В этом году день рождения Боба Марли запомнится ижевским растаманам особенно. 7 февраля наш городок посетила необычная московская группа «ДаБац». Необычна она тем, что ее музыка является слиянием двух больших культурных пластов - раста и хип-хоп. Впрочем, взаимодействие двух этих культур служит одной задаче - борьбе с Вавилоном (системой), возврату к истокам, корням, обращению к голосу предков и поиску своего «Я» в противовес «оболваниванию» масс-культурой.

Горько, что в этот вечер в клубе «Авиатор» собралось непростительно мало народу. В основном пришедших по внешнему виду можно было отнести к почитателям реггей. Представителей хип-хопа замечено не было, что удивляет, потому как одна идейная половинка ДаБац - Панда, известный MC, остер на язык и славен словесной эквилибристикой. А те, кто все-таки пришли в клуб, в основном сидели по углам, что заметно обеспокоило музыкантов, вышедших на сцену. Но, в общем-то, те 20 человек, что танцевали и подпевали у сцены, старались как могли и поддерживали ребят. Так что к середине выступления общими усилиями удалось разогреть танцпол. Такие боевики как «Громкость», «Танец войны», «Освободись от Вавилона» вряд ли кого-то в клубе оставили равнодушным. После выступления Сева «Панда» и Сергей «Карандаш» провели сеанс синхронной раздачи автографов для публики и интервью для нашего журнала.

О деньгах

- На первом альбоме в песне «Деньги» вы поете «Жизнь - это пирог, я хочу свой кусок». На последнем альбоме в песне «Спальный район» вы цитируете эти строчки. Хотелось бы узнать, изменилось ли ваше отношение к деньгам со времени первого альбома?

Панда: Мировоззрению свойственно меняться. Человек живой, думает о том, что происходит. Как отношение может поменяться? Деньги - это энергия. Как может поменяться отношение к метрам или километрам в час? Деньги - это условная единица измерения сложенной энергии.

Карандаш: На новом альбоме на самом деле нет никакого негатива по этому поводу.

О Вавилоне

- В своих песнях вы часто рассматриваете американо-европейскую систему как источник зла, Вавилон. У вас есть песня «Танец Войны», где вы упоминаете Джорджа Буша, Тони Блэра. Почему в своих песнях вы не поете о проблемах России?

Карандаш: Мы поем о наших проблемах, например, в песне «Партизан». Эта песня была написана в разгар чеченской заварушки. Но это не значит, что она только про это, она вообще о любой войне.

- Не хотелось ли заострить больше внимания именно на российских проблемах в текстах?

Панда: Проблемы в мире примерно одинаковы. Глобальные проблемы перестановки.

Карандаш: У нас поровну: одна песня про это, другая - про то.

Панда: Как говорят антиглобалисты «Действуй локально, мысли глобально».

- А вы считаете себя антиглобалистами?

Панда: Антиглобализм - это отдельное понятие. Мы не посвящались в это, не ходили бойкотировать саммиты Больших Восьмерок… В этом плане мы не относим себя к ним. Но идеологически нам близки некоторые антиглобалистические послания.

Карандаш: Основной смысл в том, что все в наших руках. Вот эта идея, что есть некие злобные силы, которые управляют нами, и против которых мы иногда что-нибудь делаем. В силах людей изменить этот мир, и они непрерывно его меняют. Надо бороться за свои права.

- Как вы боретесь за свои права? Только через музыку или в повседневной жизни это еще как-то выражается?

Карандаш: Должна присутствовать активная социальная позиция. У нас она проявляется в том, что мы выходим на сцену и говорим то, что думаем.
Панда: Чрезмерное проявление активной жизненной позиции не всегда доводит до добра в нашей стране. Поэтому надо…

- Действовать осторожно?

Панда: Не то, что действовать осторожно, а соизмерять то, что может дать индивид в рамках социума во благо или поддержку этого социума. И я со своей точки зрения не согласен с тем, что происходит в верхах. Как любой нормальный человек в этой стране я не могу с этим согласиться. Я пишу об этом песни, как мне кажется, доступным языком, и Карандаш тоже, языком, который человек сможет воспринять и примерить на себя только будучи готов и созрев для этого.

- Что бы вы изменили в нашей стране?

Панда: Я бы не стал критиковать действующую власть, потому что в этой стране и так все про нее все знают. не хотелось бы превращать интервью в политические дебаты, но у нас нет демократии. Как бы она есть, но она очень контролируема. Что изменить? - Сделать демократию менее контролируемой.

Об увлечениях

- Какие увлечения у вас были в детстве?

Карандаш: Я увлекался программированием.

- ?

Карандаш (мучительно вспоминая): Эээ… всё (прим. - видимо, трудное детство было).

- Сева, а ты?

