***ДЕД МОРОЗ***


http://kinderlibrary.files.wordpress.com/2009/11/26494647.jpg?w=222&h=300
ДЕД МОРОЗ

Почему именно Деду Морозу мы отправляем желания с надеждой что он их исполнит? Как случилось так, что именно он должен воплотить заветные мечты и кто был его прототипом? На этот счет имеется несколько версий, которые хотелось бы предоставить Вашему вниманию.

Версия первая: Ученые историки, по крайней мере некоторые из них предполагают, что Дед Мороз это собирательный образ всех предков, которые могут сердиться на своих потомков насылая на них различные бедствия, а могут и раздобриться и подарить удачу и достаток, в виде богатого урожая, крепкого здоровья и т.д. Но для того что бы их задобрить надо прилагать усилия и почитать их как следует. Возможно именно поэтому по обычаю новогодние столы должны ломиться от самых вкусных яств.

Версия вторая: Одно из распространенных мнений, что прототипом Деда Мороза был вполне реальный человек живший в 4 веке. Звали этого человека Николай. Существует сказка или поверье, что однажды проходя мимо дома одного бедняка он услышал как тот из за крайней бедности собирался послать своих дочерей на освоение древней женской профессии ("панель"). Что конечно Николаю не очень понравилось, и тогда он решил вмешаться. А сделал он так, бросил золотые монетки в печную трубу и те попали в девичьи башмаки, которые сушились у огня. За этот поступок и за другие различные добрые дела Николая после смерти объявили святым и со временем стали отождествлять с образом Деда Мороза.

Версия третья: В старину верили, что Дед Мороз живет в волшебной и загробной стране Нави, вход в которую находится под водой. Поэтому попасть к нему можно было только через колодец (как Машенька, которую прогнала злая мачеха). Но Дед Мороз не просто так сидит в своей ледяной избушке, он заставляет работать маленьких девочек, у него куча дел, он кузнец и повелитель вод. Однако если с ним обращаться уважительно, то не попадешь раньше времени в загробный мир и даже можно получить подарок.

Версия четвертая: В славянских легендах в особенность в древнеславянских сказаниях был еще один персонаж звали которого Зимник. Считалось что это небольшого роста старичок с седой бородой и белыми как снег волосами, а так же его постоянным атрибутом была тяжелая булава. Помимо этого имени его называли еще и Трескун, Студенец и Позвизд. Там, где появлялся этот старичок наступали морозу, сыпался снег и дул ледяной ветер.

Конечно, не очень дружелюбным персонажем слыл дед Мороз в стародавние времена, но и времена были темные и суровые. Однако с развитием прогресса с появлением новых веяний Дед Мороз подобрел, но все так же как и прежде судит о человеке по его поступкам и если они были хорошими, то одаривает подарками.

(источник: интернет)



Дед Мороз

Это цитата сообщения Таточка-Танюша Оригинальное сообщениеДед Мороз.


 

ДЕД МОРОЗ.

 

 

Какие Деды Морозы живут в России.

 

"Комсомолка" выяснила какие Деды Морозы живут в России.
Фото

О том, что в Великом Устюге живет Дед Мороз со своей внучкой Снегурочкой, знает каждый карапуз.

Именно ему письма с самими сокровенными желаниями пишут ребятишки со всей страны.

С недавних пор в некоторых российских регионах появились собственные новогодние национальные герои.

 

Всероссийский Дед Мороз

Страна: Россия

Место жительства: Вологодская область,

город Великий Устюг

Вообще, до сих пор так и не выяснили, сколько лет главному Дедушке Морозу страны. Есть только день его рождения, который с 2005 года отмечается 18 ноября.

По наблюдению синоптиков, примерно в это время наступает в Великом Устюге настоящая зима.

Говорят, что прообразом Деда Мороза стал почитаемый на Руси Николай Чудотворец. Но ассоциировать Новый год с белобородым старцем в красной шубе и посохом в руке стали лишь в начале прошлого столетия.

Конечно, это произошло под влиянием западной культуры: в России тоже хотелось иметь своего Санта Клауса.

С приходом советской власти, Дед Мороз поначалу был вне закона. Но в 1935 году в газете «Правда» была опубликована статья, в которой было предложено организовать для детей празднование Нового Года. Тут-то все и началось.

И теперь уже трудно себе представить новогодние праздники без веселого новогоднего Дедушки Мороза.

 

Кыш Бабай

Регион: Татарстан, Башкортостан

Особые приметы: синий кафтан, вместо шапки – мохнатая тюбетейка

Место жительства: Татарстан, Арский район, деревня Яна Кырлай

Как гласит легенда, именно Кыш Бабай в древности отвечал за веселое празднование прихода нового года.

