Итак, краткий экскурс по автогражданке...

Почти все, кто имеют хоть какое-то отношение к вождению, слышали что-то про ОСАГО. Оно же «автоцывилка», оно же «автогражданка». 98% водителей, как минимум раз в жизни оформляли такой договор и с каждым днём сознательных (или вынужденных это делать) всё больше на дорогах Украины.

Многие из них, отдав деньги и получив листок формата А-4 и небольшую картонку к нему, к сожалению, так и не знают, что они приобрели. Как обычно они говорят – «купили бумажку от гаишников». А некоторые даже расстраиваются от того, что повредив свою машину об забор, они не получают денег на ремонт от страховой компании, которой отдали деньги за страховку.

Так что же страхуется на самом деле? Умными словами сформулировано в самом названии страховки, а именно – «Обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств». Согласно законодательству, «страховым случаем является событие, в результате которого причинён ущерб третьим лицам во время дорожно-транспортного происшествия, которое произошло при участии обеспеченного транспортного средства и в результате которого наступает гражданско-правовая ответственность лица, ответственность которого застрахована за договором (полисом)». Если же описать это простыми словами на примере, то выйдет примерно так:
У Иванова есть действующий полис ОСАГО на его автомобиль.
Иванов и Петров попадают в ДТП, где Иванов оказывается виновной стороной, а Петров пострадавшей.
Нанесён ущерб здоровью Петрова и его автомобилю.
Страховая компания по полису ОСАГО Иванова компенсирует ущерб Петрову в пределах лимитов.
Иванов, если не оформил полис страхования от несчастных случаев, лечится за свои деньги и, если не заключил договор страхования КАСКО, ремонтирует свой автомобиль сам. Страховой компании он ничего не возмещает.

В каких же пределах денежных средств оплачивает ущерб страховая компания?
За вред, причинённый жизни/здоровью на одного пострадавшего – 100000грн. Независимо от количества потерпевших.
За вред, нанесённый имуществу на одного пострадавшего – 50000грн. Если пострадавших больше пяти, то пятикратный размер лимита – 250000грн. – будет распределён пропорционально.

И тут появляется непонятное слово франшиза. Что же оно значит? Это сумма денег, которую страховая компания не компенсирует пострадавшему и её должен возместить виновный. Что-то вроде остатков его ответственности в денежном эквиваленте. По законодательству эта сумма может составлять от 0 до 1000грн., на усмотрение страховой компании. Соответственно, если франшиза нулевая, то страховая компания берёт на себя всю компенсацию ущерба в пределах указанных лимитов. Если же она, допустим 500грн., то при наступлении страхового случая виновный платит пострадавшему 500грн., а страховая компания выплачивает сумму ущерба в пределах лимита минус 500грн.

Что же происходит, если лимит превышается? Всё, что свыше – компенсирует виновная сторона. Такие случаи происходят нечасто (где-то около 5% от все страховых случаев), но всё же бывают. Как же можно защититься от непредвиденных и неприятных расходов в такие моменты? Существует добровольное страхование ответственности, суть которого увеличить лимит по обязательной страховке. Это может быть ещё плюс 25000грн., или плюс 50000грн., или плюс 100000грн., и более – на Ваше усмотрение. Так вот, когда не хватает лимита по ОСАГО – «подключается» вторая – добровольная страховка – и компенсирует ущерб на недостающую сумму в рамках своего лимита. Случаи, когда не хватает денег и по добровольной страховке, очень редки.

Какие же должны быть действия при ДТП, чтобы соблюсти все инструкции и защитить себя финансово?
1. Немедленно вызвать на место происшествия ГАИ (тел.102) (После введения системы европротоколов – с 19.09.11г. – возможно оформление ДТП без ГАИ)
2. Срочно позвонить в круглосуточный Информационный Центр Страховой компании и согласовать свои дальнейшие действия
3. До приезда инспектора ГАИ не вступать ни в какие переговоры о признании себя виновной стороной
4. Получить у инспектора ГАИ копию протокола об административном нарушении и справку о ДТП
5. Обменяться с остальными участниками ДТП контактными телефонами, названиями страховых компаний
6. В течение трёх рабочих дней обратиться в офис своей страховой компании для предоставления необходимых документов и написания заявления

Если Вы являетесь пострадавшей стороной, но у Вас есть основания считать, что Вас признают виновной стороной (в нашей стране может быть всякое), то лучше сделать все эти действия и пусть это потом не понадобится, чем не сделать и потом выплачивать деньги из своего кармана.
Пострадавшая сторона, для получения компенсации также должна обратиться в страховую компанию виновника – для написания заявления, оценки ущерба и т.д. – в любой удобный срок, но, чем раньше, тем лучше для него же.

Особо оговорюсь, что есть в этом виде страхования и льготники, те, кому либо вообще не нужно оформлять полис ОСАГО нет необходимости, либо те, кому положена 50% скидка.
Участники боевых действий и инвалиды войны, инвалиды Ій группы, которые лично управляют принадлежащим им транспортным средством, а также лица, которые управляют транспортным средством, принадлежащем инвалиду Ій группы, в его присутствии – освобождаются от оформления ОСАГО. В случае необходимости, за них будет компенсировать ущерб моторно-транспортное страховое бюро Украины (МТСБУ).
При страховании не более одного транспортного средства с объёмом двигателя до 1,6л (включительно) – стоимость страховки для участников войны, инвалидов ІІ группы, лиц, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы, отнесённых к І и ІІ категориям, пенсионеров-граждан Украины – составляет 50% от стоимости страховки для не относящихся к льготникам.

За каждый безаварийный год езда страховая компания может (но не обязана) делать стоимость страховки дешевле, а именно – по 5% за каждый такой подтверждённый год. И наоборот – увеличивать стоимость страховки при наличии страховых случаев. Хотя общей базы ДТП, не смотря на давние планы законодателей, до сих пор не существует.

Полис можно оформить на любое лицо, имеющее хоть какое-то отношение к данному транспортному средству, но при ДТП – необходимо будет написать заявление от этого лица, а также предоставить копии удостоверяющих документов.

С января 2012г. территорией преимущественного использования транспортного средства является город, в котором находится регистрирующий эту машину орган, указанный в техпаспорте. Чем больше населённость этого города, тем дороже стоимость страховки, и наоборот.

Также стоимость страховки зависит от категории транспортного средства (легковые, грузовые, прицепы, мотоциклы, автобусы) и его характеристик (объём двигателя, тоннажность, пассажиромест).

Хочется также заметить, что на 31.12.11 г. в Украине было зарегистрировано 442 страховые компании. За 2011г. было заключено 8,3 млн. договоров ОСАГО и 450 тыс. КАСКО. Полис ОСАГО есть у 93% тех, кому он необходим законодательно. Охват КАСКО – 28%. Люди всё, чаще приобретают полис ОСАГО осознанно и с пониманием необходимости. К сожалению, не все страховые компании являются добросовестными игроками страхового рынка. С этим пытаются бороться соответствующие органы и хочется верить, что наше отечественное страхование в ближайшем будущем выйдет на цивилизованный уровень.

Надеюсь, что данный краткий обзор по ОСАГО помог ответить на все возникшие у Вас вопросы. Если же осталось ещё что-то актуальное и нераскрытое для Вас – пишите, буду рада помочь.

© С уважением Ваша Глазкова Александра Евгеньевна
__________________

Рассчитать стоимость ОСАГО, Добровольного ГО, Зеленой Карты можно здесь:
[email protected]
781-70-76 (городской)
066-109-13-56 (мтс)
096-00-414-12 (киевстар)
093-748-54-03 (лайф)
ХАРЬКОВ