Азазель (Арамейский; Иврит; Арабский; ) — по верованиям древних евреев — демон пустыни.

Предание об Азазеле как об одном из падших ангелов возникло довольно поздно (не ранее III века до н. э.) в еврейском фольклоре и зафиксировано, в частности, в известной апокрифической Книге Еноха. В Книге Еноха Азазель — предводитель допотопных гигантов, восставших против Бога. Он научил мужчин воевать, а женщин — искусству обмана, совратил людей в безбожие и научил их разврату. В конце концов он был привязан, по повелению Бога, к пустынной скале.

Некоторые современные историки пишут так:

Некоторые места Ветхого Завета предписывают людям воздавать поклонение злому богу наравне с добрым. Вот, например, текст из того раздела книги Левит, в котором подробно регламентируется распорядок обряда в Скинии Завета: «И возьмет (Аарон) двух козлов и поставит их перед лицем Яхве у входа скинии собрания; и бросит Аарон об обоих козлах жребий: один жребий для Яхве, а другой жребий для Азазела» (16:7—8). Козел, предназначенный для Яхве, тут же приносится ему в жертву, поскольку бог Яхве собственной персоной здесь присутствует, с жертвой для Азазела дело обстоит сложней, ибо этот бог живет где-то в пустыне. Предусмотрена поэтому такая процедура: козла поставить «пред Яхве, чтобы совершить над ним очищение и отослать его в пустыню для Азазела» (10). Необходимо отметить, что в русском переводе текст фальсифицирован. Азазел не упоминается, говорится лишь, что козел предназначен «для отпущения», вместо Яхве же, как и в других случаях, фигурирует «Господь». Некоторые иудейские экзегеты считают [что, поскольку] имя Азааз-эл (бог-Азаз) имеет в своем корне наименование египетской богини Изиды-Изиз (что само по себе не лишено основания), что речь идет об отношении именно к этому божеству, от культа которого израильтянам приказано отречься. «Вот почему, — сказано в одном комментарии, — Господу противопоставлен здесь идол Азазел, а козла, вышедшего последнему по жребию, ведено прогнать в пустыню, в ознаменование удаления этого идолослужения из среды Израиля».[1]

— «Библия: историко-критический анализ» И. А. Крывелев