того будет на верном пути. Аллах обо всем знает" (Коран, 64:11). Мутазилиты в первой половине IX века ставили под сомнение предопределение и отстаивали свободу воли, но были разгромлены.

Чтобы как-то указать человеку на ответственность за его поступки (а не Бога, как это должно было бы следовать из доктрины предопределения) указывают на кораническую формулу "Аллах не меняет того, что с людьми, пока они сами не переменят того, что с ними", которая даёт простор для человеческой инициативы. Мусульманская этика не приемлет тезис об ответственности за грехи прародителей. Коран учит, что Аллах простил Адама и его вина не распространяется на потомков.

5. Мусульмане должны ежедневно совершать обязательные молитвы и раз в году выплачивают обязательный налог в пользу бедных (закят). Молитва - прямое обращение к Всесильному и Всезнающему Богу, благодарность за дарованные им блага. Это особое состояние человеческой души, состояние духовного очищения и спокойствия, выражение надежды на божественную милость. Мусульманину полагается молится (совершать намаз) пять раз в день. Налог в пользу бедных - умение поделиться с ближним, с малоимущими. По определению мусульманских богословов и юристов закят "очищает", делает безгрешным имущество и доходы, с которых уплачен.

6. Мусульмане должны ежегодно соблюдают обязательный пост.

7. Мусульмане, если имеют материальную возможность, хотя бы раз в жизни должны совершить паломничество к Священной Каабе в Мекку (хадж).

8. Мусульмане должны, по мере своих возможностей, расходовать из дарованного им Богом имущества на благие дела. Жертвование не означает лишь расходование денег. Во имя достижения благородных целей верующий человек жертвует здоровьем, имуществом, всем тем, что как полагают мусульмане, лишь на время даровано ему Господом. На что это расходуется? На минимум материального и духовного достатка тех, кто в этом нуждается. Пророк Мухаммад сказал: "Тот, кто ложится спать сытым, а сосед его голоден, тот не из нас".

Мухаммад (570-632). Родился в Мекке в небогатой семье. Отец умер до рождения, мать - через несколько лет. Участвовал в караванной торговле, нанялся вести торговые дела к богатой мекканской вдове Хадидже и женился на ней в возрасте 25 лет. Сыновья скончались во младенчестве, одна из дочерей, Фатима, вышла замуж за его двоюродного брата Али.

В возрасте около 40 лет ему во время уединения Мухаммаду начали являться видения, а затем - речения извне, которые, будучи записанными с его слов составили священную книгу мусульман - Коран. Первые же его откровения отвергали многобожие и провозглашали величие единого бога, предупреждали о грядущем воскресении мёртвых, дне Суда и наказании в аду всех, не уверовавших в Аллаха. Проповедь привела к появлению группы сторонников, но большинством в Мекке была встречена враждебно. Часть его сторонников (которые стали называться мухаджиры - совершившие хиджру - переселение) перебирается в город Йасриб в 400 км севернее Мекки, а сам Мухаммад прибывает туда 24 или 22 сентября 622 года.

С этого года мусульмане отсчитывают годы новой эры. Йасриб с тех пор называется Медина - город пророка. В Медине Мухаммад становится единовластным правителем, строится первая мечеть, формируются основные принципы ислама, его ритуал, принципы организации мусульманской общины - Уммы. С 623 г. начинаются нападения мусульман на мекканские караваны. В 630 году окрепшее мусульманское войско беспрепятственно вошло в Мекку. Мухаммад совершил поклонение Каабе и очистил её от языческих идолов. Однако он продолжал жить в Медине. В 631-632 годах значительная часть Аравии оказывается под властью Мухаммада. Муххамад готовит поход в Сирию, но в июне или июле 632 года после непродолжительной болезни скоропостижно умирает. Похоронен в главной мечети Медины.