Панда: Я ходил на шахматы, на каратэ, как все маленькие дети. Еще на что-то ходил… на лепку! Помню, слона слепил из глины… (грустно) он разбился потом, мне было жалко… Думаю, что мое детство не особо отличалось от детства вас, такие же кружки, такие же секции.

- Сева, твои любимые русские поэты?

Панда: Вообще люблю поэтов Серебряного века, футуристов. Мне очень нравится Велимир Хлебников, как можно понять из моих текстов.

- А из зарубежных рэперов чей стиль нравится?

Панда: Рэп современный можно разделить на коммерческий, мейнстримовый и андерграундный. Вот коммерческий меня совершенно не интересует. Мне нравится восточный, западный андерграунд, нью-йоркская школа.

- Каких режиссеров любишь?

Панда: Джармуша выделю…

Замечает на плазменном экране трансляцию «Симпсонов» и продолжает: Очень люблю Мэта Гроунинга («Симпсоны», «Футурама»), Сета Макфарлейна («Гриффины»). Больше чем кино, мне нравятся анимационные сериалы. А последний фильм из тех, что мне понравился, был «Терминал» Спилберга с Томом Хэнксом. У меня слезы ручьями текли…

Карандаш: Я на самом деле только недавно стал приобщаться к кинематографу…

Панда: «Аватар» смотрел?

Карандаш: «Аватар» смотрел. Я сейчас с детьми хожу в кинотеатры… У меня два сына - Никита и Павел, им 8 и 5 лет.

- Сева, а у тебя есть дети?

Панда: У меня нет.

- А телевизор смотрите?

Панда: Странная такая ситуация. У меня дома есть телевизор. Когда я переезжал, забрал от родителей, но я его включал от силы два-три раза, не идет. Но когда я прихожу к родителям, а у них телевизор в каждой комнате, я не могу его не включить. А потом меня не оторвать от него. Видимо, аура у них такая.

О культуре и религии

- В чем разница растафарианства и русского православия?

Карандаш: В России исторически церковь очень плотно связана с государством, что порой накладывало тяжелые обязательства. Присутствует, мне кажется, некий снобизм и закрытость со стороны русской православной церкви. Нет такого, чтобы «перло», «вставляло» людей, заставляло их как-то менять свою жизнь. Все новое - это хорошо забытое старое. Любое обновление есть возврат к более чистому прежнему состоянию. В этом плане я считаю, что растафарианство ближе к духовныму началу, корням.

- Сергей, в одном из интервью ты как-то упомянул, что марихуана и дреды пришли из Индии. Известно, что волосы Шивы это дреды, и он курит ганжу. Так может, растаманам стоит поклоняться не Джа, а Шиве? :)

Карандаш: На самом деле эта традиция находит проявление во многих культурах. Сама мировая популярность дредов пошла изначально от фотографии кенийских партизан в начале 20 века. В Ветхом Завете назореям запрещено было стричься, и они по сути тоже были с дредами. А марихуана всегда присутствовала во всех культурах.

- Во всех?

Карандаш: В африканской, ветхозаветной, индийской…

- В Ветхом Завете?

Панда: Она выросла на могиле царя Соломона.

- Мясо едите?

Вместе: Нет.

- А рыбу?

Карандаш: Да.

Панда: Редко.

- А давно мясо не едите?

Панда: Лет 6.

Карандаш: Года 3. Рыбу не хочу переставать есть.
Панда: Я уже хочу рыбу перестать и отказаться от нанороботов (молочных продуктов).

- Близко ли вам толстовство?

Панда: Я с удовольствием бы вернулся к земле, ходил бы с косой, в подвязи… Если бы мне позволила моя организация жизненного процесса, то я вообще, наверно, к этому бы и стремился.

- Может, на пенсии?

Панда: Почему на пенсии, раньше… Это одна из целей, галочка, которая в том числе может быть достигнута.

- В ваших песнях есть обращение к русскому фольклору…

Панда: Да, мы очень поддерживаем русскую культуру.

Карандаш: Вообще у русских людей есть некий комплекс, когда они слышат что-то похожее на свое, они сразу как-то очень стесняются, что что-то не то. Вот когда звучит что-то индийское или африканское, это очень стильно, а русское - это колхоз. Это случилось потому, что русская народная культура была несколько опошлена пропагандой и по сути искажена. Я имею в виду советскую идеологию, которая навязывала даже не языческую, а заимствованную шансон-культуру начала 20 века. «Вдоль по Питерской»… И ничего хорошего здесь не будет, пока не появится гордость и самосознание. В чем секрет той же Ямайки? Почему они развили свою культуру по всему миру? Потому что они максимально осознают себя как нацию. У нас гораздо больше бэкграунда, не надо ничего придумывать, что-то притягивать за уши - все есть. Люди в России изначально ставят себя номером два: что бы они ни делали, все всегда будет хуже. Хотя они не понимают, что американское американцам кажется таким же, как русское русским.

07.02.10.