Праздничные обряды совершались с 21 декабря по 1 января.

 А праздник этот назывался Нардуган.

 

Эhээ Дьыыл

Регион: Республика Саха (Якутия)

Особые приметы: синий кафтан расшитый дорогими стразами, стеклярусом и бисером. На голове – шапка с длинными рогами.

Место жительства: Республика Саха, Оймяконский улус, село Оймякон

А вот в Якутии живет сразу два Деда Мороза. Один – злой, как холодный таежный ветер. Якуты верят, что Чысхаан несет с собой несчастье. Второго ласково называют Эhээ Дьыыл, то есть - Дедушка Мороз. Кстати, этот самый дедушка вполне реальный человек. По паспорту его величают Гавриил Спиридонович Угаров. В свободное от «дедморозовских» дел, профессор, доктор биологических наук преподает в медицинском университете. Гаврил Угаров - автор фантастических рассказов и сказок. Именно он 9 лет назад придумал образ доброгоновогоднего волшебника, который, как и его заграничные коллеги, разводит подарки для малышни на санях, запряженных оленями.

Как и положено, у Деда Дыыла есть своя Снегурочка – Харчаана. Резиденция находится на полюсе холода в Оймяконе, где зимой температура воздуха опускается до минус 72 градусов Цельсия. Отправиться туда решиться не каждый, поэтому гостей дедушка с внучкой принимают в Якутске. Эhээ Дьыыл официально включен в список мировых Дедов Морозов.

 

Сагаан Убугун

Регион: Бурятия, Калмыкия

Особые приметы: Устарца белая одежда, белая борода, а в руках посох с головой дракона.

Место жительства: Бурятия, город Улан-Удэ

Бурятский Дед Мороз – один из богов в буддистском пантеоне. Величают его Белым Старцем. Буряты свято верят в то, что Сагаан Убугун встречался даже с самим Буддой Шакьямуни. Если прочитать сутру Белого Старца, станет понятно, что именно он наказывает людей за плохие поступки. «Навожу на них болезни, воров, раны, сыпи и дурные сновидения в таком обилии, как дождь», - так гласит писание. Вместе с этим, Белого старца почитают как покровителя земледельцев. А еще говорят, что Сагаан Убугун уже родился стариком. Так волшебники наказали его мать за то, что не дала им напиться воды.

Новый год в Бурятии празднуют по лунному календарю – 3 февраля. Отметить праздник Белого месяца, или Сагаалган, Белый Старец приглашает гостей на озеро Байкал. Если на праздник встретить его, и рассказать ему о том, сколько добрых дел совершил за прошедший год, то Белый Старец может щедро одарить здоровьем, любовью близких и материальным благополучием в году грядущем.

Роль Белого Старца уже пятый год играет известный бурятский актер Дамбадугар Бочиктоев, который был даже награжден за свой талант орденом-медалью «За заслуги перед Отечеством II степени».

 

Паккайне

Регион: Карелия

Особые приметы: карельский Дед Мороз вовсе не старичок, а молодой красивый парень.

Место жительства: Карелия, город Олонец

В Карелии новогоднего героя назвать Дедом Морозом – язык не поворачивается. Паккайне – Морозец, так с карельского переводиться имя молодого веселого паренька. В декабре 2000 года он стал символом Олонецких игр, на которые съезжаются Деды Морозы со всей страны. Кстати, в прошлом году победителем стал новогодний волшебник из Набережных Челнов (актер – Дмитрий Филин – прим. Авт.)

Пять лет назад Паккайне назвали младшим братцем российского Деда Мороза.

- Как-то в начале зимы возвращался с ярмарки в Олонец торговый обоз, - так начинается легенда о Паккайне.

Мороз крепчал, а тут жена одного из купцов некстати начала рожать. Стужа закалила ребенка и он родился здоровым и крепким. За что и назвали его Морозцем.

Паккайне рос и развивался гораздо быстрее своих сверстников. За неделю он достиг размеров трехлетнего ребенка, а уже через месяц - превратился в завидного жениха. Отец ссудил его деньгами, чтобы тот взялся за торговлю. Паккайне скупал у олонецких мастериц кружева, выгодно продавал их в других городах, а в свою лавку привозил заморские сладости и разные диковинки. А когда становилось ему скучно, отравлялся путешествовать.

 До чего же любил Паккайне красоваться перед зеркалом! И в какое бы зеркало не заглядывал, отражение в нем оживало, и продолжало жить в том городе, в котором останавливался паренек. А с наступлением зимы все они отправлялись на родину Паккайне – в Олонец, где устраивали между собою состязания. Так они каждый раз выясняли кто из них настоящий Морозец. 