После смерти Мухаммада халифом (заместителя пророка) был избран Абу Бекр, значительно расширивший размеры халифата. Следующие халифы - Омар и Осман (Усман) продолжали завоевания. В царствование Османа вокруг Али - двоюродного брата пророка - собралась группа недовольных (шииты от шиа - группа). Они считали, что только родство с пророком даёт право на высшую духовную и светскую власть. В 656 г. Осман был убит, а четвертым халифом провозглашён Али. Однако курейшитский род Омейядов не смерился с поражением, в 661 году Али был убит, а халифом провозглашён Муавия, основавший династию Омейядов. От старшего сына Али и Фатимы Хасана ему удалось откупиться, а младший Хусейн поднял мятеж, был схвачен и растерзан на части - никто не хотел убивать внука пророка. Он стал святым мучеником шиитов. В 749 году шииты, возглавляемые потомками дяди пророка: Аббаса, захватили власть. Была учреждена династия Аббасидов (750-1258). Омейяды сохранили власть в Испании и учредили Кордовский эмират.

Джихад. Наиболее политизированными всегда были споры о свойственной исламу агрессивности, воинственности. Противники этой точки зрения говорят, что в основе слова "ислам" лежит корень "селим" - "мир", а главное приветствие мусульманина: "Салям алейкум" - "Мир вам"... Что ислам проповедует принцип терпимости в отношении других верующих, особенно иудеев и христиан; язычников, неверных необходимо обращать в истинную веру, но тоже без насилия, без принуждения. Что ислам учит, что нужно сначала использовать все возможные мирные формы и только если кто-то оккупирует мусульманскую территорию, пытается уничтожить мусульман и попрать мусульманские ценности - только тогда вступает в силу другой закон, закон войны. Многие стихи из Корана опровергают миф об изначально присущей исламу и исламской культуре жестокости, мстительности и т.д.: "Если отвечаете на притеснение (обиду), то отвечайте так, как это было сделано по отношению к вам. Но если вы простите, то это наилучшее для терпеливых. Будь терпелив! И твое терпение должно быть со Всевышним. Не печалься и не мучай себя, видя как они обманывают" (Коран, 16:126,127).

Сторонники агрессивности ислама всегда апеллируют к наличию в исламе доктрины "джихада" - "борьбы с неверными". Первоначально под джихадом понималась борьба в защиту и за распространения ислама. В отношении этой борьбы в Коране содержатся неоднозначные указания, отражающие конкретные условия деятельности Мухаммада в разные периоды его жизни: 1) не входить с "многобожниками" в конфронтацию и склонять их к истинной вере "мудростью и хорошим увещеванием"; 2) вести с врагами ислама оборонительную войну; 3) нападать на неверных, но так, чтобы военные действия не приходились на священные месяцы; 4) нападать на них в любое время и повсюду. В разработанных позднее богословами концепциях проводится различие между "джихадом сердца" (борьба с собственными дурными наклонностями), "джихадом языка" (повеление одобряемого и запрещение порицаемого), "джихадом руки" (принятием дисциплинарных мер в отношении преступников и нарушителей норм нравственности) и "джихадом меча" (вооружённая борьба с неверными, падшему в которой - "шахиду" уготовано вечное блаженство в раю). Это различие проводится со ссылкой на приписываемые Мухаммаду слова: "Мы вернулись с малого джихада, чтобы приступить к джихаду великому" - духовное самосовершенствование объявляется "великим джихадом", а война с неверными - "малым джихадом". Синонимом джихада, как вооружённой борьбы с неверными выступают понятия "фатх" и "газават". Джихад в этом смысле с самого начала считался религиозным долгом мусульманской общины. Однако это оспаривалось еще в начальный период распространения ислама. Суфйан ас-Саури (715-778) утверждал, что джихад - акт, лишь рекомендуемый мусульманам, который становится их обязанностью только тогда, когда они подвергаются нападению.

