Постоянные жалобы Суворина на театр и его же признания в том, что без театра он не представляет свою жизнь, – все это поразительно напоминает скорбные и печальные мысли Салтыкова Щедрина, обращенные к литературе.

В августе 1901 г. театр на Фонтанке сгорел, и пришлось снять временно Панаевский (Адмиралтейская наб., 4; не сохранился). В 1901–1902 гг. по проекту видного архитектора А. К. Гаммерштедта здание театра Суворина было восстановлено. Опыт восстановления театра пригодился Гаммерштедту при реконструкции Панаевского театра в 1904 г. В конце концов он сгорел в сентябре 1917 г.

Суворин – инициатор создания Литературно художественного общества (1895–1917 гг.), которое можно было бы назвать театральным им руководили актеры Александринского театра В. П. Далматов, Ю. М. Юрьев, композитор В. В. Андреев. При этом Обществе основаны Суворинский театр и театральная школа им. А. С. Суворина, вошедшие в историю театрального искусства. Собрания Общества проходили в 1907–1917 гг. в доме № 16 на Невском проспекте.

М. Г. Савина

Именно Литературно художественное общество впервые обратилось к всестороннему и глубокому изучению истории русского театрального искусства, начиная с допетровского времени; оно организовало первую русскую театральную выставку, которая, как и театральная школа, размещалась в доме на Адмиралтейской наб., 6. Директором школы стала «первая русская актриса» М. Г. Савина. В спектаклях и концертах участвовали Н. Н. Фигнер, балалаечник Б. С. Трояновский, пианистка Ванда Ландовска, Айседора Дункан… Как часто после концертов они направлялись в Эртелев переулок! Живой и отзывчивый, чуткий ко всему новому и национальному, А. С. Суворин был душой собраний и концертов, в которых принимали участие лучшие петербургские актеры и европейские знаменитости: оперные певцы И. В. Ершов, Н. Н. Фигнер, М. Баттистини, В. Э. Мейерхольд, великая итальянская трагическая актриса Элеонора Дузе (ее портрет работы И. Е. Репина находится в Третьяковской галерее), пианистка Ванда Ландовска. Эти вечера проходили либо в доме № 16 на Невском проспекте, залы которого имели хорошую акустику, либо в доме Суворина, где собирались наиболее близкие люди. Алексей Сергеевич радовался, видя рядом с собой знаменитую Э. Дузе, драматических актеров В. Н. Давыдова, Г. Г. Ге, Ю. М. Юрьева, самых дорогих его сердцу В. Ф. Комиссаржевскую, М. Г. Савину, П. А. Стрепетову… Всех этих людей сближала любовь к национальному репертуару, к пьесам А. Н. Островского, к русской музыке, живописи.

В Суворинском театре началась артистическая карьера В. И. Качалова (1896–1897 гг.).

В его театре в полной мере раскрылся талант трагического актера Павла Николаевича Орленева, впоследствии народного артиста республики (1869–1932). Он выступал здесь с 1895 по 1902 г., сыграл, в частности, Тихона в «Грозе», царя Федора в пьесе А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» (Суворину принадлежит честь «открытия» этой пьесы через 30 лет после ее создания).

Влияние и хлопоты неутомимого Алексея Сергеевича способствовали освобождению от цензуры трагедии Толстого. После премьеры пьесы в 1898 г. Орленев, по его словам, «проснулся знаменитостью», можно сказать, что этот актер был выпестован Сувориным. В том же году К. С. Станиславский поставил ее в Москве, и она стала одной из самых популярных пьес на русской сцене.

П. Н. Орленев