Сам Морозец тоже участвовал в играх. Однако 1 декабря, в день своего рождения, он неожиданно превращался в младенца, который начинал стремительно расти, опять превращаясь в завидного жениха.

 

Ямал ири

Регион: Ямало-Ненецкий АО

Особые приметы: у Деда Мороза ненцев – длинные седые волосы. Носит он национальную северную одежду – малицу и кисы.

Место жительства: Ямало-Ненецкий АО, Приуральский район, поселок Горнокнязевск

Образ Дедушки Мороза придумали местные ребятишки. У толстячка Ямал Ири, кроме чудесного посоха, есть еще волшебный бубен из оленей шкуры для проведения обрядов. Говорят, что звуки бубна отгоняют злых духов от тех, к кому дедушка приходит в гости, дают заряд бодрости и положительной энергии.

Не смотря на то, что живет он у самого края земли, это самый продвинутый новогодний старец: легко управляет не только оленей упряжкой, но и снегоходом. Ямалу ири можно позвонить на мобильный телефон (его номер 89220 544445). Работает персональный сайт Ямал ири, где можно поиграть в игры, узнать новости из жизни дедушки.

 

Тол Бабай

Регион: Удмуртия

Особые приметы: шуба у него фиолетовая, а посох кривой - от долгих путешествий по миру. Свои подарки волшебник носит в берестяном коробе.

Место жительства: Удмуртия, Ширканский район, деревня Титово

А вот в умственных способностях Тол Бабая удмурты поначалу сомневались, поэтому так его и звали - Алангасар. По легенде, жили соплеменники глупого великана на Кар-горе, но потом туда пришли люди. Алангасары испугались, и решили спрятаться от них в яме на вершине той самой горы. Но один самый маленький великан по имени Тол Бабай замешкался, и яма – исчезла.

И пошел алангасар тогда бродить по свету ума набираться. Пока ходил, выучил язык птиц и зверей, узнал целебные свойства растений. А потом познакомился с Лымынылу, и предложил стать его помощницей. Однажды маленький великан повстречал детей, только они не испугались его, а наоборот, стали с ним играть. За это Тол бабай стал одаривать ребятню красивыми шишками и лесными ягодами и грибами. С тех пор дружба великана и детей только крепнет.

 

Всемирный Казачий Дед Мороз

Страна: Россия

Особые приметы: красный кафтан с золотыми эполетами, вместо пояса – кушак, на нем – кавалерийская шашка.

Место жительства: г. Калининград

Если вы встретите этого чудоковатого старичка, не удивляетесь, когда он представится следующим образом: «Всемирный Казачий Дед Мороз Василий Петрович Пестряк-Головатый». Да-да именно он, генерал-майор Казачьих войск, придумал образ казачьего Деда Мороза. Он же эту роль волшебника играет.

На детсадовских елках Пестряка-Головатого редко встретишь. Чаще всего – на новогодних утренниках в кадетских корпусах и суворовских училищах, где будущим защитникам отечества рассказывает о патриотическом воспитании. Потому как «воспитания любви к Родине у подрастающего поколения на основе традиционных и общечеловеческих ценностей» - одна из семи целей, которые ставит перед собою Всемирный Казачий Дед Мороз».

А посему, год назад решил Василий Петрович, что резиденция патриотически настроенного Деда Мороза должна базироваться исключительно на территории самого западного анклава России, то есть в Калининградской области.

Наша справка.

Так сколько же Дедов Морозов у нас в России? На этот вопрос трудно ответить. Скорее всего, ровно столько, сколько народов населяет нашу большую страну. Истории национальных Дедов Морозов тесно переплетены с культурой каждого народа. Некоторым сказаниям о волшебниках – сотни лет.

В Чувашии живет Хел Мучи, или «дед-зима». Только в словаре чувашского языка не найти такого понятия. Зато есть определение языческого праздника Сурхури, во время которого древние чуваши встречали Новый год. Сурхури переводится как «овечья нога». Отсюда, и главное гадание на праздник: чуваши, захмелев от пива, выходили в хлев и начинали ловить за ногу овечку. Попалась белая — удача ждет в новом году, черная — беда на пороге.

 В соседнем Марий Эл проживают Йушто Кугыза с ясноокой Лумудыр. А в мордовском селе Кивать Ульяновской области к 2016 году планируют построить этнографический комплекс “Эрзянь эрямо тарка” – “Мордовская усадьба”. Полноправным хозяином в нем станет Мордовский Мороз Атя. Инициатором создания стал местный предприниматель.