Выбор между смертью и переходом в ислам предлагался только язычникам. Что же касается "людей Писания" (иудеев и христиан), то их ставили перед выбором: или переход в ислам, или джизия, или война. В странах за пределами Аравии, куда мусульмане вторглись впервые, большинство населения принималось ими за монотеистов, и поэтому целью джихада становилось не обращение в ислам тамошних жителей, а подчинение их мусульманскому государству (не участвовавших в войне с мусульманами). Вероотступников же в любом случае казнили.

Согласно классической доктрине джихада, в случаях, когда мусульмане не подвергаются нападению извне, от участия в джихаде освобождаются несовершеннолетние, слуги, женщины, больные, не имеющие походного снаряжения, учёные-богословы, должники, не получившие разрешения от кредиторов. В стане противника запрещено убивать женщин и детей, взрослые же мужчины обращаются в военнопленных с которыми можно поступить трояко: предать смерти, освободить за выкуп или превратить в рабов. Военнопленных, обратившихся в ислам, убивать не разрешается. Согласно всем религиозным школам подлежит уничтожению всё имущество, которое невозможно взять с собой и переправить на мусульманскую территорию (не было только единодушия относительно скота).

Идея джихада, с одной стороны санкционирует и освящает территориальную экспансию мусульманских государств, а для радикальных группировок - даже терроризм, а с другой стороны эта идея всегда использовалась в целях антиколониальной борьбы.

Сунниты - следующие сунне (пример жизни Мухаммада - поступки, высказывания, одобрения), в противоположность следующим биде (нововведениям), которыми считаются шииты.

Шииты - в противоположность суннитам отвергают возможность избрания имама (верховного правителя). Исходят из божественной природы верховной власти и рассматривают её как таинственную эманацию "божественной субстанции" в роду Али. Главный призыв: "К Богоугодному из рода Мухаммада!".

Ваххабизм - религиозно политическое движение в суннитском исламе, возникшее в Аравии в середине XVIII века на основе учения Мухаммада Абд ал-Ваххаба. Он родился в 1703-1704 году в семье кади, получил религиозное образование. Стержень учения - единобожие, только Аллах достоин поклонения, однако мусульмане отошли от этого принципа, поклоняются святым. В общественно-политической сфере Ваххаб проповедовал социальную гармонию, братство и единство всех мусульман, строгость морально-этических принципов, осуждал роскошь, стяжательство и т. д. Так же проповедовал джихад против многобожников и мусульман, отступивших от ислама. Такие мусульмане для него ещё большие многобожники, чем язычники. С 40-х годов XVIII века ваххабизм стал знаменем борьбы ал-Сауда за объединение Аравии, а после его победы - официальной религией государства Саудитов (сейчас - Саудовская Аравия).

Авиценна (араб. Ибн Сина, 980-1037). Родом из туркестанской Бухары. Главный философский труд - "Книга исцеления". Широко известен "Канон медицины".

Аверроэс (ибн Рушд, 1126-1196). Происходил из испанской Кордовы. Занимал высокие должности, попал в опалу. Трактаты были отвергнуты исламскими теологами и сохранились благодаря испанским евреям. Материальный мир вечен, бесконечен, но в пространстве ограничен. Бог тоже вечен но он не сотворил мир из ничего. Аристотелевское учение о возникновении природы путём воздействия на материю формы, он интерпретировал так, что формы не приходят к материи извне, но в вечной материи все формы потенциально содержаться и постепенно выкристаллизовываются. Отрицал бессмертие души, исходил при этом из Аристотеля: душа - это форма тела и отдельно существовать не может. Теория двойственной истины: высшая и чистая правда, которую познаёт философ, в религии проявляется в чувственных образах, что полезно для необразованных людей.

Теоцентризм. Мир - произведение божественного разума, но не божественной воли. Мир сотворён из материи и материя является вечной. Как и у Аристотеля, Бог - форма всех форм и неподвижный двигатель. Мир не создан однажды и непосредственно богом, а возник постепенно.

Универсалии:

- существуют до единичных вещей в божественном разуме;
- существуют в реальных вещах как их воплощённая сушность;
- существуют после вещей в головах людей как образованные ими понятия