Врусский язык слово «дислалия» пришло из греческого (dys — «нарушение» + lalia — «речь») и в точном переводе означает нарушение звукопроизношения. Проблема имеет две основные формы.
Функциональная дислалия

Ее возникновение напрямую связано с физическим состоянием крохи и условиями его жизни. Если ребенок часто болел, особенно в период активного становления речи (от года до трех лет), это и привело к различным нарушениям звукопроизношения. Не исключено, что соматическая ослабленность вызвала и задержку психоречевого развития

Функциональная дислалия может появиться, если крохе не уделяют достаточного внимания. Ребенок никогда не произнесет звуки правильно, если не слышал их достаточно часто в речи близких людей. Звуки родной речи должны быть у малыша «на слуху».

Порой общение может и навредить. Если с крохой сюсюкают, коверкают слова, такие «образцы» надолго остаются в памяти и впоследствии копируются. Помните, что ваша речь — эталон для ребенка.
Механическая дислалия

Что приводит к проблеме в данном случае? У малыша могут быть дефекты или аномалии в строении зубочелюстной системы, языка, нёба или губ (врожденная или приобретенная в результате травмы патология). На что следует обратить внимание при механической дислалии? Важно строение верхней и нижней челюсти и расположение зубов. Нарушение прикуса хорошо видно при сомкнутых челюстях. Попросите кроху крепко сомкнуть зубки и улыбнуться. Передние зубки в верхней челюсти сильно выступают вперед и буквально закрывают нижние? Значит, у него прогнатия. Если картина прямо противоположная — нижняя челюсть выдвинута, а за нижними зубами не видно верхних, — налицо прогения. Бывает, что при сомкнутых зубах у малыша между верхними и нижними резцами большая щель, в которую так и норовит высунуться язычок. Это — передний открытый прикус. Щель может «нарисоваться» и сбоку, между коренными зубами. Тогда говорят о боковом открытом прикусе (как одностороннем, так и двустороннем). Дефекты прикуса часто возникают изза неправильно подобранных сосок-пустышек, из-за их длительного использования. Может сыграть роль и наследственность. В любом случае стоит обратиться к врачуортодонту. Раньше ребенку с дефектами зубочелюстной системы помощь оказывалась мамин класс Фото: PHANIE/Fotolink после смены молочных зубов (7—8 лет). Теперь прикус корректируют раньше. Это важно еще и потому, что звукопроизношение формируется к 4—5 годам. Чем раньше устранить причины, мешающие нормальному произношению, тем лучше. Аномалии в строении зубов и челюстей чаще всего препятствуют появлению свистящих и шипящих звуков. Возникают так называемые сигматизмы и парасигматизмы (замена свистящих и шипящих другими звуками). Не менее страдают звуки Л и Р.

Губы и их строение играют немаловажную роль в артикулировании звуков. Из-за частых травм на губках появляются стягивающие рубцы, что значительно ограничивает их подвижность. Укороченная, как бы вздернутая верхняя губка также не способствует появлению многих звуков, в частности свистящих и шипящих, а также звуков П, Б, М. Подвижность губ увеличивается с помощью массажа и упражнений.

Аномалии в строении языка порой тоже препятствуют своевременному появлению звуков. Слишком большой, крохотный или рыхлый язык — вот далеко не полный перечень проблем. Часто встречается укороченная подъязычная уздечка. Бытует мнение, что ее можно растянуть с помощью упражнений. Это заблуждение! При стойких нарушениях (или отсутствии) звуков Л, Р, Ш, Ж, Ч и если подъязычная связка явно укорочена, выход один — операция. При этом только вмешательством хирурга здесь не обойтись, после операции необходимо заниматься реабилитацией и постановкой звуков с логопедом. Понадобится специальный массаж и артикуляционные упражнения. Только так у ребенка появится наконец чистая речь.

Нёбо бывает разной формы: плоское, щелеобразное, «готическое». И то, и другое, и третье может привести к дефектному произношению шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ), звуков Р, Л. Язычку непросто пристроиться и принять нужную форму на одном из таких «плацдармов»! Но не все так плохо. Логопеды знают много способов, как справиться с этими трудностями. Правда, форму нёба изменить не удастся, зато язычок может приспособиться к любым неудобствам! Конечно, при условии регулярных занятий.

Трудно говорить о причинах отсутствия звуков у ребенка, если не видишь и не слышишь его. Заочные консультации дают лишь общие советы и рекомендации. Поэтому найдите возможность проконсультироваться с логопедом лично. Только тогда помощь будет адресной, а значит, эффективной.