Была еще одна сторона многообразной деятельности А. С. Суворина, в которой его неоспоримые заслуги признавали даже многочисленные противники. Служение театру, на протяжении долгих лет отнимавшее много душевных и физических сил, однако доставлявшее немало отрадных минут, вот та сфера деятельности Суворина, где он также в полной мере проявил свои качества организатора, делового человека, литератора, публициста, идеолога. Его высоко ценили как знатока театра драматурги и актеры. Иван Николаевич Крамской нашел немало теплых слов о Суворине – театральном критике. Сильное впечатление на художника произвела суворинская рецензия 1885 г. на творчество М. Г. Савиной. «Да и другие, весьма многочисленные статьи Суворина о театре, отличавшиеся ясностью мысли, четкостью изложения, остротой, Крамской выделял из всего того, что писали о русском театре. Подобные оценки в устах крупнейшего мастера демократического искусства России весьма знаменательны! С захватывающим интересом читаются письма Крамского Суворину – это волнующий документ эпохи, и, кроме того, они дают дополнительные штрихи к характеристике Алексея Сергеевича. Суворину он поверял свои мысли о русской и западной живописи, о тайнах живописного мастерства; очевидно, Крамской видел в нем большого знатока искусства».424 Суворин познакомил Чехова со статьями и письмами художника.

Труппа Литературно художественного театра. 1900–1901 гг.

После смерти Крамского Суворин издал сборник «Иван Николаевич Крамской. Его жизнь, переписка и художественные статьи. 1837–1888». Статьи и рецензии Суворина, публиковавшиеся в его газете («Маленькие письма» и др.), нередко под псевдонимом «Незнакомец», пользовались вниманием читателей и оказывали влияние на театральную жизнь. Эти статьи справедливо рассматривались как определенный противовес всему изломанному, издерганному, что входило тогда в художественную жизнь. И если в своей деятельности редактора издателя Суворин часто шел на компромиссы, не всегда проявлял принципиальность, то в театральной работе он был цельной, убежденной в своей правоте личностью.

Алексей Сергеевич гордился успехами русских актеров, огорчался их неудачами, любил их общество, защищал их от нападок, а они называли его добрым гением. В свои статьи и в само театральное дело он вкладывал много знаний, страсти, умел ободрить каждого, вовремя сказать нужное теплое слово, окрылить. Суждения Суворина о театре своеобразны и независимы, он анализировал и пьесы, и игру актеров, отдавая предпочтение произведениям Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, А. В. Сухово Кобылина.

Будничность, проза жизни все больше и больше тяготила его, и он надеялся в театре найти то, чего не было ни в его личной жизни, ни в газетно журнальной деятельности.

В сентябре 1895 г. Суворин основал свой театр на наб. р. Фонтанки, 65. Здание построено в 1876–1878 гг. архитектором Л. Ф. Фонтана для Малого театра С. Ф. Апраксина.